Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Model 3 не всем по карману. Сколько Tesla продается в Беларуси?

  • 22 февраля
  • Просмотров 16036

Продажи электромобилей Tesla в Беларуси стартовали в октябре 2016 года, когда одна из минских компаний представила себя оператором монобренда на нашем рынке. Именно так позиционирует ее Артур Туманов, известный «тесловод», который помогает купить электрокар, включая доставку, таможенные хлопоты, сертификацию, помощь в постановке на учет, а также охотно делится опытом эксплуатации и обслуживания электромобилей. Нас интересует, кому нужен этот бренд в Беларуси, какими темпами продаются электрокары, неужели электрозаправки станут платными и как восприняли у нас самую «бюджетную Tesla», Model 3.

У кого есть деньги на Tesla в Беларуси?

«1 электромобиль в месяц», более 30 Tesla в Беларуси

Начиная с 1 сентября при ввозе электромашин организациям придется платить 17-процентную ставку. При этом еще нужно доплатить НДС в размере 20%. Напомним, ставку отменяли со 2 сентября 2016 года по 1 сентября 2017-го. «После того, как стало понятно, что нулевую таможенную пошлину не вернут, продажи возобновились, что произошло на фоне популяризации электротранспорта и развития зарядной инфраструктуры, — рассказывает Артур Туманов. — За минувший год мы продали 12 электрокаров, при этом половина из них осталась в Беларуси, остальные приобрели россияне. Так что количество "тесловодов" в нашем клубе уже превысило 30. Среднестатистический покупатель не изменился — это бизнесмен средних лет».

По итогам прошлого года Мodel X и S продавались примерно поровну, при этом самые бюджетные и мощные версии интересовали покупателей меньше всего, наибольшим спросом пользовалась «дальнобойная» модификация 100D (запас хода Model S 100D — 632 км, у Model X 100D — 565 км. — Прим. ред.).

Отмена дорожного сбора, бесплатные парковки и электрозарядки

С одной стороны, государство стимулирует развитие электротранспорта посредством расширения сети зарядных станций и отмены госпошлины на дороги, с другой — предпринимает шаги, которые говорят об обратном. «Об обнулении таможенных ставок на ввоз электрокаров речи вообще не идет, и, на мой взгляд, это связано с продвижением грядущего белорусского электромобиля. Можно было бы пойти по пути Украины, где уже второй год действует нулевая ставка и наблюдается бум электромобилей, чтобы белорусы перестали воспринимать электрокар как нечто чужеродное, — рассуждает Артур. — По моему мнению, нужно привезти критическую массу машин, хотя бы 10 тысяч, извне, а за это время подготовить свое производство и продвигать уже свое, белорусское, посредством тех же таможенных пошлин. А что происходит сегодня? Пошлина есть, а производства белорусского электромобиля пока что нет».

Тем не менее какие-то стимулирующие меры со стороны государства все же предпринимаются. Так, осенью прошлого года отменили дорожный сбор для электрокаров, хотя «экономия 200 рублей в год вряд ли сподвигнет людей на покупку, это скорее приятный бонус». Плюс ко всему в обозримом будущем появятся бесплатные парковки для электромобилей, по крайней мере, разговоры об этом ведутся. С развитием зарядной инфраструктуры дела обстоят лучше.

Сейчас в Беларуси насчитывается около 90 станций зарядки электрокаров. До конца 2019 года должно быть 240. На данный момент подзарядиться на заправочных станциях «Белоруснефти» можно на безвозмездной основе. Однако в конце января появилась новость о том, что во втором квартале текущего года подзарядка электрокаров станет платной (стоимость будет составлять в пределах 0,3 бел. рубля за 1 кВт*ч. — Прим. ред.).

Халявы не будет: на «Белоруснефти» зарядка электрокаров будет платной

«По-моему, это экономически нецелесообразно на данный момент, когда в Беларуси насчитывается около 200 электромобилей, — считает «тесловод». — Даже если представить, что это случится, половина владельцев будет подзаряжаться от розетки в домашних условиях, оставшаяся часть вряд ли окупит зарядную станцию стоимостью около 50 тысяч долларов. Логично было бы сперва увеличивать численность электроавтопарка в стране, а уже после вводить плату за пользование электроэнергией, а не наоборот».

От красной трехфазной розетки время зарядки занимает 7-8 часов, на фирменной станции Supercharger — 40 минут. Ускоренная зарядная станция позволяет подзарядить электрокар за 3-4 часа. На АЗС «Белоруснефть» и других подобных станциях — где-то 1 час 20 минут (если от нуля до 80%), а до полной зарядки потребуется еще 40 минут.

Пока мы подзаряжаем электромобиль, Артур как «тесловод» немного рассказывает о затратах на энергию и особенностях зимней эксплуатации: «Обычно я заряжаюсь дома от розетки и в месяц трачу 100 рублей, тогда как раньше на мощной бензиновой машине на топливо у меня уходило в 10 раз больше, 1 000 рублей. При температурах ниже нуля расходуется больше энергии, но не более чем на 30%, соответственно, сокращается запас хода, и это надо учитывать при планировании поездок. В остальном только приятные особенности: у электромобиля быстрее прогревается салон; в отличие от машин с ДВС, нет проблем с запуском даже в лютый мороз».

Дорожный налог для электромобилей отменили

«С ценой Model 3 всех немножко обманули»

Нынешний автопарк «тесловода» состоит преимущественно из «бэушных» Мodel X и S (стоимостью от 108 000 евро), но в основном автомобили привозят под заказ из Европы в течение двух-трех недель. Естественно, долгожданной новинкой стала самая доступная в линейке производителя и пока единственная в Беларуси Model 3, привезенная из Америки в конце декабря 2018 года. Это версия Long range, чей запас хода составляет до 560 км, разгон до 100 км/ч — 4,8 сек. Серийное производство «бюджетной» Tesla несколько раз переносилось, ее продажи стартовали больше года назад, а первую партию распродали сотрудникам компании. 

Model 3, версия Long range, с учетом всех расходов и доставки в РБ стоит $81 тыс. 

«Всех нас немножко обманули, — объясняет Артур Туманов. — Когда весной 2016-ого презентовали Tesla Model 3, обещали, что она будет продаваться от $35 тысяч, а на самом деле изначально цена Long range в США начиналась от $55 тысяч. Это максимальная комплектация с "дальнобойной" батареей, способной проехать столько же и даже чуть больше, чем старшие модели Tesla. В США она стоит почти 60 тысяч долларов, а у нас, если приплюсовать пошлину и все расходы, выйдет $81 000. Есть еще Mid range (запас хода — до 425 км, цена в РБ от 60 700€), доступная сейчас только в США, и самая мощная версия Perfomance (цена в РБ от 86 400€), а самая базовая (только в черном цвете и без дополнительных опций) Model 3, которая будет стартовать в Америке от $35 тысяч, пока не производится».

Внешне «тройка» выглядит, как полноценный хэтчбек, крышка багажника которого начинается по центру задних стоек, хотя формально это седан. Стоимость модели снижена за счет меньших габаритов, более простой конструкции и комплектации, а также отсутствия пневмоподвески. Кроме того, кузов «тройки» более чем наполовину выполнен из стали, в то время как та же «эска» алюминиевая.

Интерьер Мodel X и S называют минималистичным, а здесь он вообще пустой. Кресла, экран, руль, педали — и все. Вместо отдельных воздуховодов у Model 3 есть один огромный — широченная щель возле лобового стекла, ниже там есть еще один узкий воздуховод — своим вертикальным дуновением он меняет направление основного потока воздуха. Нет электропривода крышки багажника, подогрева руля.

Ключ от Model 3 представляет собой карточку. Прикладываешь ее к центральному тоннелю, нажимаешь тормоз — все, автомобиль готов ехать.

Ключ от Model 3 похож на банковскую карточку 

Дверные ручки сами не выдвигаются 

«Мне машина нравится: она маленькая, шустрая и, что немаловажно, по запасу хода не уступает топовым моделям "Теслы", — отмечает Артур. — Впрочем, название Long range говорит само за себя. Людей, конечно, смущает цена. На данный момент это больше нишевый электромобиль, рассчитанный на молодых людей с высоким уровнем дохода и прогрессивными взглядами на жизнь».

Самая дешевая Model 3 (от $35 тыс. в США) пока не производится

Во многом из-за действия таможенной пошлины ощущается нехватка электрокаров в нашей стране (не только Tesla, но и тех же Nissan Leaf, Chevrolet Volt), тогда как во всем мире сегодня происходит нашествие электромобилей. В принципе, многие производители, включая Audi, BMW, Mercedes, Volvo, Renault, сфокусировались на создании электрических моделей. А Jaguar и вовсе презентовал I-Pace, который может составить конкуренцию американскому бренду.

Тест-драйв электрокара Jaguar I-Pace

Судя по информации производителя, запас хода «Ай-Пейса» равен 480 км, а первые 100 км/ч он набирает за 4,8 секунды. «Это интересная модель премиум-сегмента, но запас хода у нее будет меньше, чем у Tesla. Также у нее слабый бортовой чарджер: там, где "Тесла" заряжается 5 часов, Jaguar понадобится 12, а вдобавок, согласно рейтингу EPA (агентство по охране окружающей среды США. — Прим. ред.), "Тесла" экономичнее в 1,5 раза. Кроме того, I-Pace позиционируют как обыкновенный автомобиль, а не гаджет на колесах с автопилотом. Спрашивается, зачем нужен обыкновенный электрокар, если он стоит вдвое дороже машины с мощным ДВС?» — задается вопросом «тесловод».

**

Прогнозы по поводу продаж Model 3 и Tesla в целом, конечно, делать пока преждевременно. По мнению нашего собеседника, на ощутимый рост электротранспорта могут повлиять два мощных фактора: более доступная стоимость самих машин и развитая зарядная инфраструктура. За последние год-два «Тесла» доступнее не стала.

Виной тому, прежде всего, действующая ввозная пошлина: даже Model 3, которая в 1,5-2 раза дешевле Мodel X и S, обойдется белорусам не в «обещанные 35 тысяч долларов». Станции электрозарядок, напротив, множатся с такой скоростью, что в скором времени их количество сравняется с числом электромобилей в стране. А это значит, что перспективы развития электротранспорта в Беларуси рисуются более чем позитивные. Но поживем — увидим.

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments