«Губки в глушителе? Да вы что!» Проходим техосмотр на дорожном байке Honda

  • 27 июня
  • Просмотров 23341

Июнь вот-вот плавно перекочует в жаркий июль, а по белорусским дорогам уже вовсю колесят тысячи мотоциклов. В УП «Белтехосмотр» подчеркивают, что техосмотр у байкеров чаще пройден, чем нет (по сравнению с автомобилистами). Впрочем, и наш недавний рейд, и цифры статистики это легко подтверждают. Однако и среди мотоциклистов попадаются те, кто принципиально игнорирует эту процедуру диагностики, зачастую ссылаясь на несправедливую оплату госпошлины.

Байкеры о техосмотре: «Мы тоже платим налог, хотя ездим 5 месяцев в году. Это несправедливо» 

Правда, один байкер из наших предыдущих рейдов возмущался тем, что на станциях проверяют «только световые приборы и измеряют уровень шума» — мол, на этом диагностика мотоцикла на предмет безопасности заканчивается. У парня за рулем Suzuki возник закономерный вопрос: зачем тогда вообще проходить техосмотр?

Чтобы узнать, как проверяют двухколесный транспорт на самом деле и что об этом думают сами мотоциклисты, мы приехали на минскую станцию диагностики № 210, которая в числе остальных 16 (из 32 расположенных в Минске) имеет разрешение на проведение гостехосмотра мототехники. Алена, владелица Honda CBF1000, как раз планирует пройти техосмотр и не против рассказать, как следит за техническим состоянием своего мотоцикла и почему регулярно наведывается на станцию технического осмотра.

Девушка передвигается на мотоциклах уже 9 лет и за все время сменила несколько моделей. До этого у нее была Honda CB900F Hornet, а в наступившем сезоне она пересела на CBF1000. Это дорожный мотоцикл, созданный на базе двигателя спортивной версии CBR1000RR и рамы CBF600, или просто дорожник с элементами спорт-туриста, среди которых передний полуобтекатель и удобная прямая посадка.

«Это мотоцикл 2007 года выпуска, оснащенный четырехцилиндровым 1 000-кубовым двигателем мощностью 98 л. с. Пробег у него небольшой 21 000 км. Что немаловажно для меня, он укомплектован пластиковым обвесом, который обеспечивает дополнительную защиту от встречного потока воздуха и ветра, особенно во время езды на дальние расстояния, а также центральным и двумя боковыми кофрами, или, как я их называю, женскими косметичками, — улыбается Алена и демонстрирует их содержимое. — Рабочие документы, сумка, светоотражающая жилетка ее я обязательно надеваю в пасмурную погоду или вечером, ведь это вопрос безопасности на дороге».

У Алены экземпляр первого поколения, который отличается стальной рамой, максимальной мощностью 98 «лошадей», аналоговой приборной панелью и 19-литровым топливным баком. Сама девушка может похвастаться принципиальной позицией касательно поддержки своего байка в хорошем техническом состоянии, поскольку она не только ответственная мотоциклистка, но также мама и инструктор в одной из минских мотошкол, а это тоже формирует серьезное отношение к безопасности.

«На мой взгляд, содержать мотоцикл не дороже и не сложнее, чем автомобиль, — считает Алена. — Текущее техобслуживание включает замену масла, воздушного и масляного фильтров согласно регламенту, а также проверку тормозных колодок, дисков и состояния резины. Вообще интервал техобслуживания составляет 5-6 тыс. км в зависимости от класса мотоцикла согласно "мануалу" и режиму эксплуатации. Например, на мотогонках замена масла может быть перед каждым стартом. Если изменился цвет тормозной жидкости, то ее тоже нужно менять. Есть такая хорошая поговорка про то, что в тормозах главное все. Перед каждым выездом из гаража я провожу осмотр мотоцикла, в обязательном порядке контролирую давление в шинах, так как это влияет на управляемость и маневренность техники. Поверьте, это очень хорошая привычка, хотя некоторые байкеры даже не знают, каким оно должно быть в норме. Как правило, рекомендованные заводом значения указываются на табличке маятника или защиты цепи».

«На данный момент у меня есть два мотоцикла, спортбайк Yamaha YZF-R6 и эта Honda, — рассказывает мотоциклистка. — Первый я эксплуатирую только на гоночных спортивных треках, а второй байк недавно купила; как пройду техосмотр, буду использовать его для поездок по городу и по всей Беларуси, в том числе планирую выезжать на нем за границу. Кроме того, я автомобилистка с 20-летним стажем. Поеду ли я на машине или на мотоцикле — это во многом зависит от погодных условий и целей поездки. Если мне нужно отправиться по делам либо со своей дочкой, то обычно я выбираю машину, а вот в солнечную погоду хочется пересесть на мотоцикл».

Максим, специалист диагностической станции, рассказывает, что чаще всего на техосмотр приезжают спортбайки и чопперы импортных марок, а вот мототехника вроде советских Иж, Урал и восстановленные раритеты больше эксплуатируются в регионах, поэтому на минских станциях их видят крайне редко. Итак, Алена загоняет свой байк в бокс станции диагностики, а специалист начинает в деталях все объяснять.

«Для начала мы сверяем по техпаспорту год выпуска, соответствие цвета, оцениваем внешнее состояние. Важно, чтобы не было никаких затемнений, пленок, краски на ветровом стекле и зеркалах. Кроме того, мы смотрим, чтобы отсутствовали подтекания двигателя, а люфт руля соответствовал норме. После этого проверяем свет фар и сигнальных приборов. Все осветительное оборудование должно быть выставлено и отрегулировано, — рассказывает Максим. — А вот установка ксенона (если нет маркировки) и "английских" фар запрещена — с ними мотоциклистов не допустят к участию в дорожном движении. В данной Honda с этим все в порядке».

Во время визуального осмотра специалист обращает внимание и на состояние элементов пассивной безопасности (подножки, сиденья, дуги безопасности и др.), и на размещение регистрационного знака. Иногда он расположен под задним щитком либо сбоку, также может отсутствовать подсветка номера, из-за чего прочитать цифры на расстоянии в темное время суток становится проблематично.

Окраска транспортного средства считается несоответствующей в случае наличия на внешних видимых поверхностях мотоцикла участков, занимающих более 30% площади этих поверхностей, цвет которых отличается от указанного в свидетельстве о регистрации. Под запретом внешние видимые наклейки (изображения). Инженер-диагност не обходит стороной и состояние колес, а также наличие повреждений дисков и степень износа покрышек: остаточная глубина протектора шин должна быть не менее 0,8 мм, а у этой Honda она еще больше 2 мм.

Специалист оценивает и визуальное состояние тормозных дисков, шлангов и суппортов — они должны быть герметичны, без подтеканий. «Мотоциклетного тормозного стенда на станции нет, поскольку это дорогостоящее оборудование, а у нас не такой большой поток мотоциклистов. 14 700 зарегистрированных двухколесных средств на двухмиллионный город цифра небольшая. Покупать стенд, чтобы он больше стоял, чем эксплуатировался, экономически нецелесообразно, — объясняют нам на станции. — Такой стенд есть только на 56-ой станции в Минске и в Слуцке, а мы практикуем дорожный метод. Его суть заключается в том, что байк разгоняется на горизонтальной площадке до скорости не более 40 км/ч, оттормаживается до полной остановки, после чего мы замеряем тормозной путь».

«Это называется комбинированное торможение», — подсказывает Алена. По допускам тормозной путь должен быть не более 7,5 метра, и в ее случае он укладывается в указанное значение.

«За весь период с начала этого года на нашей станции прошло техосмотр более 180 мотоциклов, из них недопуск к участию в дорожном движении был только у 8. Причина у всех одна превышение уровня шума. Как правило, это переделки в прямотоки. Байкеры могут купить и поставить обычную хромированную трубу без глушителя», — отмечает в разговоре инженер-диагност, переходя к следующему этапу проверки.

Громкость байка измеряют с помощью специального прибора (он есть на всех станциях Минска), который определяет уровень шума в децибелах. Это шумомер российского производства — ОКТАВА-121.

Как правило, нормативное значение уровня шума регламентируется заводом-изготовителем и прописано на табличке, наклеенной возле вилки либо на глушителе. Если такой таблички нет, тогда на станции ориентируются на ее значение, равное 96 дБ.

«Есть производители, которые допускают более высокий уровень шума, — разъясняет специалист. — Например, Harley положено шуметь около 100 децибел, а на некоторых дорогих моделях заводом разрешается и 112 дБ. На этой Honda значение даже занижено 88 дБ. Если говорить о превышении допустимого уровня шума, то максимум, который встречался во время проверки на нашей станции, был 120 дБ. Чтобы понять, сколько это, представьте, как будто едет груженый состав поезда».

Чтобы измерить уровень шума в мотоцикле Алены, байк фиксируют в неподвижном положении, двигатель раскручивается до 4 000 об/мин. Затем прибор с микрофоном направляется на срез выпускной трубы. Несколько минут — и на экране появляются цифры: 84, 86… В общем, в норматив мотоцикл укладывается легко. Тем не менее для точности замер проводят трижды.

Наверное, ни для кого не секрет, что некоторые любители пошуметь, чтобы получить сертификат ТО, хитрят: сперва проходят техосмотр, а затем занимаются переделками выхлопной системы в так называемые прямотоки.

По слухам, некоторые даже суют губки прямо в глушитель. В шутливом тоне спрашиваем у Алены, а нет ли в глушителе ее мотоцикла инородных предметов. «Да вы что! Нет, конечно», — моментально реагирует девушка. 

А вот инженер-диагност с подобными сюрпризами в своей работе явно сталкивался. «Обычно это молодежь, ребята 18-20 лет, — вспоминает он. Перед тем, как пройти повторный осмотр, они запихивают в глушитель металлические губки или стружки. Кто на что горазд. В итоге мотоцикл из-за этого хуже едет, но техосмотр проходит. Даже такое бывает, что двигатель раскручивается до 4 000 об/мин, а эти губки вылетают».

Алена прошла техосмотр своего мотоцикла без замечаний. Можно сказать, по всем параметрам все в идеале. «Это моя принципиальная позиция, чтобы все документы и техника были в порядке, — признается мотоциклистка. — Инструктором в мотошколе я работаю уже три года. Случается, что приходят парни и девушки, которые хотят получить категорию А, а потом сразу ездить на спортбайке. Скажу так: таких мы опускаем с небес на землю, объясняем, что запасные части тела в магазинах не продаются. А еще мы рассказываем, что в случае, если очень хочется себя проявить, для этого есть специально подготовленные объекты и возможность поучаствовать в соревнованиях Чемпионата ШКМГ РБ (в шоссейно-кольцевых мотогонках). Что касается обстановки на дорогах, то конфликт левого поворота возникает из-за того, что автомобилист не успевает заметить мотоциклиста, а это происходит в том случае, когда тот превышает скорость».

Некоторые мотоциклисты не хотят проходить техосмотр из принципа, так как нужно платить госпошлину — 4 базовые или 102 рубля. Их позиция такова: мол, я езжу 5 месяцев в году, а плачу за два года. Где справедливость? «С одной стороны, это не совсем справедливо, — соглашается девушка, — но с другой есть закон и правила, которые должны действовать для всех. Если ты купил мотоцикл, то должен найти деньги на его обслуживание, страховку и прохождение того же техосмотра в том числе. Это, по крайней мере, мое субъективное мнение».

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments