«Сражались за каждую оригинальную деталь». История восстановления «Москвича-408»

  • 3 ноября
  • Просмотров 18712

Выпущенные более полувека назад, многие раритеты советского прошлого медленно ржавеют в дедушкиных гаражах. Тот же «Москвич-408» в этом плане не исключение. Однако немногие экземпляры, что дожили до наших дней, бережно и с любовью реставрируются народными умельцами, а потом продолжают наматывать километры по нашим дорогам. Насколько сложно и дорого привести эту машину в порядок, мы разузнали у Алексея Мухлаева, владельца 50-летнего «Москвича», которому он решил придать заводское состояние.

Чуть больше года назад мы рассказывали про его авто, и тогда Алексей говорил, что для него оно родом из детства: «Мой дедушка был военным. Ушел на пенсию в звании полковника и получил такой автомобиль за выслугу лет по купонам в 1968 году. Экспортный вариант в красном цвете, возвращенный по рекламации, он случайно увидел в гараже и сразу забрал. Лет 12 назад мы продали "Москвич", а вместо него купили Toyota Corolla».

На фото дедушка, бабушка и брат Алексея, Сергей

Когда Алексей обнаружил на одном из российских сайтов объявление о продаже точно такой же 408-ой модели, то не удержался. 50-летний экземпляр с пробегом почти 70 тысяч км реализовывался в Подмосковье. «Последние 15 лет он простоял в гараже, даже не заводился. После смерти владельца его наследники выставили автомобиль на продажу за 1 200 долларов. Аналогичный "Москвич" рубинового цвета (даже год выпуска совпадал) был у моего дедушки. Месяц решал все вопросы по телефону с хозяином, а когда получил подтверждение, что имеются все документы, прыгнул в свою машину, прицепил лафет и поехал в Мытищи», — рассказывает он историю покупки этого «Москвича».

«Прошло 50 лет, а пороги родные!» Кому нужен «Москвич-408», переживший советскую эпоху?

На радиаторе автомобиля красовалась эмблема с буквами МЗМА, а это значило, что он сошел с конвейера Московского завода. Причем это была экспортная модификация, маркированная как 408Э, которая продавалась в странах Европы.

Данный «Москвич» собрали на Московском заводе в 1968 году

После того как машину на лафете привезли в Беларусь, встал вопрос о том, как и где ее реставрировать. «Задача была такая — чтобы автомобиль поехал точно так же, как и в 1968-ом, — амбициозно решил Алексей, еще не подозревая, в какую эпопею с поиском запчастей он ввяжется во время процесса восстановления. — Все необходимые детали искал и покупал я, а непосредственно работами занимался знакомый реставратор Саша, который умеет и любит это делать, за что ему большое спасибо. Он смог разобрать машину, а после ее собрать!»

В процессе разборки автомобиля наружу всплыли некоторые нюансы, связанные с историей эксплуатации. Помимо того, что на двери и крыле с правой стороны отслаивалась шпаклевка после некачественного ремонта, оказалась мятой крыша. Алексей отказался ее вырезать (только вытягивать, ремонтировать и красить), несмотря на то, что она как запчасть продавалась на рынке.

Самым сложным этапом в проекте стала покраска кузова. Цвет, который покрывает машину сейчас, получится описать как рубиновый, хотя в 70-х годах ее перекрашивали в морковный. Можно сказать, краску выбирали интуитивно, смешав два базовых цвета. 

Сейчас «Москвич» перекрашен в родной рубиновый цвет

Разобрав «Москвич» буквально по винтикам до состояния машинокомплектов, отдельно красились крылья, двери, капот и другие элементы. Это длилось почти два месяца, а затем кузов скрупулезно собирали обратно. Правда, не обошлось без огрехов: подогнать все панели так, чтобы не оставалось зазоров, получилось не с первого раза. Невзирая на то, что кузов был целым, пороги решили вваривать, так как родные некачественно отремонтировали еще в далеких 70-х.

Хром со временем потускнел, поэтому были куплены новые передние подфарники, отдельно — стекла желтого цвета, которые являются отличительной чертой четырехглазых «Москвичей».

Подфарники с желтыми стеклами — отличительная черта четырехглазых «Москвичей»

Отражатели и стекла ближнего света заимствованы от трактора МТЗ, и выглядят они точной копией оригинальных. О таком решении Алексей узнал, когда не смог найти заводские и в результате перелопатил все форумы. За две фары он заплатил 50 рублей. А вот стекла фар дальнего света и лампочки стоят здесь фирменные.

Передние фары заимствованы от трактора МТЗ

Пока владелец восстанавливал автомобиль и делился своими результатами в интернете, некоторые форумчане успели его покритиковать. Например, за щетки стеклоочистителей от 412-ой модели: вроде бы выглядят они одинаково, но специалисты — по фото и со ссылкой на книжку по технической эксплуатации — указали на конструктивную разницу.

«Дворники» от 408-ой и 412-ой модели отличаются конструктивно

Еще один спорный момент — брызговики. «Они тоже куплены новыми и якобы от 408-ой модели с изображением машинки и без надписи. Все усложняется тем, что это экспортный экземпляр и логотип "Москвич" написан везде на английском языке. Таких брызговиков, где была бы англоязычная надпись, как утверждают на форуме, в природе не существует, — объясняет Алексей. — А вот за родные 13-дюймовые колеса меня, наоборот, хвалили!

Они приобретены в трех разных местах. Изначально в Москве я увидел в продаже пять покрышек стоимостью 1 000 долларов, но решил искать дальше. Тогда как в одной деревне, в 100 км от Архангельска, за комплект шин, которые лежали в гараже другого продавца, просили $200. Правда, одно из колес было бракованным. На форуме нашел еще два колеса. В Бресте приобрел оригинальные диски стоимостью 50 руб. за две штуки, еще две купил в Минске. Увы, они оказались сгнившие, так что два других диска пришлось доставлять из Питера, после чего отпескоструить их и покрыть полимером».

«Москвич» «обут» в родные 13-дюймовые колеса

Стекла в автомобиле менялись прошлыми владельцами, но они от 408-ой модели. Салон перешивали в кожзам из-за того, что родной материал начал расползаться под натиском времени, оставив оригинальным лишь серый кедер сидений. Реставрация интерьера вместе с материалами и работой обошлась примерно в 500 долларов. Также обновили потолок, под цвет кузова заново покрасили дверные накладки, приборную панель, а руль перекочевал от такой же 408-ой модели, только собранной на Ижевском заводе.

Реставрация салона обошлась ориентировочно в $500

«Новый руль был найден в России, в Ульяновской области, и я уговорил продавца отправить его курьерской службой. Покупал деталь почти вслепую, по фото, как и 90% запчастей. Так что есть риски, что что-нибудь не подойдет или окажется в плохом состоянии. Если так — просто выбрасываешь запчасть и ищешь следующую, — подчеркивает в разговоре Алексей, озабоченный тем, чтобы максимально приблизиться к оригиналу. — Руль стоил всего 30 долларов, однако отличия все-таки обнаружились: другая контактная группа и приливы, отвечающие за автоматическое выключение указателя поворотов. В итоге реставратор просто собрал из двух рулей один. На этом вопрос был закрыт».

Со слов Алексея, многие делают шумоизоляцию салона, чтобы не слышать гудящий задний мост на скорости после 60 км/ч. «На мой взгляд, когда машина едет и звучит ровно так, как с завода, это очень классно!» — считает владелец «Москвича».

«Поскольку это переходная модель, то часть подвески у нее стоит от 403-ей. Шаровую мы очень долго не могли найти, а от 412-ой она не подходит, — упоминает один из нюансов хозяин 50-летнего раритета. — Подвеска полностью перебиралась, за исключением двух болтов, которые крепят рессоры спереди — их просто не смогли открутить. Все резиночки, уплотнители, винтики — все это оригинальное. К удивлению, после покупки электрика здесь была рабочая, а свечи и провода 1968 года!»

Под капотом «Москвича» установлен карбюраторный двигатель объемом 1,3 литра и мощностью 50 л. с. «Его также перебирали, — продолжает свой рассказ Алексей. — Поскольку износ блока цилиндров находился в близком к ремонту состоянии, пришлось его расточить в первый ремонтный размер. Кроме того, были заменены поршни, кольца, вкладыши, клапаны, толкатели, все манжеты и прокладки. Указанный в табличке номер двигателя совпадает с тем, что на блоке, и для меня это крайне важно. После того как оказался собран силовой агрегат, машина проехала всего 500 км. Генератор здесь тоже родной, а вот от приобретения оригинальной сухозаряженной АКБ меня отговорили и посоветовали поставить современный аккумулятор, чтобы "Москвич" без проблем заводился. Как видите, я прислушался. Но хомуты и патрубки фирменные, что было принципиально».

Номер мотора в табличке совпадает с указанным на блоке цилиндров

Генератор у него оригинальный, а АКБ стоит современная, чтобы мотор без проблем заводился

Помимо этого, сделали развал-схождение, антикоррозийную обработку кузова — по сути, законсервировали автомобиль перед зимой. В планах владельца значится приобрести второй комплект колес: один оригинальный будет использоваться для посещения выставок, а второй — для езды на каждый день. Еще Алексей собирается отыскать родные бамперы и фары, заняться регулировкой сцепления, настройкой света фар, полировкой кузова, но это уже отложено на новый сезон.

«Покупал оригинальные новые или б/у запчасти во всех уголках Беларуси и России, — делится личным опытом герой. — Колеса приобретены в Архангельске, зеркало заднего вида — в Самаре, диски — в Бресте. Поиск запчастей — это очень кропотливый и долгий этап. Часть деталей подходила от 403-ей модели, часть — от 412-ой, часть — только оригинал, как, допустим, колпаки, резина, диски, бамперы. Многие бросают такую работу на середине и начинают "колхозить" или продают не до конца собранные машины. Я выдержал этот марафон длиною почти в год, несмотря на то, что сложности в процессе реставрации возникали постоянно».

Копия госномеров «Москвича» дедушки Алексея: они выставочные, а не для эксплуатации

**

Алексей не называет полную стоимость восстановления, включая запчасти и все работы, так как это сугубо индивидуальный проект. «Оригинальные детали искал по объявлениям. Придя домой, каждый вечер на протяжении целого года я штудировал интернет, — вспоминает мужчина. — Если увидел какую-то запчасть — утром звонил продавцу и сразу ехал, иначе через два часа ее могло уже не быть. Почему? Во-первых, есть такой нюанс — кто быстрее добежит. Во-вторых, зачастую люди, очищая гаражи и кладовки, в числе прочего выставляют на продажу и качественные детали советского периода, не всегда осознавая их ценность. Поэтому что-то заполучишь за копейки, а иногда стоимость возрастает из-за жадности продавца. В общем, затраты на восстановление двух одинаковых "Москвичей" могут очень сильно разниться — от 2 до 15 тысяч долларов».

Естественно, возникает вопрос: для чего понадобилось целый год кропотливо, день за днем, выискивать запчасти на просторах бывшего СССР, реставрируя этого «старичка»? «Для себя, для души, — просто отвечает Алексей, — чтобы поездить по ретро-выставкам, познакомиться с такими же увлеченными людьми. Конечно же, это еще и память о дедушке. Если вся моя семья, которая помнит "Москвич" тех времен, села в него и сказала: "Да, это тот самый!" — значит все у меня получилось. Я родился в 80-м и проездил на этой машине все свое детство, поэтому для меня это тоже особая ностальгия».

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments