Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Редкий зверь. ГАЗ-21 — советская классика и символ своего времени

  • 9 мая
  • Просмотров 8519

«Дядя, пусти за руль!» — просил водителя 7-летний пацан, увидев распахнутую дверь черной «Волги». Совсем как я много лет назад, когда иномарки в Минске практически отсутствовали, а все таксомоторы сошли с конвейера Горьковского автозавода. Один такой экземпляр, с выпуклыми бортами, по-хозяйски расположился на тротуаре возле дома I съезда РСДРП, и я бежал впереди родителей, чтобы забраться на диван рядом с шофером. Спустя 30 лет как будто ничего не изменилось: то же место, та же машина. А в ней даже запах тот же! Не прав был писатель Герберт Уэллс — машина времени должна выглядеть так, как ГАЗ-21, и не иначе!

Нестареющая классика

 

Эпоха, умещающаяся всего в одно ёмкое слово «ретро», для ГАЗ-21 началась в 1956 году. Хотя советские конструкторы уже в начале 50-ых бились над вариантами дизайна нового серийного автомобиля, который должен был прийти на смену легковушке «Победа» М-20 — обаятельной, но технически устаревшей модели.

В облике первой «Волги» полно стилистических заимствований. Массивные хромированные бамперы, круглые фары, «зубастая» радиаторная решетка, выпуклые крылья — всё это классические элементы детройтского барокко — стиля, главенствующего в автомобильной Америке 50-ых. Поэтому прародителями двадцать первой «Волги» считают сразу несколько американских моделей: Chevrolet 210, Ford Mainline, Plymouth Savoy. Эти и другие «натурные экземпляры» были привезены в СССР для изучения технологий зарубежных производителей. И все-таки, несмотря на родство и визуальную схожесть со штатовскими автомобилями, ГАЗ-21 является аутентичным. Это по-своему уникальный продукт, символ своего времени.

«Эта машина 1965 года выпуска досталась мне от дедушки, — сообщает ее нынешний владелец Игорь. — В то время "Волга" стоила неподъемные 18 тысяч рублей, а чтобы встать на очередь за автомобилем, люди ждали не один год. Но у деда была богатая тетя, которая могла себе позволить такие дорогие подарки… Я выпросил у него эту машину на свои 18 лет: та все равно давно ржавела в гараже».

Трудно поверить, что лоснящаяся черным лаком «Волга» когда-то была при смерти. Сегодня, как и полвека назад, она пышет здоровьем и заводится с пол-оборота. Игорь приехал на съемку из самого Воложина, и машина легко перенесла путешествие. Но для того, чтобы восстановить раритет, мужчине понадобились три года и сумма в иностранной валюте, назвать которую он не решается.

«Волга» без оленя — это не «Волга»!

 

В 1965 году на кино- и телеэкранах Союза вышел знаменитый фильм «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова. Кроме Миронова, Папанова и Смоктуновского выдающиеся актерские качества продемонстрировал и наш четырехколесный герой — ГАЗ-21. В хронологии Горьковского автозавода «Волга» тех лет классифицировалась как авто третьей серии (1962 — 1970). Это была ее последняя модификация, или фэйслифтинг (как модно теперь говорить).

Самые очевидные перемены в облике этой машины сводились к тому, что классическую фигурку-маскот — оленя — конструкторы заменили пластмассовым наконечником. О причинах такого решения знатоки спорят до сих пор, но самым явным из всех стал довод о борьбе инженеров за безопасность: мол, нередки были случаи, когда остроногий маскот мог поранить пешеходов. Однако дед Игоря веско заметил, что «Волга» без оленя — это не «Волга», и реставратору пришлось искать эту антикварную редкость.

«Каждый, кто восстанавливал ГАЗ-21, знает, как тяжело найти оригинального оленя, — говорит владелец. — Раньше их пацаны тырили на сувениры, поэтому даже во времена самой "Волги" они были в цене. А отыскать сейчас настоящий маскот, не подделку, — задача почти невыполнимая. Да и по стоимости это самый дорогой элемент декоративки: восемь лет назад обошелся мне в $300! Сегодня он дешевле точно не стал».

После этих слов, как по волшебству, перед нами появился пожилой гражданин, который пообещал Игорю целых… $50, если он прямо сейчас снимет и отдаст ему этого оленя. Владелец «Волги» деликатно отказался. Но покупатель не унимался, обещая вернуться и приобрести уже саму машину!
Таких людей в тот день к нам подходило много. Двадцать первая «Волга», словно настоящая машина времени, притягивала внимание. Когда же я забрался внутрь, на пахнущий бензином и нагретый кожей диван, сквозь выпуклое лобовое стекло даже краски моего города показались чуть выцветшими, будто на старых фотографиях. Где, кстати, в СССР шили такие добротные салоны?

«Вариантов заводской расцветки было немного, — отвечает Игорь. — "Кузнечиковый" салон, "белая ночь", черный и алый, насколько я знаю. Цветовая гамма кузовов тоже разнообразием не отличалась: голубой, бежевый, черный и желтый для такси. Причем красили акриловой краской, без закрепителя кузова выцветали моментально».

Разнилась и фактура обивочного материала: у классической двадцать первой «Волги» диваны были велюровыми, по канту отороченными дерматином, — кожаные салоны значились только у спецверсий. Однако наш реставратор во всем следовал заводским нормативам и весь салон своего авто, включая дверные карты, покрыл красной кожей наппа.

«Хуже от этого машина точно не стала, — говорит владелец. — Обивку заказывал в специализированном ателье: вместе с материалом она обошлась мне чуть больше €2 000. Цвет кузова изначально был голубым, но "Волга" должна быть черной. Перекрашивал ее по каталогу BMW, в котором этот цвет называется "cosmos schwartz metallic"».

Ведро бензина на «сотню»

 

Места в салоне много. Спереди сплошной диван, на котором кроме водителя запросто могут усесться двое (Игорь говорит, что однажды в машину уместился весь выпускной девятый класс). Сидения, кстати, удобные, только регулировок минимум: рулевая колонка статична, и дальнюю поездку в застывшем положении водителю совершить будет тяжеловато. Но советские граждане и не такое терпели! Почему, к примеру, рулевое колесо своими размерами может поспорить с автобусным? Да потому что ГУРа в системе нет и колеса поворачивает мускульная сила шофера. Теперь понятно, отчего в советском кино эту роль исполняли крепкие мужчины.

Работать ногами владельцу «Волги» тоже приходилось много: помимо трех обычных педалей, ими в этой машине активируются ближний свет и омыватель лобового стекла. Наверное, поэтому на панели торпедо нет лишних кнопок. Незатейливая полусфера спидометра, аналоговые часы, ламповый радиоприемник — сущий минимализм. За управление подачей воздуха в салон, к примеру, отвечают всего две ручки: одна гонит теплый из печки, другая охлаждает его прямотоком. А вот боковых зеркал, как и ремней безопасности, заводом-изготовителем здесь не предусмотрено.

«Я специально не придерживался стокового восстановления, — сообщает Игорь. — Есть реставраторы, которые над каждой заводской гайкой трясутся. Если вы видели такие машины вживую, то поймете: они все стеклянные. А если бы мы оказались в Союзе 60-ых, то две одинаковые "Волги" надо было бы еще постараться найти: их же владельцы по-своему переделывали. У кого-то руль в оплетке, у кого-то торпедо разных цветов. Поэтому я кое-что для себя тоже сделал. Приборную панель, например, черной кожей покрыл, потому что пластик советский был отвратительного качества — на солнце трескался».

Еще в машине появилась акустическая система Pioneer с четырьмя динамиками (магнитола, кстати, спрятана в бардачке). Ламповый приемник тоже работает, но радио реставратору слушать неинтересно. Да и функционирует винтажный прибор на переменном токе, а в 12-вольтовой бортовой сети нет преобразователя. Голый металл багажного отсека прикрыт съемной панелью по той же причине. Теперь багажник «Волги» стал выглядеть опрятнее.

«Из агрегатов в данной машине родное все: двигатель, механическая коробка передач, тормозная система. Этот 2,4-литровый мотор, только модифицированный, до сих пор на УАЗы ставят. Мы с отцом движок тоже чуть адаптировали к 92-ому бензину: уменьшили камеру сгорания. Но какой у него стал "аппетит", я теперь даже приблизительно не скажу. На "сотню" выходит, наверное, ведро-полтора бензина», — говорит реставратор.

Без «сделано в СССР» никуда

 

Пережив последний рестайлинг, этот ГАЗ-21 получился наиболее элегантным. Да, у него не было фирменного маскота на капоте, зато модель получила сглаженные бамперы, телескопические амортизаторы, длинные водостоки. Но самой характерной деталью в облике «Волги» стала радиаторная решетка с 37-ю вертикальными стойками, прозванная в народе «китовый ус». За те три года, которые Игорь потратил на восстановление машины, тяжелее всего было найти такой вот хромированный обвес.

«Комплект бамперов и молдингов я выменял у своего соседа на антикварный патефон, — вспоминает хозяин «Волги». — В придачу тот попросил еще и "Запорожец". Обмен все равно получился выгодным, потому что искать заводской хром я мог бы до сих пор. Кое-где он уже пошел пузырями, но я решил ничего не трогать. Пусть машина будет такой, какая она есть. Пусть будет видно, что ею пользуются. По этой же причине антенну оставил гнутую: раньше все гаражи были низкими, мало кто вспоминал, что ее при выезде надо складывать».

На примере собственного авто Игорь развенчал миф о том, будто бы ГАЗ-21 не гниет. На самом деле кузов этой машины собирался с миру по нитке: всего было задействовано минимум четыре донора — настолько он проржавел.

«Одна дверь так заржавела, что ее кувалдой пришлось выбивать, — говорит он. — Детали искал по всей Беларуси: что-то через интернет, что-то случайно на глаза попадалось. Тяжелее всего было найти "закаты" — уголки задних арок. Они всегда сгнивают первыми, но на их место без проблем можно вварить новые. Однако меняют их парами, а одна штука стоит $80. Донора я так и не отыскал, поэтому собрали с отцом "закаты" из разных частей».

«Ходовая в машине вся была разбита. Восстанавливал ее тоже по винтикам. Хорошо, что запчастей в дедовском гараже оказалось много. Причем все работает только на советских деталях. Ставить куда-то современный аналог — это как сидеть на мине замедленного действия. К примеру, главный тормозной цилиндр здесь установлен в одной банке вместе со сцеплением. Его манжеты постоянно выходили из строя, пока не нашел советские оригинальные. То же самое со свечами: ставил какие угодно новые, но только с советскими решился вопрос зажигания», — утверждает владелец.

Для каждого реставратора советской техники поиск родной резины — всегда сложный вопрос. У двадцать первой «Волги» колеса необычного размера — 6,70-15 (в переводе на современный типоразмер это 170/100 R15). Причем тип покрышки диагональный, то есть полнопрофильный, где протектор выходит далеко на линию боковин. Сегодня, в мире радиальных шин, купить такую новую резину очень непросто — за океаном есть один-два производителя, выпускающие эти колеса маленькими партиями. Ездить же на 40-летней советской небезопасно: как бы хорошо та ни хранилась, время берет свое.

«Я покрышки купил у соседа, — отвечает Игорь. — Он свой прицеп хотел в них "обуть". Резина, конечно, потрескалась, поэтому я сделал чернение. Езжу осторожно, больше 80 км/ч стараюсь не гнать. Пока ничего, дорогу держит. К ним в довесок нашел комплекты белых флипперов Atlas за $40 и хромированных колпаков по $40 за штуку».

**

 

«Своего дедушку я еще успел прокатить на восстановленной "Волге", — улыбается Игорь. — Видите небольшую вмятину на бампере? Это он в дерево въехал! Металл тут такой же толщины, как и у современных машин — 0,8 мм, только выплавлен из руды, а не из отходов и чермета…»

«Реальная цена этой машины — $16-20 тыс., — добавляет он. — Однажды мне предлагали за нее $14 тыс. Другой раз человек хотел обменять на нее дом. Но есть ли смысл во всем этом? Я делал автомобиль для души, а не на продажу. У меня также есть рабочая машина Citroen Berlingo 2008 года выпуска — для решения ежедневных вопросов этого достаточно. А на "Волге" я катаюсь редко, когда есть настроение и погода стоит подходящая. Ну и чтобы не забывать…»

Читайте также:

Максим Козлов
Фото: Дмитрий Сочивко
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments