«Полрынка российских машин, новых — ни одной». Зимний репортаж с авторынка Ждановичи

  • 21 января
  • Просмотров 101207

Первый (да и второй) месяц после наступления нового года считается не самым горячим в плане продаж на авторынке. По слухам, Ждановичи закрывались или переезжали уже бесчисленное количество раз. Продавцы из Малиновки все лето и осень напролет пророчили, будто площадка доживет до августа, потом масштабное переселение было запланировано на сентябрь-октябрь. Похоже, их предсказаниям все же не суждено было сбыться: сколько бы ни хоронили авторынок в Ждановичах, а он все на старом месте. Впрочем, подобные слухи то и дело всплывали на протяжении многих лет существования рынка, так что ничего удивительного. Пусть говорят…

Перекупщики в Малиновке: «Когда авторынок в Ждановичах закроют — всем будет лучше!»

Рынок не переедет — не дождетесь!

И хоть с продажами в минувшие выходные дела обстояли не слишком позитивно, крупнейший рынок за Каменной горкой даже не думает переезжать в другое место. Это не только слова здешних продавцов, не готовых морально съезжать с любимой площадки. Представитель местной администрации тоже подтверждает, что о переезде никакой информации нет. Возможно, автопарк немного сдвинут в сторону, но для всех автомобилей (а их навскидку насчитывается около 500) места хватит.

Как встречают осень продавцы на авторынках?

Пусть в минувшую субботу было далековато до суровых крещенских холодов, но даже при –4 градусах пробирало до дрожи. С высоты шестиэтажного паркинга взору предстала субботняя картинка: запорошенные снегом автомобили, мужчины, вооруженные зимним арсеналом средств для уборки, щетками да скребками, и редкие покупатели, по численности проигрывающие армии продавцов.

Едва мы заступили на площадку, как нас осторожно предупредили: многие продавцы не в лучшем расположении духа. Догадаться несложно почему: продажи вялые, рынок пребывает в зимней спячке, атмосфера сквозит пессимизмом. Продавцы провожают цепким взглядом снующих между рядов посетителей, бесцельно прогуливающихся после сытых зимних праздников. Реальных покупателей мало, а те, что проходят мимо выставленных в рядок иномарок, скорее всего, возвращаются с продуктового рынка и хотят сократить свой путь.

Своим беззаботным видом они лишь раздражают и без того скучающих завсегдатаев рынка. Один из мужчин и вовсе пробежал, словно метеор, уткнувшись в телефон и не замечая ничего вокруг.

Однако продавцы «дежурят» рядом с машиной, время от времени собираясь в группки и переговариваясь. Популярная тема для разговоров — как все плохо сейчас и как было хорошо раньше. Некоторые даже не прочь пообщаться с нами, единственное условие — не под зорким объективом фотокамеры. «С продажами и покупателями сейчас дела идут слабенько. Банально у людей нет денег», — лаконично говорит один из продавцов, указывая на карманы стоящих в кружок мужчин.

Полрынка российских машин, новых — ни одной

Если зайти с парадного входа, сразу попадаешь на площадку, формально отведенную под РФ. Как правило, «транзиты» припрятаны в багажниках автомобилей. Но, как их ни убирай, все равно машины из братского государства узнаешь по номерным рамкам с адресами российских автодилеров. Для примера: Citroen C4 Picasso 2011 года за $7800, Kia cee’d 2015 года за $8300, Citroen C4 Aircross 2012 г.в. за $10.900 или Peugeot 3008 2012 года за $9600.

Иногда на глаза попадаются редкие экземпляры на российских номерах, как этот Nissan Sentra 2015 года. Исходные данные такие: 1,6-литровый мотор, АКПП, пробег — 90.000 км. Цена вопроса — $8400.

Машин из России чуть ли не полрынка, но новых Solaris, Creta, Rio, Polo совсем не видать, преимущественно продаются 3-10-летние экземпляры, самый свежий год выпуска — 2015-ый. Ситуацию проясняет один из продавцов, курирующих российское направление: «Новые российские "бюджетники" вроде Volkswagen Polo, KIA Rio и Hyundai Solaris вообще исчезли. Купить их не проблема, но вот продать их потом дороже... С нового года новые машины в России подорожали на 5-10 %, это стопроцентно. Плюс ко всему январь и февраль традиционно считаются мертвым сезоном, так как люди все прогуляли и пропили».

Спустя год ищем залоговые машины на авторынке

Если одни продавцы говорят про спад продаж, то представители той части рынка, где продаются авто из РФ, жаловаться не спешат: «У нас все в порядке, даже лучше, чем у других. Раз машины есть, значит, они продаются, и определенная выгода у нас имеется. Спрос формирует предложение — все очень просто. Заработок небольшой, но надо же хоть как-то кормить семью».

Машин из Европы — раз, два и обчелся

Ходовые машины из Европы в возрасте от 3 до 5 лет и с моторами рабочим объемом до 1,5 литра тоже встречаются повсеместно. Один из таких экземпляров — Hyundai i30 2015 года — недавно прибыл в РБ из Германии и еще не успел накатать тысячи километров по нашим дорогам. Пробег — 93.000 км. Автомобиль оснащен 1,4-литровым дизельным двигателем и «механикой». Список опций не слишком богат: кондиционер, парктроник, мультируль. Цена — $11.400. Продавец рекламирует свой товар: отличное состояние, расход — 4,5-5 литра, имеется сервисная книга.

Еще один дизельный Hyundai i30 2015 года эксплуатации с чуть большим пробегом продается на 200 долларов дешевле. Немного подальше расположился квартет из Renault Grand Scenic. Одни прибыли из Германии, другие — из Франции. Год выпуска — 2014 и 2015-ый. Различия — в цветах и комплектациях.

«Без пробега по РБ» — эта фраза встречается повсеместно на листках недавно пригнанных их Европы машин и до сих пор привлекает белорусов. Один из перегонщиков, который специализируется на продаже машин из ЕС, уверяет, что спрос на них есть. «Это совершенно другие автомобили. У них и более надежные двигатели, и качество материалов лучше, и обслуживание только на официальных сервисах, — загибая красные от мороза пальцы, доходчиво разъясняет мужчина. — Самое первое, что интересует белорусов, — это пробеги. Для одного и 150.000 км — это нормально, для другого 30.000 — много. Только потом уже смотрят, есть ли крашеные элементы и все остальное».

«Продавцы из Малиновки сами к нам приезжают»

Чтобы придать своим словам убедительности, местный продавец кивает в сторону компании из нескольких мужчин, прибывших из деревни Озерцо. Мол, там их машины простояли безрезультатно месяц-полтора, если не больше, и теперь ребята с Малиновки хотят попытать счастья в Ждановичах. «К нам всегда были подъезды лучше: и электричка ходит, и маршрутки постоянно курсируют, — анализируют ситуацию местные продавцы. — Во-вторых, здесь продаются машины для среднего класса с точки зрения ценового сегмента — до $15.000, а Малиновка — это больше мультибрендовый автосалон "бэушки"». Возможно, на их переезд повлияло и то, что стоимость стоянки в Ждановичах снизилась до 25 рублей?

Но это не значит, что в Ждановичах все продается быстрее. Кажется, BMW F10 — давний гость местной площадки: один из самых дорогих экземпляров ($20.000) на рынке был замечен нами ранее и до сих пор не нашел нового владельца. Такая же «счастливая» участь в плане продажи сложилась и у кроссовера корейской марки SsangYong. Изначально Actyon 2011 года с двухлитровым HDi и 6-МКПП был оценен в $10.850, но в минувшую субботу продавался уже за $9.900. А может, это и вовсе маркетинговая уловка?

Не так уж и много свежих машин, ранее купленных у белорусских дилеров. К примеру, первый «базарный день» увидел VW Polo 2017 года выпуска. Продавец убеждает фактами: максимальная комплектация, кузов — в родной краске, пробег — 60.000 км, действующая гарантия, а техосмотр пройден до октября 2019 года. Стартовая цена — $10.950. Причина продажи такая: поскольку владелец сейчас живет за городом, седан российской сборки туда с трудом добирается. Прогнозировать спрос на него продавец не берется, но планирует разместить объявление о продаже в том числе в интернете.

Халява — наше все, цена решает

Наконец, разбавляет ассортимент Ждановичей и подержанный премиум, выставленный на площадке местного автохауса. Например, BMW X5 в кузове E70 2008 года выпуска. Автомобиль оснащен дизельным агрегатом объемом 3,5 литра, заявленный пробег — 258.000 км. Цена — 18.350 у.е. Из преимуществ — обслуженное состояние и пребывание в одних руках на протяжении 5 лет эксплуатации.

Porsche Cayenne 2006 г.в. с 4,5-литровым бензиновым двигателем и АКПП продают за $10.000, а BMW 650 аналогичного года выпуска и тоже на «автомате» выставлен за $12.000. Как бы то ни было, исключения единичны и такие машины активно ищут обмен.

Среди них примелькался и белорусский кроссовер Emgrand X7 2015 года выпуска (2,0-литровый мотор, МКПП). Цена — 8000 у.е.

Ярким пятном на сером фоне иномарок выделяется также Geely LC Cross, невольно притягивающий взгляды всех прохожих. Можно сказать, эксклюзив: автомобиль 2016 года выпуска только прошел обкатку, проехав 6.000 км. Хэтчбек с 1,3-литровым мотором, находящийся еще на гарантии, продают за $5300. Миниатюрная, броская машина, чем-то напоминающая игрушечную. Возможно, ей повезет намного больше?

Что же все-таки будет пользоваться спросом у белорусов на местном рынке, спрогнозировать сложно. Цена решает все и руководит выбором тех, кто приехал на рынок из регионов. «Халява — вот белорусская мечта. Пригнать можно все, что угодно, и если цена будет красивой, люди готовы закрыть глаза как на технические, так и на юридические нюансы. Покупают все по принципу "лишь бы стоила недорого". Как тут не сокрушаться?» — не сдерживается один из мужчин.

Рынок условно делится на две части. На его меньшей территории собраны в основном «ипэшники», у которых выставлено по несколько машин сразу. Их можно посмотреть даже в будние дни. А вот дальняя часть рынка, огороженная забором, наполняется в выходные дни, и там можно прицениться к поездившим по Беларуси VW, Audi или Renault в ценовом диапазоне до 5 тысяч долларов.

«Хорошо было в 2010-2013 годах, а с 2014-ого стало хуже, — любят поностальгировать местные старожилы. — Вы посмотрите, какие машины ездят по нашим дорогам, и сами все поймете. Раньше никто не покупал Lada Kalina или Granta, а сейчас их полным-полно, так как есть низкая цена и кредит. А сколько понабирали Polo, Rio или Solaris для разных фирм и работы в такси. За год они наезжают по 100 тысяч км, не меньше, а потом их продают в не самом лучшем состоянии».

«Автомобильный рынок будет существовать и никуда не переедет, — говорят продавцы. — В Ждановичах машины всегда продавались лучше, чем в Малиновке. Покупатели из регионов первым делом едут сюда из-за того, что здесь представлен более дешевый сегмент автомобилей, не последнюю роль играет и транспортное сообщение. Переезд — это ведь понятие относительное: можно переехать на 10 метров, а можно вообще далеко за пределы Минска. Площадка по продаже автомобилей работает в комплексе с торговым центром и павильонами по продаже б/у запчастей, и убирать ее никто не собирается. В противном случае это отразилось бы на посещаемости рынка в целом. Жизнь полнится слухами — с этим ничего не поделаешь…»

**

Продажи откровенно не бьют ключом, тем не менее площадка не пустует. Стабильно, пусть и не в больших количествах, привозят трех-пятилетние малолитражки из Европы, хватает автомобилей также из России, которые делят территорию с многочисленными иномарками, побегавшими по РБ. Основная масса машин укладывается в ценовой диапазон 5-15 тысяч долларов, на который и приходится наибольший спрос.

Новогодние праздники отгремели, кошельки белорусов опустели, как следствие — продавцы неохотно, но все же переписывают прайсы в сторону уменьшения. А как иначе привлечь покупателей? Чувствуется, их тут явно заждались, правда, никакие кризисы не способны сбить с пути тех, кто привык работать в неравной схватке с нестабильным рынком. Объем продаж пробуксовывает уже не первый год. Многие связывают этот спад с экономической ситуацией в стране и готовы вести абстрактные разговоры на эту тему. Хотя один из продавцов, видя, что мы собираемся уже уходить, все-таки советует вернуться в конце зимы. Может, тогда все будет лучше?

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments

Где и каким способом Вы покупаете зимнюю резину?

Всего проголосовало: 10 065