Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Растаможку отменят, с НДС — неясно. Когда белорусы массово пересядут на электрокары?

  • 3 марта
  • Просмотров 18414

С тех пор, как власти обнародовали новость про то, что в нашей стране могут обнулить пошлину на ввоз электрокаров, некоторые белорусы стали активнее интересоваться темой покупки различных моделей EV. Однако эксперты осторожны в своих прогнозах: во-первых, проект еще не вступил в законную силу, а во-вторых, едва ли нулевые ставки вызовут небывалый ажиотаж вокруг машин с батарейкой. Реалии отечественного рынка говорят об этом лучше всего: если в Европе продаются десятки тысяч электрокаров, а в отдельных странах на их долю приходится больше 50%, то в Беларуси владельцами «электричек» являются лишь несколько сотен человек.

Напомним, ранее в отношении электромобилей уже применялась нулевая ставка ввозной таможенной пошлины — она действовала с сентября 2016 года по август 2017-го. За это время импорт в Беларусь увеличился в физическом отношении почти в 4 раза, в стоимостном — в 8 раз (по сообщению пресс-службы ЕЭК). Каким образом отразится на нашем рынке нынешнее возможное обнуление таможенных пошлин, как обстоят дела с продажами машин с батарейками сейчас и каковы перспективы сегмента EV, мы спросили у экспертов.

Рынок электрокаров замер в ожидании… отмены таможенной пошлины

По данным БАА (Белорусской автомобильной ассоциации), на электромобили отведено 0,018% всего рынка, учитывая, что за прошлый год дилерами было реализовано 11 новых электрокаров (среди них Jaguar I-Pace и BMW i3).

 Артур Туманов

Однако с октября 2016-го у нас стартовали продажи электромобилей Tesla, когда одна из минских компаний представила себя оператором монобренда в РБ. Сколько же машин приобретено в 2019 году и как здесь восприняли заявление о намерении обнулить таможенную пошлину?

Сегодня в Беларуси более 300 электрозаправок. В 2021 году их количество обещают удвоить

— Коллегия ЕЭК действительно поддержала проект документа, но окончательное решение предстоит принять Совету ЕЭК. Нужно понимать, что тот несколько раз отклонял идею с обнулением пошлины на ввоз электрокаров, — рассказывает директор компании Tesla-Cars Артур Туманов. — Интересно, что новость о возможном введении нулевой ставки появилась 19 декабря, а 21-го на совещании Совета данного вопроса даже не было в повестке дня. Через месяц состоится еще одно заседание, но на практике до принятия решения может пройти и полгода. То есть раньше июля текущего года вряд ли что-то прояснится. На данный момент рынок электромобилей завис в ожидании отмены таможенной пошлины. Даже те, кто уже запланировал покупку электрокара, решили подождать.

Вероятнее всего, речь идет про возможную отмену пошлины в 15%, при которой останется НДС (20%) от суммы стоимости транспортного средства и оплаченной пошлины. По мнению Артура Туманова, в случае обнуления ввозной пошлины вместе с налогом на добавленную стоимость реально ожидать и всплеск продаж, сопоставимый с тем, который существует сейчас в Украине, где владельцы электрокаров освобождены от всех платежей.

— У нас могло быть примерно так же или даже лучше, учитывая, что в Беларуси более развитая зарядная инфраструктура. На данный момент в стране насчитывается свыше 300 станций зарядки электромобилей, до конца 2020 года должно быть 400. Количество экземпляров Tesla сегодня приближается к отметке в 90 единиц. Я даже шучу: мы уже лидируем в мире по числу зарядных станций, хотя их соотношение к электрокарам составляет 1 к 2. На мой взгляд, развитие зарядной инфраструктуры обязано идти бок о бок с увеличением количества «электричек» в стране.

От красной трехфазной розетки время зарядки занимает 7-8 часов, ускоренная зарядная станция позволяет подзарядить электромобиль за 3-4 часа. На АЗС «Белоруснефть» и других подобных станциях время сократится до 1,5-2 часов. Быстрые зарядки, появляющиеся в городе, — это скорее плюс. Даже если их критикуют за места расстановки, следует понимать, что не везде есть возможность их расположить. Кроме того, на трассах функционируют ультрабыстрые зарядки (всего 11 штук), которые подзаряжают «Теслу» до 80% вообще за 40 минут.

— Ввозные пошлины — это не единственная (хотя существенная) проблема, которая тормозит развитие рынка электрокаров в Беларуси. Необходимы и бесплатные парковки, и передвижение по выделенным полосам для общественного транспорта, но это приятные бонусы, тогда как на первом месте все равно стоит вопрос цены электромобиля.

За 2019-ый год продано 20 Tesla в Беларуси

— За минувший год мы реализовали около 20 электромобилей Tesla только в Беларуси. Еще 10 машин отправилось в Россию. По нашей статистике, все три модели, включая Мodel X, S и Model 3, продавались в равном соотношении. По сути, «тройка», которая была привезена в конце декабря 2018 года, вытянула продажи в целом на более высокий уровень, но ожиданий не оправдала.

Model 3 почти в два раза дешевле других машин Tesla, но для белорусов она по-прежнему недоступна (стоимость от 60 тыс. евро, а самая дорогая версия Perfomance — от €70-75 тыс. — Прим. ред.). Даже если рассматривать категорию обеспеченных людей, то для них эта модель не так привлекательна с точки зрения габаритов, более простой конструкции и комплектации.

Скромно, но дорого. Обзор Tesla Model 3

Как правило, «Теслы» покупают топ-менеджеры или руководители IT-компаний. Было несколько человек, которые выбрали «тройку», чтобы просто попробовать поездить на электрокаре, а в будущем пересесть на автомобили подороже. Нельзя не сказать пару слов и про новинку — компактный кроссовер Model Y. На белорусском рынке эту модель ждут в конце 2020 года. Запас хода составляет 540 км, разгон до 100 км/ч — 3,7 сек. Предварительная цена — 70-80 тысяч евро.

— В конце марта прошлого года компания Tesla снизила стоимость своего модельного ряда в среднем на 30-35%, в частности на Мodel X и S. Это было связано с продажами Model 3, а также с закрытием шоу-румов и развитием онлайн-продаж. Сегодня цены в евро немного упали по причине корректировки курса доллара.

Белорусский электрокар? Uh no!

Отдельный вопрос — производство собственных электромобилей. Мы уже рассказывали о Geely Electro, а недавно знакомились с еще одним амбициозным проектом НАН — электрическим минивэном, спроектированным в сотрудничестве с китайской компанией.

Белорусские ученые построили электрокар на базе китайского минивэна Joylong EF5

Помимо них, белорусские академики занимаются разработкой типового ряда каркасных легковых электромобилей с кузовом из стеклопластика, электрогрузовика на шасси МАЗ, коммунальной машины с электроприводом. Была создана и электрическая начинка для льдозаливочной машины МТЗ. Все эти проекты обретают жизнь в рамках концепции развития электротранспорта в Беларуси и станут основой мелкосерийного производства.

 Емкость батареи нового белорусского прототипа составляет 70 кВт⋅ч. Время зарядки батареи — 24 часа 

— Даже президент сказал, мол, вот вам Tesla, разберите ее и сделайте так же! Что касается популярной шутки в сети по поводу подарка Илона Маска (Uh no!), то я считаю, что его фразу не нужно понимать буквально. Возможно, президент имел в виду, что Маск подарил «Теслу» всему миру. С другой стороны, это можно воспринимать и как пиар Беларуси, что тоже неплохо.

В свое время китайцы копировали европейские образцы, и Беларусь идет по такому же пути, покупая машины из КНР и постепенно замещая в них начинку отечественными комплектующими. Следует понимать: на разработку электромобилей во всем мире тратятся миллиарды долларов, которых нет в нашей стране (и у НАН в том числе). Боюсь, без китайских партнеров им не справиться. А пока нет белорусского электрокара, необходимо создавать электрокомьюнити. Даже если к его выходу на рынок Беларуси будет насчитываться 10 тысяч импортных электромобилей, это создаст благоприятные условия для более лояльного принятия отечественной разработки белорусами, — говорит Артур Туманов. 

С отменой пошлины на некоторых «электричках» получится сэкономить

Как отразится обнуление пошлины на развитии электротранспорта в нашей стране, мы также спросили у других игроков авторынка. Ведь значительный объем импорта осуществляется через компании-посредники, которые помогают выбрать и доставить битые и не только электрокары в РБ.

Виталий Скребец

— Пока неизвестно, отменят ли НДС вместе с пошлиной. Многое будет зависеть от того, продлят ли в апреле 140-ой указ, позволяющий растаможивать автомобили со скидкой 50%. На мой взгляд, поток электромобилей из-за рубежа увеличится только с отменой всех платежей (пошлина + НДС), — считает Виталий Скребец, директор OOO «БелАукцион-Групп». — Как только новость о возможном обнулении пошлины появилась в СМИ, нам стали звонить люди, интересоваться, когда получится привезти электрокары со скидкой. Еще год назад мы предполагали, что примут какие-то льготы для них в связи с запуском АЭС. Если они будут введены, безусловно, хитом продаж станет Tesla.

Одну из таких машин (Model S 2014 г. в.) уже сейчас реально приобрести за $15 000. Если приплюсовать растаможку и НДС, то цена повысится на $5 700 (если владелец не вправе рассчитывать на льготу и платит полную ставку). Эту сумму можно сэкономить за счет обнуления пошлины (а при условии льготы — $2 850).

Возьмем для примера еще Nissan Leaf 2017 года. Допустим, на аукционе он был куплен за $10 000. Если прибавить пошлину и НДС, то получится около $13 800. В этом случае скидка может составить $3 800 или $1 900. На Tesla Model X (стоимостью $25 000) вполне посильно сэкономить до $9 500. То есть чем дороже электромобиль, тем существеннее скидка.

Плагин-гибриды — хорошая альтернатива

В компании WestMotors, которая занимается подбором и доставкой автомобилей из США, а также дополнительно специализируется на электромобилях, подтверждают, что интерес к EV-моделям увеличился в несколько раз.

— В большинстве своем мы соприкасаемся с аварийными электрокарами, которые покупаем на американских аукционах. В числе самых востребованных машин значатся BMW i3, Tesla Model S, X и «тройка», а также Chevrolet Volt и Toyota Prius Prime. Думаю, с отменой пошлины цена на них не особо изменится, так как такие модели уже сейчас реализуются ниже рыночной стоимости на 30%, — объясняет Алексей Цвирко. — Насколько я понимаю, эта скидка начнет действовать до конца 2020 года. Даже если мы будем работать по старым ставкам, уверен, что в нашей стране количество электромобилей удвоится к концу года. Сегодня проблем с подзарядкой батареи нет, вопросы с сервисом также решаются.

Алексей Цвирко

Плагин-гибриды (plug-in hybrid) — это тоже альтернатива автомобилям с ДВС, которая помогает сохранить привычный комфорт передвижения на любые расстояния, сократив при этом потребление топлива и выбросы вредных веществ. К слову, при таможенном оформлении гибридов действуют те же ставки, что и для машин с ДВС. Например, аукционная стоимость годовалого Ford Fusion с двухлитровым мотором — $12 тысяч (т. е. в пределах 8 500-16 700 евро). Это значит, что при растаможке физлицом будет применяться пункт «48 процентов таможенной стоимости, но не менее 3,5 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя». Таким образом, пошлина (при условии льготной растаможки) равняется 3 500 евро.

Если в качестве примера рассматривать Honda Clarity, то также окажется не лишним учесть следующие факторы: во-первых, автомобилю менее трех лет (выпускается с 2018 года), во-вторых, он оснащается ДВС объемом 1,5 литра. В данном случае цена транспортного средства — $10 400; растаможка будет рассчитываться по тому же пункту. Следовательно, пошлина в полном объеме составит 5 250 евро (по сниженной ставке — 2 625 евро).

Ford Fusion Energy — интересный гибрид, но мы делаем ставку на Honda Clarity PHEV, которая в последние годы бьет рекорды продаж в США. Не исключено, что в Беларуси она станет пользоваться спросом. Появился еще Chevrolet Bolt.

Honda Clarity PHEV

Нужно понимать, что белорусы в первую очередь обращают внимание на запас хода и популярность модели с точки зрения доступности дальнейшего содержания и ремонта. У нас существуют сервисы, которые занимаются обслуживанием только плагин-гибридов или электрокаров, но в случае чего их можно привезти и на мультибрендовую СТО. Хотя такие машины не так часто требуют ремонта.

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments