«Белорус мог прийти на рынок за шкафом, а потом внезапно купить автомобиль». Ждановичи: как все начиналось

  • 24 июля
  • Просмотров 9774

За многие годы своего существования (а это без малого 25 лет) рынок в Ждановичах переживал взлеты и падения, а по слухам закрывался или переезжал бесчисленное количество раз. Несмотря на то, что известные многим «Жданики» конкуренты, откровенно говоря, хоронили, крупнейшая площадка за Каменной горкой функционирует до сих пор и пользуется популярностью у жителей со всех уголков Беларуси. Правда, тех, кто начинал здесь работать еще в лихие 90-е, осталось немного; накануне 25-летия любимого рынка они вспоминают о том, как все зарождалось, как изменился автобизнес, а также рассказывают, какие времена площадка переживает сегодня.

История продавца из Грузии

Руслан — из тех, кто начинал заниматься автобизнесом в 90-е, когда на всем постсоветском пространстве расцветал криминал с присущими ему рэкетом, бандитизмом и «крышеванием». «В те годы не каждый человек мог продать или купить автомобиль: это было очень опасно, — вспоминает продавец. — Чтобы заехать на рынок, следовало заплатить какому-то бандиту. Бывало такое, что даже могли убить: прикинуться покупателем, поехать вместе якобы за деньгами домой, а по дороге приставить к голове пистолет. Поверьте, рисков хватало. Тем не менее это был прибыльный бизнес не для пугливых. Поскольку тогда обходились без интернета, автомобили продавались по любой, а не среднерыночной цене».

«Первыми автобизнес в Беларуси зародили мои земляки: я сам из Грузии. Когда-то отец привозил машины из-за границы и реализовывал их, а теперь этим занимаюсь и я, — отмечает в разговоре Руслан. — На моих глазах рынок возник в чистом поле. Помню, все начиналось с 10-15 автомобилей (в основном это были реэкспортные отечественные "Жигули"), которые ставили прямо в грязь. Позже для продажи на этом участке земли насыпали грунт, после чего площадку заасфальтировали. Рынок рос, становился востребованным. По сути, это место раскрутили сами люди, о нем просто стала ходить молва, так что к 2008 году там размещалось уже под 500-1 000 машин».

По воспоминаниям Руслана, изначально обе рыночные площадки реализовывали машины россиянам и казахам, которые массово их скупали и увозили к себе на родину. «В 90-х я продавал их сам по себе, а со временем перебрался на рынок в Ждановичи: он как-то быстро стал конкурентным, люди сюда буквально хлынули, — описывает события из прошлого старожил авторынка. — Решающую роль сыграло транспортное сообщение (близость кольцевой и железной дороги), а также более дешевый сегмент автомобилей по сравнению с Малиновкой».

Руслан — один из немногих, кто помнит, как рос и развивался рынок на протяжении 25 лет его существования. «Плохо становилось, когда переставал приезжать российский покупатель: это происходило периодами, через каждые лет пять, — считает предприниматель. — Например, с 1995 по 1998 гг. машины хорошо продавались, пока не случился мировой финансовый кризис. Очередное падение продаж произошло в 2008 году. До подорожания пошлин, наоборот, спрос повысился, так как многие хотели успеть купить автомобиль. После 2011-ого я зарабатывал больше всего: на площадке размещалось до 2 000 машин. В начале 2015 года обвалился российский рубль и многие поехали в РФ за халявой. Как следствие, рынок перенасытился и до настоящего времени ситуация не меняется в лучшую сторону. Мы сейчас, можно сказать, выживаем. Почему я остался в этом бизнесе? Это просто привычка. Я, как и многие в этой сфере, занимаюсь тем, что умею делать».

Назад в прошлое

История рынка в Ждановичах берет начало в 1993 году, когда появился салон, специализирующийся на продаже автомобилей. Он назывался «ВАЗ-сервисом» и занимался реэкспортом автомобилей из Германии. Когда для ведения бизнеса понадобились бОльшие площади, внимание предпринимателей привлекла пустующая и никому не нужная болотистая местность рядом с поселком Ждановичи. В 1994-ом Минский райисполком без особых проблем выделил им участок земли (между железной дорогой и шоссе Минск – Молодечно) для строительства торгового города. Чтобы привлечь покупателей, на территории разместили ГАИ для регистрации транспорта и терминал для растаможки авто. Машины продавались настолько хорошо, что за короткое время эта площадь превратилась в торговый комплекс.

В числе первых сооружений был остановочный пункт электричек «Лебяжий». К началу 1996 года сформировался вещевой рынок, после него — продовольственный, строительный, примерно в то же время появились знаменитые «Поле чудес» и «Радиорынок». Непосредственно авторынок открылся в Ждановичах еще в 2001 году, а спустя десять лет, в 2011-ом, заполучил отдельное здание, ТЦ «Автоград».

Поскольку жилой район в Ждановичах активно застраивается и высотные дома растут один за другим, торговые площади постепенно сокращаются, а авторынок в этом году в очередной раз сместили.

В апреле площадка по торговле автомобилями переехала на новое место — на территорию за ТЦ «Автоградом», ближе к городу. Теперь она находится рядом со сверкой номеров и МРО ГАИ. В администрации уверены: со сменой местоположения авторынка хуже не стало.

В шаговой доступности здесь сверка номеров, регистрация транспорта, кафе, паркинг, СТО, шиномонтаж, автомойка и различные автосервисы, а теперь еще и услуги автолизинга Mogo — все это на руку не только здешним продавцам, но и покупателям. Если у последних нет в наличии полной стоимости авто, то можно оформить договор лизинга прямо на рынке, ездить уже никуда не нужно.

Воспоминания продавцов

«Вот раньше был действительно рынок — тогда на площадке размещалось до 3 000 машин, — говорит один из местных продавцов, имея в виду старые добрые времена а-ля «нулевые». — Но веселее всего было лет 7-8 назад, когда приезжали покупатели из России, Казахстана и других стран ближнего зарубежья. Сегодня ситуация совершенно иная: в основном Ждановичи посещают люди из регионов, так как в Малиновке дорогой бутик "бэушки", а здесь продается более дешевый сегмент автомобилей. Правда, продажи уже не те: все упирается в благосостояние белорусов».

Еще один продавец хотя и не причисляет себя к ветеранам автомобильного рынка, но трудится здесь многие годы, несмотря на то, что «и продажи нынче слабенькие, и заработки упали в несколько раз». «Это все из-за привычки», — объясняет мужчина. «Вы лучше напишите, что рынок работает, машины хорошие, продавцы адекватные. Люди готовы продавать, двигаться по цене», — эмоционально добавляет он, не особо желая сравнивать, как было раньше и как стало сейчас.

Следующий собеседник, который одновременно и продает, и присматривается к выставленным здесь автомобилям, приехал из региона и скептически описывает нынешнее положение дел на рынке. «И предложений стало меньше, и покупательский спрос упал, — считает он. — Тем не менее рынки все еще востребованы: ведь не каждый залезет в тот же интернет, да и сколько раз я звонил по объявлениям и приезжал вхолостую. А на рынок пришел и сразу посмотрел много машин».

Продавцы в один голос твердят: покупатель кардинально изменился. Если раньше доходы позволяли за год-два накопить на автомобиль, то сейчас, имея даже $3 000 в кармане, можно взять новый «бюджетник» в кредит или в лизинг. И определенную часть соотечественников за счет этого автосалоны и оттянули. «Наверное, сегодняшний белорусский покупатель более капризный. Вот почему мы всегда ориентировались на россиян? Они приезжали и приобретали машины не глядя. А белорус будет долго присматриваться, придираться к мелочам, а потом еще "задушит" по цене», — смеется здешний купец.

Валентин занимается продажей запчастей с 1996 года и рассказывает, как ему удалось закрепиться в автобизнесе. «Меня позвал мой товарищ, чтобы я помогал ему в продаже автозапчастей, — вспоминает мужчина. — Авторынка тогда еще не было: на одном клочке земли стояли лотки с видеокассетами, мясная лавка, стойки с одеждой и ларьки с запчастями. Я начинал с того, что реализовывал фильтры для таких машин, как Volkswagen Golf 1, Ford Sierra, Mercedes W123. Благодаря отсутствию конкуренции удалось скопить первоначальный капитал, чтобы развить свой бизнес. Конец 90-х — начало 2000-х — вот это золотые годы. В те времена многие шли работать к своим знакомым, друзьям, а затем запускали собственное дело. На мой взгляд, реализовать это сейчас сложнее. А ведь тогда не было никакой рекламы: надо мной висел просто флаг — и все! Представьте себе: было лишь два рынка, люди ехали со всей Беларуси. Безусловно, работало сарафанное радио».

«Откровенно говоря, я не помню, когда заработал сам авторынок, зато в памяти остался слоган местного автоцентра: "Купи Hyundai — фантазии волю дай!", — неожиданно признается Валентин. — Вообще в те времена много всего происходило. Помню, в "нулевых" лично для себя провозил автомобиль через таможенный склад в Ждановичах. В бизнесе мы тоже пережили многое: и дефолты, и "попандосы", и кражи. Наверное, самое сложное время для нас — 2010-2011 годы, когда белорусский рубль рос по 4-5 раз за день и мы не успевали переписывать ценник. А сейчас все ровно, все идет своим чередом. Покупатель, конечно, изменился: сегодня он зачастую ориентируется на стоимость. А вот перспективы на будущее я не строю: завтрашний день не твой — как ты будешь знать?»

Владелец точки по продаже мототехники и мотозапчастей Вячеслав работает в автобизнесе тоже с 1996 года. Он начинал на Логойском тракте, но со временем решил расшириться и открыть павильоны по продаже автозапчастей в Ждановичах. «Изначально я торговал запчастями для "Жигулей", а на этом рынке мы сотрудничали с поставщиками по запчастям для Volkswagen Golf, Opel Ascona, Kadett, самых популярных моделей в те времена, — с ностальгией в голосе рассказывает продавец. — Не знаю, то ли люди были богаче, то ли магазинов было поменьше, но в 90-х торговля шла хорошо и мы чуть-чуть зарабатывали. Тогда запустить свой бизнес было намного проще: меньше налогов, бумажной волокиты. Купил товар, заплатил фиксированную ставку — и работай себе».

Однако без кризисов не обошлось: начиная с 2006 года содержать 3-4 точки оказалось невыгодно и Вячеслав вернулся к тому, с чего начинал — стал трудиться опять в одиночку. «С 2008 года наступили хорошие времена, а с конца 2014-ого ситуация ухудшилась… Когда работник с МАЗа зарабатывал 1 000 долларов, было веселее: он мог позволить себе больше. А что сегодня? По десять раз в день мне говорят одну и ту же фразу: "А в Китае это стоит доллар". Оно и понятно, но ведь у меня есть расходная часть в виде доставки, растаможки, налогов и т. д., — констатирует предприниматель. — Сегодня у меня с супругой два павильона. В помещения торгового центра мы переехали два года назад; могу сказать, что торговля здесь не хуже, чем на улице. Тем не менее с учетом аренды, налогов и того факта, что мы работаем сами, я не могу сказать, что сейчас хорошо — скорее мы выживаем, надеясь на то, что завтра — дай бог!  будет лучше».

Современность

В настоящий момент площадка по продаже автомобилей работает в комплексе с торговым центром и павильонами по продаже б/у запчастей. Сама по себе локация для покупателя имеет выигрышное местоположение с точки зрения наличия выбора: приехав в Ждановичи, можно посетить и расположенные в непосредственной близости друг от друга автосалоны Huyndai и Geely, и дилерскую площадку по продаже машин с пробегом, и заглянуть на авторынок.

Сергей Сиваков, ведущий специалист по работе с клиентами, вспоминает, что пришел работать на авторынок в 2013 году. «На тот момент машин продавалось больше, так как у людей на руках имелись свободные деньги. На выходных на площадке размещалось до 2 000 автомобилей, а за неделю реализовывалось около 200. Я еще застал то время, когда человек мог приехать, допустим, за шкафом, а потом перейти дорогу и внезапно купить автомобиль, — характеризует те годы представитель торговой площадки. — В начале 2015-ого случился бум машин из России, что вызвало спад продаж. Когда курс стабилизировался, то все более-менее вернулось на круги своя. В последние годы с продажами на рынке стало хуже: автосалоны переманили часть клиентов за счет рассрочек и низких процентов по кредиту. С одной стороны, работать стало понятнее, но в то же время и сложнее, так как не только возросла конкуренция со стороны автодилеров, но и перенасытился рынок. Сказывается и то, что люди богаче не становятся, а следовательно, падает покупательская способность».

В администрации торговой площадки считают, что время импульсивных покупок прошло, покупатель сегодня выбирает автомобиль более вдумчиво, не торопясь расставаться с деньгами и рассматривая альтернативы автосалонов, готовых предложить кредит или лизинг. Как следствие, продавцы адаптируются к покупательскому спросу и «удешевляют» свои предложения. Несмотря на нашумевший 140-ой указ, ручеек автомобилей из Европы и США оказался слишком мал, чтобы в глобальном смысле отразиться на ассортименте и ценах местной площадки. «Я бы сказал, что у нас есть машины в разных ценовых сегментах, но люди покупают то, что могут себе позволить», — добавил Сергей Сиваков. 

Продавцы утверждают, что какие-то продажи есть, но далеко не такие, какими были раньше. Тем не менее на провокационный вопрос: «А нужен ли сегодня авторынок?» — отвечают: «А как же? Естественно, нужен. Сюда съезжаются продавцы и покупатели со всей республики. Это конкурентная площадка, которой есть что предложить. Сюда приезжают, чтобы прогуляться, прицениться, а затем купить понравившийся вариант. Да, ассортимент Ждановичей дешевеет, но у каждого сегмента есть свой покупатель».

Партнерский материал

Фото: Алиса Зацаринная, архив ТЦ «Ждановичи»

Читайте также:

Алина Вислоус
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments