Ксеноновые лампы обезвредить, ткань — захоронить. Как обращаются с автомобильными отходами в Беларуси

  • 12 декабря 2019
  • Просмотров 7181

У каждой вещи есть свой срок службы. Правда, если изношенный башмак мы выбросим в ведро, а пачку старых газет сдадим в макулатуру, то что делать с перегоревшими лампочками, разбитым лобовым стеклом или безнадежно сломанным видеорегистратором? Это мусор, который наравне с бытовыми отходами отравляет окружающую среду. Однако им завален каждый второй гараж автолюбителя, готового бесконечно ремонтировать свою «ласточку» и складировать коробки с сожженными свечами зажигания, канистры с грязным маслом и прочее отработавшее свой срок автобарахло. 

Специалисты констатируют: за прошлый год собрано более 714 тысяч тонн вторичных ресурсов (бумага, стекло, пластик, резина, отработанные масла, отходы электроники), которые впоследствии перерабатываются. Всего в Беларуси образуется около 3,8 млн. тонн коммунальных отходов, 20% из которых используются как вторсырье. Правда, если учесть металлолом, то данный процент будет гораздо больше.

В одной только отдельно взятой машине может оказаться до десятка, если не больше, различных пластиков. А еще она состоит из килограммов легких сплавов, резины, стекла, краски и других материалов. Помимо покрышек, отработанных масел и пластика, существуют и другие виды автомобильных отходов: порванный текстиль из салона, разбитое лобовое стекло, лампочки, электрооборудование (магнитолы, видеорегистраторы, дисплеи БК и пр.), свечи зажигания, лямбда-зонды и многое другое. Это тонны автомобильного мусора, часть из которого перерабатывается, часть — захоранивается на полигонах.

Ранее образовательный проект «Последняя миля», поддержанный движением «Цель 99», уже рассказывал, как поступить со старыми покрышками, отработанным маслом, разрядившейся АКБ и горой пластиковой упаковки от автохимии. Сегодня мы выясним, какие еще автомобильные отходы перерабатываются в Беларуси и как правильно с ними расстаться, чтобы не навредить себе и окружающей среде.

В огне не горит, в земле не разлагается

Просто констатация фактов. Почти все отходы, образующиеся на станциях, которые занимаются ремонтом автомобилей, или остающиеся после разборки в гаражах рядовых водителей, являются опасными для природы и человека. Только степень опасности разная — от малоопасных до чрезвычайно опасных. Допустим, мелкая электроника (сломанный видеорегистратор, перегоревшие динамики аудиосистемы, светодиодные лампочки) содержит множество токсичных веществ. В ней могут быть даже свинец, ртуть, кадмий, шестивалентный хром. Не менее токсичны для природы и человека и пластиковые корпуса техники, которые напичканы добавками с соединениями хлора и брома. Электронный мусор — источник 70% токсичных веществ, содержащихся в бытовых отходах.

Некоторые ксеноновые лампы заключают в себе ртуть. «Как известно, ртуть по степени воздействия на организм человека относится к 1-му классу опасности — "чрезвычайно опасные вещества", — сообщают специалисты ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов». — Наибольшая опасность кроется в том, что этот металл проникает в любые неровности и накапливается там, куда его выбросили. Будь это мусоропровод или контейнер во дворе вашего дома — такое место становится постоянным источником ртутного загрязнения».

Отработанные металлические расходники (лямбда-зонды, масляные фильтры, свечи зажигания, компоненты выхлопной системы) тоже становятся опасными отходами.

— Во время использования всех этих автомобильных элементов содержащиеся в них опасные вещества нам совсем не вредят. Угрозу несет неправильная утилизация вышедших из строя приборов. Бросили старую технику у гаражей или она оказалась на свалке  под воздействием осадков и солнца токсичные вещества попадут в почву, грунтовые воды, воздух и в конечном итоге могут оказаться в организме человека. Особо опасно распространенное сжигание пластмассовых элементов — например, проводов для нелегальной добычи меди. Это отравление своего организма, ведь в воздух поступают даже диоксины!

Выбросить, разделить, переработать

При всей своей опасности, когда они выброшены куда попало, автомобильные отходы могут быть и полезными, если их правильно переработать, а затем использовать в производстве новых вещей. Любую электронику (магнитола, видеорегистратор), которая перешла в разряд отходов, необходимо сдавать в пункты приема электронного оборудования или заготовки вторсырья. Там за сданную технику даже заплатят денежное вознаграждение. Кроме того, во многих городах страны работает услуга бесплатного вывоза крупной электронной техники прямо из дома.

Автоэлектроника перерабатывается так же, как любая бытовая техника

Ставшую ненужной мелкую электронику, включая светодиодные и лазерные лампочки, можно оставлять в контейнерах ярко-зеленого цвета в крупных магазинах по продаже техники, столичные адреса которых указаны здесь

Автоэлектронику перерабатывают так же, как обычную бытовую технику. «Извлекают из нее цветные и черные металлы, — рассказывают специалисты. — Отделяют пластиковые и стеклянные части, а еще все компоненты, содержащие драгоценные металлы. Металлические компоненты передаются в компанию "Белвтормет" для переработки на металлургических и литейных заводах. Компоненты, содержащие драгметаллы, сперва обогащают, после чего отправляют на аффинажные заводы в Россию или Литву для извлечения золота, серебра и металлов платиновой группы. Полученные драгоценности впоследствии возвращаются в Беларусь для пополнения Госфонда Республики Беларусь».

Электронику разбирают на компоненты из металла, пластика и стекла


Пластмассовые части, рассортированные по типам пластика, будут переработаны и использованы в производстве новых пластмассовых изделий, упаковки. Этим занимается около сотни организаций в Беларуси.

Старую мелкую электронику нужно выбрасывать в такие контейнеры или приносить в пункты приема вторсырья

Ртутные лампы обезвредить, текстиль и стекла — захоронить

Галогенные лампочки — это фактически разновидность ламп накаливания, содержащих газовую смесь и не представляющих особой опасности, а поэтому их можно выбрасывать в общий бытовой мусор. Лазерные и светодиодные лампы следует сдавать вместе с другой электроникой. А вот отработанные ксеноновые лампы (они могут заключать в себе ртуть) лучше всего относить в специальные контейнеры для сбора ртутьсодержащих ламп. Такие контейнеры стоят в крупных магазинах.

Отработанные ксеноновые (ртутьсодержащие) лампы крайне опасны

Переработка отработанных ксеноновых ламп в республике происходит на шести объектах обезвреживания отработанных ртутьсодержащих ламп. На специальных установках извлекают металлическую ртуть, чтобы отправить ее на повторное использование.

Отдельная категория автомобильных отходов — текстиль, из которого шьют сиденья или чехлы для кресел. Из-за того, что в машинах используются синтетические ткани смешанного типа, им затруднительно найти повторное применение. В Беларуси частично перерабатывают только однородные отходы текстиля из хлопка либо шерсти, а остальные текстильные отходы захоранивают на полигонах. Поэтому выбрасывать остатки текстиля следует в общий контейнер для обычного мусора.

— В странах Европы налажен сбор текстильных отходов на переработку, потому что есть возможность их сжигать на мусоросжигательных заводах и вырабатывать тепло или электроэнергию. В Беларуси мусоросжигательных заводов нет. Но уже ведутся работы по организации производства RDF-топлива из отходов (резина, пластик, синтетика), чтобы использовать его на цементных предприятиях. Развивать энергетическое использование отходов — это необходимость. Согласно национальной стратегии по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами к 2035 году половина коммунальных отходов будет направляться на переработку.

Как обстоят дела в Беларуси со стеклом? Стеклобой утилизируют для дальнейшего производства новой стеклянной тары. Увы, исключение — автомобильное лобовое стекло. Поскольку оно типа триплекс, то не может быть переработано вторично из-за пластиковой пленки между слоями. То же касается и задних стекол — из-за нанесенной на них сетки электроподогрева. Их отвозят на полигоны для захоронения.

Куда их девать обычным гражданам? Если это осколки стекла, то выбрасывать в общий контейнер для мусора, крупные куски следует оставлять на площадке для сбора крупногабаритных отходов.

Отдельным пунктом коснемся и металлических расходников вроде кислородного датчика, колодок или свечей зажигания. Допустим, лямбда-зонды и катализаторы примут в «Унидрагмет БГУ», который занимается переработкой лома и отходов драгоценных металлов, а все остальные металлические отходы несите в пункты приема металлолома организаций «Белвтормет», «Белкоопсоюз» и «Белресурсы».

Наказать или заплатить?

Все знают, что мусорить на улице — это плохо. Выбрасывать глушитель, остатки техжидкостей куда попало — плохо вдвойне. Любой из этих отходов становится опасным, если его оставили в лесу или бросили в общий контейнер с мусором. На самом деле избавиться цивилизованно от автохлама несложно. Еще это может быть выгодно для собственного кошелька, ведь за сданные в пункт приема катализатор, металлолом или старую электронику реально получить деньги. Вот ссылка с адресами пунктов заготовки вторсырья. Но правильно обращаться с отходами требует от нас и Закон.

В Беларуси законодательно (читайте Закон «Об обращении с отходами») закреплены правила обращения с отходами потребителей и юридических лиц. Даже если у вас имеется маленькая ремонтная мастерская в гаражном кооперативе, то необходимо разделять любые отходы деятельности, правильно их хранить, а те отходы, которые могут быть переработаны, сдавать в заготовительные пункты вторсырья или на перерабатывающие предприятия.

— Отходы, которые не могут быть переработаны, подлежат захоронению, на которое нужно получать разрешение. Что касается физических лиц, то в статье 17 Закона прописано, что они обязаны обеспечить сбор отходов и их разделение по видам, если для этого созданы необходимые условия. Иными словами, если во дворе установлены контейнеры для сбора вторичных ресурсов, жители обязаны сортировать отходы.

Если выбрасывать мусор куда попало — может грозить штраф

С одной стороны, за ненадлежащее обращение с отходами жителю Беларуси грозит штраф в размере от 5 до 50 базовых величин, ИП — до 200 б. в., а юрлицо рискует заплатить сумму до 1 000 базовых. Однако перемещение мусора, который образуется дома и в гаражах, отследить практически невозможно — что-то оставляют у контейнеров, что-то отправляют прямо на свалку. 

— Один из стимулов — это личная забота о природе и собственном здоровье, второй — денежное вознаграждение за сданное вторсырье, — считают специалисты. — Давайте мыслить глобально: зачем выбрасывать на свалку то, что можно повторно использовать? Это просто нерационально. Если люди этого не понимают, значит должно подключаться законодательство и экономика.

**

Повторимся, к 2035 году половина коммунальных отходов в Беларуси будет направляться на переработку, поэтому так важно уже сейчас осознать и научиться правильно с ними обращаться. В Беларуси организован сбор металла, бумаги, стекла, пластика, электроники, отработанных масел.

Партнерский материал

Проект «Цель 99» ведет государственное учреждение «Оператор вторичных материальных ресурсов» – некоммерческая организация, координирующая деятельность в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами в Беларуси. Мы призываем вас сортировать отходы, отправляя вторичные ресурсы на переработку. Только совместными усилиями мы сможем защитить природу от загрязнения и сохранить ресурсы земли.

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments