Байкеры о техосмотре: «Мы тоже платим налог, хотя ездим 5 месяцев в году. Это несправедливо»

  • 13 июня
  • Просмотров 20369

Можно сказать, мотосезон уже в самом разгаре, а это значит, что владельцев двухколесных средств на дорогах становится больше в разы. В общем потоке выделяются мотоциклы импортных марок вроде Harley-Davidson, Honda, Suzuki или Kawasaki. Раз такого транспорта на дорогах заметно прибавилось — следовательно, в городе за ним усилен контроль (по статистике, наибольшее число аварий с участием двухколесных средств происходит в период с мая по сентябрь).

По информации УГАИ МВД Беларуси, за четыре месяца этого года в стране зафиксировано 46 ДТП, в которых двое погибли и 44 человека получили ранения различной степени тяжести. По вине самих мотоциклистов и скутеристов случилось 29 аварий из указанных. Девять ДТП произошло с участием нетрезвых водителей. В профилактических целях снижения аварийности на дорогах Госавтоинспекция с 20 мая усилила контроль за водителями мотоциклов и скутеров. В проводимых рейдах работники ГАИ не только контролируют соблюдение ПДД, проверяют наличие прав на управление мототехникой, но и выявляют лиц за рулем в состоянии опьянения.

Отдельным пунктом стоит вопрос, связанный с прохождением техосмотра, ведь с учетом сезонности эксплуатации (перерывом на зимний период) владельцам мототехники крайне важно следить за ее состоянием, чтобы езда по дорогам была безопасной. Во многом поэтому инициатором сегодняшнего рейда выступил УП «Белтехосмотр» при содействии столичной ГАИ, которая как принимает участие в подобных проверках, так и проводит серьезную профилактическую работу.

Напомним, мотоциклистов обязали проходить техосмотр на два года и, соответственно, оплачивать госпошлину с коэффициентом 2 (независимо от года выпуска ТС). То есть по две базовые величины за год. Итого: 102 рубля. От уплаты «дорожного налога» освобождены только скутеры и мопеды.

Возможно, сумма «дорожного сбора» и не такая весомая, но нежелание платить госпошлину — та причина, по которой некоторые мотоциклисты игнорируют процедуру прохождения техосмотра. Один из байкеров эмоционально высказался на эту тему: «Это дорого. Мотоциклисты зимой не ездят, а платят за два года. На мой взгляд, госпошлина должна оплачиваться дифференцированно либо нужно включать ее в стоимость топлива. Это также касается и автомобилистов-пенсионеров, которые ездят не круглый год. Как и все, я ждал 1 апреля. Но, увы, изменения так и не случились».

Как мы знаем, с ними решили повременить, а в конце мая сообщили: госпошлину от техосмотра не отвяжут — рассматривают «другой вариант». Поскольку наш рейд начинается в утренние рабочие часы, когда на дорогах особенно оживленно, в нем принимает участие и сотрудник «Белтехосмотра». Чтобы оперативно выявлять мотовладельцев, чьи транспортные средства не имеют допуска к участию в дорожном движении, он проверяет по регзнакам в базе данных двигающиеся в потоке мотоциклы прямо из патрульного автомобиля.

Утром мотоциклистов на дорогах почти не видно. Пока экипаж ГАИ движется по проспекту Дзержинского, замечаем первого байкера за рулем Kawasaki. Через громкоговоритель инспектор называет госномер и просит водителя аккуратно принять правее, чтобы не создавать аварийную обстановку. На лице мужчины читается легкое недоумение: а что я нарушил?

На самом деле беспокоиться ему не о чем: в наличии все документы, действующая страховка, техосмотр пройден. За состоянием своего мотоцикла владелец исправно следит, на ТО ездит вовремя, а вот ситуацию на дороге описывает как напряженную.

В ГАИ подтверждают: с началом мотосезона виновниками ДТП нередко становятся автомобилисты, которые «забыли» про двухколесных участников движения и попросту не замечают их на дороге. Чтобы избежать столкновения, автовладельцам желательно заранее, до совершения маневра, включать «поворотник».

Еще один мотоциклист на Honda невозмутим и спокоен, потому что техосмотр у него тоже пройден. «С мотоциклом намного проще: раз в два года прошел — и можно ездить», — кратко комментирует мотовладелец.

Однако байкер на спорт-туристе Honda VFR проходит техосмотр из других соображений. «Мотоцикл всегда бросается в глаза, его останавливают часто. А вот на моем автомобиле техосмотра нет, так как вероятность, что его проконтролируют, невелика, — объясняет парень. — На станциях диагностики мотоциклы больше проверяют на безопасность. А вот что касается уровня шума, то некоторые суют на время проверки губки в глушитель, а потом с ревом катаются по ночному городу. Если честно, то уплата госпошлины не сильно бьет по моему карману, но какие-то изменения должны произойти».

Когда речь заходит про контрольно-диагностические работы, представитель «Белтехосмотра» упоминает, что из 32 аккредитованных диагностических станций в Минске разрешение на проведение гостехосмотра мототехники имеют более половины из них (17). Там проверяют все мотоциклетные узлы и механизмы на предмет соответствия нормам безопасности. Среди них — свет фар и сигнальных приборов, номерной знак, системы управления, тормоза, состояние колес и покрышек, а также замер шума. Громкость байка измеряют с помощью специального прибора (он есть на всех станциях Минска), который определяет уровень шума в децибелах. Если он превышает 96 дБ — это означает, что техосмотр двухколесный транспорт уже не пройдет.

Конечно, в общей массе байкеров выделяются отдельные мотовладельцы, байки которых громыхают на всю округу и доставляют дискомфорт местным жителям многоэтажек. Такие нарушители спокойствия действуют хитрым образом: сперва проходят техосмотр, а затем занимаются переделками выхлопной системы в так называемые прямотоки. В ГАИ напоминают: подобное переоборудование приравнивается к неисправности и в первый раз грозит штрафом до 1 базовой. Правда, ввиду отсутствия шумомера во время рейдов ГАИ сложно зафиксировать подобное нарушение, поэтому этот параметр — уровень шума — находится под особым контролем диагностических станций «Белтехосмотра».

Поскольку утром мотоциклистов на дорогах крайне мало, ждем ночного дежурства ГАИ. После 19.00 в Минск хлынули десятки чопперов, эндуро и спортбайков. Погода этому только способствует: теплый вечер так и манит прокатиться с ветерком по широким улицам большого города. Инспекторы прекрасно знают любимые дороги мотоциклистов. Поэтому во время рейда мы предсказуемо патрулируем проспекты Дзержинского, Независимости, Победителей. Каждый сотрудник ГАИ знает и то, что байкеры собираются возле торговых центров или на АЗС, чтобы выпить кофе и пообщаться с единомышленниками.

Итак, выделяем на проспекте Победителей BMW K1300R. Конечно, в фокусе нашего внимания в большей степени находится проверка действующего сертификата ТО, но инспекторы ГАИ также контролируют наличие страховки и водительских прав, а еще оценивают, в каком состоянии передвигается мотовладелец.

Владелец байка слегка занервничал и сообщил, что с документами у него «почти все в порядке». Если не считать, что нет сертификата ТО. «Просто не успел его пройти, но готов пострадать материально, — с иронией комментирует мужчина. — Я недавно купил этот байк. Когда? Прошлой осенью». Напомним, за первое такое нарушение предусмотрено предупреждение либо штраф от 1 до 3 б. в. (от 25,5 до 76,5 руб.). За «повторность» в течение года — штраф от 2 до 5 б. в. (от 51 до 127,5 руб.).

Еще одного мотоциклиста на Yamaha просят подъехать к краю проезжей части. Техосмотр у него не пройден. Почему? «А зачем он нужен? Дешевле оплачивать штрафы, — отметил в разговоре владелец. — Еще у меня есть автомобиль, на него госпошлину я заплатил. Зачем мне вносить ее дважды? Я ведь не могу ездить на машине и мотоцикле одновременно. А за техническим состоянием байка я слежу, он почти новый, с пробегом около 5 000 км».

Из наиболее частых технических причин, по которым не проходят техосмотр, называют не только превышение уровня шума, но также установку ксенона и «английских» фар, свет которых считается основанием для недопуска к участию в дорожном движении. На дорогах вычисляют и конструктивно измененную и незарегистрированную мототехнику, которая однозначно техосмотр не пройдет. Одно из популярных нарушений — размещение регистрационного знака под задним щитком либо сбоку, так что прочитать его невозможно даже с расстояния в десять метров. Из-за отсутствия подсветки номера идентифицировать мотоцикл в темное время суток тоже проблематично.

Всматриваемся в плотный автомобильный поток, пытаясь взглядом выцепить двухколесную технику. Невзирая на жару, байкеры экипировкой не пренебрегают: как минимум у всех имеется шлем, а кто-то передвигается в полном всеоружии, надев мотокуртку и даже перчатки, чтобы максимально защитить себя при падении.

Вдруг впереди патрульной машины показывается байкер на Honda. Он притормаживает, аккуратно прижимается к обочине дороги, следуя указаниям инспектора ГАИ. Техосмотр у водителя пройден. «Потому что не умею убегать», — отшучивается мужчина.

А мы со всей серьезностью спрашиваем: если водитель не реагирует на требования ГАИ и удирает, пытаясь скрыться от проверки, что ему за это будет? Конечно, устраивать преследование за быстрым и юрким мотоциклом по улицам очень опасно. Тем не менее если водитель проигнорирует требование об остановке и ему удастся улизнуть, то наказание неотвратимо: согласно статье 18.21 КоАП РБ это чревато наложением штрафа в размере от 2 до 8 базовых величин, а при неоднократном нарушении он увеличится от 3 до 10 б. в. В случае преследования мотовладельцу грозит больший штраф — от 5 до 20 б. в. (в том числе его могут лишить водительских прав сроком до 2 лет).

Тем временем еще один мотоциклист на Suzuki приостанавливается, берет правее и спокойно показывает документы. К прохождению техосмотра он относится негативно: «Мы ведь тоже платим налог, хотя катаемся всего 5 месяцев в году. Была ведь идея платить помесячно, но ее не реализовали. Сам я техосмотр прохожу, потому что мне не хочется каждый раз оправдываться».

Во время рейда ГАИ упоминает, что «круизеры» — это больше имиджевая техника, поэтому такие владельцы поддерживают ее идеальное состояние и ведут себя на дороге вежливо. Исключения если и случаются, то нечасто. Вообще ситуация такова, что на минских дорогах проблема с массовым непрохождением техосмотра у мотоциклистов не стоит так остро, как, например, в регионах.

По словам начальника филиала УП «Белтехосмотр» в Минске Сергея Коровацкого, по состоянию на 1 января 2019 года в столице зарегистрировано более 14 700 единиц мототранспорта. За истекший период этого года было выдано без малого 1 300 разрешений на участие в дорожном движении. Как правило, техосмотр игнорируется владельцами подержанных мотоциклов, которые имеют внешние дефекты или технические неисправности либо в которые вносят запрещенные конструктивные изменения. Появление таких «конструкторов» является следствием ввоза битой техники из-за границы, после чего ее восстанавливают с помощью дешевых запчастей. Само собой, данные транспортные средства даже не ставят на учет в Беларуси, а пройти техосмотр они не могут априори.

А вот владельцы новой и полностью исправной техники, а также юрлица в основной своей массе техосмотр проходят своевременно. Напоследок останавливаем байкера на Yamaha с девушкой-пассажиркой. Обращаясь к мотоциклисту по громкой связи, инспектор просит владельца съехать с дороги и притормозить. «На мой взгляд, техосмотр проходить все-таки нужно, — считает парень. — Единственное, мотоцикл эксплуатируется не круглый год, поэтому было бы удобнее платить налог помесячно или включить его в стоимость топлива. В остальном меня все устраивает».

**

В «Белтехосмотре» подчеркивают, что мотовладельцы реже, нежели автомобилисты, пренебрегают процедурой гостехосмотра. Так, за 5 месяцев текущего года в столице зафиксировано более 16 тысяч фактов управления ТС без разрешения на допуск к участию в дорожном движении, при этом водителей двухколесных средств выявлено чуть более 300 или 0,4%. И контрольный срез во время нашего совместного рейда, и цифры статистики подтверждают: большинство мотовладельцев в назидание меньшинству демонстрирует образцовое поведение на дороге и порядок с документами, в том числе пройденный техосмотр.

Как показывает практика, многие мотоциклисты ездят по правилам, не увиливают от ответственности и зачастую расплачиваются с точки зрения репутации за хулиганства отдельных байкеров, будь то любители виртуозно ездить на одном колесе или ночные возмутители спокойствия. Это обусловлено не только тем, что мотовладельцы более сознательны, но и связано с повышенным вниманием к данной категории со стороны Госавтоинспекции, которая регулярно проводит рейды в профилактических целях. Представители мотосообществ тоже вносят свой вклад в улучшение ситуации на дороге, принимая участие в неформальных встречах с ГАИ.

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments