Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Редкий зверь. ГАЗ М-20 «Победа» — первый советский автомобиль «для народа»

  • 26 мая
  • Просмотров 5934

Не за горами тот день, когда советские автомобили мы будем видеть и вспоминать только по фотографиям. Нынешние законы рынка диктуют людям другую реальность, в которой нет места прошлому. «Покупай больше, меняй авто чаще, успей попробовать всё!» — твердят нам улыбающиеся лица с билбордов. А олдтаймеры из предмета роскоши превратились в досадный анахронизм, который спустя 50-60 лет почему-то все еще ездит. Но пока эти автомобили не попали на свалку истории, мы будем рады о них рассказать. Сегодня у нас на обзоре один из первых серийных гражданских автомобилей — ГАЗ М-20 «Победа».

Сколько стоит Родина?

 

Советские легковушки у советских же граждан обычно вызывали либо ругань, либо насмешки. Эта традиция дошла и до наших дней, причем услышать такую реакцию можно и от молодежи, которая по определению не могла с этими авто столкнуться. Все копья, конечно, автоматически достаются «жигулевскому» модельному ряду. Но история советского гражданского автопрома началась задолго до злосчастных «копеек».

Кузов фастбэк считался роскошью в довоенную эпоху 

Первый послевоенный автомобиль «Победа» М-20 сошел с конвейера Горьковского автозавода 28 июня 1946 года. Это был знаковый день, ведь раньше гражданские авто выпускались лишь малыми партиями и предназначались советскому руководству. Небезызвестная «Эмка», или ГАЗ М-1, созданная на основе Ford Model B, в счет не шла, так как предназначалась для такси, легких грузовиков и спецтранспорта.

Отсутствие наружных зеркал и малый размер заднего стекла сводят обзорность к минимуму

«Победа» имела большое значение не только для СССР, но и для мировой автоиндустрии, так как стала одним из первых в мире крупносерийно выпускавшихся автомобилей с кузовом полностью понтонного типа, то есть без выступающих крыльев, подножек и оптики. Так, фары у этой машины были интегрированы в крылья, а линия боковин — абсолютно гладкой. Для своего времени все это являлось новаторством: стиль детройтского барокко, к примеру, предполагал вычурную штамповку колесных арок и дутые крылья.

Наружный бампер лишь прикрыт хромом. На самом деле он является силовой частью кузова

По мнению советских дизайнеров, бескрылая форма кузова позволяла увеличить внутреннее пространство автомобиля. В расчет также бралась и актуальность в будущем: в таком дизайне ГАЗ М-20 мог оставаться востребованным долгое время. Предположения специалистов подтвердились, и лишенный крыльев автомобиль в кузове фастбэк с эффектной кормой продержался на конвейере до 1958 года. Всего было выпущено почти 241,5 тысячи машин. Из них около 40 тысяч ушли работать в такси, а 14 тысяч стали кабриолетами.

Создание автомобиля «Победа» овеяно большим количеством расхожих слухов и легенд. Самой популярной из них является происхождение названия первого гражданского авто. Разрабатывать прототип на Горьковском автозаводе начали в 1944 году. Когда же Сталину показали образец будущей машины, которая именовалась как «Родина», вождь спросил: «И почём мы будем Родину продавать?», после чего название авто изменили на «Победа», ведь уже тогда было ясно, что разгром фашистов не за горами. Впрочем, большинство историков считает, что в жизни эта история не имела места и что название «Родина» предлагалось для следующей модели М-21, но за стенами завода оно не разглашалось.

Мечта детства

 

Большую часть времени эта "Победа" дремлет в гараже 

Честно признаюсь: я рад, что застал времена, когда дети еще мечтали стать космонавтами. Поэтому до сих пор покрываюсь холодным потом, услышав от пятилетнего пацана, что в будущем он будет имиджмейкером или блогером. Простых и понятных стремлений становится меньше, и это напрямую влияет на окружающую нас действительность. И когда Александр признался, что с самого детства мечтал построить свою «Победу», его захотелось обнять — с каждым годом таких людей становится меньше.

Эти колпаки — анахронизм, но штамповка под ними заводская

«У деда была машина, мне тогда исполнилось восемь лет, — вспоминает мужчина. — Я всю "Победу" излазил, и этот "вирус" глубоко проник под кожу. Когда дедушка ее продал, я пообещал себе, что однажды куплю такую же. Помню, очень боялся, что эти авто исчезнут, пока я успею вырасти. Так и получилось…»

Багажник небольшой, но все, что надо в дороге, сюда помешается

Процесс покупки и восстановления заветной «Победы» начался много позже. Александр долго мониторил различные предложения: восстановленные в стоковом виде варианты отпугивали ценой, все прочие — состоянием. В далеком 2007 году ему подвернулся практически целый кузов ГАЗ М-20, из которого энтузиасты пытались собрать хот-род:

Мотор под капотом более современный, от ГАЗ-24

«Под капотом этой машины тогда стоял V6 мотор от Ford Granada, пятиступенчатая "механика", громадные колеса, выступающие из арок. Все это я хирургически удалил, оставив лишь кузов и стекла. Они толстые, 6 мм, поэтому дожили до наших дней. Только лобовое пришлось искать отдельно — цельногнутых в те времена еще не было, и оно состояло из двух частей».

Как водится у реставраторов, все детали Александру пришлось собирать с миру по нитке. К примеру, внутренняя часть рулевого колеса прибыла к нему из Москвы. Хромированный обвес, в отличие от владельца ГАЗ-21, мужчина подбирал по детальке: что-то находилось на авторазвалах, что-то можно было купить через интернет.

«С удивлением узнал, что запчасти на советские ретро-кары есть в Америке! — говорит он. — Клыки на передний бампер найти было особенно тяжело. Те, что стоят сейчас, я выбрал от "Победы" второй серии: они оказались наиболее целыми».

Александр сразу поставил для себя задачу: подготовить свой ретро-автомобиль для повседневной езды в городском потоке, сохранив при этом его индивидуальность, эстетику. Поэтому наш герой позволил себе немало инженерных хитростей, облегчивших ему дальнейшую эксплуатацию «Победы».

Внутренняя часть руля прибыла к владельцу из Москвы

«Черных кузовов у этой модели было мало, — сообщает владелец. — Обычно такой цвет применялся для спецверсий или такси. Гражданские авто имели нейтральный светлый окрас. Сначала я хотел сделать машину бежевой, как у моего деда. Но кузовные зазоры у меня тут не везде получились идеальными, поэтому решил красить в черный. Рисунок диванов тоже скопирован с оригинала, но изготовлен из современных материалов».

Чтоб на дороге журчала…

 

Одно дело — восстановить старинный автомобиль для редких променадов, другое — сделать из него машину на каждый день. Для многих эта задача на практике оказывается непосильной, а результат не оправдывает ожиданий. Сходу смекнув, что родного четырехцилиндрового двигателя на 2,1 литра и 53 «лошади» будет недостаточно, Александр установил более мощный и распространенный в обиходе агрегат от ГАЗ-24:

«Мотор 2,4 литра на 95 л. с. показался мне оптимальным вариантом. Коробку к нему тоже поставил посовременнее, пятиступенчатую (родная была всего лишь "трехступкой"). На Горьковский завод я не обращался, хотя знаю, что заказать оригинальный двигатель от "Победы" М-20 можно у них, но это стоит больших денег. На мой взгляд, старым мотором нет смысла заниматься еще и потому, что на него не найти запчастей и специалистов, умеющих его обслуживать».

«Передний мост тут тоже неродной, польский, от Nysa 521, — сообщает владелец. — "Победа" ведь после 1958 года была продана в Польшу, на автомобильный завод FSO. Какое-то время ее выпускали в оригинальном кузове, потом в производство пошли седан, пикап и прочие модификации. Чуть позже поляки стали производить интересную грузопассажирскую технику. Причем ходовая в ней с 58-го года практически не менялась, и всё, включая болтовые соединения, оказалось взаимозаменяемо. Так, передний мост, практически новый, я приобрел в Беларуси у случайно знакомого человека за $150».

Вот такая кочерга отпирает замок массивного капота

Воздушный фильтр на мотор Александр поставил от «Москвича». Он отлично подошел вместо родной громоздкой детали, при этом оказался легче и по весу, и в обслуживании: для замены нужно было просто открыть крышку и установить новый бумажный элемент. К тому же доступ к карбюратору теперь оказался ничем не ограничен.

Результат этих модификаций привел к тому, что до 120 км/ч винтажная «Победа» стала разгоняться, не напрягая себя и владельца. Да и топливный «аппетит» благодаря механической «пятиступке» не превышал 10 литров 92-го бензина.

Непривычно видеть в машине надписи на русском, да еще заводской краской

Горловина бака очень удобна... для слива бензина. Как только не боролись с ворами владельцы

«Многие, очень многие вещи, обыденные для современных авто, здесь отсутствуют, — кивает Александр в сторону своего уже видавшего виды VW Passat. — Ни у одной из трех серий М-20 не было предусмотрено ни наружных зеркал, ни ремней безопасности. Стекла опять же омывать было нечем. Понадобилось — остановился, протер тряпочкой, поехал дальше. Но если думать об автомобилистах того времени, то оказывается, что для счастья нужно не так уж и много».

Места в салоне "Победы" достаточно для экипажа из четырех взрослых человек

Впрочем, модификацией одной только ходовой Александр ограничиваться не стал. Ту же систему для обмыва лобового стекла он установил так ловко, что форсунки не сразу и замечаешь. При этом владельцу больше не надо утруждаться, чтобы протереть «лобовик»: теперь это можно сделать и на ходу. Уплотнители на дверях (опять-таки в оригинале) представляли собой фетровое щеточки, которые воду в дождь если и держали, то лишь первые несколько лет. Наш герой использовал резинки от ГАЗ 31-10, которые встали в дверные проемы «Победы» идеально.

«Замена салонного фильтра — это мое личное открытие, — говорит Александр. — По заводу в этой машине он уже был и представлял собой рамку, переплетенную в несколько слоев конским волосом. Когда я решил заменить деталь, то просто отнес ее на рынок. Там продавцы поохали, но продали мне за $13 похожий по форме фильтр от Opel Vectra C. Деталь подошла идеально, а народ в соцсетях просто взбесился: даже из "победоводов" никто о такой замене не подозревал!»

**

Сегодня пробег машины Александра (после реставрации) составляет 6 271 км. Автомобиль успешно перемещался по минским улицам каждый день, побывал гостем на нескольких свадьбах и даже снимался в кино. Сериалы «Красная королева» и «Обратная сторона луны» — самый известный кинодебют для этой «Победы».

«Когда восстановил данную машину, сразу испытал шок: как на ней ездить, как сдавать назад? — вспоминает Александр. — ГУРа нет, зеркала отсутствуют, ужас! Но потом привык. Самая дальняя поездка, на которую я осмелился на этой "Победе", была в Поставы на свадьбу к родственникам. Доехал без проблем, но руки гудели еще долго. Наверное, поэтому водители в советском кино всегда были людьми крепкими — девушка бы с управлением такого авто не справилась».

Читайте также:

Максим Козлов
Фото: Дмитрий Сочивко
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments