«Пропала тяга и увеличился расход топлива». Выбираем новый кислородный датчик для двигателя

  • 5 сентября
  • Просмотров 13554

Так уж вышло, что лямбда-зонд, или, говоря по-простому, кислородный датчик, занимает особое место в небольшом перечне расходных запчастей для двигателя. Все потому, что в отличие от хрупких свечей накала или катушек зажигания данная деталь максимально живуча и фактически не является расходной – у автовладельца не потребуют ее поменять во время планового обслуживания машины. При этом кислородный датчик напрямую влияет на мощность мотора и его расход топлива. Махнуть рукой на деталь не получится. Поэтому заведующий магазином «Шате-М» Александр Рудаковский объяснил нам, как правильно выбрать новый лямбда-зонд, и показал, насколько бывает проблематично его заменить самостоятельно.

«Сильно влияет на качество работы чистота топлива»

Кислородный датчик выполняет в автомобиле корректирующую функцию. Он считывает показания выхлопных газов и подбирает оптимальное образование топливно-кислородной смеси для работы двигателя.

«Обычно лямбда-зонд в машине один. Иногда их бывает два, тогда первый из них занимается регуляцией смеси, а второй – диагностикой выхлопа. Ведь смесь может быть как обогащенная, так и бедная. Для того, чтобы топливо качественно сгорало, необходимо выбрать оптимальное соотношение количества воздуха и бензина. Если топлива оказывается больше, то оно не успевает сгореть, а если есть переизбыток кислорода, двигатель сбоит – происходит перерасход топлива, теряется мощность», – говорит Александр.

Лямбда-зонд подбирают по VIN-номеру автомобиля, как и любую другую запчасть, либо по характеристикам: году, объему мотора, мощности. Устанавливается он в выпускном коллекторе – месте, где идет выход газов из двигателя.

«Второй датчик – диагностический – идет после каталитического нейтрализатора, чтобы проверить, исправен ли последний, соответствует ли выхлоп нормам токсичности. Того требуют законы большинства европейских стран, которые пекутся об экологии. Второй лямбда-зонд фактически отвечает, чтобы в окружающую среду не попадало вредных выбросов. В старых машинах настраивали карбюратор для подачи воздуха и топлива. А в современных процесс уже компьютеризирован. Блок опрашивает зонд, собирает информацию и подает команду обратно для управления двигателем. Идет анализ подачи топлива – в одних ситуациях его нужно больше, в других – меньше».

Александр объясняет, что топливно-воздушную смесь нужно регулировать по разным причинам. Когда машину заводят в первый раз, мотор холодный – туда поступает более богатая смесь для лучшей работы. На прогретую – уже менее.

В продаже можно встретить датчики циркониево-оксидные, соотношения «воздух — топливо» и титановые. Узнаем, чем они отличаются друг от друга.

«В первую очередь материалом изготовления, – говорит эксперт. – Сейчас в основном идут циркониевые лямбда-зонды. С титановым напылением стоят дороже и предназначены для максимально точной и быстрой работы в спортивных машинах – они быстрее прогреваются и выходят на рабочую температуру. В общем, корректнее работают. Циркониевые, на мой взгляд, для обычных машин будут самым оптимальным вариантом».

Также встречаются лямбда-зонды специальные и универсальные. Последние комплектуются без фишки-коннектора – в коробке идет просто зонд и провод к нему.

«Специальные – это уже готовый вариант под конкретный двигатель, как оригинальная деталь с фишкой. Они, соответственно, стоят больше. Универсальный лямбда-зонд подойдет к любой машине (не на 100%, конечно, но практически всегда). Если брать масс-маркет основных марок автомобилей, можно обойтись универсальным датчиком. Есть еще широкополосные лямбда-зонды – они тоже используются для быстрейшего определения качества смеси».

Как такового срока службы у кислородного датчика нет. Обычно в исправном автомобиле он выдерживает пробег в 150 – 200 тысяч километров.

«Очень сильно влияет на эффективность зонда чистота топлива. Как только вы залили в бак разбавленный или этилированный бензин, примеси его быстро забьют. Также есть вопрос с силиконовым герметиком, который тоже негативно влияет на работу зонда».

Стоимость обсуждаемой детали на рынке составляет от 100 до 200 – 300 рублей. Цена зависит от простоты датчика и популярности бренда.

«Хорошие лямбда-зонды – широкополосные, четырехконтактные марки NGK, не будут стоить дешево. В V-образных двигателях их может быть четыре. На каждой стороне устанавливаются диагностический и регулирующий – и тогда их замена может дойти до 800 – 1 200 рублей. А для этого достаточно приехать на заправку и залить плохое топливо. В России это более распространенная ситуация, у нас в стране подобное встречается все реже».

Если датчик вышел из строя, сигнал о неисправности машина подаст сама – об этом можно не волноваться.

«Как только деталь выйдет из строя, на приборной панели сразу выскочит ошибка. Сам мотор начнет терять обороты, пропадет холостой ход, мощность уменьшится, увеличится сжигание бензина. Но данные факторы субъективны и обычному автолюбителю их будет сложно определить, если не сработает сигнал ошибки. Если такое произошло, лучше сразу обратитесь в сервисный центр».

«Замена датчика зависит от автомобиля»

Чтобы посмотреть, где притаился наш кислородный датчик, мы вместе с Александром отправляемся в автомастерскую, где нас ждет Игорь – хозяин Honda Civic 5-го поколения, 1993 года выпуска. Мужчина купил машину полгода назад, и недавно у него вышел из строя лямбда-зонд.

«Это модель того периода, когда машины собирали с расчетом на долгую эксплуатацию. Современные авто не такие – они рассчитаны на одного хозяина, одну эксплуатацию, на пробег 100 – 150 тыс. километров. А здесь меняй расходники – и все будет хорошо. Единственное, чтобы не только ржавчина скрепляла детали. Эта машина хорошая, если бы не качество кузова. Но соли у нас на дорогах ядреные, сами видите».

Игорь говорит, что под капотом стоял оригинальный датчик, который недавно начал давать ошибку.

«Пропала тяга и увеличился расход топлива. Обнаружил все это, когда стал чаще заезжать на заправку. До этого все было нормально – расход шесть литров на 100 километров. Я бы машину не брал, если бы мотор требовал больше топлива».

Добраться до лямбда-зонда в «Хонде» оказалось несложно – на замену ушло всего несколько минут.

«Замена датчика зависит от автомобиля – вот здесь он достается быстро, – поясняет Александр. – В этой модели выпускной коллектор спереди, а иногда он может быть сзади, тогда придется повозиться. Так что все от особенностей расположения мотора машины зависит».

В конце замены Александр добавляет, что на качестве расходников не стоит экономить.

«Конечно, можно взять что-нибудь из дешевых китайских аналогов. Но тут цена зависит от материалов, как и у всех запчастей. Если вы любите свою машину и хотите ездить на ней долго и счастливо, тогда надо покупать хорошие и проверенные запчасти от производителей, которым вы лично доверяете. Если машина идет на продажу, то деталь можно взять и китайскую. Если мотор исправно работает, заправляется топливом, маслом, нормально обслуживается в качественном сервисном центре, то датчик вам прослужит долго».

Партнёрский материал

Тарас Тарналицкий

Фото: автора

av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments