«Для начала нулевых – это вчерашний день». Что раздражает в современных иномарках

  • 18 ноября
  • Просмотров 23947

Вряд ли в мире существует что-нибудь более субъективное, чем красивый автомобиль. Хотя бы потому, что восприятие прекрасного у каждого из нас свое. Одним нравятся простота и минималистичность семейного минивэна, другим – вычурность силуэта гоночного болида. И взаимопонимание эти люди вряд ли друг с другом найдут, тем более когда речь заходит о современном автодизайне.

Редакция av.by и автодилер Nissan решили отыскать необычные решения в автомобильном дизайне и попросили художника и дизайнера Артема Халько оценить внешний вид современных автомобилей, назвав их сильные и слабые стороны.

Справка аv.by

Артем Халько свыше двадцати пяти лет занимается, как он сам говорит, «автомобильной живописью»: рисует скетчи и настоящие картины с машинами разных марок. По образованию он архитектор, но работает в сфере дизайна, сотрудничая с компаниями «Белюкс» и «Белаз», увлекается автомобильным дизайном и реставрацией машин.

– Мое отношение к автомобильному дизайну сформировалось в 90-е годы. Это было важное десятилетие, когда эволюция автомобильной инженерии достигла своего пика. До этого момента автомобильный дизайн развивался параллельно развитию технической составляющей, укрепился симбиоз техники и эстетики.

На сегодняшний день автодизайн, как мне кажется, глобально пришел к этапу спада, стагнации. Современные автопроизводители грешат формализмом – эксплуатируют дизайн ради ради дизайна, а изменения вносят ради изменений. Появилась мода на агрессивный внешний вид. У многих автомобилей передняя часть напоминает маску хищника: множество воздухозаборников, спойлеров. То, что раньше было отличительной чертой заряженных моделей – диффузор заднего бампера, крупная решетка – сейчас перекочевало в такие модели, где это кажется абсолютно неуместным и выглядит немного наигранно. Все это лишь вызывает лишь саркастическую улыбку.

Чтобы соблюсти разнообразие, мы попросили Артема проанализировать не только современные, но и более взрослые модели автомобилей.

 

Pobeda M20 Neoclassic

История создания модели:

«Победа» – пример послевоенной советской легковушки с несущим кузовом, серийно производившейся на Горьковском автомобильном заводе в период с 1946 по 1958 годы. Изображение современной версии машины – это по большей части фантазия конкретного дизайнера, и в серию такие модели не пошли. «Победы» под собственной маркой Горьковский автозавод пока что разрабатывать и выпускать не планирует. Во всяком случае, на текущий момент. Дизайнер Сергей Баринов, ранее удививший публику проектом возрождённой «Волги» ГАЗ-24, представил компьютерные модели автомобиля Pobeda M20 Neoclassic.

 

Мнение:

Перед нами современное переосмысление некогда выпущенного автомобиля. Попытка сыграть на ностальгических чувствах, и при этом не самая удачная на мой взгляд. Особенно это касается передней части авто– она мне кажется не совсем гармоничной, несколько вычурной. В «Победе» есть оригинальные элементы, но я не вижу в этом автомобиле должной эстетической проработки, и в нем не достает оригинальности, нет чего-то принципиально нового, современного. Воздухозаборник, покатая крыша – это уже не раз встречалось, например, у Bugatti EB112, где был похожий силуэт, в Porsche Panamera.

Изначально ведь «Победа» не была люксовым автомобилем. Она должна была стать народной маркой, массовой по своей сути, но в силу политических событий этого не произошло. Но здесь, в осовремененном образе присутствует попытка сделать из нее статусное авто. Но при этом если мы посмотрим на фотографию современного Bentley Flying Spur, или Maserati Quattroporte то увидим, что в сравнении этот автомобиль получается неактуальным, он устарел до своего появления. Кроме того в деталях это набор цитат из других автомобилей.

 

Nissan Juke

История создания модели:

Juke – это субкомпактный кроссовер, выпускаемый японским производителем Nissan с 2010 года. Его производственная версия дебютировала на Женевском автосалоне в марте того же года. Модель разработали в офисе Nissan Design Europe в Лондоне и усовершенствовали в дизайнерском центре Nissan в Японии. Выбранное название «джук» означает танцевать или менять направление, демонстрируя ловкость.

Во внешнем виде модели преобладают выдающиеся колесные арки и высокая линия талии кузова, контрастирующие с тонкими боковыми окнами, что является современной интерпретацией «бутылки колы» – стиля, популярного в 1960-1970-е годы. Спортивный мотив продолжается внутри с красным или серым цветом центральной консоли, имеющей сходство с топливным баком мотоцикла.

У модели пять посадочных мест (два спереди и три сзади). Задние сиденья имеют разделение 60/40 и могут складываться независимо друг от друга для перевозки более крупных предметов. Задний грузовой отсек небольшой, но содержит дополнительное место для хранения под полом (для моделей с передним приводом).

Общим для всех моделей, кроме базовых, является интегрированная система управления Nissan, получившая название I-CON: командный модуль, расположенный в нижней панели приборов, который управляет как климат-контролем, так и режимом движения автомобиля (обычный, спортивный или экологический). 

Второе поколение Juke было представлено 3 сентября 2019 года в Лондоне, Париже, Милане, Барселоне и Кельне. В обновленной модели преобладают гладкие линии кроссовера-купе. Интерьер модели также претерпел изменения. В автомобиле были использованы инновационные технологические решения, включая Nissan ProPILOT и информационно-развлекательную систему NissanConnect с Wi-Fi, рассчитанную на интеграцию со смартфоном водителя и беспроводными обновлениями. Все новшества направлены в первую очередь на целевую аудиторию молодых людей в активной жизни мегаполиса. 

Для любителей спортивной езды был разработан также Juke Nismo, оснащенный аэродинамическим обвесом и двигателем 1,6 DiG-T мощностью до 200 л. с. 

Как бы то ни было, всего за девять лет с момента выхода модели на европейский рынок было продано более 1 млн экземпляров Juke, что говорит о невероятной популярности модели. И это единственный автомобиль из нашей подборки, который продается новым в Беларуси. 

 

Мнение редакции av.by:

Первое поколение Nissan Juke для меня – это чем-то похоже на Fiat Multipla своей двухэтажной оптикой и супероригинальностью. Будем честными, до «Джука» ничего похожего по форме не производили. В погоне за этой супероригинальностью изменилась композиционная цельность автомобиля. Если мы посмотрим на дизайн автомобилей, то увидим устоявшийся образ, который со сменой поколения не разрушается, а скорее перетекает, трансформируется со временем, за редким исключением не создавая глобальных революций. Здесь автомобиль нарисован с чистого листа, и в нем применены довольно смелые решения, отчего может показаться, что в автомобиле присутствует диспропорция. Передняя часть очень массивная, сужающаяся к заду, завышенная подоконная линия, заниженная крыша – это оригинально для подобного класса автомобиля. Особой харизмы автомобилю добавляет передняя и задняя оптика. 

Кому как, а многим она напоминает отсылки к насекомым, хотя «Жуком», созвучным с Juke, автомобиль не прослыл. Неординарные решения дизайнеров нашли продолжение и внутри. Спортивная эстетика присутствует и в интерьере: в форме сидений, центральной консоли, стилизованной под топливный бак мотоцикла, в приборной панели, оборудованной двумя колодцами приборов, в контрастной отделке. Внутреннее пространство не отличается просторами, но при этом не чувствуют себя обиженными не только сидящие впереди, но и задние пассажиры. Сам автомобиль задумывался для человека, который ценит комфорт, путешествия, походы в рестораны и активный досуг. 

Личность неординарная, любит модный бренд Hugo Boss, но одновременно не является одержимым вещами и их покупкой. Главному герою 30 лет, и он не женат. Одним словом, автомобиль для активного и полного энергии человека. И тем не менее мы видим существенную популярность этой модели у молодых девушек. А раз модель нашла свою нишу на рынке, значит и дизайн нельзя назвать удачным или неудачным. Автомобиль для своей аудитории, и для каждого он стоит на определенной планке по шкале представлений о красоте. Новое поколение «Джука» мне импонирует с точки зрения внешней целостности. 

 

Vermot Veritas RS III

История создания модели:

Экспрессивный Veritas (в переводе с латыни «истина») – это немецкий производитель автомобилей, существовавший в период с 1947 по 1953 годы, и после закрытия возрожденный в начале 90-х годов. Современные конструкторы в начале нулевых представили Veritas RS III с мотором BMW V12 объёмом 6 литров. На машине сохранилось множество элементов от оригинальных Veritas 1950-х годов. Автомобиль не получил серийного распространения, был выпущен ограниченный тираж из 50 моделей.

 

Мнение:

Тут совершенно другая специфика автомобиля – это спортивный родстер, к нему предъявляются совершенно другие требования, в том числе и дизайне. Это мелкосерийный автомобиль, если не сказать штучный. К нему у меня так же есть вопросы эстетического плана, которые бы меня смутили, если бы я покупал автомобиль подобного класса. Например, решетка на бампере – явная отсылка к Maserati, к которой она не имеет никакого отношения. Элемент за передним колесом на заклепках - такого я нигде не видел, это оригинально выглядит, но сильно нарушает эстетику чистых линий и выглядит топорно.

Хороший дизайн в моем понимании – этот тот, на который смотришь и не хочется задавать лишних вопросов. А если вопросы и есть, то на них можно получить разумные ответы. А тут смотришь и не можешь понять, для чего это все. Это форма ради формы, чтобы «не так, как у других». Скажу откровенно – это кустарная поделка, полусамодельный автомобиль, и его образ сложно запомнить, он не совсем внятный. Что-то от Aston Martin, что то от Maserati, что-то от других моделей. Очередной набор цитат с добавлением вычурных элементов.

 

Citroen C4 Cactus

История создания модели:

C4 Cactus – субкомпактный кроссовер, выпускаемый французским автопроизводителем Citroën в Испании в период с апреля 2014 года по декабрь 2017 года, который считается компактным внедорожником, хотя и основан на платформе PSA PF1, которая лежит в основе меньших Citroën C3 и DS3. Отличительной особенностью дизайна являются панели Airbump по бокам автомобиля, предназначенные для защиты машины от повреждений на парковках, во множественном числе от Cacteuse.

 

Мнение: 

«Кактус» – отличный автомобиль. Он не очень распространен в нашей стране, но в Европе их очень много. И мне вполне понятно, почему люди обращают внимание на этот автомобиль, голосуют за него кошельком. Потому что вот он – оригинальный дизайн. Минимум заимствований и повторов. Тут есть спорные моменты, которые я вижу по-другому. Но в целом у нас складывается картинка, что это автомобиль для активной молодежи. Вспомните мобильные гаджеты в защитных чехлах-бамперах. Это все играет на ассоциацию – перед нами молодежный гаджет, инструмент для активного отдыха. Именно эта специфика делает дизайн этого автомобиля хорошим, потому что он полностью соответствует своей функции и не пытается казаться тем, чем не является.
 

Lada Peter Turbo

История создания модели:

Яркий концепт-кар от российского автопроизводителя АвтоВАЗ, ставший идейным продолжением его другого концепта – Lada Rapan. Модель была представлена на автосалоне в Москве в 2000 году. Автомобиль отличался футуристичным обликом, а однообъёмный кузов имел продвинутые аэродинамические характеристики. «Турбо» так и не получила серийного воплощения и осталась сделанным в единственном экземпляре макетом, который хранится в автомузее компании в Тольятти.

 

Мнение:

Каждый дизайн следует оценивать с привязкой ко времени и месту. Когда это было создано, в каких условиях. В случае Lada Peter Turbo – это 2000 год. И если мы откроем концепт-кары двадцатилетней давности, например, Toyota или Ford, то поймем, что сравнение не в пользу нашего концепта. Такие концепты Ford создавал в 80-90-е годы. Т.е. дизайн Lada был устаревшим на момент выхода. Вот этот фонарь – Mitsubishi Eclipse, эти заборники – что-то от Ferrari Testarossa, но развернутые наоборот, – это вообще 80-е годы… Для меня это дизайн, опоздавший на десять лет. Вполне возможно, что образ машины был нарисован в начале 90-х, но по разным причинам реализация концепта могла затянуться. Этим часто грешили советские, а теперь российские производители. Автомобиль проходит очень долгий путь от эскиза до полномасштабного концепта, не говоря уже о серийном производстве. Возможно, когда это все разрабатывалось и рисовалось – это было не супер оригинально, но актуально. Но для начала нулевых – это, увы, вчерашний день.

 

Bugatti Veyron

История создания модели:

Спортивный автомобиль со средним расположением двигателя, разработанный в Германии компанией Volkswagen Group и произведенный в Мольсайме (Франция) французским производителем автомобилей Bugatti. Был назван в честь гонщика Пьера Вейрона. Стандартный Bugatti Veyron был удостоен награды Top Gear «Лучший автомобиль с полным приводом» в 2005 году. Модель была снята с производства в конце 2014 года. Но выпуск специальных моделей продолжался до 2015 года.

 

Мнение:

«Вейрон» – это чистый продукт Volkswagen-Audi Group, одна из первых моделей, которая для меня стала продуктом унификации в дизайне. Тут важно рассматривать автомобиль в контексте. Bugatti прекратила в выпуск легковых автомобилей 50-е годы, и затем в девяностые была попытка ее воссоздания частными силами. Так появилась модель EB110, которая была действительно оригинальной и не похожей на прошлые модели. Самобытная в плане дизайна, она была явным агрессивным суперкаром. Здесь совсем другая история – при приходе Volkswagen, компанию понесло немного не туда, как мне кажется. Он выглядит несколько тяжеловесным для спортивного автомобиля. Слишком гладким, прилизанным. Вы не спутаете его ни с чем – с первого взгляда понятно, что перед вами Bugatti. Но при этом здесь четко виден образ Audi ТТ и элементы некоторых прототипов Bugatti и VAG 90-х годов. Если бы этот автомобиль назывался Audi R10 не было бы вопросов. Но это не супер Bugatti.

 

Lotus Elise

История создания модели:

Двухместный родстер с задним приводом, задуманный в начале 1994 года и выпущенный в сентябре 1996 года британским производителем Lotus Cars. Elise имеет корпус из стекловолокна на шасси из экструдированного алюминия, что обеспечивает жесткую платформу для подвески, сокращая при этом производственные затраты до минимума. Модель способна развивать скорость до 240 км в час. Elise был назван в честь Элизы Артиоли, внучки Романо Артиоли, который был председателем Lotus и Bugatti во время запуска автомобиля в производство. 

 

Мнение:

Главное, что нужно знать об этом автомобиле – в нем прекрасно все. Его внешний вид полностью гармоничен с его сутью. Агрессивный вид? Ок, потому что и автомобиль на самом деле быстрый. Визуальная легкость подтверждается реально низким весом. Одного взгляда достаточно чтобы понять, что это действительно серьезная техника для тех, кто сможет с ней управляться. Он именно такой, каким должен быть. Так выглядит чистый спорт. Она выглядит достаточно агрессивно, но без нарочитости, интеллигентно. В этом автомобиле хорошо видна страна его происхождения – Великобритания – без опознавательных знаков. Не глядя на значок автомобиля можно сказать, что он был сделан английскими инженерами. Я считаю это довольно ценное свойство, узнаваемость не только марки, бренда, но и национальной принадлежности.
 

Fiat Multipla

История создания модели:

Компактный многоцелевой автомобиль, выпускаемый итальянским автопроизводителем Fiat с 1998 по 2010 годы. Основанный на Brava, Multipla был короче и шире своих конкурентов, например, трехдверного Fiat Bravo, на котором он базировался, предлагая увеличенную посадку и объем груза. Как и многие другие современные Fiat, Multipla повторно использовал название более раннего автомобиля, в данном случае вариант Multipla Fiat 600, выпущенный в 1950-х и 1960-х годах. Multipla продавался в Китае в 2008-2013 годах по лицензии, как Zotye M300 Langyue с использованием комплектов CKD (Complete Knock Down) из Италии.

 

Мнение:

Multipla – это автомобиль, подверженный массовым насмешкам со стороны большинства критиков, профессионалов и автолюбителей. Но мне эта машина симпатична прежде всего потому, что я не люблю чрезмерную агрессию в дизайне. А «Мультипла» максимально неагрессивный и дружелюбный автомобиль. Отличительная особенность – двухэтажная схема расположения фар. Это один из первых автомобилей, который использовал подобную схему. Дизайн здесь отлично подчинен техническим задачам. Надо было создать компактный, дешевый, многофункциональный автомобиль, в котором нет ненужных декоративных элементов. У него на вооружении очень оригинальная конструкция с крышей, наехавшей на капот, и разнесенными фарами. Это не каждому понравится, но надо понимать, что это итальянский автомобиль. Эта узнаваемость и практичность в нем и привлекают. В нем даже есть определенная элегантность.

 

Nissan S-Cargo

История создания модели:

Модель представляет собой небольшой фургон в ретро-стиле, выпускавшийся автопроизводителем Nissan в период с 1989 по 1991 годы. Первоначально продавался исключительно в Японии в магазинах Nissan Cherry. Внешний дизайн S-Cargo был вдохновлен фургоном Citroën 2CV Fourgonnette, а дизайн интерьера заимствовал рулевое колесо в стиле Citroën с одной спицей. Название было двойное, обозначающее «маленький груз» и звучащее как «улитка». За двухлетний период производства было выпущено 8 тыс. машин.

 

Мнение:

В случае с этой моделью, надо понимать страну происхождения - это Япония. В здешней городской среде распространен автомобиль компактного типа или кей-кар, по сути мотоколяски: крыша над головой и четыре колеса. В этой модели именно этот концепт мы и наблюдаем. Если посмотреть на другие кей-кары, если вы знакомы с автомобильным дизайном Японии, то это объяснит, почему дизайн машины именно такой, а не другой. Тут выпученные глаза-окна, круглая крыша, треугольные полусферы. Если мы увидим такой автомобиль на дороге Беларуси, то решим, что какой-то кулибин склепал из того, что было. Но если мы увидим его в Японии, то машина встроится в свой антураж и выглядит гораздо более уместно, мило и забавно. Это специфический автомобиль, у него нет особого дизайна, но он в своей среде выглядит уместно и органично. Не скажу, что это красиво, но это оригинально и имеет место быть. Чем-то напоминает Citroën 2CV, в этих автомобилях есть схожие моменты.  

Saab 9-5

История создания модели:

Автомобиль представительского класса, выпускавшийся шведским автопроизводителем Saab. Первое поколение было представлено в 1997 году как замена Saab 9000. 15 сентября 2009 года второе поколение презентовали на автосалоне во Франкфурте, а производство началось в марте 2010 года. Это был первый Saab, запущенный под управлением компании Spyker Cars, хотя он разработан почти полностью General Motors.

 

Мнение:

Тут надо понимать, о каком поколении речь, потому что автомобили довольно разные. И шведская школа автодизайна – это свой отдельный мир, как у англичан, итальянцев и японцев. Невооруженным глазом видно, что перед вами шведский автомобиль. Что касается первого поколения, то, на мой взгляд, там был ужасный интерьер – отвесная стена приборной панели. По мне, это грубо, нет в этом тонкой эстетики. Хотя снаружи дизайн гораздо интереснее. Что касается последнего поколения, а мы знаем, что Saab прекратила выпуск легковых автомобилей, и вот этот седан – последний автомобиль компании. И его можно назвать если не шедевром дизайна, то максимально самобытным автомобилем. У него утонченный внешний вид, нет никаких кричащих элементов, несуразицы, четко видны отсылки к авиации (компания производит военные истребители). Этот автомобиль не спутаешь ни с Audi, ни с BMW, хотя его можно назвать их прямым конкурентом. 9-5 выглядит достойно, эстетично, утонченно, в соответствии со своим классом. Его можно назвать промежуточным этапом между Honda Accord и BMW 5, в этой машине есть свой проработанный стиль. Жаль только, что на данный момент бренд уже прекратил производство легковых автомобилей.

 

Toyota IQ

История создания модели:

Городской автомобиль с передним приводом, который был произведен компанией Toyota и продан в одном поколении для Японии (2008–2016 годы), Европы (2008–2015 годы) и Северной Америки (2012–2015 годы), где реализовывался как Scion iQ. Модифицированный вариант был представлен в Европе как Aston Martin Cygnet (2009–2013). iQ известен своей специализированной конструкцией, позволяющей максимально увеличить пространство для пассажиров при минимальной длине кузова. В 2008 году эта модель была названа японским автомобилем года. Производство іQ завершилось в декабре 2015 года и было прекращено в Японии 4 апреля 2016 года.

 

Мнение:

Автомобиль, который познакомил мир с автомобилями категории Kei-car, которые очень популярны в Японии, видимо в силу ее архитектурных и демографических особенностей. Дизайн автомобиля, как зеркало общества в котором он создается, отражает в себе национальные традиции и устои. Для славян и европейцев это не всегда понятный язык, по этому такой автомобиль чаще всего не находит отклик в сердцах покупателей нашего региона. Тем не менее для людей открытых чему то новому, не обремененных комплексами это может быть вполне практичным выбором.
**

Что ж, у каждой эпохи – свои автомобили. Мы рассмотрели дизайн непохожих друг на друга моделей, от спортивных родстеров до городских компакт-каров, которые последние три десятилетия раздражали и восхищали своим видом водителей, но точно никого не оставили равнодушными. И хотя большинство из этих машин больше не выпускается, здорово, что новые идеи сегодня продолжают воплощаться на примере того же Nissan Juke. Его обновленную версию можно увидеть в официальном салоне дилера «ДрайвМоторс».

Партнерский материал

Тарас Тарналицкий

Фото: автора, thewikihow.com, wikipedia.org, uk-car-discount.co.uk, supercars.net, motor1.com, autoevolution.com

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments