Маслаем масло. Как в Беларуси отработку превращают в деньги

  • 21 ноября
  • Просмотров 20151

Поменять машинное масло в двигателе для опытного водителя плевое дело. Залез под автомобиль, открутил пробку сливного поддона, слил старую жидкость в пластиковую тару, залил купленный в магазине свежачок, поменял масляный фильтр – вот и вся премудрость. Вопросы появляются, когда возникает потребность срочно избавиться от отработанного масла. Варианты «вылить за ближайший куст» или «сжечь в печке» отметаем сразу. Подобная утилизация автохимии сулит не только административную ответственность, но и по своей сути разрушительна – вредит здоровью людей и окружающей среде, о чем неустанно твердят экологи. Единственный безопасный способ избавиться от запасов черной жижи в гараже – сдать ее на вторичную переработку в специальные приемные точки. Тут важно понимать, каждый такой пункт – звено в большой цепочке, которая направлена на вторичную переработку опасных отходов. И по итогам такой переработки старое автомобильное масло получает вторую жизнь в виде продуктов, о происхождении которых вы, возможно, даже не задумывались раньше.

Сегодня мы в рамках проекта «Последняя миля» совместно с движением «Цель 99» расскажем, как в Крупском районе (Минская область) белорусско-израильское предприятие «ДВЧ-Менеджмент» превращает отработанное масло (моторное, трансмиссионное, масло ГУР и пр.) в полезные для сельского хозяйства, производителей калийных удобрений и строительной отрасли продукты.

 

Как собрать 20 тыс. тонн нефтесодержащих отходов в Беларуси

По данным государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов», за прошлый год в стране собрали на переработку 16,8 тыс. тонн отработанных масел. А с января по сентябрь 2019 года – 13,75 тыс. тонн, что на 19,4% больше, чем за тот же период 2018 года. Всего же объем образования нефтесодержащих жидкостей в общем составе отходов потребления белорусов в год составляет порядка 22 тыс. тонн. И это только от населения, не считая промышленность, перевозчиков и пр.

Цифра солидная, но далеко не весь объем отработки удается собрать и переработать. В стране до сих пор разрешается сжигать выработавшее свой ресурс масло, чем пользуются частные и государственные предприятия, используя его для собственных нужд.

В Беларуси работает крупнейший завод по переработке отработанного масла «ДВЧ-Менеджмент». Комплекс по переработке отработанных нефтепродуктов официально открылся летом 2015 года в двух километрах от города Крупки, на территории бывшего ГСМ-хранилища Министерства обороны, уже выведенного из резерва. Место было выбрано оптимальное: рядом железнодорожная ветка Москва – Варшава, все необходимые коммуникации присутствуют, есть система аварийного пожаротушения. Деньги и технологии вложили израильские партнеры.

По словам директора завода Игоря Сафронова, компания способна перерабатывать не менее 15 тыс. тонн отработанных масел ежегодно, однако сырья, способного загрузить все мощности, не хватает.

В рамках выполнения инвестиционного договора в стране была организована система централизованного сбора отработанных масел как у государственных, так и у частных организаций, среди которых есть СТО, гаражные кооперативы. Также организован прием отработанных масел у населения в пунктах заготовки вторичного сырья. На заинтересованные объекты были установлены пластиковые емкости для сбора отработки объемом от 1 до 2 тонн.

«У людей не хватает понимания, что отработанное масло вредно и его сжигать нельзя. Необходим более жесткий контроль за выполнением требований законодательства».

 

«Так хоть не отравите жизнь другим людям»

Какой же путь преодолевает отработка, прежде чем попасть на Крупский завод?

Чтобы понять это, мы отправляемся вместе с руководителем пресс-службы «ДВЧ-Менеджмент» Дмитрием Могилевским сперва на минский заготовительный пункт № 46, расположенный у одного из съездов МКАД по адресу: Корвата 101. 

Сюда в будние дни, кроме воскресенья, можно совершенно спокойно приехать и сдать отработанное масло. Причем не забесплатно – вашу тару взвесят на специальных весах и за каждый килограмм сырья заплатят по 15 копеек вознаграждения.

Привезенную жидкость приемщик сольет в специальный отстойник. Потом специализированная техника завода по согласованному графику приедет и откачает накопленную отработку.

Затем масло попадает уже на само предприятие. За рельефным серым забором, за которым оно находится, оказалось не так уж много строений.

«Их и не должно быть много, поскольку у нас процесс максимально автоматизирован. На самом деле здесь нужен только начальник смены и несколько рабочих, чтобы соблюсти выполнение всего технологического процесса. Всего на предприятии работает чуть больше сорока человек», – объясняет Дмитрий.

Попадая на территорию предприятия, груженные отработкой грузовики сперва взвешиваются, проходят лабораторный анализ, а затем едут на специальный узел, откуда из автоцистерны масло попадает в резервуарный парк. Его стальные хранилища, окрашенные зеленой краской, высятся неподалеку. Но это только верхушка айсберга, остальная часть скрыта от глаза – зарыта в землю, откуда торчат, словно шляпки боровиков, крышки резервуаров.

«Сюда приходит отработанное масло, загрязненное тяжелыми металлами, сажей и прочими загрязнителями. После системы полной переработки масло выходит готовым продуктом в виде обеспыливателей и антислеживателей (используются для транспортировки в приемлемом виде калийных удобрений. – Прим. ред.), компонентов для производства резины, в качестве разделительной смазки для строительных организаций. И потом дальше, по системе труб, он идет на склад временного хранения».

Рядом с основным зданием, где расположено перерабатывающее оборудование, находится одна из наливных. Сюда уже грузят готовую продукцию, т. е. можно сразу загрузить машину и поехать с товаром к конечным потребителям.

Основное управление заводом происходит в диспетчерской, где работники руководят всеми процессами: откачкой привезенной отработки из цистерн грузовиков, дальнейшей переработкой сырья и его возвращением на склад.

Качество поступившей продукции определяют химики в специальной лаборатории, находящейся в нескольких десятках метров от диспетчерской. Ее заведующая Мария Статкевич рассказывает, что, как только к ним попадает отработанное масло, оно проверяется по целому ряду параметров: температуре вспышки, кислотному и щелочному числу и пр.

«На основании результатов вязкости мы разделяем все входное сырье на группы. Один вид будет использован для производства калийных удобрений, другой – для производства универсальных смазок, третий пойдет на производство пылеподавителей и антислеживателей. Ни один литр не будет потрачен зря», – убеждает нас Мария. Основные рынки сбыта, как то: Польша и Россия.

Собеседница предлагает нам понаблюдать за экспериментом – показывает на примере колбы с чистой водой, как быстро загрязняется окружающая среда. Оказывается, что масло, попавшее в землю или воду, обволакивает пространство непроницаемой пленкой. Поскольку через такой барьер не способны пробиться кислород или влага, растения, животные и микроорганизмы постепенно погибают. «Чем больше масла поступает в окружающую среду, тем больше толщина масляной пленки, а это негативно сказывается на всех живых организмах».

Пока не весь объем образующихся в Беларуси отработанных масел попадает на переработку. Значительная часть, попросту говоря, сжигается или выливается. Чтобы предотвратить угрозу, Дмитрий агитирует утилизировать масло правильным образом.

«Ничего ведь не стоит собрать ненужное вам масло и отвезти его в пункт приема. Да, больших денег вы не заработаете, но хотя бы сохраните природу в чистоте и не отравите жизнь другим людям в прямом смысле слова».

 

**

Напомним, что отработанные масла − это опасные виды отходов. Их виды разнятся от умеренно опасных до чрезвычайно опасных. По данным ученых, всего один литр отработанного моторного масла загрязняет почву на площади 50 на 70 кв. м, делая ее непригодной для выращивания растений на срок до 100 лет. А продукты несанкционированного сжигания отработанных масел содержат тяжелые металлы и канцерогены, опасные для здоровья. Воздействие продуктов сжигания отработанных масел повышает риск заболеваний раком.

Поэтому слив отработанных автомобильных масел или их сжигание преследуются административной ответственностью.

В Республике Беларусь запрещено сжигать отходы, в том числе отработанные масла, вне специальных установок, зарегистрированных в реестре объектов по обезвреживанию отходов. Углеводородсодержащие отходы могут применяться в качестве топлива, когда на него разработан стандарт или технические условия, прошедшие экологическую экспертизу, есть регламент использования. За нарушение требований законодательства об обращении с отходами можно получить штраф до пятидесяти базовых. Юридическое лицо может быть оштрафовано до тысячи базовых величин.

Чтобы ваше отработанное масло попало на переработку, единственное, что нужно сделать, − сдать его в один из пунктов приема масел. Таких точек за последние годы в стране открылось достаточно много. Емкости для сбора отработки даже стоят в некоторых гаражных кооперативах. Ближайшие к вам пункты сбора указаны в этой ссылке

 

Партнерский материал

Проект «Цель 99» ведет государственное учреждение «Оператор вторичных материальных ресурсов» – некоммерческая организация, координирующая деятельность в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами в Беларуси. Мы призываем вас сортировать отходы, отправляя вторичные ресурсы на переработку. Только совместными усилиями мы сможем защитить природу от загрязнения и сохранить ресурсы земли.

Тарас Тарналицкий

Фото: Алиса Зацаринная

 

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments