Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

«Все зависит от того, какая техника играет». Как проходят торги на иностранных аукционах подержанных авто

  • 24 февраля
  • Просмотров 16855

Покупка бэушных автозапчастей давно превратилась для автолюбителей в процедуру столь же привычную, что и посещение продуктового гипермаркета. Зашел в интернет-магазин или, на худой конец, поехал на рынок, выбрал необходимое — и дело в шляпе. При этом как эта деталь очутилась на прилавке, какой путь прошла и почему столько стоит — для многих белорусов так и остается загадкой.

Мы попросили исполнительного директора Алексея Боровика (далее — А.Б.) и замдиректора по внешнеэкономической деятельности Анастасию Целовальникову (далее — А.Ц.) компании «Ф-авто» рассказать, как работает их оптовый отдел продаж — команда профессионалов, ответственных за выбор и транспортировку автозапчастей на отечественный рынок.

 

«Совершенно непримечательные модели уходят за большие деньги»

— Расскажите, как организован сам процесс покупки машины?

А.Ц.: Все машины сегодня покупаются удаленно, а торговля ведется только через интернет. У нас есть доступы на онлайн-аукционы наших партнеров — стандартная система с логином и паролем. Английские аукционы — это Copart, WilsonsSynetiq; если речь про Америку, то это тоже Copart, а также IAAI. В целом это 25 мировых аукционов (как мелких, так и крупных), информация на которых обновляется каждый день.

У каждой машины, выставленной на аукцион, есть фотографии и описание состояния автомобиля (повреждения, имеется ли ключ, заводится или нет и т. д.). На основе предоставленных данных принимается решение о покупке.

Как, по сути, происходит сам процесс покупки авто? Для начала нужно приехать к нам, заключить договор или зарегистрироваться на сайте. Перед началом аукциона мы вносим на сайт предложения по машинам. Каждый клиент может просматривать их через свой личный кабинет и делать ставки. Затем менеджер обрабатывает поступившие предложения, созванивается с клиентом, утверждает ставку и начинает играть по ней на аукционе. Если она выигрывает, автомобиль уже доставляется на нашу точку разборки.

У нас есть свое преимущество — это внеаукционные предложения, то есть те машины, которые мы предлагаем нашим клиентам напрямую от партнеров, минуя торги. Как правило, такие предложения имеют низкую цену и выгодны для заказчиков.

Мы работаем только под заказ и под конкретного клиента. Менеджер четко знает, что нужно клиенту, и перед началом покупки утверждает цену, марку и модель автомобиля. Каждый менеджер в отделе ответственен за свой аукцион.

— А как проходят торги? И насколько меняются цены на машины с их началом?

А.Ц.: У каждого авто есть стартовая цена, которая впоследствии меняется абсолютно по-разному.

А.Б.: Все зависит от того, какая техника играет. Если модель интересная, авто в хорошем состоянии и с малым пробегом, то вероятность, что цена на него вырастет, очень высока. То же самое и с редкими машинами.

А в остальном торги — это лотерея: ты никогда не будешь знать, за какую цену уйдет лот. Иногда наши менеджеры удивляются, как совершенно непримечательные авто уходят за большие деньги или, наоборот, объективно хорошие и интересные машины продаются за копейки. Но в любом случае работа на аукционах требует опыта и профессионализма. Некоторые наши специалисты работают по 8 лет и уже заранее могут предположить, за какую стоимость уйдет то или иное предложение на аукционе.

Плюс нужно учитывать особенности, например, американских аукционов. У нас большая разница во времени рабочего дня, что серьезно усложняет работу в онлайн-режиме. Поэтому наши менеджеры ставят прокси-биды — предварительные ставки, дороже которых лот не приобретается.

— Насколько у менеджеров сложная и ответственная работа?

А.Б.: Фактически они отвечают за деньги клиента. Менеджер отвечает не только за конкретно купленную машину, но и за ее разборку и транспортировку в Минск.

А.Ц.: В данном случае менеджер по продажам — это не тот человек, кто продает. Это партнер, который отбирает для клиента товар, следит за тем, чтобы машина соответствовала заявленным требованиям, согласовывает цену, берет на себя ответственность за покупку, совершает фактическую сделку и ведет весь дальнейший цикл работ по разборке авто, упаковке и транспортировке запчастей. Плюс он же предоставляет клиенту весь необходимый пакет документов, что тоже немаловажно. Мы предоставляем оригинальные документы с аукциона о стоимости лота, вплоть до видео самого процесса торгов.

— Если у менеджеров так много обязанностей, как проходит их обучение?

А.Б.: Мы стараемся брать в штат специалистов с опытом из нашей сферы, чтобы сократить этап подготовки. И в основном это фанаты своего дела. Кто-то работал на СТО, кто-то сам разбирался в устройстве машины в гараже. Они хотят и умеют работать. Дальнейшее обучение они уже проходят у нас в компании. У нас есть как внутренние тренинги, так и внешние, плюс существуют определенные инструкции по работе, которые нужно изучить и выполнять.

Подготовить действительно опытного профессионала можно в промежутке от года до двух лет. Это достаточно трудоемкий процесс: нужно научиться взаимодействовать не только с аукционом, но и с клиентом, с разборкой, логистами и так далее.

— Важным этапом в вашей работе является разборка авто. Кто у вас этим занимается?

А.Ц.: Авто разбирают наши партнеры за рубежом согласно карте разборки. А мы в свою очередь отправляем своих сотрудников в командировку, чтобы отслеживать качество работы разборщиков. Качество разборки напрямую зависит от года выпуска авто и его износа.

Однако помимо самой разборки особое внимание мы уделяем и упаковке товара. В зависимости от требований мы предлагаем 3 типа упаковки: пленочная; пленка и картон; пленка, картон, воздушно-пузырчатая пленка и поролон. Чтобы клиент остался доволен своим заказом, мы обязаны учитывать нюансы транспортировки.

 

«Аукционы могут хитрить»

— Всегда ли машины приходят на точку разборки в том виде, в котором вы видели автомобиль онлайн. Случаются ли форс-мажоры?

А.Ц.: Да, такое случается. Примерно 10% авто приходят не в том состоянии, в котором мы планировали. Самые распространенные ситуации — в комплекте не оказывается ключей. Покупали с ними, но по факту их нет, машину не завести. В Швеции был случай, когда после сделки на аукционе машине поменяли колеса.

Еще одна проблема: в процессе транспортировки машины до точки разборки на ней могут появиться кузовные повреждения. Например, при загрузке задели машину вилами погрузчика или еще что-то случилось. Соответственно, все эти моменты мы должны решать: компенсировать клиенту убыток, требуя скидок у партнеров.

— И владельцы аукционов идут навстречу?

А.Ц.: По условиям торгов машина покупается в том виде, в котором она есть. И если ты хочешь проверить ее до покупки, тогда приезжай и проверяй. Понятно, что из-за удаленности аукционов у нас нет такой возможности. Поэтому машина может приехать не в том состоянии, в котором мы хотим, и уже никакой компенсации мы не получим. Это риски, которые есть в нашей работе.

А.Б.: Плюс сами аукционы могут хитрить — фотографируют машину таким образом, чтобы не все повреждения были видны. А потом очень сложно доказать, на каком этапе с ней возникли проблемы.

Есть аукционы, с которыми имеет смысл «пободаться», а есть те, с которыми ты в разборках только потеряешь время. Туда даже не стоит обращаться с претензиями. Мы сразу предупреждаем: если машина куплена с проблемного аукциона, то вы несете риски за покупку вместе с нами.

— Есть ощущение, что купить машину с аукциона не так уж и сложно. Были у вас клиенты, которые решали сами заняться покупкой авто, его разбором и транспортировкой запчастей в Беларусь?

А.Б.: Такое бывает, но нужно не забывать, что каждый должен заниматься своим делом. Организовать разборку за рубежом — очень трудоемкий и дорогостоящий процесс. Кажется, что все так просто: поехал и купил. На самом деле нет. Дешевле купить у нас, чем самим этим заниматься. Многие клиенты пробовали делать это самостоятельно, но по факту все равно возвращались обратно.

Кто-то может себе позволить поехать на две-три недели в Германию на разборку техники, считая, что сэкономил на нашей работе. Но нужно учесть траты на бензин, визы, питание, проживание. И самое главное — потраченное на все это время! Ведь можно было продавать и зарабатывать деньги, а не заниматься чужой работой. Если разница в стоимости за машинокомплект и получится, то она окажется, скорее всего, минимальной.

Мы занимаемся регулярным оптом и в основном зарабатываем на оборачиваемости. Нам выгодно, чтобы клиент быстрее продал свой товар и заказал у нас новый.

 

«Пользуется спросом французский автопром»

— Какие марки машин у белорусов чаще всего пользуются спросом?

А.Б.: Если брать рынки России и Беларуси, то разница в основном не в марках и моделях, а в моторах, которые стоят на этих машинах. Так, в России менее популярны авто с дизельными двигателями из-за более сурового климата, а у нас практически нет разницы, дизельный или бензиновый мотор стоит на машине. Одинаково покупают и те, и другие.

Если говорить в общем, то большей популярностью пользуются немецкие марки Mercedes-Benz, BMW и французский автопром. Популярен сегмент коммерческого транспорта разных марок, потому что он нужен всегда и часто выходит из строя из-за больших пробегов.

— Тогда какие марки наименее популярны?

А.Б.: Например, Saab, Honda, Fiat. Все зависит от нашего автомобильного рынка. Люди чаще покупают те марки машин, которыми привыкли пользоваться. Мы стараемся заниматься свежими моделями до десяти лет, хотя можем возить под заказ все что угодно. При желании можем привести даже эксклюзив.

— Как долго вы везете машинокомплекты из разных стран и от чего это зависит?

А.Ц.: Для каждой страны и точки разборки существуют свои сроки доставки. Обычно это от пары недель до месяца или двух. Все зависит от удаленности аукциона. Из Англии, Швеции, Италии — примерно от двух недель до месяца, из Америки — два месяца, из Японии — три. Также поставки зависят от поры года и условий навигации морского транспорта, который нам доставляет заказы.

— Объясните, из чего формируется цена на машинокомплект?

А.Ц.: Сюда входит заявленная стоимость авто на аукционе, далее идут аукционные сборы, доставка до нашей точки разборки, стоимость самой разборки, упаковка, погрузка, доставка в Беларусь. Плюс таможенные расходы и наша маржа.

У нас 12 точек разборки — и на каждой из них свои условия аренды, коммунальные расходы и т. д. А это все влияет на конечную цену машинокомплекта. Сказать, что у нас существует фиксированная сумма, которую мы стабильно добавляем к лоту, мы точно не можем. Правильным будет уточнить, что стоимость комплекта зависит от условий аукциона, вида продукта, сложности разборки авто, стоимости доставки и таможенных платежей.

 

Партнерский проект

Тарас Тарналицкий

Фото: архив компании

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments