Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

«Таможня заставляла выгружать целые фуры». Как белорусская компания построила бизнес на импорте бэушных автозапчастей

  • 3 февраля
  • Просмотров 67231

Бэушные запчасти — один из важных элементов автомира Беларуси, состоящего преимущественно из бюджетных иномарок, с каждым годом требующих более трепетного к себе отношения. Это большой и разнообразный сегмент рынка, живущего по своим правилам, завязанным на безупречной деловой репутации поставщиков и доверительном отношении с автолюбителями. Обеспечить их нужды всем необходимым способны крупные «авторазборки» — компании, специализирующиеся на импорте контрактных запчастей из-за рубежа.

Одной из таких является «Ф-авто», которая с середины 90-х занимается импортом б/у запчастей в Беларусь. Ее представители — исполнительный директор Алексей Боровик (далее — А.Б.) и замдиректора по внешнеэкономической деятельности Анастасия Целовальникова (далее — А.Ц.) — рассказали av.by о специфике авторазборочного бизнеса, транспортировке машинокомплектов из разных уголков мира на родину, о процессе разборки авто и проблемных рынках.

 

«Стоимость таможенных платежей выросла в три раза»

Вы с середины девяностых занимаетесь поставкой автозапчастей из-за границы. Как на первых этапах формировалась логистика, закупки и транспортировка?

А.Ц.: Мы начинали в 1994 году и поставки товара организовывали из Литвы небольшими минивэнами. Чуть позже появились договоренности с большинством стран Европы. Так на рынке Великобритании мы работаем уже 12 лет, а когда начали сотрудничать с Германией, к нам пришла первая 20-тонная фура машинокомплектов. Сейчас, конечно, все изменилось в сторону разнообразия.

Сколько вы в среднем привозите машинокомплектов за календарный год?

А.Ц.: Приблизительно около 400 в месяц или 4 800 комплектов в год в среднем. В январе-декабре меньше из-за снижения спроса и менее активной эксплуатации авто.

А что в принципе считается машинокомплектом?

А.Ц.: Машина, разобранная до голого кузова, без аккумулятора и самого кузова, который по закону должен утилизироваться в самой стране.

Какое направление поставок для вас является основным?

А.Ц.: На данный момент британское. Оно составляет около 60% от всего объема поставляемых нами запчастей. География поставок достаточно широкая. Мы импортируем товары из США, Японии, Швеции, Бельгии, Италии, Германии и т. д. И постоянно стремимся расширить географию закупок, не циклиться на одном поставщике или на одной стране.

С какими сложностями вы столкнулись в процессе выстраивания цепочки импорта?

А.Ц.: Бизнес у нас достаточно сложный, поэтому постоянно возникают какие-то вопросы. Основной момент — сложный, часто непредсказуемо меняющийся и, можно сказать, высокорисковый — это взаимодействие с таможней. Цены на растаможку товара постоянно меняются. Если сравнить ситуацию с периодом середины 90-х и началом нулевых, то стоимость таможенных платежей выросла в три раза! Соответственно, отпускная цена для наших клиентов соразмерно выросла по сравнению с предыдущими годами.

Что касается поставщиков, то с ними тоже периодически возникают спорные моменты: в оформлении экспортных документов, с закупкой товара, доставкой на место разборки и т. д. Тут свой микропласт международных отношений. Покупаем машину мы в одном состоянии, а прийти она может к нам на точку разборки в другом. Проблемы всегда присутствуют, но мы уже достаточно опытные, поэтому пытаемся все решить полюбовно, выстраивая конструктивный диалог. Однако на начальных этапах это всегда сделать очень сложно, и именно поэтому многие начинающие предприниматели на этом обжигаются.

А.Б.: С чем справиться невозможно, так это с неустойчивым валютным курсом. Заказывают у нас товар по одной стоимости, пока машинокомплект придет, разберется и продастся, выходят уже другие деньги. Этот вопрос никак не решишь — мы сознательно несем потери, чтобы не потерять доверие клиента и частично взять на себя его риски. Покупаем-то мы за рубежом за местную валюту: евро, фунты, доллары, а продаем за рубль, а потом опять снова покупаем валюту, как и все экспортеры.

