«Это только на первый взгляд все шины черные и круглые». Простой разговор о непростых покрышках

  • 4 апреля
  • Просмотров 12117

«Готовь сани летом, а телегу зимой», — гласит всегда актуальная народная мудрость. Свой личный транспорт при этом автомобилист может называть хоть «телегой», хоть «санями»: лучше машина ехать все равно не станет, если «обута» в колеса не по сезону.

В преддверии километровых очередей на шиномонтажи мы зашли в гости к официальному эксперту Michelin и Goodyear Дмитрию Дударенко, начальнику отдела продаж сети шинных центров «Колесоплюс», чтобы побольше разузнать об основных характеристиках, преимуществах и особенностях эксплуатации летних шин.

— Дмитрий, банальный вопрос: чем же принципиально летняя резина отличается от зимней?

— Если не вдаваться в детали, то рисунком протектора и составом резиновой смеси. При производстве зимних шин используются компоненты, которые позволяют резине сохранять мягкость и эластичность при максимально низких температурах, благодаря чему шина получает улучшенное сцепление с дорожным полотном, а автомобиль — надежное управление и короткий тормозной путь на заснеженных или обледеневших поверхностях. Здесь же немаловажную роль играет и особый рисунок протектора с частой нарезкой (ламелями), ну и не стоит забывать про ошиповку.

Специфика производства летней резины иная: здесь больше внимания уделяется таким характеристикам, как износоустойчивость, сопротивление качению, снижение эффекта аквапланирования и торможение на мокром асфальте. Такие шины изготавливаются из более твердых резиновых смесей, устойчивых к физическим воздействиям, и имеют отличный от зимних шин рисунок протектора.

Давайте рассмотрим этот вопрос на конкретных примерах: у зимней покрышки Pirelli на протекторе много ламелей-канавок, в которые набивается снег для лучшей сцепки с обледенелой дорогой. В летней шине ламелей почти нет, зато огромное значение имеют продольные канавки протектора. Они нужны для обеспечения курсовой устойчивости на большой скорости. Боковые канавки отводят из-под колеса воду во время дождя, а небольшие горизонтальные насечки необходимы для лучшего торможения и разгона.

— А если автомобилист принципиально не переобувается с «зимы» на «лето», чем это ему грозит?

 

— Как я уже сказал, летняя резина практически не имеет ламелей, которые абсолютно не нужны на сухом асфальте. Наоборот, они создают дополнительное сопротивление качению, из-за чего увеличивается топливный расход. Опять-таки воду отводить такой резине из пятна контакта нечем, и при сильном дожде даже на небольшой скорости может произойти аквапланирование. Выражаясь проще, в этот момент автомобиль буквально всплывёт над лужей. Также зимняя шина более мягкая и изнашивается гораздо быстрее на разогретой солнцем дороге: при езде будет казаться, что колеса «липнут» к асфальту.

— Однако многие белорусы придерживаются другого мнения, а кто-то просто хочет сэкономить…

 

— Я такое часто слышу даже от владельцев премиальных внедорожников: мол, покупать два сезонных комплекта колес дорого. Однако смею вас заверить, что в большинстве случаев «дорого» только до того момента, пока не берём в руки калькулятор.

— А в каком случае такой подход будет хотя бы экономически оправдан?

— Например, человек решил купить машину на год-два или твёрдо намерен продавать своё авто. В таком случае понять его можно, если, конечно, закрыть глаза на безопасность движения и прочие риски, связанные с решением об эксплуатации зимней резины летом.

А вот если рассматривать срок эксплуатации вдвое больший, рассчитывать только на один комплект зимних шин не стоит. Многие в этом случае используют так называемую «всесезонку», на которой, согласно белорусскому законодательству, можно ездить и зимой, но толку от нее на снегу будет немного. Пусть на таких покрышках есть все необходимые обозначения соответствия (горный пик/снежинка, буквы M + S), однако не стоит думать, что такая резина подойдет для зимних условий. На самом деле это все та же летняя резина, которая является еще и обманкой для сотрудников ГАИ.

— Так, с этим разобрались. Теперь обсудим производителей: насколько очевидны различия в качестве летней резины? Есть ли смысл переплачивать за именитый бренд или можно купить колеса подешевле?

 

— К выбору летних шин наши люди относятся спокойнее. Если за зимнюю резину они готовы где-то переплатить и купить шины премиальных брендов, то в теплое время года предпочтение отдают более бюджетным маркам. Хотя и тут есть свои нюансы: купив Michelin, клиент получит высокий уровень комфорта, а поставив колеса какого-либо китайского бренда, он серьезно потеряет в этом плане.
Возможно, в повседневной эксплуатации разница покажется не столь очевидной, но в случае, например, экстремального торможения лишние пару метров (а это практически длина машины), выигранные качественной шиной, могут спасти вам жизнь. А еще тот же Michelin обеспечит лучшую управляемость и будет производить меньше шума во время езды. Я солидарен с теми, кто утверждает, что дешевая шина внешне ничем не отличается от дорогой: она такая же черная, круглая, с отверстием посередине. Но важно понимать, что безопасность на дороге во многом зависит от рисунка протектора покрышки и состава смеси, из которой она сделана.

— Тогда какие шины вы посоветуете городскому жителю, а какие — автомобилисту, живущему за городом?

 

— И у тех, и у других эксплуатация может быть разной, поэтому вариантов масса. Если мы говорим только о городских поездках, стоянии в пробках и выездах на трассу, то следует обратить внимание на относительно недорогой Kormoran — бюджетный бренд от Michelin. Новая серия колес Road Performance по качеству и износостойкости отлично зарекомендовала себя.

Из среднего, так называемого «эконом плюс» сегмента советую обратить внимание на Laufenn — суббренд компании Hankook, выпускающийся в Индонезии. Да и у самого «Ханкука» в городской эксплуатации показатели отличные. Премиум-класс у нас представлен брендами Michelin (стоимость колеса R16 205/55 начинается от 140 руб.), Goodyear (от 130 руб.), Continental (от 160 руб.), Nokian (от 135 руб.), Pirelli (от 130 руб.) — репутация у этих шинных брендов надежная, так что в дополнительной рекламе они не нуждаются.

Тем, кому часто приходится ездить по проселочным дорогам, лучше «обуть» не шоссейную резину, а вседорожную, SUV-класса. Как правило, на таком типе протектора есть дополнительные насечки для лучшей сцепки с грунтом и песком. У бренда Continental такие колеса называются Cross Contact и стоят около 260 рублей за штуку. Повторюсь, эта шина не для бездорожья. Джиперам и любителям активного отдыха я посоветую серьезные шины с «вездеходным» протектором. К примеру, одно колесо в типоразмере R18 285/60 от бренда BF Goodrich будет стоить 485 рублей.

Кстати, недавно мы закупили линейку мотоциклетных шин Michelin и теперь способны обеспечить резиной и скутеры, и спорт-байки.

— Когда именно следует переобуваться? 

— Зимние шины нужно менять, когда средняя дневная температура поднимается до пяти градусов тепла. Лайфхак от опытного шинника: если вы выходите утром к машине, на траве нет изморози, а под ногами — льда, можно менять колеса. Нынешний март и начало апреля в Беларуси выдались холодными, и ночью температура воздуха еще падает до минусовой, поэтому ездить на зимней резине еще можно.
Несмотря на это, у нас уже начался сезон отгрузки летних покрышек оптовым и розничным магазинам, очереди расписаны, работа идет полным ходом. Автомобилисты уже приезжают на шиномонтаж, но в утренние часы на летней резине им нужно ездить максимально внимательно и аккуратно: при температуре от -5ºС до 0ºС такие колеса «дубеют» и работают не в полную силу. Но я бы рекомендовал водителям подождать еще неделю, а тем, кто живет за городом или рядом с водоемами, — недели две, прежде чем смахивать пыль с летних колес.

— Расскажите о нестандартных (разношироких) покрышках. В чем их особенность? 

— Главная и, пожалуй, единственная особенность таких колес — в различном типоразмере. Это обусловлено конструктивными особенностями авто и встречается в основном у премиальных марок вроде Mercedes-Benz, BMW, Porsche. Как правило, задние колеса у этих машин более широкие: они обеспечивают максимальное сцепление с дорогой и оптимально нагружают подвеску. При сезонной смене резины нужно просто учитывать этот момент и покупать по паре колес разного радиуса.

— А если я забуду об этом и поставлю на диск шину не того размера, что случится? Из-за чего вообще повреждается покрышка? 

— На преждевременный износ установка резины не того размера, конечно, повлияет. Отсюда логический вопрос: а зачем так делать? Если вы забыли или не знаете, какой размер шин рекомендован заводом-изготовителем, а также не уверены, что ранее на ваше авто были установлены шины с правильным типоразмером, то информацию о том, какой размер шин допустимо устанавливать на ваш автомобиль, можно прочитать на пороге, с торца или на стойке водительской двери, на лючке бензобака, в руководстве по эксплуатации либо воспользоваться фильтром подбора по авто на нашем сайте.

Опасно для шины и низкое давление внутри колеса: если в машине нет датчиков давления, за этим нужно следить самому владельцу, проверяя регулярно, как накачаны шины.

Низкое давление приведет к преждевременному износу и сокращению срока службы/пробега шины на 10-20-30%. Экстремальная эксплуатация тоже крайне не рекомендуется: для дрифта или гонок есть свой тип резины (например, Michelin Super Sport). Обычную гражданскую шину жесткие пробуксовки и прочие нагрузки очень быстро разрушают, вне зависимости от бренда. Результат от такой эксплуатации проявится довольно быстро в виде неравномерного износа протектора. 

— Каков срок годности у летней резины и сколько она может служить?

— Как правило, заявленный производителем срок службы легковых шин — что летних, что зимних — составляет 5 лет, а гарантийный срок — 24 месяца с даты покупки. Что касается срока годности, то специально для недоверчивых водителей мировой гигант Michelin в своё время инициировал проведение независимых исследований в Германии, Южной Корее и Саудовской Аравии, которые доказали, что трехлетние шины полностью сохраняют свои эксплуатационные характеристики и показатели сопротивления качению, а также прочности на высоких скоростях при условии соблюдения правил транспортировки и хранения шин.

— А на что конкретно распространяется гарантия?

— Только на заводские дефекты, приведшие к расслоению резины, ее вздутию или растрескиванию. Для механических повреждений, будь то проколы или порезы, гарантийных условий, конечно, не предусмотрено, если только сам производитель (например, Goodyear) или продавец не предоставляет дополнительную гарантию. А вот вздутие боковины — сложный случай, мы всегда проводим экспертизу, чтобы выяснить причину повреждения. Чаще всего такое повреждение шины происходит по вине автовладельца или водителя. В 95% случаев вздутие на колесе появляется либо от перегруза осей автомобиля, либо от сильных ударов и попадания в ямы на большой скорости. Это приводит к залому корда и к его разрыву, из-за чего на колесе и вырастает так называемая «булка».

— Но ведь случается и такое, что колесо буквально разбрасывает по дороге. Как тогда автомобилисту предъявить свои права на возможную гарантийную замену?

— Может, я кого-то и удивлю, но даже в этом случае увидеть причину разрыва колеса можно, если привезти на экспертизу все его части. Опираясь на свой многолетний опыт, я скажу, что просто так ни одна шина не взрывается. Как правило, причиной становится прокол либо порез резины, не замеченный владельцем. 

А вообще сегодня проще получить бесплатную консультацию эксперта, купить правильные шины, даже сдать старые шины в зачет стоимости новых, получить бонусы и подарки в виде бесплатного шиномонтажа, расширенной гарантии, 100 BYN на такси и др., которых в этом сезоне предостаточно. Грамотный подбор и покупка новых шин у официального импортера позволят вам избежать ряда проблем и рисков, связанных с безответственным подходом продавца или покупателя к этому важному процессу.

Партнерский материал

Фото: Дмитрий Сочивко

Максим Козлов
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments