«Чего бояться? Криминала здесь нет!» Спустя год ищем залоговые машины на авторынке

  • 11 декабря 2018
  • Просмотров 33533

Покупательская активность — вещь нестабильная и неподвластная ни сезонности, ни дням недели: как утверждают завсегдатаи рынка, в субботу может быть ни одной продажи, а в какой-нибудь вторник уедет сразу 5 машин. Если рынок в Ждановичах уже не может похвастать былым масштабом площадки и, соответственно, завидным всплеском продаж, а, по слухам, в скором времени и вовсе планирует переезжать в другое место, в Малиновке дела обстоят иначе. Есть ощущение, что машин с последнего нашего визита на авторынке скорее прибавилось, продавцы по традиции готовят машины к продаже, весело сбивая повисшие на бамперах сосульки и согреваясь горячим чаем.

О чем мечтают продавцы на авторынках?

Есть план: «Возможно, отдам ее перекупу на запчасти»

Вооружившись зимним арсеналом средств для уборки, щетками и скребками, продавцы бодро освобождают из снежного плена припаркованные автомобили, старательно счищают наледь со стекол и пристально следят за проходящими мимо семейными парочками. Да, ажиотажа былых лет нет и в помине, и густо расставленные на обширной площадке экспонаты явно заждались покупателя.

Увы, проверить VIN номера у машин из РФ не удалось из-за наледи на стеклах... 

«Обстановка у нас тут спокойная, не криминогенная», — с ходу заявил один из здешних продавцов, явно предвосхищая вопрос о залоговых машинах, новость о которых вспыхнула ярким пламенем как раз в деревне Озерцо в ноябре прошлого года. Массовая атака новыми машинами из РФ не прошла бесследно для нашего рынка. То и дело в разных уголках Беларуси до сих пор всплывают российские автомобили с темным прошлым, а растерянные автовладельцы не знают, что с ними делать. Зато местные продавцы уверены: переполох устроили зря.

«Да кто ж ее заберет? Она ведь честно купленная!» 

«С ноября прошлого года не было ни одного случая, чтобы у кого-либо отобрали залоговый автомобиль. Чего тут бояться? Ни одного уголовного дела никто не заведет, криминала здесь нет. Ведь машина честно приехала в Беларусь, с оригинальным ПТС, в котором вписан ее хозяин, честно прошла таможенный контроль и так же продалась. По сути, факта мошенничества никакого и нет, если она на белорусских "транзитах", с белорусским техпаспортом. Такое ощущение, что просто решили людей запугать», — объясняет один из продавцов точно так же, как и в прошлом году.

Что говорят о залоговых авто на авторынке и в милиции 

Кто-то считает, что машины из братской России как пригоняли, так и пригоняют по сей день — ноябрьские события текущего года не повлияли на это никак. Единственное — белорусы «докучают» проверкой, но все равно покупают, потому что цена ниже на 2-4 тысячи долларов.

Решаем пройтись по рынку, чтобы проверить, что да как. Машины из РФ узнаешь по российским номерным рамкам с адресами российских автодилеров. Из таких, к примеру, Skoda Yeti 2015 года за $13.900 и Hyundai Santa Fe 2016 г.в. за 28.500 у.е. Обе куплены в московской сети автосалонов.

Попалась нам на глаза и парочка машин на российских номерах — Hyundai ix35 и Audi A8 в версии Long. У первой лобовое стекло было затянуто льдом, а поскольку продавца поблизости не оказалось, то и узнать, когда машина приехала и за сколько здесь продается, нам не удалось.

А вот «Ауди» 2012 года с трехлитровым дизелем и припиской «есть все» готовы отдать за $22.800. Не успели прочесть информацию на листке, как тут же бодро подошел представитель местного автохауса и вежливо попросил отойти от машины.

Чуть подальше разместился новый Skoda Kodiaq, находящийся под неусыпным контролем продавца. Нам не разрешили даже приблизиться к нему, а на расспросы о том, когда и откуда машина приехала, мужчина ответил, мол, она куплена в минском автосалоне, здесь поставлена и снята с учета. И это даже невзирая на наличие рамки не белорусского представительства Skoda, а российского автосалона...

На соседней площадке продается новый Hyundai Solaris. Продавец оказался более разговорчив. Машина из России, поставлена на белорусский учет и снята с него, утильсбор оплачен. В залоге не числится. Тем не менее такие машины на рынке застаиваются — белорусы все же побаиваются: а нет ли здесь какого подвоха?

«Посмотрите, сколько она стоит в салоне. На полторы тысячи дороже. Хотя эта тоже новая, с пробегом 7 км: зачем переплачивать? На самом деле выгодно продавать в залоге дорогой автомобиль, — признается один из сотрудников автохауса. — В основном машины из РФ продаются на белорусских номерах. Иногда приходит налоговая и ругается, если видит российские...»

«А какой смысл гнать из России, потом полгода ждать? Раньше их покупали по гендоверенности. Есть вариант привозить их на российских "транзитах", но и гарантии меньше. Если говорить о "бэушках", то выбор там, конечно, больше, только найти целый экземпляр сложнее, чем у нас. В настоящий момент на российской машине сильно не заработаешь, да и на рынке они не продаются, — считает местный продавец. — Куда приятнее продавать автомобили из США — Ford, Chevrolet. Пусть они имеют аварийное прошлое, восстановлены, однако спрос на "американцев" небольшой, но стабильный есть. Некоторые из постоянных покупателей хотят приобрести их под заказ, и тогда получается даже дешевле, чем на рынке».

Если осмотреться вокруг, люди вроде бы есть. Некоторые даже не в курсе, что залоговые машины продавались в прошлом ноябре на рынке. По наблюдениям, народ больше присматривается и приценивается к европейской иномарке. Спрашиваем, боятся ли они машин с залоговым прошлым. В ответ: а что, и такие есть здесь, на рынке? Если честно, слышим об этом впервые. Да и будут ли забирать по закону купленные машины? Белорусов это мало пугает. Разве что они стали больше проверять вин-номера.

Отчасти потому, что нет ни одного реального прецедента изъятия кредитной машины, числящейся в залоге у российского банка, некоторые белорусы не то что не боятся, а даже сознательно покупают такие авто, соблазнившись низкой ценой. По крайней мере, об одном из таких инцидентов рассказывает местный продавец: «Однажды был случай, в ГАИ приехала девушка на машине, которая продавалась очень давно, и мы точно знаем, что она кредитная. Мы ей говорим: "А вы знаете, что машина залоговая?" В ответ: "Ну и что!" И ее понять можно: в Беларуси ее вряд ли кто-нибудь заберет, если только она не поедет в Россию или Польшу. В общем, цена решает».

Некоторые белорусы перестали привозить авто из России — мало ли чем это может аукнуться, да и не все автохаусы хотят принимать свежепригнанные из РФ машины на комиссию. Просто отказывают, ссылаясь на то, что не желают рисковать гарантией юридической чистоты: сегодня есть информация, что машины в реестре залогов нет, а завтра она возьмет и появится. «Если машина приобреталась в России в сомнительном автосалоне, то ей на нашей площадке не место. Хотя большинство людей и знать не знает, что подобные случаи были на рынке. Здесь ничего противозаконного не происходит. Самый "криминальный" случай за последнее время — на одном из "бусов" сняли значок», — комментируют в одном из автохаусов.

Если российским машинам здесь категорически отказывают, то всем остальным — из Европы, США, с пробегом по РБ — добро пожаловать. Местная площадка на более чем 35% заполнена свежепригнанной европейской «бэушкой» с объемами моторов до 2 литров. Продавцы приводят недавний пример: двухлитровый Citroen C4 Picasso за почти $20.000 простоял меньше недели.

Какие машины продают сегодня в Малиновке?

Из того, что привезли от силы месяц назад, можно выделить Volkswagen Touran (2015 г.в., 1,6 TDI, АКПП; $15.850), Peugeot 5008 (2014 г.в., 1,6 дизель, МКПП; $13.200), Toyota Auris (2015 г.в., 1,4 дизель, МКПП; $13.550), Ford Focus (2015 г.в., 1,5 дизель, $12.500). Неплохо продаются Ford Fusion (2014 год, $13.250), ввозимые из США. Самый свежий год выпуска — 2016-ый.

Самый ходовой товар — до $10.000. «Стали больше брать машины в кредит и лизинг. Но на рынок люди приходят все же с деньгами, чтобы уехать на машине здесь и сейчас. С продажами не угадаешь. Тяжелые выходные — это когда продается 6 машин, а если 15-17 — то это уже неплохо», — считают в местной комиссионке.

Машин из Европы и США на рынке хватает. Но даже при беглом осмотре можно увидеть с десяток машин на российских "транзитах". Напомним, в январе этого года один из банков РФ определился с позицией насчет авто белорусов и решил их изымать. Тогда же стало известно, что банк, минуя органы внутренних дел, может сразу обратиться в суд с требованием об истребовании чужого имущества в гражданском порядке и белорус рискует остаться без автомобиля.

Российский банк: залоговые машины будем изымать

В частности, Сергей Хотимский, первый заместитель председателя правления ПАО «Совкомбанк», отмечал, что банк планирует инициировать вопрос об изъятии этих автомобилей у белорусов. С его слов, в начале года прецедент изъятия авто у гражданина РБ другим банком уже имелся, но поскольку мошенники разработали эту схему совсем недавно, то конкретно у них судебные процессы по нескольким случаям были только начаты.

Суды идут, комментарии — позже


В мае месяце мы снова обращались в российский банк, чтобы узнать, есть ли уже реальные прецеденты изъятия залоговых авто у белорусов. Однако из банка вскоре ответили, мол, давайте вернемся к этому вопросу через полгода. И вот в конце ноября мы вновь написали представителям «Совкомбанка». Вопросы те же: завершились ли судебные процессы и как? На удивление, банк ответил молчанием, а вернее прислал краткий ответ: «На вопрос о том, сколько сейчас наших залоговых авто в РБ и сколько мы уже изъяли, мы пока ответить не готовы». Значит ли это, что реальных случаев изъятия залоговых машин из РФ пока что нет? И будут ли?

**

Представители местного авторынка уверены, что ни одного изъятия авто не будет, потому что по белорусским законам все они «чистые». Главный аргумент — тему раздули, людей запугали, чтобы привлечь внимание, а по факту ни одной машины за это время еще не забрали. И в этом плане российский банк тоже не вносит ясность, прикрываясь тем, что не готов давать комментарии… Тем не менее, если решаетесь покупать российские автомобили, рекомендуем тщательно их проверять.

В целом зимний сезон начался, машины как продавались, так и продаются. «Посмотрите, на каких автомобилях проводят тест-драйв», — на прощание говорит один из продавцов, кивая в сторону Mercedes S500. На проверку свежепригнанных машин из США и Европы значительно больше, чем из РФ. Найти залоговые автомобили у нас не получилось, тем более что VIN под замерзшим лобовым стеклом едва ли можно было прочесть. А продавец Kodiaq так эмоционально отреагировал на попытку его разглядеть, что пришлось отойти в сторонку. От греха подальше.

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments

Весна идет — пора менять резину?

Всего проголосовало: 2 444