За четверть века, что вы работаете, сильно ли изменилась схема логистики?

А.Ц.: Есть точечные моменты, которые изменились: таможня, транспорт, оформление документов. Но в целом все стабильно, стандартно. Купил у поставщика, разобрал на точке, загрузил в фуру, растаможил, выгрузил на склад. В случае Японии или США груз доставляется в промышленных морских контейнерах по морю до порта, а затем уже фурами-контейнеровозами до белорусской границы — действуем по шаблону.

При этом стало сложнее вывозить товар из Европы. На евротаможнях сканируют товар через рентген. Нам известны случаи, когда таможня заставляла выгружать целые грузовики, что приводит к дополнительным задержкам и расходам по транспортировке, порче товара. Мы возим полные фуры запчастей, потому что спрос на рынке на них предельно высокий. Возить полупустые машины бессмысленно, так недолго и обанкротиться. Соответственно, пытаемся утрясти эти вопросы. Были моменты, когда мы отправляли грузчиков на границу — они помогали выгружать и загружать фуры. Однажды случился курьез, когда нас заподозрили в контрабанде наркотиков, с собаками проверяли — настолько все дотошно.

Какие запчасти вы ни при каких условиях не возьмете?

А.Ц.: Мы берем только то, что клиенту будет выгодно продать с максимальной маржой, и предлагаем тот состав запчастей, который удобнее и выгоднее купить клиенту в данный момент: машинокомплект, полукомплект, моторокомплект или ноуз-кат комплект. Дополнительно к каждому виду продукта можно дозаказать запчасти, а также отказаться от чего-то: все это влияет на итоговую стоимость заказа. В наших интересах, чтобы человек выгодно продал купленный у нас машинокомплект. Чем быстрее движется товар — тем быстрее и клиент, и мы зарабатываем.

А.Б.: Мы никогда не берем запчасти сомнительного происхождения, хотя часто поступают предложения забрать автомобиль без документов по заниженной цене. Но если у партнера нет официальных документов, мы такие предложения даже не рассматриваем. У нас каждый машинокомплект имеет документ о разборе, иначе его просто не растаможить. Мы работаем только с проверенными поставщиками, многие из которых являются собственниками аукционов и автоскладов.

 

«Вопросы возникают чаще к отдельным аукционам»

Расскажите о закупке автозапчастей на иностранных рынках. Как он организован и каких критериев вы придерживаетесь при отборе товара?

А.Ц.: Сегодня вся закупка происходит онлайн, через специализированные автоаукционы. Мало кто специально выезжает на склад, чтобы осмотреть товар. Личное присутствие больше не нужно — оно необходимо в редких случаях. Закупки существуют в двух вариантах: через аукцион, на котором сидят наши менеджеры, и есть внеаукционные машины.

Аукцион выставляет автомобили с полным описанием: заводится или не заводится мотор, полный пакет документов на право собственности, фотографии и видео физического состояния. Наши менеджеры уже не первый год работают и могут профессионально оценить выставленные авто по этим данным. Они работают на 25 международных рынках и выбирают только лучшие предложения для нас. 

А как проходит разборка авто и какое качество разборки?

А.Ц.: Для ответа на этот вопрос достаточно сказать, что наша собственная розница работает более 25 лет. За это время, что мы разбираем авто для себя, мы отработали качество разборки с учетом нюансов каждой модели и вида кузова. Точно знаем, как надо разобрать каждую машину и что с нее взять, чтобы получить максимальную маржу. У нас хорошая репутация среди клиентов по качеству разборки, потому что ведем постоянную работу над контролем качества. Можем довести наше качество и вовсе до безупречного — но это будет очень долго и очень дорого. Поэтому наши клиенты получают ожидаемый уровень качества.

После покупки автомобиль доставляется на специально оборудованную точку разборки. И уже там он разбирается с учетом всех индивидуальных пожеланий клиентов, которые они указывают в специальном бланке разборки. Это сложный процесс, который нуждается в постоянном контроле и донастройке.

Из чего складывается стоимость купленного авто?

А.Ц.: Стоимость комплекта зависит от стоимости лота на аукционе, расходов точки разборки, ее стоимости, упаковки, загрузки в фуру, таможенных платежей, доставки в Минск, услуг по проверке, хранению и т. д. 

У нас постоянно действуют различные предложения, позволяющие сэкономить при покупке. Несколько раз в год действуют скидки за предоплату; при покупке 10 машинокомплектов за определенный период — скидка 100 долларов с каждого; новым клиентам, у которых есть спецкупоны, на первые два машинокомплекта мы даем скидку 228 долларов, если покупают их в течение месяца после регистрации на сайте. Мы постоянно ищем новые выгодные формы сотрудничества как для старых клиентов, так и для новичков в бизнесе.

Существуют ли рынки с проблемным качеством запчастей?

А.Ц.: Скорее вопросы возникают с некоторыми аукционами, на которых могут быть проблемы с запчастями, о чем мы заранее предупреждаем клиентов. Тогда ответственность за принятие решения делим с ними вместе.

Если же говорить про рынки, то, например, на литовском рынке большое количество предложений по ДВС, но Литва есть Литва, многие моторы собраны из нескольких и, как показал опыт, абсолютно некачественно. Нет никакой подтверждающей информации о пробеге, видео работы мотора или карты тестирования.

С испанского рынка также поступают постоянные предложения для приобретения двигателей, но проблема в том, что все предложения — это уже снятые моторы с авто, которые невозможно детально проверить на внутренние дефекты. Информация по тестированию не предоставляется. Весь риск берет на себя покупатель, которому разрешают только осмотреть и провернуть мотор.

Эмираты — рынок со «свежими» ДВС, которые пользуются хорошим спросом, но из-за климата и пустынь предлагаемые запчасти в большинстве случаев находятся в плачевном состоянии. Двигатель может заводиться, могут предоставить и видео его работы, но из-за жаркого климата очень много перегретых моторов, а из-за пустынь и попадания песка внутрь мотора выходит из строя поршневая группа.

Мы предлагаем моторы только с рабочих автомобилей, которые тестируют и демонтируют наши специалисты. Поставляем на белорусский рынок только проверенные моторы.

К слову, с Японией мы тоже работаем аккуратно, но люди не из темы могут также проколоться. Дело в том, что машины в Японии могут очень сильно конструкционно отличаться по мотору и подкапотному пространству. Например, Nissan Primera 12. Визуально одинаковые автомобили, но все кузовные элементы отличаются от европейских автомобилей. Капот, крылья, двери, крышка багажника имеют свои особенности, из-за которых не могут быть установлены на авто европейской сборки.

Какие машины вы привозите?

А.Ц.: Любые — американского, японского, европейского и английского рынков, которые выставлены на мировых аукционах, вплоть до очень редких и эксклюзивных моделей. Но клиент должен понимать, что расходы на разборку и транспортировку в любом случае будут примерно одинаковые. Так, например, купить старенький Mercedes за тысячу долларов на аукционе, конечно, можно, но разбирать его и везти в Беларусь не всегда экономически выгодно.

И каковы сроки поставки?

Мы можем обеспечить минимальное время доставки на тех точках, где фура выходит раз в неделю. Там много машин на аукционах, а фуры быстро наполняются. Иногда интересные машины бывают на точках, где долгие доставки от англичан или фура наполняется достаточно медленно. В этих случаях может быть задержка. Покупка машин с таких аукционов происходит в том случае, если клиент точно знает, что готов ждать дольше. Америка или Япония — около 2 месяцев. Это зависит от времени года. Зимой дольше, летом быстрее. Англия — от 1,5 недели. Бельгия или Италия — от 3-х недель. 

**

От редакции добавим, что покупка подержанных деталей — это всегда вызов для водителя. К их отбору и использованию всегда нужно подходить с умом, чтобы не пустить деньги на ветер и сохранить автомобиль в целости. И доверия заслуживают компании, наработавшие многолетнюю репутацию на реализации бэушных автозапчастей и готовые ручаться за качество своего товара.  

 

Партнерский материал

Тарас Тарналицкий

Фото: архив компании

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments