Б/у колеса — это мусор? Почему до сих пор продают шины из Европы с «минимальным износом»

  • 4 ноября
  • Просмотров 18382

Ноябрь — преддверие зимы. Полетели первые белые мухи, появился первый лед на лужах, начались первые серьезные заморозки. Те, кто не успели закупиться шинами и «переобуться» в прошлом месяце, дружно побежали за зимней резиной и на шиномонтажи. О том, какие новые покрышки и за сколько покупают белорусы, мы уже рассказывали в одном из прошлых материалов.

«Руками не трогать!» Какие шины пользуются спросом на рынке

А вот «бэушка» — это тема для отдельного разговора. Есть категория граждан, которая берет дешевые шины китайского или российского производства, а есть часть автовладельцев, которая рьяно выступает в защиту именитых марок. Мол, пусть «бэу», зато европейского качества. Увы, чаще всего что первые, что вторые делают свой выбор из желания сэкономить и не от хорошей жизни.

«Бэу» шины — это мусор?

Даже после всех ограничений на ввоз «бэушных» шин из Европы их по-прежнему продают, хотя и не в тех масштабах, которые были раньше. Запрет на подержанные покрышки ввели в первую очередь из экологических соображений (ввоз мусора и загрязнение окружающей среды). Однако продавцы «бэушки» с этим в корне не согласны и считают, что поездившая резина — это тоже товар, на который есть свой покупатель.

Бывшая в употреблении шина должна быть установлена на диск, иначе ее запрещено ввозить

Что касается бывших в употреблении покрышек, то сегодня, согласно действующему таможенному законодательству ЕЭС, они отнесены к опасным отходам, перемещение которых запрещено через таможенную границу ЕАЭС (раздел 2.3 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами).

Однако если на диск установлена даже бывшая в употреблении шина, то такое колесо ввозить можно в соответствии с действующими правилами: не более 4 штук на каждый автомобиль раз в два года. Это ограничение для физлиц, а вот «ипэшнику» таким образом получится ввозить столько колес, сколько он захочет.

У одного из павильонов с «бэушными» шинами по-дружески общаются двое мужчин. Один из них — продавец, второй — его бывший коллега, который уже давно на пенсии. Оба, Сергей и Анатолий (имена изменены), вспоминают 90-е и начало 2000-х, когда не было никаких ограничений и работать можно было сверхприбыльно, учитывая налоги и затраты на аренду. Когда же раз за разом стали вводить запреты и появились таможенные пошлины, многим пришлось уйти из этого бизнеса.

Второй мужчина, который задержался в данной сфере деятельности на 20 лет и занимается продажей «бэушки», рассказывает, что отправляться сейчас самому за границу и отдельно покупать резину — это не так-то и выгодно. «Растаможка — 1,7 евро за кг, — объясняет Сергей. — Когда-то сам ездил в Германию, а сегодня работаю с тремя крупными фирмами, которые занимаются авторазборкой в Беларуси. Покупаю у них колеса, а потом реализовываю».

«Чем покрышки старше, тем лучше»

В сегменте «бэушных» шин чаще всего продают такие бренды, как Continental, GoodYear, Bridgestone, Dunlop, Pirelli. За названиями этих заграничных производителей скрываются солидный рыночный стаж и заявленная гарантия качества.

По поводу года выпуска мнения продавцов разделились. Некоторые утверждают, что он крайне важен: «Хорошая "бэушка" не должна быть старше 5 лет. Потом она перестает работать и теряет свои эксплуатационные свойства. Допустим, 2014 год выпуска — это уже, на мой взгляд, неликвид. Если индикатор износа исчез, то какая разница, что это Continental или Bridgestone».

Одни говорят, что б/у резина должна быть не старше 5 лет, другие считают иначе

Однако один из шинников полагает, что «лучше брать покрышки постарше». Они как хорошее вино — с возрастом становятся только лучше. «Помните, в советские времена на все ставили знак качества? — вдруг говорит наш собеседник. — Раньше глубина протектора шин была 9 мм, а сейчас — 7. Вот вам и разница! Состав резины тоже уже не тот. В 90-х годах покрышки выпускали на пробег и давали гарантию на 120 тысяч км. Сейчас он всего 30 000! Все это делается для того, чтобы вы долго не ездили, а приходили чаще за новой резиной».

«Например, я езжу на шинах Dunlop 2005 года. Прошло уже 6 лет, а даже половина протектора еще не стерлась», — приводит веский аргумент бывший шинник. «На самом деле нужно разбираться в производителях и моделях, — предупреждает продавец. — У тех же Michelin и Continental, которые экспериментировали в 90-х, не каждая линейка покрышек может похвастать долгим сроком эксплуатации. Какой смысл их продавать, если через год резина потрескается и человек уже не вернется?»

$100-200 за комплект европейской «бэушки»

Как правило, на рынке продают «бэу» шины с глубиной протектора 5-6 мм. Однако на разное состояние и качество есть свой покупатель. В зависимости от этих факторов комплект резины обойдется в среднем в 100-200 долларов.

Как правило, остаточная глубина протектора б/у шин составляет 5-6 мм

Для примера продавец демонстрирует Bridgestone 2016 года выпуска в типоразмере 215/60 R16, который отдадут за 200 рублей. «Цена зависит от фирмы и качества», — просто объясняет принцип ценообразования шинник.

За такой комплект Bridgestone просят 200 рублей. Продавец говорит, что на 2 зимы его хватит 

После установки шин, когда их подкачали и отбалансировали, видно, что нет дефектов, а это значит, что и гарантии на этом заканчиваются. Если будут проблемы в дальнейшем, то это уже в основном механические повреждения.

«Хорошие европейские шины не портятся, если их хранить правильно: в накачанном состоянии, при соблюдении всех условий (температура, солнечный свет, влажность). Можно накачать шины азотом или смазать их силиконом, это тоже дает свой эффект, — рассказывает один из шинников. — Естественно, с годами резина теряет часть заложенных производителем свойств. Поэтому, например, ее нельзя разогревать. Для старой покрышки есть ограничение скорости, но до 140-150 км/ч с ней ничего не случится. На любой "бэушный" товар гарантии нет, но я даю две недели, зная, что ко мне не придут. Из 100 колес могут вернуть одно — примерно такая статистика».

Средняя цена за комплект б/у шин — $100-200. Она зависит от их качества  

«Бэу» из Европы лучше, чем новый «китай»?

На провокационный вопрос, почему б/у шины именитых марок лучше, чем новые Made in China, продавцы отвечают: «Это бренд, это гарантия качества, а "китай" — на сезон. Допустим, моя жена ездит на шинах BFGoodrich, которые я купил семь лет назад за $1 200, и они до сих пор не стерлись. Второй комплект, летний, 2002 года выпуска. Это Michelin — покрышкам уже 4 года, тоже нет никаких проблем».

Главный аргумент «за» б/у шины — гарантия качества 

Это то же самое, что выбирать между хорошим французским вином и плодово-ягодным "бырлом" за 5 рублей, — шинник пытается провести аналогию с алкогольной продукцией, чтобы наглядно показать разницу качества.

Ай, не рассказывай! Разницы между ними никакой — на утро все равно будет болеть голова, — парирует рядом стоящий мужчина.

Не скажи… — отвечает ему коллега. — Уверен, что тот, кто покупает новый "китай", поездит годик, а потом передумает и придет за "бэушкой". Комплект хорошего Continental стоит 150 долларов, а это цена новой китайской резины, но европейский бренд в два раза дольше эксплуатируется. Иногда попадается новая китайская резина, которая не проходит сертификацию, и она такого ужасного качества, что белорусы даже плюются!

К удивлению, один из продавцов реализует «бэушные» колеса даже китайских и российских производителей. «"Бэушку" европейских брендов негде брать — продаю то, что есть. Кто покупает? Бедные люди! В среднем комплект стоит 100-150 рублей, — эмоционально говорит мужчина. — Это мой заработок, я к такой работе привык. Не могу вылезти из этого г****, то есть болота. А что вы мне посоветуете? Отправите трудиться на завод? Так не берут!»

Спрос, рентабельность бизнеса, конкуренция

«Бэушные» покрышки премиум-брендов пользуются пусть не повальным, но стабильным спросом. Есть и те, кто привык к хорошим зарубежным брендам и, напрочь отметая в сторону китайский или российский шинпром, предпочитает покупать бывшие в употреблении колеса Bridgestone или Pirelli. У кого есть деньги — приобретают новые.

«Как правило, "бэушку" берут не от хорошей жизни, — считают шинники. — Допустим, человек трудится на заводе и получает 700 рублей. Что он может купить, когда нужно еще кормить семью? Или пенсионеры. Вот недавно был дедуля, просил подобрать комплект, а у него денег только на одно колесо! Цена на "бэушные" колеса не меняется уже 10 лет. Это связано с тем, что с каждым годом народ беднеет, а нам надо как-то жить и работать».

Во время этого разговора к павильонам с резиной подходят люди, интересуются шинами. Спрашиваем, почему их привлекает «бэушка». «Хочется взять проверенный бренд, но денег на новое не хватает, — честно говорит один из мужчин. — Все зависит от состояния: "лысую" резину я не возьму — тогда лучше новый "китай"». Еще один белорус, который приобрел два колеса R16 2016 года за 80 рублей, объясняет: «Это доверие, выработанное к европейскому бренду. Смотришь на резину — и видишь состояние. Да и такой подход намного выгоднее. Например, ездишь на машине два года, а потом ее продаешь. Кто же тебе доплатит за новые колеса?»

Продавцы утверждают: чаще всего подержанные покрышки покупают не от хорошей жизни 

Мимо павильона с «бэушкой» пробегает трусцой еще один человек, с расстояния трех метров определяя состояние колеса и моментально удаляясь со словами: «Какое слабенькое». «Это перекупщик русский, — поясняет шинник. — Такие берут резину для перепродажи в РФ. Вроде бы этот мужик из Смоленска. Наши ребята с рынка про него уже рассказывали». В Малиновке стараются подстраиваться под клиентов, которые иногда просят скидку или хотят сдать в зачет свои старые шины, а взамен взять другие. 

Облокотившись на стопку покрышек, мужчина потягивает горячий чай и рассуждает о превратностях колесного бизнеса. «Он уже не такой рентабельный, каким был раньше, — утверждает Сергей, имея за спиной два высших образования. — Просто уже поздно что-то менять. Конечно, если бы я выходил в минус, то вряд ли бы тут торчал. С нового колеса я зарабатываю 5 рублей, а с "бэушного" — вдвое больше. Неплохо, но надо же ежемесячно отстегнуть 800 рублей за аренду. Конкуренции как таковой нет. Цены везде примерно одинаковые: никто не демпингует, так как каждому нужно что-то заработать. Правда, раньше в сезон так уставал, что после 12 ночи отключал телефон, а сейчас жду звонков!»

Если у вас были проблемные ситуации с покупкой или эксплуатацией шин либо проблемы с гарантией — пишите нам на news@av.by. Будем разбираться!

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments