«Зачем ждать прогара клапана?» Выясняем, как правильно выбрать свечи зажигания

  • 23 августа
  • Просмотров 24104

Как и любая техника, личный автомобиль требует периодического сервиса и ремонта. В особенности если дело касается обслуживания капризного двигателя, для плавной работы которого еще надо подобрать нужные свечи зажигания. Вот только как сделать выбор, если в моделях с бензиновым мотором они одни, с газовым – уже другие? Да еще с одним, двумя и тремя электродами, с напылением благородных металлов и без, с короткой и длинной резьбой… У людей, технически далеких от автослесарного дела, от процесса выбора правильных комплектующих голова может пойти кругом.

Дабы избавить от лишнего стресса белорусских автовладельцев, мы попросили заведующего магазином «Шате-М» Александра Рудаковского подробно рассказать обо всех нюансах индивидуального выбора и замены свечей. В том числе на живом примере – машине Scion xB 2004 года выпуска, где они уже год не менялись.

«Не меняя свечи, сэкономить не получится»

Первое правило, о котором в начале разговора нам рассказывает Александр, – никогда не стоит подбирать свечи «на глаз». Даже если внешне они выглядят абсолютно одинаково, далеко не факт, что между ними не найдется отличий.

«Свечи зажигания подбираются по каталогу по соответствующей модификации автомобиля и двигателя, – объясняет эксперт. – Нужно обратить внимание, что помимо "очевидных" параметров, которые, как правило, указываются в онлайн-каталогах (межэлектродный зазор, геометрия корпуса, калильное число), есть параметры, которые можно найти только в заводской спецификации. Например, высота положения центрального электрода в камере сгорания или наличие медного сердечника в боковом электроде для улучшения теплоотвода».

Для двигателей, работающих на сжиженном газе, лучше использовать специализированные свечи, разработанные специально для таких автомобилей. Основное их отличие заключается в специальной конструкции изолятора, расширяющего тепловой диапазон работы свечи зажигания.

«Газ горит при более высокой температуре, чем бензин, поэтому использование стандартных свечей может привести к их перегреву. А это чревато самыми серьёзными последствиями, вплоть до прогара поршней и клапанов».

Что касается интервала замены, то он зависит от типа свечей, установленных в двигателе. Например, средний ресурс обычных никелевых составляет около 15-20 тысяч километров.

«В первую очередь нужно ориентироваться на рекомендации, указанные в документации к автомобилю, – говорит Александр. – Поскольку они учитывают особенности конкретного двигателя, региона, в котором предполагается эксплуатация автомобиля (климат, топливо и т. д.). Свечи относятся к "расходникам", т. е. к компонентам, которые нужно менять не по их состоянию, а по достижении определённого пробега. Дело в том, что, не меняя свечи, сэкономить не получится – по мере износа электродов смесь начинает сгорать менее эффективно, что вызывает повышенный расход топлива. Кроме того, возникает риск выхода из строя катушек зажигания».

Менять свечи лучше не по одной, а сразу всем комплектом. Сперва такой подход кажется расточительным, но Александр убеждает, что в большинстве случаев если одна свеча уже вышла из строя, то достаточно скоро начнутся проблемы и с остальными.

«Проще поменять сразу весь комплект и на длительное время забыть об этом узле автомобиля, чем десять раз возвращаться в магазин за новой деталью».

«Это уместнее, чем позже переплачивать за ремонт мотора»

Разбираемся дальше в оставшихся подводных камнях выбора «расходников» для двигателя. Так, например, в чем принципиальная разница между свечами с одним и несколькими электродами? Александр объясняет, что все дело исключительно в их ресурсе.

«Несколько боковых электродов обеспечивают больший срок службы свечи, чем их аналоги с одним электродом. Однако сейчас большинство автопроизводителей делает выбор в пользу платиновых и иридиевых свечей, так как многоэлектродные имеют определённые недостатки по сравнению с одноэлектродными».

Затронув тему благородных металлов (платины и иридия), узнаем, есть ли смысл переплачивать за свечи с таким напылением и какие у них есть свойства.

«Безусловно, цена отражает свойства детали, – считает Александр. – Понятное дело, что если вы планируете продавать автомобиль в ближайшие 10-20 тысяч километров, то нет смысла покупать дорогие свечи. Однако в том случае, если вы дорожите своим авто и планируете на нем еще долго ездить, то на установку таких свечей можно потратиться. Это уместнее, чем позже переплачивать за ремонт мотора. Кроме того, зачастую даже получается сэкономить, ведь ресурс иридиевых свечей бренда NGK может превышать ресурс никелевых в 3-4 раза. В первую очередь это связано с физическими свойствами этих металлов – они являются более износоустойчивыми, более тугоплавкими и, соответственно, менее подвержены электроискровой эрозии. Кроме того, использование таких материалов позволяет делать электроды меньшего диаметра, что благоприятно сказывается на эффективности воспламенения и снижает нагрузку на катушку зажигания».

Александр также напоминает, что без машины или нужных инструментов только что купленные свечи на работоспособность проверить не так просто.

«Для этого нужны специальные стенды проверки, которые есть в крупных магазинах или на оборудованных СТО. В принципе, можно поступить так – взять свечку, подсоединить ее к катушке или проводу, положив на корпус двигателя. И завести – будет видно, образовывается ли искра или нет. Но насколько устойчиво она работает – так узнать не получится».

Чтобы проверить правдивость всего сказанного, мы пригнали на сервис «японца» Scion xB с 1,5-литровым двигателем (1NZ-FE), приехавшем в Беларусь из-за океана. Его владелец Кирилл купил машину год назад и свечи пока не менял.

«Они прошли суммарно 8 тысяч миль, проблем с двигателем пока нет», – говорит автовладелец.

Открутив крышку двигателя, мы выясняем, что на нескольких свечах появились «юбочки» нагара.

«Очень часто коричневый поясок говорит о том, что, может, нарушена изоляция свечи или в свечной колодец попала влага», – предполагает Александр.

Идем проверять свечи на тестере, моделирующем нагрузку мотора. Треск бьющих молний подтверждает предположение эксперта – нарушена изоляция нескольких свечей. Почему так произошло, Александр однозначно сказать не может.

После замены Кирилл отметил, что мотор начал работать более плавно, без рывков

«Возможно, изношена катушка или в свечной колодец попали масло, влага. В первом цилиндре была заметна ржавчина, может быть, там конденсат собирается, который разрушил изоляцию свечи. Есть пробитие, значит свеча уже работает неэффективно. Искра по закону физики идет по пути наименьшего сопротивления. Наконец, не исключен и брак самой свечи, такое тоже может быть. У любой детали есть срок службы. Вечных свечей не бывает».

На прощание Александр еще раз напомнил нам, что с заменой комплектующих не стоит затягивать. «Во-первых, если вы знаете, что пробег у свечей превышен – покупайте новый комплект и не ждите, пока мотор начнет троить. Прогар клапанов вряд ли вас сильно обрадует. Во-вторых, если планируете сэкономить – обратите внимание на комплектующие с электродами из благородных металлов – они прослужат вам дольше никелевых аналогов. И в-третьих, за свечами лучше обращаться к официальным дилерам – так вы будете застрахованы от покупки подделок и имитаций». 

Партнёрский материал

Тарас Тарналицкий

Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments