«Покупал авто как льготник, а остался должен государству». Разбираемся в нюансах растаможки по указу №140

  • 25 ноября
  • Просмотров 54780

Поскольку в апреле этого года государством было объявлено о послаблении таможенных пошлин на ввоз легковых авто для многодетных семей и инвалидов, многие белорусы решили этим воспользоваться и привезти из Европы и США автомобиль. На самом деле речь пойдет не о каких-либо подводных камнях или «неработоспособности» 140-ого указа. Сегодня мы расскажем историю одной семьи, которая стала жертвой ситуации то ли из-за банальной ошибки таможенных органов, то ли из-за собственной невнимательности, что стоило им почти 1 000 долларов.  

Цена ошибки — почти $1 000. Кто виноват?

В редакцию av.by обратился Валерий, который вместе с супругой столкнулся с нюансами растаможки транспортного средства из Европы в сентябре этого года. «Я часто бываю за границей, и купить там автомобиль для меня не проблема, — сообщает мужчина. — Данный Ford C-MAX с двигателем EcoBoost объемом 999 см куб. и пробегом чуть выше 20 тыс. км был приобретен в немецком автохаусе. У него имелись повреждения по левой стороне кузова, однако на сервисе документально подтвердили, что без нарушения его геометрии. Поскольку в Берлине мне не выдали номера из-за того, что автомобиль аварийный, я вынужден был перевозить его на автовозе. В Литве я должен был оформить страховку и получить временные "транзиты", чтобы пересечь белорусско-польскую границу, иначе меня бы не пропустили. Таков алгоритм действий для перевозки транспортных средств между странами Евросоюза».

Автомобиль стоимостью 6 000 евро оформляли на тещу Валерия, имеющую удостоверение инвалида. Мужчина демонстрирует доверенность, в которой зафиксировано, что от имени тещи и по ее поручению все действия, включая приобретение авто, таможенное оформление и регистрацию в ГАИ, может совершать супруга нашего героя. Валерий заранее проконсультировался по поводу растаможки европейской иномарки с законными льготами и не ждал никакого подвоха.

Со слов белоруса, какая именно дата выпуска у купленного им Ford C-MAX, он не знал, так как в Германии это не указывается. На данный момент Валерий, конечно же, владеет информацией, когда был выпущен его автомобиль, так как именно дата выпуска и стала ключевым фактором разногласий между ним и таможней. Однако обо всем по порядку.

«На красный канал для таможенного оформления в КПП Брузги на границе с Польшей мы въезжаем 16 сентября 2019 года в 21.00, — пытается восстановить хронологию прошедших событий мужчина. — При оформлении таможенной декларации я узнал, что действует заявительный принцип, то есть это значит, что все, что я заявляю в качестве документов, имеет важное значение. С "Белтаможсервисом" мы заключили договор поручения на подготовку и представление пакета документов в таможенные органы при оформлении товаров для личного пользования физлицами».

Валерий рассказывает, что специалист по таможенному декларированию, с которым они заключили договор, видела техпаспорт Ford, где была указана дата выпуска — 05.08.2016 г., и она не вызвала у нее никаких вопросов и подозрений.

В результате таможенные платежи были исчислены и уплачены в отношении автомобиля, с момента выпуска которого прошло более 3, но не более 5 лет и рабочий объем двигателя которого не превышает 1 000 см куб., по ставке 1,5 евро за 1 см куб. рабочего объема двигателя, что составило 3 411,78 руб., а с учетом льготной растаможки — 1 705, 89 бел. руб.

По сути, никаких подводных камней в функциональности 140-го указа Валерий не увидел. На практике оказалось, что 50%-ая скидка на таможенную пошлину вычисляется сразу при оформлении автомобиля, освобождая покупателя от лишней бумажной волокиты. Неожиданная новость прилетела позже и оттуда, откуда ее вовсе не ждали.

Спустя месяц от Гродненской региональной таможни пришло решение о неуплаченных в установленные сроки таможенных платежах. Дело в том, что в документах указали неверную дату выпуска ТС — 05.08.2016 г. вместо 11.11.2016 г., а поэтому принцип растаможки должен быть другим. В отношении ввезенного на таможенную территорию ЕАЭС Ford C-Max 11.11.2016 г. в. стоимостью 6 000 евро уплате подлежат таможенные платежи в отношении автомобиля, с момента выпуска которого прошло не более 3 лет и стоимость которого не превышает 8 500 евро, по единой ставке 54% от стоимости, но не менее 2,5 евро за 1 см куб., что составляет 7 376, 83 руб. (с учетом льготной растаможки — 3 688,42). В тексте решения было написано, что «возникла обязанность по уплате таможенных пошлин в размере 1 982, 53 руб.».

В немецком брифе действительно указано «05.08.2016», но это выпуск модельного ряда, а не конкретного автомобиля. Фактически оплачено 1 705,89 руб., а подлежало уплате 3 688,42, то есть нужно доплатить еще почти 1 000 долларов. Кто виноват в данной ситуации?

«Парадокс состоит в том, что ни я, ни таможенные органы еще не знали, что неверно указана дата выпуска, а пеня исчислялась с момента ввоза автомобиля в РБ, то есть с 16 сентября, — возмущен Валерий. — Я звонил в "Атлант-М", официальному дилеру, и по вин-коду узнал, что дата выпуска автомобиля — 11.11.2016 года. Но меня волнует другое: почему тогда, когда я предоставлял таможенные документы на границе, мне не сказали, что есть несоответствие по году выпуска? В таком случае у меня было бы несколько вариантов решения проблемы. Во-первых, возврат на сопредельную территорию в Польшу, где я дожидался бы 11.11.2019 года и въезжал бы по данным нормам. Во-вторых, я мог бы растаможивать автомобиль по ставке 3 688,42 руб., как с нас сейчас требуют. Либо, в-третьих, поставить Ford на склад временного хранения и ждать, когда ему исполнится три года. Мог быть даже четвертый вариант: оформить автомобиль как аварийный, но это нужно было делать до въезда на границу с заключением экспертизы».

Мужчина считает, что были нарушены права его тещи, на которую оформлялось транспортное средство, однако если в Гродненской региональной таможне прикрываются заявительным принципом таможенного декларирования, то в «Белтаможсервисе» ссылаются на то, что владелица предоставила документы не в полном объеме.

Кто-то согласится с этим и скажет: «Сам виноват — зачем сейчас искать крайних?» С другой стороны, Валерий пытается рассуждать немного под другим углом зрения: «Въезжая на таможенную территорию и оплачивая таможенные услуги по оформлению документов в размере 50 евро на возмездной основе, можно ли рассчитывать на правильное оформление данных документов или нет? Когда я задал им вопрос: "А если бы я заявил, что это BMW или Mercedes?", в ответ услышал: "Мы бы это увидели". А почему не увидели, что указана не та дата выпуска? Откуда я мог знать, что нужно было по VIN запрашивать год выпуска? Даже если у меня неполный пакет документов, почему мне оказывают услуги по оформлению?»

«Послушайте, я приезжаю в место, где работают специалисты, которые лучше меня знают, какие нужны документы. Я меняю автомобили в среднем раз в 7 лет, и за это время могут быть разные нововведения, — пытается разобраться в неоднозначной ситуации Валерий. — Почти уверен, что мне придется доплатить эти деньги. Больше 30% от этой суммы я уже внес. Хочется просто понять: в чем мы виноваты? Что мы скрыли? Мы расписались в декларации, которую составил за наши деньги специалист "Белтаможсервиса". Может, я и виноват в том, что не запросил год выпуска у дилера, но я был уверен, что там работают грамотные специалисты. Выводы я, конечно, сделал: нужно все и всегда перепроверять».

**

Кто несет ответственность в ситуации, когда при оформлении таможенных документов допускаются ошибки (в данном случае неверно указана дата выпуска транспортного средства)? Виновата ли и в чем владелица автомобиля? Почему ошибка была обнаружена после исчисления и уплаты таможенных платежей, а также выдачи удостоверения на ввезенное в РБ ТС? С этими вопросами мы обратились в Гродненскую региональную таможню и РУП «Белтаможсервис» — и вот что нам ответили:

Фото: архив av.by

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также:

Алина Вислоус
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments