Курс на электрификацию. Превратится ли Беларусь после запуска АЭС в «рай для электромобилей»

  • 14 марта
  • Просмотров 6016

В Беларуси до конца 2019 года установят более 200 электрозаправок. Больше всего их будет в Минске  к Евроиграм станции зарядки появятся около отелей, вокзалов, спорткомплексов и бизнес-центров. Как ожидается, электрозаправки будут использовать не только местные жители, но и прибывающие в Минск туристы. Но поможет ли это пересадить водителей на электромобили? Об этом и не только мы поговорили с представителями импортера BMW и «Белоруснефти», которые продают и заряжают электрокары.

— Сколько, по вашим оценкам, электромобилей в Беларуси? И сколько их нужно, чтобы станции зарядки не «скучали»?

 На текущий момент в Беларуси насчитывается около 200 электромобилей. Это немного, хотя с каждым месяцем их становится все больше. Однако за рубежом тренд уже сформирован: к концу года объем мировых продаж электромобилей достигнет 4 млн. Из них миллион электрокаров приходится на страны Европы.

Дальше — больше. Если верить Bloomberg New Energy Finance, к 2030 году 31% продаж новых автомобилей и 20% мирового автопарка будут электрическими. Немецкие аналитики осторожничают: к 2025 году они отводят электрокарам 10% авторынка Германии. Хотя и это уже немало — ведь речь о 6 млн. электромобилей. Мировой тренд не может пройти мимо Беларуси. Даже при отсутствии мер по стимулированию спроса на электромобили к 2025 году их число может превысить 25 тыс.

  Как часто используются станции зарядки электромобилей?

 Сеть «Белоруснефть» сейчас насчитывает 84 станции зарядки электромобилей. Используют их регулярно. В частности, гомельские электрозаправки имеют порядка 7-10 зарядных сессий в месяц. Также они пользуются популярностью в Минске и за его пределами.

У кого есть деньги на Tesla в Беларуси?

Число электромобилей быстрее всего растет в Минске. Это связано с количеством жителей, уровнем дохода, статусом столицы и т. д. Развивается направление и в областных центрах, хотя и более низкими темпами, чем в Минске.

— Как думаете, какие электромобили появятся в Беларуси?

— Рано или поздно в Беларуси будут доступны электромобили большинства мировых производителей. Например, импортер BMW и MINI уже реализует на белорусском рынке несколько моделей электрокаров. Осенью в Минске появился обновленный электромобиль BMW i3 с более емкой литий-ионной батареей. Она позволяет проехать на одной зарядке до 360 км. Белорусы также могут заказать BMW i8, в том числе родстер. Один такой за 155 тысяч евро был продан в августе.

В Беларуси стали официально продавать электромобили

В ближайшие годы выбор станет шире. Практически все новые электромобили, которые выпускает BMW, будут доступны и белорусам. Среди них – новинки i-линейки и электрофицированные версии известных моделей, в том числе 3-й серии. А BMW iNext и вовсе обещает промчаться на одной зарядке около 700 км. Кроме того, получат развитие автомобили с гибридным приводом.

 — Что препятствует развитию рынка электромобилей?

 — Для развития рынка электромобилей необходимы два фактора: зарядная инфраструктура и доступные электромобили. Первым занимается сеть «Белоруснефть».

В 2018 году сеть электрозарядных станций «Белоруснефти» увеличилась на  69 единиц. Общее количество ЭЗС компании теперь составляет 84. В 2019 году планируется установить еще 166 станций. Совокупное количество зарядных станций к концу года составит более 240 единиц. Кстати, это больше, чем в Эстонии, которая считается одним из лидеров и первопроходцев в создании зарядной инфраструктуры.

В Минске уже можно купить электрокар Zotye с запасом хода на 220 км

Тем самым, купив электромобиль сегодня, никаких проблем по его зарядке не возникнет. Причем это касается жителей и столицы, и областных центров. «Подпитать» электрическую машину можно будет возле торговых центров, спортивных объектов, на АЗС, а также, при желании, можно доехать до любого областного центра страны.

Учитывая мировой тренд по увеличению дальности пробега электромобилей на одном заряде, компания «Белоруснефть» намерена, начиная с 2022 года, установить 20 супербыстрых зарядных комплексов (или 100 ЭЗС). Суммарная мощность каждого из них составит от 2 МВт, а установленная мощность одной станции – 475 кВт.

На рынок, конечно, влияют цены на электромобили. А они в первую очередь зависят от стоимости аккумуляторов. Так, батарея может составлять от 25 до 50% стоимости электрокара. Благодаря развитию технологий и увеличению объемов производства аккумуляторов их стоимость может снизиться на 43-44%, что повысит конкурентоспособность электромобилей. Согласно прогнозам McKinsey, это может произойти в период с 2025 по 2030 годы.

Однако уже сегодня существуют примеры со стороны стран-соседей, когда стимулирование рынка (например, отмена НДС и пошлин) позволяет получить большой приток электромобилей в страну.

По данным маркетинговых агентств, на Украине, после принятых в начале 2018 года мер по освобождению от уплаты НДС и акциза, количество зарегистрированных электромобилей возросло в два раза по сравнению с 2017 годом. В 2018-м зарегистрировали 5 908 машин на электротяге. А общее количество таких авто теперь составляет около 19 тысяч единиц.

 — Ожидается ли в ближайшее время повышение спроса на зарядку электромобилей?

 — Рост спроса на зарядку электромобилей ожидаемо прогнозируется на период проведения II Европейских игр. В Минск приедет немало иностранцев, которые путешествуют на электрокарах. «Белоруснефть» будет полностью готова обеспечить их необходимой инфраструктурой.

— От чего зависит скорость зарядки электромобиля на действующих в Беларуси станциях?

— Скорость зарядки зависит от пропускной способности зарядного устройства и от типа используемой зарядной станции. Электромобили имеют три режима зарядки, которые условно можно разделить на медленный, ускоренный и быстрый.

Самый простой и доступный тип зарядки электромобиля — это подключение к стандартной бытовой розетке. При таком способе понадобится 7–12 часов. Скорость зачастую ограничена мощностью обычной сети, которая составляет 2-3,5 кВт (Mode 1/2).

Второй тип — это ускоренная зарядка (AC). Электромобиль подключают к более мощному источнику энергии: до 7,4 кВт, если речь идет об однофазном, и до 22 кВт (Mode 3) при трехфазном подключении переменного тока.

Третий тип — быстрая зарядка постоянным током (Mode 4), мощностью 50–150 кВт, со способностью зарядить АКБ до 80% емкости за 15 минут. Для зарядки постоянным током электромобиль должен быть оборудован разъемом соответствующего стандарта. Он отличается от портов медленной и ускоренной зарядок.

Eвропейский стандарт ChaDeMo

Кстати, в нашей стране единичные электромобили могут заряжаться мощностью в 100 и более кВт. Мощность быстрых зарядных станций, которые устанавливает «Белоруснефть», составляет 50-150 кВт. То есть на каких-то объектах работают ЭЗС в 50 кВт, на каких-то — в 100 или 150. Последние компания начнет монтировать в этом году. Например, в Эстонии, Словакии и Финляндии стоят быстрые зарядные станции мощностью в 50 кВт, редко 100-150 кВт.

Надо понимать, что в нашей стране зарядная инфраструктура, учитывая покупательскую способность населения, в первую очередь нацелена на массовый сегмент и универсальность, то есть позволяет заряжать любой электромобиль.

— По какому принципу происходит выбор площадок для установки станций зарядки?

— Выбор мест обусловлен, прежде всего, ожидаемым спросом со стороны владельцев электромобилей. Так, станции медленной зарядки Mode 3 располагаются там, где водитель может оставить электромобиль на 4-8 часов без ущерба для комфорта (стоянки крупных бизнес-центров, гостиниц и мест общественного назначения).

Чем хорош электрокар Nissan Leaf в городе?

Что касается «быстрых» станций Mode 4 мощностью от 50 до 150 кВт, то они получают «прописку» там, где водитель готов ждать не более часа, пока его электромобиль зарядится. Речь о крупных торговых центрах, АЗС на основных магистралях страны и в черте города, а также на стоянках и в парках служб такси.

— Где появятся станции ускоренной зарядки электромобилей к Евроиграм?

— Станции быстрой зарядки появятся на основных магистралях, ведущих в Минск. А еще – около железнодорожного вокзала, аэропорта и спортивных объектов. «Медленные» электрозаправки будут установлены около столичных отелей, чтобы можно было оставить автомобиль на зарядку и пойти в номер.

— Как происходит взаимодействие с владельцами паркингов и бизнес-центров, на которых планируется установить станции зарядки?

— На первом этапе специалисты сети «Белоруснефть» отбирают приоритетные места. Если место размещения приходится на земли общего пользования, то размещение зарядной станции согласовывается с исполкомами с предоставлением всей необходимой документации. Если предполагается установка зарядной станции на территории юридических лиц, то заключается договор аренды плоскостного покрытия под установку зарядной станции.

— Зарядные станции планируют проектировать при застройке жилых кварталов. Что это изменит?

— Если зарядных станций станет больше, а они будут доступнее, то это подстегнет рынок электромобилей. И это главное! Кроме того, будет меньше страхов, где и как зарядить батарею.

 — Сегодня станции зарядки для электромобилей освобождены от НДС. Какой это возымело эффект?

— Безусловно, освобождение зарядных станций от НДС способствует развитию инфраструктуры. Однако этого недостаточно. Необходим комплексный подход в развитии рынка электромобилей. В частности, «Белоруснефть» создаст инфраструктуру, а импортер BMW обеспечит страну новыми электрокарами и их сервисным обслуживанием.

— Где и как можно обслуживать электромобили?

— Если говорить про сервисное обслуживание у официального дилера, то первым автоцентром электромобилей полного цикла стал автоцентр «Автоидея». Помимо работы с аккумуляторами и электрикой, специалисты берутся за секционный кузовной ремонт элементов из углепластика и алюминия.

Будущее где-то рядом: в Беларуси показали электрокар BMW i3

Кстати, для автоцентра из Германии завезли специальное оборудование и инструменты для ремонта высоковольтных батарей. Там же собраны все запчасти и расходные материалы для автомобилей с электродвигателем и гибридной установкой. Специалисты прошли обучение в Академии BMW в Мюнхене.

— Как повлияет на рынок электромобилей строительство белорусской АЭС?

— С запуском БелАЭС мы ожидаем снижение уровня тарифов на электроэнергию для зарядки автомобилей. То есть это сделает рынок более привлекательным.

«Белоруснефть» вводит оплату за зарядку электрокаров на АЗС

— Какие страны выступают ориентиром или примером для Беларуси в области развития электромобилей?

— «Белоруснефть» при разработке планов по развитию инфраструктуры изучала ситуацию в таких странах, как Эстония, Голландия, Германия и США. В частности, опирались на опыт известных сетей NewMotion, Fastned, GreenWay, Electrify America и Ionity. Также была интересна работа производителей оборудования ABB, Circontrol, Ensto и др.

Во всех странах успех обеспечил комплексный подход к стимулированию рынка. Причем решающую роль сыграла поддержка государства при покупке электромобиля. Именно «доплаты» делают цены на электрокары более доступными для потребителя. Вместе с тем стимулирование спроса на электромобили может быть косвенным: через отмену пошлин и акцизов. И это тоже дает большой эффект.

— Каким образом развитие электромобилей может повлиять на бизнесе АЗС, который завязан на продаже автомобильного топлива?

— Мировые лидеры автопрома движутся в направлении полной электрификации модельных рядов, что является сигналом для владельцев сетей АЗС. В перспективе ожидается сокращение потребления светлых нефтепродуктов на заправках. Поэтому такие мировые гиганты нефтедобычи, как BP и Shell, уже сейчас вкладывают огромные средства в развитие зарядной инфраструктуры. В частности, концерн British Petroleum приобрел компанию Chargemaster, а Shell стала владельцем одной из крупнейших в Европе сетей зарядки электромобилей – NewMotion.

Тест-драйв электрокара Jaguar I-Pace, который «побил» Tesla

«Белоруснефть» также развивается в направлении электрификации. И видит в нем большие возможности и перспективы. По крайней мере, в будущем.

— Как будет меняться запас хода электромобилей в дальнейшем?

— Отдельные модели известной американской компании Tesla позволяют проехать на одной зарядке до 500 км. У европейских автопроизводителей показатели пробега скромнее — 250-300 км, но к 2024 году запас хода в среднем составит около 350-400 км.

— Как считаете, появятся ли в будущем бонусы или привилегии для владельцев электромобилей в Беларуси?

— «Белоруснефть» планирует запустить специальную программу лояльности для владельцев электромобилей. Она коснется не только возможностей по зарядке электромобилей. Программа будет открыта для автодилеров, которые реализуют электрокары и готовы предоставлять привилегии их владельцам.

Наше чудо — Geely Electro. Тестируем белорусский электрокар в компании совершенной Tesla

Импортер BMW в свою очередь также готов поддерживать покупателей электромобилей различными привилегиями. Одна из них — щедрая гарантия и качественное сервисное обслуживание электрокаров в Минске.

Фото: из архива

Читайте также

av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments

Весна идет — пора менять резину?

Всего проголосовало: 1 732