Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Первый белорусский электрический минивэн за $50 000. Кто его купит?

  • 19 февраля
  • Просмотров 28354

В Беларуси активно трудятся над созданием собственных электрокаров. Еще в 2018 году Национальная академия наук выступила с громким заявлением: наши ученые завершают разработку первого белорусского электромобиля. Тогда речь шла не только о Geely Electro, о котором мы подробно рассказывали, но и о целой линейке электротранспорта Made in Belarus.

Наше чудо — Geely Electro. Тестируем белорусский электрокар в компании совершенной Tesla

Собранный тогда на базе седана Geely SC7 опытный прототип вызвал наибольший ажиотаж у журналистов, однако со временем интерес к отечественной разработке сошел на нет. Спустя 2 года в эпицентре обсуждений оказался другой проект белорусских ученых — электрический минивэн. Отправившись в Национальную академию наук, мы решили узнать о нем больше, а заодно поинтересовались судьбой первого белорусского электрокара. Не разобрали ли?

Что стало с Geely Electro

Прежде, чем познакомить нас поближе с одним из своих амбициозных проектов, директор Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Сергей Поддубко вводит в курс дела по поводу того, чем занимается его коллектив в стенах научного учреждения.

— Мы создали научно-инжиниринговый центр по электрическим приводам, сформировали научную команду по проектированию силовых электроприводов для транспорта. У нас есть коллектив разработчиков электродвигателей, инверторов управления, силовой электроники и электробатарей. Перед командой стоит глобальная задача: создать в Беларуси производство компонентной базы для электротранспорта. Имея же в наличии собственный электропривод, можно любой транспорт перевести на электричество.

Электрический Geely — это первый опытный образец, который обрел публичную жизнь и был продемонстрирован даже президенту Беларуси. В НАН уверяют, что с ним (прототипом) все в полном порядке. В том смысле, что автомобиль на ходу и постоянно совершенствуется, однако в настоящее время его основная миссия — быть так называемым полигоном по отработке новых технологий. Академики именуют его просто: «ходовая лаборатория» или «ходовой макет».

С того момента, как мы не виделись (а это больше двух лет), электрокар был модернизирован: из-под капота батарею перенесли под днище, освободив тем самым багажник и сместив центр тяжести. Как следствие, вдвое выросла её емкость, а значит и пробег увеличился: на одной зарядке теперь можно проехать до 200 километров.

То есть электромобиль улучшили и отныне отрабатывают на нем другие технологические решения, учитывая, что на электрическую энергию и электронное управление переведены ключевые элементы: тормозная система, рулевое управление, панель приборов и пр. И, кстати, все это белорусского производства.

Помимо того, что данный проект позволил получить компетенции в области от проектирования электроприводов и прочей силовой электрики до расчетов и изготовления опытных образцов, должно было быть налажено сборочное производство на «БелДжи». Это, по крайней мере, явилось бы логическим развитием событий. Увы, не срослось. По словам директора института, компания Geely Automobile не увидела перспектив в производстве белорусского электрокара. А правительству достаточно и тех трех моделей, которые сегодня сходят с конвейера на заводе под Жодино. Так что ученым пришлось найти другого партнера в Китае…

Семиместный минивэн — это совместный проект ученых НАН и китайских партнеров

Минивэн на электричестве

На этот раз объектом нашего внимания стал семиместный минивэн, созданный в сотрудничестве с китайской компанией Jiangsu Joylong Automobile. Это один из проектов НАН, работа над которым ни на минуту не прекращается.

— Мы заключили контракт с китайскими партнерами и купили у них машинокомплект минивэна. Примерно год назад собрали первый образец на своем опытном участке, испытали на полигоне, а сейчас улучшаем его характеристики.

Китайский минивэн Joylong EF5 — это копия Toyota Alphard 2002 г. в. 

Китайский электроминивэн называется Joylong EF5, и это копия Toyota Alphard, которая выпускалась с 2002 года. Первым делом хочется спросить: «А почему именно минивэн, да еще и китайский?»

— Выбор в пользу минивэна для нас не случаен. Сегодня легкие коммерческие автомобили — наиболее перспективный сегмент для развития электротранспорта. Минивэн универсален. Он может быть как пассажирским, так и грузовым — это идеально подходит для организаций. Во-первых, у каждого предприятия есть площадка для хранения автомобилей. Значит, отпадает вопрос с зарядкой машин: ночью они заряжаются от розетки, а днем передвигаются. Во-вторых, для фирмы цена не так критична, как для частного лица.

По мнению ученых, сегмент коммерческих электромобилей наиболее перспективен

С выбором партнера тоже все объяснимо: с одной стороны, НАН уже сотрудничала с компанией Joylong, а с другой — не секрет, что Китай пытается усиленно осваивать международные рынки и у него это неплохо получается. Кроме того, модель EF5 не только широко распространена на местном рынке, но уже продается в Корее и даже имеет прицел на Германию.

— Чтобы взять автомобиль сторонней компании в качестве опытного образца и встраивать на базе его шасси свои компоненты с целью дальнейшего производства, нужно сперва договориться с производителем. Допустим, мы пробовали разговаривать с европейскими фирмами: если сборку с ними еще можно согласовать, то с установкой наших комплектующих все гораздо сложнее, а для россиян это направление не является приоритетным. Компания Geely тоже против того, чтобы допускать белорусских конструкторов в свой электромобиль, поэтому нет смысла присматриваться к другим моделям данного бренда.

В ближайшей перспективе институт планирует получить машинокомплекты еще двух экземпляров — аналогичного Joylong EF5, а также его грузовой модификации Е5/А6Е. В настоящий момент академики заняты локализацией компонентов минивэна, ведь их главная цель — электропривод обязан быть именно белорусского производства.

Весной в НАН должен приехать еще один минивэн, но уже в грузовой модификации

А что в нем белорусского?

Опытный образец на базе Joylong EF5 находится на производственном участке на улице Купревича в Минске, где академики работают над новыми моделями. Среди них и Geely Electro, и бензиновая версия Joylong (китайская компания заинтересована заходить на наш рынок комплексно). Однако в центре внимания тот самый электрический минивэн, информация о котором уже мелькала в интернете.

Из исконно белорусского сегодня в машине только система управления батареей. Однако в течение этого года инженеры планируют пересадить в нее и другие компоненты отечественного производства — электродвигатель, инвертор, бортовое зарядное устройство и иные элементы, разработанные учеными НАН Беларуси.

На данный момент белорусского в нем почти ничего нет, кроме системы управления батареей

Поскольку электрокары должны быть максимально локализованы для нашей промышленности, то большинство деталей и компонентов следует производить в стране. Например, электродвигатель могут выпускать на «Могилевлифтмаше», инвертор и бортовое зарядное устройство — на новополоцком «Измерителе», батарею — в Объединенном институте машиностроения, а вот редуктор остается пока родной, китайский.

— Кузов и детали салона будут поставляться из Китая. Все низковольтное оборудование тоже останется импортным. Кроме того, мы будем покупать иностранные литий-ионные ячейки, а уже из них собирать свою аккумуляторную батарею. Белорусской она будет на 30%, то есть иметь свой блок управления, систему терморегуляций, кожух, — объясняет Александр Белевич, начальник НИЦ «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин» Объединенного института машиностроения. — Однако высокий уровень локализации производства минивэна (минимум 40%) будет обеспечен за счет применения отечественных компонентов силовой установки: тягового электродвигателя, инвертора управления и силовой электроники, литиевой батареи модульной конструкции с жидкостным охлаждением, зарядного устройства.

Чтобы достичь уровня локализации минимум 40%, основные компоненты силовой установки будут производиться в Беларуси 

Во многих серийных электромобилях применяется воздушная система охлаждения батареи, однако в Joylong для белорусского рынка отечественные ученые сделали выбор в пользу жидкостной терморегуляции.

— Это актуально для наших условий, поскольку в зимнее время благодаря данному устройству мы получаем прогрев батареи, ведь при понижении температуры она может потерять половину емкости. Машина не приспособлена для эксплуатации при температурах ниже -10 градусов.

Пока прототип Joylong находится в разработке, но уже определены те технические параметры, которым он должен соответствовать. Серийный электромобиль весит 2 500 кг. В нем семь посадочных мест. Емкость батареи составляет 70 кВт⋅ч. Время зарядки батареи — 24 часа от сети переменного тока. Максимальная скорость — 110 км/ч, и целых 22 секунды требуется, чтобы достичь скорости 100 км/ч. Но это пока.

Заявленный запас хода — 300 км. В реальных условиях на одном заряде можно будет проехать 200-250 км 

— На одном заряде можно проехать 300 км. Эта дальность хода определена при равномерном движении на высокой скорости в идеальных условиях эксплуатации. Однако в реальности цифры окажутся в районе 200-250 км. Мы хотим увеличить максимальную скорость (до 130 км/ч), поработать над динамикой разгона (15-16 секунд) и уменьшить время зарядки, введя функцию подзарядки от трехфазной сети, при которой оно сократится до 5 часов. Плюс к этому мы адаптируем зарядную систему к белорусским стандартам системы быстрой зарядки (1-1,5 часа).

На станциях быстрой зарядки минивэн будет заряжаться за 1-1,5 часа, а от трехфазной сети — за 6

Каких-либо заимствований — вроде джойстика АКПП от BMW, как это было в случае с электрическим «Джили», — здесь не предвидится. В оптических приборах останутся галогеновые лампочки, так как на потребление электроэнергии это влияет не очень существенно; комплектации будут возможны под заказ.

Со слабыми местами Joylong EF5, невысокой мощностью силовой установки и медленной зарядкой в бытовых условиях (из-за маленького бортового зарядного устройства) предстоит еще разобраться.

— Исходя из этих минусов, мы определяем, что станет локализовываться в первую очередь. Это привод, зарядное устройство, термостабилизация батареи.

«Все иное». Журналист проехал на прототипе белорусского электромобиля

100 машин в год, или О перспективах минивэна на нашем рынке

— В декабре получено госфинансирование по разработке и созданию производства электрокара, а в конце января с китайским партнером подписано соглашение, которое предусматривает в том числе организацию сборки электромобиля в нашей стране. 
Завод «БелДжи» не совсем подходит для сборки малых партий, поскольку там выпускают серийный продукт по конкретной технологии сборки. Пока мы рассматриваем собственные цеха, где будут собраны первые экземпляры. Если появится определенная реакция рынка, тогда попробуем наладить серьезное производство в парке «Великий камень». Все зависит от спроса.

Партии по 100 электромобилей в год — уже хорошо 

Кроме того, у нас есть и свой испытательный полигон, и орган по сертификации транспорта. После того, как минивэн получит ОТТС, он может быть зарегистрирован, а также вправе принимать участие в дорожном движении. Дальше собираем первую партию. Правда, два электромобиля мы хотим эксплуатировать в НАН, чтобы протестировать их в реальных белорусских условиях и рассчитать эффективность с экономической точки зрения.

Ориентировочная стоимость семиместного минивэна — $50-60 тысяч

Осталось обрисовать перспективы и выяснить, что, собственно, светит проекту в плане производства данной модели на нашем рынке.

— Первые три года мы рассчитываем на мелкосерийное производство, а это десятки или максимум сотни электромобилей — отечественный рынок пока не готов к другим цифрам. Если к 2023 году мы будем продавать по 100 машин в год — это уже хорошо. На данный момент главная задача — создать компетенции и базу для производства такого транспорта. Начиная с 2021-го, если мы пройдем сертификацию, у нас появится готовый к выпуску и согласованный с производителем электромобиль, который можно реализовывать в Беларуси. Конечно, говорить о цене на этапе опытного образца рано, но ориентировочная стоимость минивэна — $50-60 тысяч.

**

Помимо минивэна на шасси Joylong EF5 и седана на базе Geely SC7, в институте занимаются разработкой типового ряда каркасных легковых электромобилей с кузовом из стеклопластика, электрогрузовика на шасси МАЗ (ОАО «МАЗ»), коммунальной машины с электроприводом (производство в партнерстве с Мингорисполкомом), а еще была создана электрическая начинка для льдозаливочной машины МТЗ. Все эти проекты разрабатываются в рамках концепции развития электротранспорта в Беларуси и станут основой мелкосерийного производства.

В Беларуси готовятся к производству пять отечественных электрокаров

— Электротранспорт популярен в тех странах, где есть поддержка и преференции со стороны государства, — считает Сергей Поддубко. — Ведь электромобиль оценивается в два раза дороже автомобилей с ДВС, так как львиная доля стоимости всего электрокара — это стоимость батареи. Да, в нашей стране развивается сеть электрозарядок (сегодня их около 250 по всей Беларуси), но это в большей степени стимулирует не производство, а ввоз электрокаров из-за рубежа. Однако все не так плохо. Еще недавно не было компетенций по разработке и производству электроприводов (если не считать точечные проекты у «Белкоммунмаш» с гибридным автобусом и у МАЗа с электротрактором), а сейчас наш центр трудится для того, чтобы создать индустрию электрокомпонентов в РБ. По сути, мы работаем по принципу кастомного ателье, разрабатывая электромобили на базе существующих моделей. С одной стороны, даем им вторую жизнь, с другой — занимаемся интересными проектами.

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments