«Электронные паспорта в Беларуси — это головная боль». С какой проблемой столкнулись покупатели новых машин из РФ

  • 25 декабря 2019
  • Просмотров 32122

Информация о том, что на территории Таможенного союза будет действовать единый стандарт ПТС (в том числе в электронном виде) появилась в СМИ еще в 2014 году. Предполагалось, что электронный ПТС обезопасит граждан от темных схем при покупке или продаже машины, а в перспективе проект сделает регистрацию и учет автомобиля полностью цифровыми. О том, что такое ЭПТС, как они будут выглядеть и зачем эта система государству и нашим гражданам, мы подробно рассказывали в одном из прошлогодних материалов. Как ни странно, решение о переносе даты перехода на электронные ПТС в нашей стране принималось уже несколько раз. Правда, если в России их начали выдавать с 1 ноября текущего года, то в Беларуси этот вопрос вновь поставлен на паузу.

Глава БАА об электронных ПТС: «Государство будет компенсировать свои расходы за счет граждан»

Купил новый автомобиль в России с ЭПТС. Как поставить его на учет в РБ?

На данный момент бумажным ПТС продлили срок жизни: электронные паспорта станут обязательными с ноября 2020 года. С одной стороны, в Беларуси все еще могут производить автомобили и выдавать бумажные ПТС, но в то же время обязаны ставить на учет ввезенные из РФ машины с электронными паспортами. Однако из-за того, что в МРЭО ГАИ не оказались готовы их принять, в ноябре случился коллапс, после чего в отделениях регистрации транспорта придумали странный, но действенный способ решения данной проблемы.

— В связи с тем, что с 1 ноября текущего года в России начали выдавать электронные паспорта, а в Беларуси снова не подготовились к этому, возникли проблемы с постановкой российских машин на учет, — рассказали нам в одной из столичных компаний, которая занимается подбором и доставкой новых автомобилей под заказ. — Когда белорус приобретает в России автомобиль, на данный момент ему выдают также выписку из электронного паспорта. По сути, это филькина грамота (без доступа к системам электронных паспортов). Единственное, покупатель может зайти на официальный сайт, ввести 15-значный номер ЭПТС, чтобы проверить его статус. Ввиду того, что сотрудники МРЭО ГАИ в Беларуси не имеют технической возможности вносить изменения в электронный паспорт, следовательно, они не могут и поставить такие авто на учет.

Тем не менее в белорусской ГАИ определили, как регистрировать новые машины с электронными паспортами. Алгоритм действий такой: собственник автомобиля должен обратиться в АО «Электронный паспорт» (Представительство систем ЭПТС в Беларуси), которое поставит печать на выписке из электронного паспорта. Затем с заверенной копией он может ехать в МРЭО ГАИ и «через руководство в индивидуальном порядке ставить авто на учет».

Так выглядит выписка из электронного паспорта

— Дело в том, что это временное решение. В МРЭО ГАИ Минска и Минской области уже знакомы с данной ситуацией и ставят авто на учет таким образом. И это лучше, чем ничего. Правда, нет уверенности, что если где-нибудь в регионе люди придут в ГАИ с этими заверенными выписками, то транспортное средство поставят на учет с первого раза. Возможно, со временем они переймут опыт своих столичных коллег. Еще больше проблем с регистрацией автомобилей импортной (нероссийской) сборки. Насколько я знаю, их вообще сейчас невозможно зарегистрировать. Нет понимания, откуда они взялись и уплачена ли растаможка. Нужна оригинальная печать Центральной акцизной таможни. Вот только как ее получить — пока непонятно. К слову, таможня принимает оплату утильсбора по незаверенной копии выписки из ЭПТС без проблем — только платите деньги.

Один из белорусов, который пробовал поставить новый Skoda Kodiaq, купленный в России, на учет в Солигорском МРЭО ГАИ, рассказал, что на его выписку из электронного паспорта сразу отреагировали неоднозначно. Однако вопрос все-таки решился через начальника местной ГАИ в индивидуальном порядке.

Что говорят в ГАИ и АО «Электронный паспорт»?

В столичных отделениях МРЭО ГАИ не горят желанием рассуждать насчет сложившейся ситуации вокруг электронных паспортов ТС и перенаправили нас в АО «Электронный паспорт». «Мы не будем давать комментарии, так как это общий вопрос всей страны», — кратко ответили в МРО ГАИ ГУВД Мингорисполкома. 

Экспресс-обзвон региональных МРЭО ГАИ показал, что где-то об этом слышат впервые, а кто-то уже осведомлен. Допустим, в Молодечно советовали подъехать «хотя бы к дилеру, чтобы заверить выписку паспорта», а в Слуцке сотрудник ГАИ направил нас сразу в АО «Электронный паспорт». Чтобы подстраховаться, они просят получить печать на выписке у данного администратора систем электронных паспортов. С одной стороны, делают это от безысходности, однако такой подход — хотя бы какой-то выход из ситуации. 

В свою очередь, Представительство АО «Электронный паспорт» в Республике Беларусь (администратор систем электронных паспортов) прокомментировало ситуацию с функционированием АС СЭП (автоматизированной системы электронных паспортов) в Беларуси.

Чтобы поставить авто на учет, нужно заверить выписку из ЭПТС в этой организации

— Сложилась такая ситуация, что системы электронных паспортов уже функционируют в России, т. е. ЭПТС оформляются на машины, которые ввозят в Республику Беларусь. При этом белорусская сторона не приняла нормативный правовой акт, определяющий национального оператора АС СЭП и регламентирующий порядок функционирования АС СЭП в Беларуси. Указанный акт разрабатывается Министерством промышленности Республики Беларусь, которое является ответственным государственным органом за реализацию Соглашения о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники от 15.08.2014.

Данное Соглашение ЕЭК (Евразийской экономической комиссии) ратифицировали еще в 2015 году и сразу же внесли изменения в документ, регламентирующий порядок постановки на учет ТС. Согласно действующему законодательству, если на автомобиль оформлен электронный паспорт в РФ и паспорт находится в статусе «действующий», то в Беларуси его должны поставить на учет без наличия бумажного ПТС. С одной стороны, изменения в законодательстве об административных процедурах приняли, однако МВД не имеет доступа к АС СЭП, так как в самом Соглашении указано, что его участники взаимодействуют с системами электронных паспортов через национального оператора, который в Беларуси так и не определен, — прокомментировала Елена Зубкова, глава Представительства АО «Электронный паспорт» в РБ.

С точки зрения белорусского законодательства ввезенные из РФ новые автомобили с электронными ПТС обязаны поставить у нас на учет, но на данный момент технически процесс оформления документов в ГАИ выглядит таким образом: белорусы заверяют выписку из электронного паспорта в АО «Электронный паспорт» (то есть по факту на ней просто ставят печать Представительства, что копия верна), а затем едут с этой бумажкой ставить авто на учет в МРЭО ГАИ. Хотя фактически эта заверенная копия выписки из ЭПТС не имеет никакой юридической силы.

— Такая тенденция сложилась от безысходности. Нам звонят и сотрудники ГАИ, и сами покупатели. С одной стороны, мы видим паспорт в системах ЭПТС и нам несложно подтвердить, что копия выписки верна, но для людей это дополнительные неудобства. Однако такие вопросы относятся к компетенции госорганов РБ.

По информации главы Представительства, для того, чтобы заверить выписки из ЭПТС, к ним обращаются в среднем по несколько владельцев в день. На самом деле ситуация патовая и такой способ постановки авто на учет выглядит не иначе, как «латание дыр».

Электронные ПТС первыми начали выдавать Geely и Zotye

Мнение БАА и официальный комментарий Минпрома

Сергей Михневич, занимающий должность председателя правления «БАА» (Белорусской автомобильной ассоциации), считает, что «ситуация с электронными ПТС — это большая головная боль», с которой уже столкнулись и белорусские дилеры, и покупатели, и профильные ведомства, и органы, имеющие к ним отношение.

Председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Михневич

— На данный момент нет никакой конкретики. Мы тоже озабочены сложившейся обстановкой и не понимаем, как будем работать, когда истечет срок очередного переноса даты перехода на электронные ПТС в Беларуси. Данной отсрочкой ведомство, которое курирует введение ЭПТС, пользуется неэффективно, не внося никакой ясности. Россия уже продвинулась в этом вопросе с точки зрения администрирования электронных паспортов, а мы, к сожалению, пребываем в неведении. До сих пор нет постановления Совмина, кто является национальным оператором и каким будет формат взаимодействия между ведомствами, дилерами, клиентами, ГАИ и таможней. Мы видели проект постановления и не согласны с ним. На мой взгляд, введение ЭПТС не должно усложнять и замедлять работу всех заинтересованных лиц и органов, однако сегодня мы такого алгоритма не видим.

Хотя в ЕЭК ранее заявляли, что полноценный переход на электронный паспорт транспортного средства упростит взаимное перемещение автомобилей, процедуры их регистрации для граждан, позволит участникам систем наблюдать за жизненным циклом техники, а госорганам — пользоваться достоверными базами данных единого формата во всех странах ЕАЭС. Министерство промышленности по-прежнему заявляет, что «ведется работа по согласованию с заинтересованными госорганами нормативных правовых актов» и подтверждает продление до 1 ноября 2020 года.

Официальный комментарий Минпрома о ситуации с ЭПТС в Беларуси

**

Россия проявила готовность к переходу на электронные ПТС и с 1 ноября уже их выдает. По состоянию на 24 декабря там оформили 252 571 цифровой паспорт. Впрочем, остальные страны не торопятся налаживать систему выдачи и хранения ЭПТС. Так, судя по официальному сайту, в Беларуси их указано всего восемь, а в Казахстане, Армении и Киргизии «нарисованы» просто нули.

Скриншот с сайта elpts.ru

Чтобы запустить и отладить систему электронных паспортов транспортных средств, у Беларуси есть еще как минимум один год. Но это не точно. А пока наши граждане могут ставить автомобили на учет таким странным способом, имея на руках заверенную в АО «Электронный паспорт» или у официального дилера выписку из электронного паспорта. Возможно, это не слишком удобно, но другого способа, увы, в белорусских отделениях МРЭО ГАИ пока не придумали. 

Фото: архив av.by

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также:

Алина Вислоус
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments