«Он участвовал в строительстве Байконура». Культовый тягач вернулся на родину

  • 17 октября
  • Просмотров 34607

Опытные автомобилисты знают, что, выезжая за границы душного города, можно вполне встретиться с необычными событиями и явлениями. Примеров тому масса: вот городские власти по случаю международных соревнований установят гигантскую фигуру человекоподобного лиса или невнимательные грузчики ненароком выронят на проезжую часть кипу газет. Может и вовсе образоваться масштабная пробка из дачников. В общем, выезд за город всегда сулит не только живописные пейзажи, но и вполне себе рукотворные объекты притяжения внимания.

Мы регулярно рассказываем об автомобильном транспорте, который представлен в единственном экземпляре или участвует в гонках. Но военная техника от реставраторов попадает к нам в руки не так часто. Поэтому когда мы выехали в очередной раз за город, а глаз зацепился за зеленый грузовик явно из прошлого столетия, но при этом как будто только сошедший с конвейера, то решили во что бы то ни стало узнать, что к чему.

Локация проста – Логойский тракт, выезд на Боровляны, характерная оранжево-красная заправка «А-100» с правой стороны. Крытый тентом зеленый ретро-грузовик, которого раньше здесь никогда не было, не заметить – сложно. Проездив возле таинственного грузовика с неделю, мы поддались искушению и решили разобраться, что это за автомобиль и почему он тут появился.


Дитя белорусского военпрома

Целенаправленно заехав на заправку, мы обнаружили, что так долго интриговавший нас грузовик – экспонат музея автозаправочной техники. Причем, как оказалось, один из самых новых.


Установленная рядом с машиной пояснительная табличка подсказала, что перед нами культовый грузовик, созданный на столичном заводе МАЗ больше пятидесяти лет назад – модель 502, которая относится к серии полноприводных автомобилей повышенной проходимости.

Табличка не расскажет всего, поэтому мы решили сами покопаться в открытых источниках и восстановить историю создания автомобиля.

Первые экземпляры авто начали сходить с конвейера МАЗа летом 1956 года. Причем не просто так, а по прямому заказу со стороны военных. Дело в том, что советским войскам в годы ранней холодной войны был остро необходим выносливый автомобиль для перевозки оружия. Так на свет появился МАЗ-502, старший брат лесного тягача 501, отличавшегося от младшей модели не только назначением, но и «продвинутым комфортом»: пневмоусилителем руля, электрооборудованием и улучшенным отоплением кабины.

Уже осенью 1956 года заводские конструкторы завершили испытания тестового образца. Однако, несмотря на шасси обкатанного первенца, новая модификация автомобиля оказалась не так функциональна, как полагали его создатели. Тягач имел ряд ощутимых недостатков: небольшая скорость, мощность мотора, низкая экономичность. Перевозить на МАЗ-502 грузы с нагрузкой больше 8 тонн было проблематичной задачей – задняя ось автомобиля для таких нагрузок была просто не приспособлена. Это снижало привлекательность автомобиля в глазах заказчиков из вооруженных сил. Тем не менее, не имея лучших альтернатив, военная промышленность была вынуждена принять на вооружение 502 модель, так как в середине 1950-х других тяжелых полноприводных тягачей или наработок в СССР просто не было.


В отсутствие боевых задач испытания машины продолжились на тестовых полигонах. Летом-зимой 1956 года специалистами Автотракторного управления Минобороны СССР МАЗ-502 проверялся на ходовые качества в сложных дорожных (вернее, их полного отсутствия) условиях. Во время тестовых испытаний 502-я модель продемонстрировала скромные результаты среди всех участников заезда, пройдя по водянистой болотистой местности чуть больше метра и в итоге окончательно увязнув в иле. Обнаружились проблемы с устойчивостью на гололеде, когда низкая сцепная поверхность шин обесценила полный привод тестируемого тягача. Полученные на испытаниях данные позволили внести важные улучшения в дальнейшие модификации модели.

Впрочем, несмотря на все недочеты, модель 502 все-таки угодила на серийный конвейер вместе со своими модифицированными версиями: 502А (с лебедкой) и 502В (тягач). На протяжении 10 лет на столичном заводе было произведено 9 696 экземпляров автомашины – чуть меньше тысячи экземпляров в год, что по меркам производства 50-х годов не так и мало.

 

Настоящий антиквариат на колесах

Белорусский тягач можно встретить на архивных фото военных парадов с ракетными полуприцепами. Но поскольку военная техника в СССР эволюционировала быстрее гражданской, то вскоре МАЗ-502В исчез из военных рядов. Военные оборудовали его для перевозки сил ПВО, артиллерии, небольших ракет ЗРС С-200 и даже для расчистки дорог и аэродромов в качестве шасси для отвала.


В итоге семейство тягачей 502, как и лесовоз МАЗ-501, в том числе седельный тягач МАЗ-501В, производили до середины 1960-х годов.

Мазовские конструкторы предпринимали попытки реанимировать серию, создав прототип МАЗ-505. Двухосный полноприводный автомобиль на базе модели 500 должен был стать преемником 502-го. Но затею оставили, признав бесперспективной.


Ныне старые МАЗы — настоящий антиквариат на колесах и объект поклонения со стороны любителей советской автомобильной старины. Полноприводных автомобилей на территории Беларуси практически не сохранилось, кроме той модели, которую мы смогли увидеть в Боровой. 

«В нашей стране этих тягачей в таком состоянии больше нет»

Любой автомобиль ушедшей эпохи представляет интерес не только как «железо», но и как память о людях и событиях, в которых он участвовал. И нам удалось узнать подробности этого экземпляра непосредственно у владельцев экспозиции. Председатель правления ГК «А-100» Александр Центер рассказал о самой машине и о том, как она вернулась в РБ. Бизнесмен не только лично озаботился поисками машины, но и фактически создал семь лет назад рядом со своей компанией музей автозаправочной техники.

Оказывается, этот тягач сошел с конвейера минского автозавода в 1963 году и сразу же отправился для прохождения службы в Подмосковье, в город Коломну. Что происходило с авто далее — неизвестно. Документальные сводки говорят лишь о том, что автомобиль был снят с хранения в 1978 году, после чего его передали в линейную военно-строительную часть.

«Фактически этот МАЗ участвовал в строительстве Байконура, в хлебоуборочных работах на целине. После возвращения в часть он был передан в народное хозяйство и попал в передвижную механизированную колонну Министерства энергетического строительства РСФСР. В 1988 году тягач списали, и до 2016 года он ржавел на хоздворе хлебозавода № 2 города Брянска», — рассказал Александр.

На этом история белорусского МАЗа, как и большинства отработавшей положенное время советской техники, могла прерваться – машину отправили на металлолом. Но старому тягачу повезло: он в состоянии сохранившейся половины кабины и рамы попался на глаза специалисту по восстановлению старой техники Геннадию Дравошко и был восстановлен.

«Машину вернули в заводское состояние с точки зрения комплектности и внешнего вида. После она проходила диагностику и полную переборку в центре по обслуживанию МАЗов города Дмитров Московской области. А уже потом мы ее приобрели для корпоративного музея «А-100» и в августе 2019 года на трейлере доставили в Минск, – говорит Александр. – Машина, которую вы видели, является одним из немногих сохранившихся экземпляров грузовиков 200-й и 500-й серий МАЗа. В нашей стране этих тягачей в таком состоянии больше нет. Фактически речь идет о возвращении на родину ценного объекта технической истории нашей страны. Мы и дальше будем прилагать усилия к поиску и возвращению в Беларусь объектов исторического наследия».

**

Напоследок напомним, что живьем увидеть, сфотографироваться и даже посидеть в кабине последнего в Беларуси МАЗ-502 может любой желающий. Для этого достаточно приехать на заправку, расположенную на выезде из города (ул. Боровая, 7).

В следующий раз мы обязательно подробно расскажем о самом музее автозаправочной техники, его истории и других интересных экспонатах. А пока оставим старый МАЗ эпохи ДВС наблюдать за современной заправкой. 

Партнёрский материал

Тарас Тарналицкий

Фото: автора, uk.wheelsage.org

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments