Подписка на авто для физлиц и управление автопарком для компаний: что ждет рынок лизинга?

  • 28 августа
  • Просмотров 4375

Когда в Беларуси лизинг станет таким же обычным делом, как в Европе и США? Что привлекает в лизинге, а какие моменты тормозят его развитие? Что ждет наш рынок лизинга в будущем  ближайшем и отдаленном? Ситуацию на рынке лизинга комментирует* коммерческий директор группы компаний «Активлизинг» Владимир Жук.

Что с лизингом в мире?

В США первый бизнес по прокату авто появился почти 100 лет назад. А прокат – тот же лизинг, только без передачи права собственности после окончания аренды. 50 лет назад крупные производители автомобилей (Ford, General Motors и Chrysler) стали предлагать частным лицам машины в аренду. Платежи в месяц были фиксированные, а после авто можно было выкупить. Уже 40 лет назад автопарк «лизинговых автомобилей» в США был более 1 миллиона машин! А вслед и европейские производители стали использовать лизинг как удобный способ продаж.

В развитых странах можно выявить сходные тенденции в развитии лизинга: снижается количество лизинговых компаний, происходит глобальная экспансия, финансовый лизинг постепенно сменяется операционным*.

* Операционный лизинг  аренда автомобиля на срок от 1 года, чаще всего машина приобретается под клиента.

В настоящее время на лизинг автомобилей (легковых и коммерческих) приходится две трети всех лизинговых сделок Европы. Это зрелый рынок: и компании, и частные лица хорошо знают эту услугу и выгоды от ее использования – платеж по частям, налоговые льготы и пониженные страховые платежи. Поэтому 25% всех крупных покупок Европы совершаются в лизинг – думаю, и мы когда-нибудь к этому придем.

Что с лизингом у нас?

Бизнес в Беларуси знаком с лизингом давно, а вот для частных лиц услуга стала доступна только в 2014 году, 5 лет назад. Рынок лизинга в нашей стране стабильно растет: +64% в 2017 году и +55% в 2018 году. А в Европе, для сравнения, в 2017 году лизинговые компании приросли всего на 16,6%. Так что мы их спешно догоняем. Это видно и по продажам новых автомобилей.

По данным Белорусской автомобильной ассоциации, за 2018 год в Беларуси их было продано 52 тысячи – это на треть больше. чем в предыдущем, 2017-м. Официальной статистики о продаже автомобилей с пробегом не ведется, но, думаю, эта цифра раза в 2 больше новых, то есть порядка 100 тысяч машин. А в лизинг за 2018 год взяли 10 тысяч автомобилей, то есть около 7% от всех сделок.

К особенностям лизинга в Беларуси можно отнести: большинство договоров заключается в Минске и Минской области; на оперативный лизинг приходится менее 5% сделок, и развивается он в основном в сегменте легкового и малого коммерческого автотранспорта; лизинговые компании движутся в сторону узкой специализации.

У многих наших соотечественников есть установка: «Новый автомобиль я себе позволить не могу, это ж дорого! Моему 8 лет, на нем еще ездить и ездить!..» А при этом ежемесячные платежи на популярные модели некоторых машин по силам белорусу со средней зарплатой.

Но постепенно все больше белорусов начинают рассматривать лизинг как альтернативу кредиту. И за 4 года число автомобилей, оформленных в лизинг, выросло в 5 раз – с 4441 штуки в 2012 году до 10 984 штук в 2018 году. Заметно перераспределение договоров в сторону частных лиц: если в 2015 году они заключили 25% от всех договоров лизинга, то уже в прошлом году эта пропорция составила 50 на 50 для частных лиц и компаний.

Что мешает развитию рынка лизинга

Опасение у некоторых белорусов вызывает условие, что до момента полных выплат автомобиль принадлежит лизинговой компании. Для наших людей психологически привычней купить вещь в собственность. Но мы видим, что в мире постепенно растет тенденция к экономике совместного потребления (sharing economy), в том числе к аренде вместо владения. Это другая поведенческая модель, она характерна новым поколениям и постепенно будет проявляться и у нас. И владение вещью уже не обязательно будет атрибутом успешности, ведь гораздо проще брать необходимое в аренду. Чаще всего в мире экономика совместного потребления получает распространение в сфере жилья, финансов и, конечно, транспорта. По прогнозам экспертов, к 2035 году объем транзакций в этой сфере вырастет в 20 раз.

Что помогает развитию рынка лизинга

Как и другие сферы рынка, лизинг развивает конкуренция. В данном случае – между лизинговыми компаниями. Чтобы предложить клиентам лучшие условия, они разрабатывают новые продукты и услуги, внедряют дополнительные сервисы. Для покупателей это возможность приобрести автомобиль за разумную цену, и от этого в плюсе и клиенты, и компании.

Чтобы снизить риски неплатежей, лизинговые компании внедряют скоринговые модели для оценки платежеспособности клиентов. А качественно обрабатывать заявки и вести коммуникации с клиентами помогает автоматизация бизнес-процессов. Как и в любой сфере, в лизинге невозможно создать «идеальный продукт» – нужны инновации, тесты продуктов, инвестиции в эксперименты.

Что ожидает рынок лизинга в будущем: прогноз от «Активлизинг»

На основе существующих тенденций мы можем прогнозировать, что ждет рынок лизинга для физлиц, бизнеса и лизинговых компаний.

Для физлиц будет все больше востребован лизинг новых автомобилей. Продажи автомобилей растут, рынок становится более привлекательным для производителей. И они предлагают для клиентов все новые и новые программы мотивации к покупке, а услуги лизингодателей частично компенсируются изготовителями или продавцами автомобилей.

Можно ждать, что у нас начнет развиваться сервис подписки на автомобили для физлиц. Эта услуга новая, появилась 2 года назад в США и недавно стартовала в РФ. Суть услуги: можно пользоваться несколькими авто, внося ежемесячную абонплату, оператором этой услуги могут быть лизинговые компании.

В отдаленном будущем мы наверно все же придем к тому, что наши машины не будут неэффективно простаивать большую часть дня в ожидании нас. А умные автомобили сами будут привозить нас в нужные места и уезжать к другим клиентам.

Компании будут постепенно уходить в оперативный лизинг, передавая лизинговым компаниям комплексное управление своими автопарками. Бизнесу нужно будет только оплачивать один платеж в месяц, в нем будут учтены расходы на топливо, страхование, подменный автомобиль, техобслуживание, шинный сервис. Уже сейчас те компании, которые правильно считают свои расходы, переходят на эту модель, хотя для многих все еще привычней большие инвестиции в собственный автопарк.

Лизинговые компании будут делать бОльший упор на сервис. Уже сейчас многие не только финансируют приобретение автомобиля, но и оказывают услуги страхования, подбора и хранения шин, техобслуживания – и все это включено в ежемесячные платежи. После окончания срока лизинга автомобили будут заменяться на новые по системе трейд-ин, чтобы клиент постоянно владел новым или гарантийным автомобилем.

Партнёрский материал

*В материале использована информация из рейтинга Ассоциации лизингодателей Беларуси.

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments