Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Lada в лидерах, Geely — догоняет. Названы автомобили, которые белорусы покупают чаще всего

  • 16 января
  • Просмотров 11634

Все, теперь 2018 календарный год можно официально считать закрытым, потому что вчера состоялась итоговая конференция БАА. Результаты оглашены, продажи подсчитаны, лидеры рынка ждут награждения. Не станем больше тянуть и прежде, чем 2019 год бесповоротно вступит в свои права, расскажем, как год 2018-ый стал определяющей вехой в истории белорусского автомобильного рынка и почему.

Кто здесь король?

 

«2018 год мы пережили на мажорной ноте, — открывает конференцию председатель правления БАА Сергей Михневич. — Когда в 2017-ом нас спрашивали о прогнозах по приросту рынка, мы отводили глаза, что-то говоря про скромные 10 %. В итоге прогноз на прошлый год мы пересматривали трижды. Прирост в 54 % является историческим максимумом для автомобильного рынка Беларуси. Он оказался неожиданным не только для нас и автодилеров, но даже и для самих производителей».

Действительно, цифра в 52 835 проданных автомобилей в Беларуси за 2018 год впечатляет. При этом основная часть купленного белорусами транспорта — легковые авто. Доля коммерческих автомобилей скромна — всего 4 018 единиц (7,6 %).

«У всех представленных на белорусском рынке игроков мы зафиксировали примерно одинаковое соотношение продаж: в 2018 году доля физлиц составила 59 %, а юрлиц — 41 %, — комментирует Михневич, — тогда как в 2017 году это соотношение распределялось 55 % на 45 %. И то, что юрлица, несмотря на возросшее количество физлиц, активно проявили себя в ушедшем году, является одной из главных причин роста рынка. Это произошло потому, что стабильная экономическая ситуация в стране дала возможность директорам предприятий более оптимистично смотреть в будущее и обновлять свои автопарки. Ведь предыдущие три года кризиса привели к их сокращению, а на новые автомобили формировался «отложенный спрос». Таким образом, 2018 год стал годом восполнения этого спроса».

На пьедестале бессменных лидеров также произошла рокировка: Lada со своим седаном-бестселлером Vesta потеснила Volkswagen и вышла на второе место. А вот за Renault — традиционное первенство. Но эксперты говорят, что так будет не всегда. К тому же, согласно статистике, на пятки им наступает белорусско-китайский бренд Geely, чья новинка, кроссовер Atlas, практически в одиночку дала ошеломительный прирост в 1 158 %, или 2 315 автомобилей, проданных внутри страны. В нынешнем году эта цифра будет расти.

«Скачку продаж в первую очередь мы обязаны нескольким игрокам на рынке. Это Lada, чья Vesta лидировала среди моделей своего класса, за счет чего бренд добился второго места в общих продажах. И белорусско-китайский производитель Geely, безусловно, ставший открытием года. Влияние этих двух брендов сегодня очень велико», — говорит Михневич.

Согласно статистике, в легковом В-классе лидирующая Vesta за год разошлась тиражом в 5 269 экземпляров, показав прирост аж в 776 % по сравнению с 2017 годом. За нею Volkswagen Polo — 4 908 авто (и скромные 25 %) и Renault Logan — 3 250 (41 %). Остальные 15 брендов, играющие в этом сегменте, суммарно продали 8 709 автомобилей.

В С-классе перемены не столь радикальные, даже предсказуемые. На первом месте Nissan Almera — 940 единиц и 72 % прироста. На втором — Skoda Octavia 628 проданных экземпляров (+44 %). А вот продажи Jetta просели аж на 30 %, отправив Volkswagen на третье место с 295 проданными авто. Но здесь все очевидно: в конце апреля 2018 года в Нижнем Новгороде с конвейра сошли последние экземпляры Jetta на платформе PQ35 с заводским кодом Typ 5C6.

Что касается более дорогих авто, то продажи D-класса исчисляются уже сотнями, а E-класса — вообще десятками. Так, в первом случае пьедестал почета делят Toyota Camry (305 ед.; +42 %), Mazda 6 (162 ед; -2 %) и VW Passat (98 ед; +7 %). А во втором в лидерах остаются Mercedes-Benz E-class — 48 единиц и +4 %, BMW 5 series — 46 единиц и -58 % и дебютировавший в минувшем году Lifan Solano — 43 проданных авто.

У востребованного среди белорусов SUV-сегмента показатели более высокие. Так, в 2018 году прирост рынка в классе SUV-B составил 5 986 автомобилей, среди которых основное признание пало на Renault Sandero Stepway, Hyundai Creta и Lada Xray. Продажи класса SUV-C оказались и того больше — 11 758 единиц, среди которых Renault Duster, Geely Atlas и Renault Kaptur — в лидерах.

У премиальных классов SUV-D и SUV-E показатели поскромнее, но все же более высокие, чем у седанов. Так, в первом сегодня господствуют Nissan X-Trail, Skoda Kodiaq, Mitsubishi Outlander. Во втором — Audi Q7, Toyota LC Prado и BMW X5. А класс пикапов наших сограждан практически не интересует: суммарные продажи Mitsubishi L200, Toyota Hilux, Volkswagen Amarok не набрали и полусотни единиц.

«Хорошую динамику показали автомобили китайских брендов, — резюмирует Михневич. — Бренд Geely, повторюсь, тут удивил особо. Очевидно, что рынок будет расти в сегменте дешевых седанов и внедорожников. При этом мировые тренды отражаются и на нас: SUV-сегмент сейчас популярен как в ценовом классе до $15 тысяч, так и выше $30 тысяч».

Начали за здравие…

 

«Анализируя причину роста рынка, хочу особо отметить доступное финансирование кредитования, — объясняет столь сильную рыночную динамику в 2018 году Сергей Михневич. — Те возможности, которые были представлены на нашем рынке с начала 2018 года, позволили сделать доступной покупку нового автомобиля для наших граждан. И впервые для нашей страны приобретение новой машины оказалось более выгодным, нежели ее покупка на вторичном рынке. В силу этого покупатель получил целый комплекс дополнительных услуг как по финансированию, так и по обслуживанию. Качество сервиса и сопутствующих услуг по этой же причине выросло на порядок».

При этом специалисты отметили, что в настоящее время количество автомобилей на тысячу жителей в Беларуси составляет всего 5 единиц. Это соответствует уровню слаборазвитых европейских стран. На развитых рынках этот показатель начинается от 30-ти и выше. А, к примеру, в России — 10 авто; в Польше — 13. Хуже нас в этом плане пока приходится только Украине — 2 авто на тысячу жителей, и Болгарии — 4 автомобиля. Получается, что Беларусь в этом списке третья с конца.

«Декабрь 2018 года демонстрирует незначительный прирост, что уже стало для нас первым тревожным звонком. Как и сами автодилеры, мы ожидали совсем других показателей. Все-таки продажи предыдущих лет показали, что декабрь всегда лучше ноября минимум на 40 %. Однако прирост декабря 2018-го оказался не больше 10 %. Не исключено, что люди затаились перед Новым годом в ожидании дополнительных скидок на автомобили. Однако на наш взгляд, исходя из общей статистики, машины бюджетного класса приобретались в таких больших объемах только из-за того, что дилеры их продавали в кредит. Причем у большинства клиентов не хватало денег даже на первоначальный взнос. Это и говорит о том, что большого прироста рынка в 2019 году не произойдет, ведь доходы нашего населения не растут такими высокими темпами», — сообщает Михневич.

Среди других причин, которые могут негативно сказаться на росте белорусского автомобильного рынка, председатель правления БАА отметил рецессию экономики России и десятипроцентную инфляцию российского рубля:

«Гаданием на валютных курсах мы заниматься не будем. Но если белорусский рубль будет девальвироваться к российскому рублю, то цены, безусловно, вырастут. Да и дилеры искусственно сдерживать ценовой скачок вряд ли смогут. Распродав склады с продукцией 2018 года, они будут вынуждены продавать авто 2019-го модельного года по новым ценам. Не сочтите это за рекламу, но так оно и будет. Эти авто будут дороже на 5-10 % (в зависимости от бренда). И темпы роста этих цен тоже могут быть разными (кто-то поднимает их разово, кто-то — поквартально). Эта переменная также будет влиять на покупательскую способность и рост рынка в ближайшем будущем», — добавил он.

Новый Duster и дизельный универсал SW Cross в Беларусь не привезут

 

Как выяснилось, 2019 год будет довольно скуп на новинки. К примеру, представители Volkswagen отметили, что все громкие премьеры у них запланированы на следующий, 2020 год. А в наступившем продажном сезоне бренд планирует познакомить белорусов с VW Arteon и новой Jetta. Хотя будет это, опять же, лишь с наступлением следующей зимы — в январе/феврале 2020 года.

Руководство Geely, напротив, настроено решительно. В этом году брендом планируется произвести порядка 22 тысяч автомобилей, 18 тысяч из которых уйдет на экспорт в Россию. На местном рынке Geely также прибавит обороты: в планах открыть еще 4-5 автоцентров и презентовать наконец-то публике турбированный Atlas. О ценах и комплектациях никто предусмотрительно не распространяется — держат интригу. Но уже сейчас известно, что на «механике» этой модели точно не будет. Всего же доля Atlas от суммарного производства составит 60 %.

«Основная причина отсутствия нового Duster в Беларуси, прежде всего, — в локализации, — говорит представитель Renault. — Этого принципа придерживается наша компания. Поэтому новый Duster, который продается в Европе, существенно отличается от того, который мы видим, например, под брендом Dacia. Когда он появится здесь — вопрос времени. Хотя мы импортируем автомобили отовсюду, сама компания определяет, какие авто и на каком рынке более востребованы. Зато в будущем году планируется презентация нового SUV, который в Беларуси появится одновременно со всем остальным миром».

«Важно понимать, что в первую очередь Vesta SW Cross нацелена на российский рынок, — отвечает представитель Lada, на вопрос о появлении в Беларуси полноприводного универсала с дизельным мотором. — А там не востребован дизельный универсал, которого так хотят здесь. И я сомневаюсь, что завод когда-нибудь наладит выпуск такой версии: слишком мелкие масштабы. Что касается полного привода, то наибольшая часть кроссоверов, проданных в таможенном союзе, — моноприводные. Поэтому большой необходимости в нем тоже нет. Но, подобно Xray Cross, у SW появилась система изменения настроек автомобиля, которая позволяет получить возможности полноприводной машины. Кроме того, Lada готовит полноприводный SUV-С, но в продаже он появится не раньше 2020 года».

**

 

«С уверенностью сказать, что белорусский авторынок сегодня на подъеме, мы не можем. Его температура пока далека от благоприятной. Надеемся, что ситуация будет выравниваться, ведь темпы экономического роста пока благоприятны. И наши надежды на сохранение позитивного сценария велики, а значит, рост в 10 % в 2019 году вполне досягаем», — подвел итог встречи Сергей Михневич.

Читайте также:

Максим Козлов
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments

Весна идет — пора менять резину?

Всего проголосовало: 6 129