«Бутылка в машине есть, машины в бутылке — нет». Как могилевчане перерабатывают автомобильный пластик

  • 5 декабря 2019
  • Просмотров 29433

Мы живем в эпоху победившего пластика. Посуда, одежда, игрушки, мебель, строительные материалы, косметика. Сложно представить ту сферу жизни, куда еще не проникли вездесущие полимеры, чье массовое производство началось более семидесяти лет назад. 

Широкое применение нашлось и в автомобилестроении, где они постепенно вытесняют традиционный металл из-за из своей дешевизны и физической легкости. Начиная с 1970-х годов в машине растет количество пластиковых частей, которое на данный момент составляет до 20% от общей массы запчастей из резины и металла. Причем речь идет не только о бампере, но и об отделке салона, кузова, двигателя, подвески автомобиля. 

Нынче в обычной легковушке находится до 200 кг полимеров различных видов, а с учетом удешевления производства в скором времени эта цифра достигнет 300 кг. С учетом продолжающегося роста спроса автомобили недалекого будущего будут становиться более «пластиковыми». И с этим наплывом отходов, среди которых основную часть занимают пластмассовые канистры и бутыли из-под автожидкостей, приходится сражаться уже сейчас.

Так, по информации экоэкспертов, в мире ежегодно появляется около 300 миллионов тонн новых полимеров (этот объем уместится в пространстве 105 млн футбольных полей. – Прим. ред.), при этом повторно перерабатывается лишь 14% от произведенного количества. Все остальное в лучшем случае вывозится на свалки, где полимеры ждут столетия, прежде чем они наконец-то разложатся. А в худшем — отравляют нам жизнь, попадая в воду и почву.

Само собой, «пластиковая» проблема не обошла Беларусь. У нас объем образования отходов пластмасс в составе коммунальных составляет 280 тыс. тонн в год, в то время как собирается для использования в качестве вторичного сырья только 30% отходов. Хотя статистика показывает рост – за 2018 год белорусы собрали 86 тыс. тонн отходов полимеров на переработку, что в три раза больше, чем в 2012 году.

На этот раз проект «Последняя миля», поддержанный движением «Цель 99», разбирается, что происходит с отходами автомобильного (с оговорками) и бытового пластика на примере могилёвского завода «Реплас-М», который уже 15 лет дает полимерам второй шанс.

 

«Наша специфика – это пэт-пластик»

Переработкой пластика в Синеокой уже не первый год занимается множество небольших предприятий и совсем мелких частных инициатив. Но основным игроком на отечественном рынке вторсырья является предприятие «Реплас-М», открывшееся на территории свободной экономической зоны Могилева в 2004 году. Австрийский инвестор вложил в него 4 млн долларов собственных средств, закупив итальянское, австрийское и немецкое оборудование, которое обслуживает 96 работников. Все это помогло выйти заводу на весомые показатели – сейчас здесь перерабатывается большая часть объемов пэт-бутылок, которые собираются сегодня в Беларуси.

«Мы также принимаем небольшой объем полиэтиленовых бутылок, канистр из-под масла и пленочных отходов. Но по этим видам вторсырья занимаем далеко не лидирующие позиции, – объясняет нам директор предприятия Денис Католиков. – Наша специфика – это пэт-пластик, т. е. в основном бутылки. Сегодня мы выпускаем около 1 тысячи тонн готового сырья в месяц (так называемых пэт-хлопьев) и около 100 тонн полиэтиленовых гранул. Для этого необходимо перемолоть порядка полутора тысяч тонн бутылок».

Основными поставщиками отходов пластика на завод являются организации, входящие в систему ЖКХ. Частный бизнес заготовкой пластика пока мало занимается.

В месяц «Реплас-М» перерабатывает в среднем 1,5 тыс. тонн отходов пластика, которые собираются не только в Могилеве и по всей стране, но и закупаются в России. Поставки из-за рубежа нужны компании, чтобы дозагрузить производственные мощности, поскольку есть проблемы со сбором отходов пластика в Минске.

«Это главная наша боль. Несмотря на то, что у нас объемы по переработке продолжают расти, основной проблемой является недостаточное количество сырья. Потенциально оно в стране есть, и даже больше, чем мы могли бы переработать. Но тот объем, которого нам не хватает, фактически закапывается на мусорном полигоне Минска. Во всех остальных крупных и не очень городах ситуация лучше, процент сбора достигает около 70%, если говорить в разрезе пластмасс в виде пэт-бутылок».

Если удастся извлечь все выбрасываемые пластиковые бутылки раздельным сбором, сортировкой черного мусора или другим образом, то это будет замечательно.

«В Могилеве мы собрали все, что можно. В Бресте, Гродно, Гомеле и других крупных городах работают мусоросортировочные заводы. Такой завод скоро будет построен и в Витебске. Много сортировочных линий находится в малых городах. Нам остался один шаг до победы по переработке отходов пластика, и сейчас важно его сделать».

 

«Очень сложно понять, из чего бампер сделан и как его нужно перерабатывать»

Но если с бытовым пластиком все в целом понятно, то что происходит с полимерными отходами от автомобильной промышленности? Денис говорит, что к ним массово поставляют емкости для стеклоомывателей, масляные канистры и в очень маленькой степени — упаковки от деталей.

«Что касается элементов самого автомобиля – бампера, бензобака, внутренней отделки, то это в основном композитные материалы, смесь разных полимеров с заданными характеристиками. И с ними есть вопросы. Каждый производитель имеет свое ноу-хау в этом деле. В Renault одна история (в случае бампера – это высококачественный армированный пластик (SMC). – Прим. ред.), в Mercedes – другая», – рассказывает Денис Католиков.

Истинный состав автомобильных композитов является если не коммерческой тайной, то точно нигде не афишируется. Поэтому при последующей утилизации очень сложно понять, из чего бампер сделан и как его нужно перерабатывать.

«Для того, чтобы заниматься всерьез утилизацией автомобильных компонентов, должны использоваться серьезные технологии, а сырьевой базы пока не просматривается. Поэтому мы этим направлением пока не занимаемся. Но при этом участвуем с обратной стороны – в некоторых моделях семейства УАЗ и ВАЗ используются материалы для покрытия крыш изнутри, шумоизоляции багажников, синтетического ковролина. Эти материалы делаются из нашего сырья. Поэтому бутылка в машине присутствует, машина в бутылке — нет. В Беларуси в обратную сторону это пока не работает».

 

«Случается, что 100 – 200 кг из грузовика "утекает"»

Обсудив вопросы по переработке полимеров Беларуси в теории, мы отправляемся смотреть, как же могилевчане занимаются ей на практике.

На завод сырье поступает на грузовиках и фурах исключительно в спрессованном виде, в тюках. Это делается для того, чтобы поставщик, как объясняет нам директор «Репласа-М», не возил воздух. Загрузка в один грузовик, в зависимости от типа пресса, который использует поставщик, может колебаться от 6 до 20 тонн, в среднем получается 12 — 14 тонн.

Тюки разгружают восемь мобильных погрузчиков, которые перевешивают каждый тюк на специальных весах.

«Очень часто у нас возникают споры по массе продукта, потому что сырье стоит на открытом воздухе, в него попадают осадки. Его взвешивают, привозят к нам  и оказывается, что итоговая масса отличается от заявленной. Просто потому, что влага выливается или испаряется. Случается, что 100 – 200 кг из грузовика "утекает". Поэтому мы каждый тюк перевешиваем и на видео снимаем, чтобы воспользоваться записью в спорных моментах».

Отобранные тюки везут на склад, где сырье сортируется по цветам. Больше всего на территории предприятия мы встретили прозрачного пластика, но есть тюки бутылок с голубоватым оттенком, коричневые, зеленые, серые и даже желтые.

По мере необходимости сырье поступает на участок сортировки и дробления. Там стоит специальное оборудование, разделяющее спрессованную кипу на отдельные бутылки, которые проходят разделение через специальный механизм, удаляющий песок, прилипший снаружи.

Потом пластик проходит через руки сортировщиц, которые отбирают его по цвету и смотрят, чтобы в общую массу не попали алюминиевые банки, стеклянные бутылки. Бывает, встречаются даже утюги и сковородки. 

Затем пластик проходит через линию с магнитами, которые удаляют металл: гвозди, шурупы, шарики. Следующий этап – бутылки попадают в дробилку, где измельчаются. Но на этой стадии режется все: пробка, этикетка и сама бутылка. Полученная масса передается на линию мойки, где происходит автоматическое отделение этикетки из полипропилена (с пвх-этикетками бутылки принимаются в ограниченном объеме из-за проблем с переработкой). Для каждого вида пластика используются разные линии, которые не пересекаются.

Здесь производится химическая мойка – удаляется или размягчается клей этикетки, для чего используются определенные моющие составы.

«У нас всего применяется 16 стадий очистки. Грубо говоря, наш завод — это большая стиральная машина со своими циклами и оборотами», — добавляет Денис.

После мытья происходит процесс сушки и обеспыливания. И на выходе пластиковые «хлопья» ожидает специальный агрегат, который проверяет их по цвету, составу, размеру и загрязнению. Здесь каждый кусочек сортируется воздухом – с помощью 64 воздушных форсунок отстреливается все ненужное.

«Сегодня у нас достаточно технологичное оборудование, которое позволяет производить вторичный пластик, способный конкурировать с востребованным у производителей первичным сырьем, – добавляет Денис. – Основным рынком сбыта является пищевой сегмент. Мы делаем листы пластика, которые продаем предприятиям. Пробку и этикетку мы гранулируем и продаем готовое сырье на производство труб, полимерно-песчаных композитов».

Пластик «Реплас-М» используется в производстве пищевой упаковки: яичных лотков, оснований для кондитерских изделий и т. д. Полимерные «хлопья» компании качества похуже идут для производства волокон, обвязочной ленты, оснований для кровли.

 «В России из наших "хлопьев" делают бутылки. В Беларуси такого еще нет, так что есть к чему стремиться», - подытоживает директор предприятия.

 

**

Справочно

Пластик — постоянный спутник активного автомобилиста, поэтому не забывайте отдельно собирать пластиковый мусор на переработку. Под ним мы имеем в виду пластиковые канистры, бутылки, флаконы и упаковки от автохимии: емкости очистителей, герметиков, полиролей, присадок, растворителей, стеклоомывателей и пр.

Это же касается пластиковых бутылок от воды и напитков, которые вы берете с собой в дорогу.

КУДА ПРАВИЛЬНО ВЫБРАСЫВАТЬ, СДАВАТЬ ПЛАСТИК:

  • в специальные контейнеры для сбора отходов пластмасс, пластика;

  • в контейнеры для сбора вторичных материальных ресурсов;

  • сдавать в заготовительные пункты вторсырья. Вот ссылка с их адресами.     

Отходы пластика, собранные отдельно, могут быть переработаны и использованы в производстве новых пластмассовых изделий, упаковки. В Беларуси зарегистрировано около 100 организаций, перерабатывающих отходы пластмасс. 

 

Партнерский материал

Проект «Цель 99» ведет государственное учреждение «Оператор вторичных материальных ресурсов» – некоммерческая организация, координирующая деятельность в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами в Беларуси. Мы призываем вас сортировать отходы, отправляя вторичные ресурсы на переработку. Только совместными усилиями мы сможем защитить природу от загрязнения и сохранить ресурсы земли.

 

Тарас Тарналицкий

Фото: Алиса Зацаринная, Дмитрий Сочивко, Тарас Тарналицкий, вторичная-переработка.рф

 

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments