Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

«В продаже остался только один». Что известно об электрокарах Zotye в Беларуси

  • 20 марта
  • Просмотров 13932

Об электрокарах нынче в Беларуси говорят много. Все потому, что поводов для электрификации транспорта вагон и маленькая тележка. Взять хотя бы белорусский электрический минивэн или новейший электрокар Geely Geometry A, который недавно предоставили белорусским дилерам. По этому случаю завод «БелДжи» даже организовал пресс-конференцию. А буквально на днях Совет ЕЭК принял решение обнулить ставку ввозной таможенной пошлины — в итоге минус 36% от цены любой ввозимой «электрички». Неужели и на нашей улице праздник?

Я вам не Зося! В Минске показали белорусские электрокары Zotye

На фоне всех этих событий, которые явно говорят о развитии сегмента электрокаров в нашей стране, ничего не слышно лишь о серийных EV Zotye. Какова судьба китайских электромобилей? Ведь мы помним, как в феврале 2018 года с помпой прошла презентация моделей E200 и Z500. Начать массовое производство планировалось в мае 2018-го, тогда же должны были стартовать продажи новинок в Беларуси. Увы, не сложилось.

Обчак — гиблое место?

Еще во время официальной демонстрации вышеуказанных машин помимо здоровой доли скептицизма появилась надежда, что заводу все же удастся расшевелить сегмент электрокаров в РБ. В голове промелькнула шальная мысль, что где-то под Минском, вблизи деревни Обчак, стал зарождаться массовый выпуск электромобилей. А ведь у некоторых журналистов еще свежи воспоминания, что там же не так давно намечали наладить масштабную сборку Cadillac, Opel, Chevrolet, Peugeot и Citroen... Не пошло, забуксовало.
Минуло чуть больше двух лет, продажи одной из электрических моделей стартовали позже обещанного, но потом EV пропали из поля зрения, а узнать что-либо сегодня об их дальнейшей судьбе оказалось крайне сложно.

Естественно, мы пробовали уточнить все официально, отправив запрос в адрес СП ЗАО «Юнисон». В частности, хотели получить информацию, которая касается перспектив дальнейшей сборки электрокаров Zotye. Сколько всего их было выпущено и продано с 2018 года и по сей день? Есть ли у завода планы, связанные с реализацией данных электромобилей в ближайшем будущем? Сколько автосалонов Zotye открыто по всей стране?
Помимо этого, нам любопытно, производство каких машин в настоящий момент налажено на предприятии и какова стратегия развития завода на следующие годы. Увы, на многочисленные вопросы организация ответила весьма лаконично. Дескать, СП ЗАО «Юнисон» благодарит за проявленный интерес к предприятию и производимой им продукции. Вот только данные сведения будут предоставлены в средства массовой информации «по итогам годового собрания акционеров».

Когда его проведут — неизвестно. Указанный запрос мы отправляли в начале года, но получить комментарий не смогли до сих пор. В автосалоне Zotye на Кольцова (ОАО «Автоторгсервис») сообщили, что модель Z500EV снята с продажи полгода назад по причине ее высокой стоимости и низкого спроса. По младшей версии сказали звонить в другой автоцентр, недавно открытый на улице Чкалова. Мы решили отложить телефон в сторонку и съездить в шоу-рум. Оказалось, что там действительно красуется маленький городской электромобиль E200. Настоящий! Не макет и не прототип. 

Тайно о тайном

В будний день в салоне с амбициозной вывеской «Сделано в Беларуси» ни одной живой души. Зато тот самый электрокар компактных размеров в бело-голубом окрасе кузова располагается на самом видном месте.

С порога обрисовываю менеджеру ситуацию: вместе с мужем планируем переехать жить за город, а потому одной машины в семье уже недостаточно. Поскольку мне приходится проезжать не более 40-50 км в день, я посчитала, что электромобиль — это оптимальный вариант, который идеально подходит при сложившихся обстоятельствах. В воздухе повисла напряженная пауза, а у меня ненароком возникло ощущение, что я единственный человек, который заинтересовался данной моделью за долгое время. Правда, сотрудник салона поспешил уверить меня в обратном.

— После того, как в интернете разместили рекламу, на нас обрушился шквал звонков! Предсерийный тираж завода составлял около 20 электрокаров. Все эти машины мы уже распродали. Остался лишь этот экземпляр, а второй, в бордово-черном цвете, забронирован покупателем. Других вариантов нет.

В продаже остался один электрический малыш

Любопытно, что про седан Z500EV, который позиционировался как семейный электромобиль и должен был проезжать до 300 км на полной зарядке, как будто все забыли. В новом салоне подтвердили, что с ценой свыше 20 тысяч долларов спрос на машину оказался бы мизерным, поэтому пришлось снять старший Z500EV с продажи. Трехдверный же хэтчбек люди хотели купить. Даже сейчас изъявляют желание. Вот только экземпляр в бело-голубом исполнении — последний. Как дальше быть?

Седан Z500 так и не появился в продаже. На заводе посчитали, что на него не будет спроса 

С одной стороны, менеджер упомянул про шквал звонков, с другой — в наличии всего один-единственный электрокар и 20 проданных Z200EV за 2 года. Каким образом удовлетворят повышенный спрос белорусских автолюбителей? Вопрос риторический. Если представить, что в автоцентр придет с десяток человек с намерением приобрести электромобиль здесь и сейчас, то, увы, не получится.

«Электромалыш» на 220. Километров, а не вольт

Двухместный городской микрокар выглядит очень похожим на Smart. Разделяя общую площадь автоцентра с Zotye Т600 по соседству, он предстает действительно маленьким автомобильчиком. Его габариты следующие: 2 735*1 600*1 630 мм. Колесная база — 1 810 мм. Впрочем, ранее про эту модель мы уже подробно рассказывали.

На одном заряде Е200 способен проехать до 220 км (в реальности — 180)

Вкратце напомним: машина продается в Китае с 2016 года. Здесь установлена тройная литий-ионная батарея, спрятанная под днищем. Ее емкость — 24,5 кВт·ч. Запас хода обещают в 220 км. Тяга двигателя — 165 Н·м, а в движение младшая версия «Зоти» приводится электромотором мощностью 60 кВт (83 л. с.). При полной массе в 1 270 кг электромобиль способен разогнаться до 120 км/ч.

Несмотря на миниатюрность, система безопасности компакта детально продумана: передние и задние дверные усилители, высокопрочный стальной корпус, противоударные стальные балки, две подушки безопасности. Кузов сделан из композитных материалов. Мультимедиа электрокара работает на операционной системе Android. В салоне — 10-дюймовый сенсорный интерактивный экран, а также множество полезных функций, включая круиз-контроль, сервопривод водительского сиденья, подогревы зеркал, кондиционер. 

На месте ручки КПП — джойстик с четырьмя режимами (Drive, Neutral, Reverse и Parking). Есть кнопка запуска и розетка (12V). По сути, комплектация всего одна, и называется она Royal.

Тест-драйв — на заводе, зарядка — от бытовой розетки

Если в других автоцентрах можно не только вживую познакомиться с заинтересовавшей вас моделью, сделать тест-драйв и даже сразу на месте получить расчеты по финансовым программам покупки, то в случае с Zotye не все так быстро. Например, пробная поездка доступна исключительно на заводе «Юнисон» по предварительной записи в будний день. Напомним, он находится в 10 км от Минска. Про «особые условия лизинга» также нужно уточнять самостоятельно, позвонив в Белорусский народный банк, с которым сотрудничает автосалон. К сожалению, менеджер был не готов поделиться всей информацией.

Тест-драйв проводится на заводе в 10 км от Минска

С обслуживанием дела обстоят еще более загадочно. С внушительными пробегами Zotye E200EV пока нет — максимум 15 000 км, поэтому о каких-то поломках и особенностях эксплуатации электрокара в Беларуси узнать крайне сложно. Гарантия действует 2 года или 60 тысяч км (на батарею — 4 года или 100 тысяч км). По вопросам обслуживания мне посоветовали обращаться на завод в Обчаке, который располагает складом запчастей. Однако, сервис!

— На предприятии имеется служебный Е200. Там его используют каждый день, но в машине ни разу ничего не сломалось.

Ок, верим на слово. Но нас очень смущает нюанс, связанный с зарядкой электрокара.

— Здесь есть только медленная зарядка от бытовой сети (220 вольт). Если у вас частный дом или гараж, то электромобиль получится подзарядить за ночь. На одном заряде он способен проехать 180 км в реальных условиях эксплуатации. Конечно, вы не сможете выехать за пределы Минска и второй кольцевой. Но это исключительно городской экземпляр. Его покупают в качестве дополнительной машины для поездок по магазинам в пределах города.

Между тем у электрокара на данный момент имеется лишь китайский разъем быстрой зарядки, который бесполезен в РБ. Есть выход Type 2, позволяющий заряжать авто от обычной бытовой розетки, но это займет примерно 10 часов. Пока вы спите. А как же поступать с подпиткой транспортного средства днем?

Пока автомобиль можно подзарядить только от бытовой сети. Примерное время — 10 часов 

К слову, в выходные дни в салоне, когда там побывал наш фотограф, было не так безлюдно, причем некоторые посетители расспрашивали об электрокаре. Всех беспокоила зарядка китайской машины.

Теперь о стоимости. Если на старте продаж за малютку на электротяге просили 21 тысячу долларов, то сегодня в единственной представленной комплектации машину оценили в 29 990 рублей, или $11 740 по актуальному курсу! Шах и мат тому же Geely Geometry A с ценником много больше 30 тысяч долларов.

— Мы все еще хотим понять, будет ли интерес к таким машинам даже за озвученную стоимость. От этого зависит, какой окажется следующая партия — тоже 20 экземпляров или, возможно, уже 120. В общем, ценообразование и спрос диктуют объемы дальнейшей сборки.

Сегодня единственный электрокар продают за 29 990 руб. 

По словам менеджера автосалона, большинство проданных электромобилей используется в качестве городского служебного транспорта в регионах. Минские компании тоже не остаются равнодушны к Z200EV, но они хотели бы приобрести сразу 20 машин, а не брать их поштучно в течение года. Опять же вопрос, связанный с локализацией производства этих авто, до сих пор остается открытым. 

Под 5,2% годовых

Мы созвонились с представителем БНБ и выяснили, что на покупку электрокаров и гибридов распространяются выгодные условия по финпрограммам. Единственное, для физлиц возможен только лизинг, то есть аренда с правом выкупа под 5,2% (для плагин-гибридов — 6%). Минимальный авансовый платеж — 30%, максимальный срок — 40 месяцев.

— Ставка исчисляется в евро и фиксирована на весь срок действия договора лизинга. Оплата производится по курсу Нацбанка на дату проведения платежа. Обратите внимание: вероятнее всего, договор купли-продажи заключается в белорусских рублях. Я делал расчеты исходя из сегодняшних курсов валют. После внесения вами аванса и оплаты всей суммы поставщику мы пересчитаем график по актуальному курсу. Фактически до окончательного расчета с лизинговой компанией автомобиль принадлежит ей.

На покупку электрокаров действует лизинг под 5,2% годовых

По расчетам сотрудника лизинговой компании, общая сумма договора лизинга составляет 12 104 евро (с учетом остаточной стоимости). При авансе, равном 3 416 евро, ежемесячные выплаты будут варьироваться от 231 до 183 евро. Разница между стоимостью автомобиля и фактически уплаченными средствами за весь срок действия договора лизинга — 717 евро.

Вызовут ли подобные лизинговые условия интерес к тем же EV-моделям китайского бренда? В случае с «Зоти» возникает ряд нюансов, способных как минимум заставить задуматься о целесообразности покупки. Конечно, если представить, что вас мало заботит возможность зарядки лишь от бытовой розетки (хотя бы на данный момент) и нисколько не смущает малочисленность транспорта, а следовательно, и отсутствие сервиса (пока, по крайней мере), то почему бы и нет. Если же говорить начистоту, то такие вопросы, как правило, все-таки волнуют будущих владельцев электрокаров. Как их будут решать?

Чтобы переделать китайский разъем под европейский стандарт, потребуется около 4 000 бел. руб.

— Китайский разъем можно доработать, чтобы подзаряжать электромобиль на станциях быстрой зарядки. По информации НАН, это стоит около 2 000 долларов. С другой стороны, такой шаг приведет к удорожанию машины, да и не всем это нужно, когда можно подключиться к розетке на ночь, а утром спокойно отправиться по делам. На техобслуживание сейчас придется ездить на завод, но в ближайшее время он должен авторизовать сервисный центр в районе Кольцова. Учитывая, что необходима только проверка электрики и уровня техжидкостей, владение электрокаром не вызовет никаких проблем.

**

Есть ли место электрическим Zotye в перспективном плане развития электродвижения в Беларуси? Конечно, данный бренд — один из лидеров по производству электромобилей в Китае, где находится крупнейший рынок EV на планете. Однако в нашей стране за почти два года со скрипом реализована мелкая предсерийная партия. На текущий момент в продаже остался один экземпляр. В июле планируют наладить сборку крупноузловым способом, если приедут машинокомплекты из КНР. Опять-таки это неподтвержденная информация, полученная из уст менеджеров автосалона.

Возможно, в июле начнут сборку электрокаров Zotye. Но это не точно

Мы пробовали получить какие-то сведения в том числе и у маркетолога ООО «Юнисон Авто», официального дистрибьютора завода, который занимается реализацией автомобилей Zotye на территории РБ. Увы, никакими данными он тоже не располагает. Со всеми вопросами нас отправляют прямиком на предприятие. Правда, там решили не раскрывать все секреты.
По слухам, завод находится в тяжелом финансовом положении, а известия о белорусско-китайском электротранспорте по-прежнему овеяны тайной. Если вы владеете электрокаром Zotye, то напишите нам на news@av.by. Будем рады узнать и рассказать о его реальных условиях эксплуатации в Беларуси.

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments