«Поставляем в Польшу, Россию и Украину». Как белорусы сделали бизнес на восстановлении «старого» свинца

  • 28 ноября
  • Просмотров 37804

Металлические пластины соединяются друг с другом, затем заливаются жидким электролитом и помещаются в крепкий пластиковый корпус. Если говорить просто, то приблизительно так выглядит классическая аккумуляторная батарея, питающая двигатель абсолютно любого вида транспорта: от небольших легковушек до авиалайнеров. 

И многие из нас, чье детство пришлось на 80-е и 90-е годы, знакомы с аккумуляторами с юных лет. Когда во дворах, обычно за гаражами, старые пластины крошились, а ценный свинец бережно укладывался на дно консервной банки и нагревался на костре. Так нехитрым образом получался жидкий серебристый металл, который заливался в импровизированные формы: кирпичи, песчаные ямки и пр. Отблески жидкого металла напоминали дворовой детворе о киногероях того времени – «железном» Арни в роли хорошего терминатора и его антагонисте из жидкого металла – T-1000.

Впрочем, поколение выросло, киногерои ушли на пенсию, а старые АКБ теперь перерабатывают не кустарно, а так, чтобы дать им второй шанс.

На этой неделе наш проект «Последняя миля», посвященный разумной утилизации и переработке автомобилей, расскажет, как в Берёзовском районе завод «Белинвестторг-Сплав» превращает старые свинцово-кислотные аккумуляторы в металл высокого качества, который закупают компании ближнего зарубежья. 

 

«Никто сегодня аккумулятор не выбросит – это ведь живые деньги»

За синим жестяным забором, утопая в утреннем тумане, высится большой заводской корпус с надписью «Бит-Сплав». За его фасадом скрывается единственное для Беларуси предприятие, занимающееся переработкой свинецсодержащих отходов – аккумуляторов, которые сдает население. Одним из национальных операторов по их сбору является Группа компаний 1AK-GROUP, в состав которой и входит завод.

«Аккумуляторный бизнес считается занятием сезонным, – поясняет его директор Игорь Радько. – Всплеск активности наблюдается осенью и протекает с сентября по январь. Именно тогда начинаются сильные морозы, машины с трудом заводятся и появляется необходимость поменять источник питания».

«Бит-Сплав» открыли в 2013 году в городе Белоозерске, на месте старого золоотвала Березовской ГРЭС, которую раньше отапливали углем. Перейдя на природный газ, территорию передали под строительство ЦРМ – центральной ремонтной мастерской. Когда строительство объекта забуксовало и прекратилось, пустующие помещения продали под инвестпроект будущего завода. 

Технологии переработки аккумуляторов белорусам подсказали французские инженеры из компании BJ Industries, поставившие в Беларусь весь комплекс необходимого металлургического оборудования. Сегодня на заводе работает около 100 человек. В основном это жители Белоозерска, но приезжают работники из Пинска, Березы, Дрогичина, Хомска и других соседних городов.

«Мы производим марочный свинец из аккумуляторного лома. Металл переплавляется в роторных печах согласно режимным картам. Удовлетворяем все потребности белорусских заводов в марочном свинце, а остальное поставляем за границу, в основном в Польшу, Россию и Украину», – говорит Игорь Радько, уточняя, что происходит с составляющими АКБ. Так, электролит передается на использование другому предприятию – «Мотовело Эко», оно на договорной основе занимается его дальнейшим обезвреживанием. Измельченный пластиковый корпус уходит в Россию, где употребляется для производства строительных изделий.

По словам топ-менеджера предприятия, сейчас в Беларуси нарастает тенденция по увеличению сдачи аккумуляторного лома.

«Это происходит по одной простой причине – выросло количество личного транспорта у населения. По статистике, белорусы владеют 3 млн 615 тыс. автомобилей. Рост продаж машин увеличил рост сдачи отработанных запчастей, тут прямая зависимость. Сейчас любой потребитель, у которого есть аккумулятор, просто так с ним не расстанется. Его бессмысленно выбрасывать, ведь это живые деньги».

 

Здесь плавят свинец

Пообщавшись вдоволь с директором завода, нас ожидает процедура переодевания. Застегиваем халат, натягиваем на лицо респиратор и защитные очки, нахлобучиваем на голову каску – и отправляемся полностью экипированными в цеха, чтобы посмотреть, как же организован процесс переплавки аккумуляторов.  

На завод привозят АКБ в целом виде, где сырье уже подлежит механизированной разделке на специализированной линии «КРАБ».

«На участке разделки аккумуляторов работает 5 человек в 1 смену, а на плавильном отделении – 6 человек в 3 смены. Людей немного, потому что процесс разделки автоматизирован и включает в себя два этапа дробления, слив электролита и последующее разделение измельченных частей на свинцовый лом, пластик корпусов и сепараторы пластин. Электролит, в свою очередь, сливается в еврокубы и отправляется на обезвреживание», – рассказывает нам инженер-технолог Кудака Александр.

Отработанный электролит – это в среднем 15% раствор серной кислоты. Он считается отходом первого класса опасности. Хранить и транспортировать его можно только в специальной таре и при наличии у перевозчика соответствующего разрешения. Для уменьшения воздействия паров серной кислоты на заводе приняты следующие меры – создан необходимый воздухообмен на рабочих местах, а рабочие пользуются средствами индивидуальной защиты: респираторами, перчатками, формой. Также в помещении разделки АКБ все пары и выбросы проходят через единую систему аспирации, оборудованную ионно-обменным фильтром, специально предназначенным для нейтрализации испарений.

Корпуса защитного короба АКБ производятся из специального кислотостойкого полипропилена, при этом состав каждого из них имеет свои особенности. На выходе, после разделки, получается усредненный состав вторичного пластика, который производители приобретают и используют в производстве, где разрешено использование вторичных материалов. Как правило, это тара и хозинвентарь.

Свинцовый лом составляет основную часть аккумуляторной батареи (в объеме до 60%) и представлен в виде кусков металла: клемм, перемычек, решеток. И пасты: оксидов и сульфата свинца в порошковом виде. 

Все это перемолотое добро погрузчик развозит на промежуточный склад, в специальные отсеки, откуда позже их заберет и отвезет на переплавку, осуществляющуюся в роторной коротко-барабанной печи емкостью до 12 тонн сырья. Их на заводе работает две.

Плавка металла в печи и разливка его в ковш – главный аттракцион на заводе. В это время печь напоминает жерло вулкана, извергающее оранжевую лаву, сопровождая процесс клубами пара и соответствующим шумом. Забыть такое невозможно. 

«Здесь свинцовый лом плавится до жидкого состояния, образуя черновой свинец, – показывает нам Александр. – Он потом переливается в рафинировочные котлы емкостью 50 тонн, где происходит удаление ненужных примесей и при необходимости введение лигатуры (вспомогательных сплавов, необходимых для придания металлу дополнительных свойств. – Прим. ред.). Таким образом происходит приготовление свинцовых сплавов и чистого свинца необходимых марок».

На данный момент на заводе успели освоить производство свинцово-кальциевых сплавов, нужных для производства аккумуляторов премиальных линеек. В процессе рафинирования удаляются примеси меди, сурьмы, олова, никеля и т.д. с точностью до 0,0001%.

Затем расплавленный металл заливают в формы, остужают и получают свинцовые чушки-слитки весом по 35-40 кг. Их пакуют в стопки-пакеты весом около 1 тонны, маркируют и отправляют на склад. Отсюда металл почти сразу же транспортируется клиентам. Основным потребителем продукции «Бит-Сплава» являются иностранные производители аккумуляторных батарей. В Беларуси – ОАО «БМЗ», на котором специальной термической обработкой стальную проволоку упрочняют в свинцовых ваннах. Это значит, что ни один грамм металла не пропадет зря и будет использован в новых аккумуляторных батареях.

Что касается вредных выбросов, то на предприятии за этим зорко следят. Для мониторинга ситуации используется многоступенчатая система фильтрации отработанных газов от печей и котлов. Система включает в себя пылеосадительные камеры, циклоны-пылеуловители и тканевые рукавные фильтры производительностью до 35 000 н.м/час, что аналогично мощности примерно 1000 домашних пылесосов. Каждый рукавный фильтр (их всего 3) содержит 490 рукавов, каждый фильтр занимает помещение примерно равное двухэтажному дому.

В дымовой трубе предприятия установлены датчики автоматической системы контроля выбросов вредных веществ, что позволяет следить за уровнем вредных веществ в отработанных газах. Специфического запаха как на самом предприятии, так и за его пределами мы не почувствовали.

 

**

Аккумуляторные батареи – небезопасный вид отходов, содержащий в себе не только активные кислоты, но и тяжелые металлы, что является источником загрязнения почвы. Избавиться от аккумулятора можно, сдав его в специализированный пункт приема и получив деньги, а в некоторых магазинах за аккумуляторную батарею дают солидную скидку при покупке новой.

«Первая аккумуляторная компания» собирает аккумуляторы по весу. Стоимость на лом АКБ задает Министерство промышленности каждый месяц. В среднем получается 1,29 рубля за один килограмм.

Емкость АКБ (ампер-час)

45

55

65

75

85

105

Ориентировочная стоимость (рубли)

12

16

19

21

24

26

Аккумуляторы можно сдать по следующим адресам:

Минск: ул. Михася Лынькова, 123 и 125.

Витебск: ул. П. Бровки, 38.

Могилев: ул. Привокзальная, 24; пр. Димитрова, 71.

Гомель: ул. 2-я Светлая, 70; ул. Жукова, 21; ул. Севастопольская, 39а.

Гродно: ул. Суворова, 166; Индурское шоссе,11; ул. Болдина, 4б.

Брест: ул. Советской Конституции, 10; ул. Республиканская, 10б.

Остальные города можно найти на официальном сайте «Первой аккумуляторной компании», пройдя по этой ссылке.

 

Партнерский материал

Материал подготовлен в рамках проекта «Цель 99». Мы призываем вас сортировать мусор и не загрязнять окружающую среду. Только совместными усилиями мы сможем защитить природу от загрязнения.

 

Тарас Тарналицкий

Фото: Дмитрий Сочивко, Тарас Тарналицкий

 

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments