Когда летят искры. Как проверять и менять высоковольтные провода в машине

  • 5 декабря
  • Просмотров 6552

Зима уже наступила, и как никогда велика вероятность того, что может случиться самое страшное: вместо того, чтобы быстро ожить после поворота ключа зажигания, двигатель может просто-напросто «забастовать». Трудность запуска бензинового ДВС может быть связана и с аккумулятором, и со свечами зажигания. Но не только. Старые или неисправные высоковольтные провода тоже отнюдь не улучшают пусковые свойства мотора. В любом случае накануне и во время зимней эксплуатации провести диагностику системы зажигания точно лишним не будет.

Чуть ранее эксперт группы компаний ARMTEK Андрей Траско рассказывал, когда необходимо менять свечи зажигания в ДВС и как правильно обслуживать свечи накаливания в дизеле. В очередном выпуске советов от эксперта пробуем разобраться, для чего нужны высоковольтные провода (прим. далее ВВ провода), как их диагностировать и возможно ли починить подручными средствами.

— Андрей, что из себя представляют провода высокого напряжения и какова их роль в системе зажигания автомобиля?

— В бензиновых моторах топливно-воздушная смесь воспламеняется электрической искрой, которую производят свечи зажигания. Для того, чтобы она возникала, необходимо достаточно высокое напряжение — около 35 кВ, тогда как на автомобиле применяется 12-вольтовое электрооборудование. Задача проводов высокого напряжения заключается в передаче электрического тока от катушки или модуля зажигания до свечей, которые осуществляют воспламенение смеси воздуха и топлива от искры.

В классическом исполнении это обычный медный провод, покрытый изоляционной оболочкой. Изоляция играет ключевую роль и, как правило, изготавливается из прочных материалов (к примеру, силикон), чтобы сводить до нуля утечку тока в процессе его передачи от катушки зажигания к свечам. Помимо этого, провод имеет металлические наконечники, необходимые для обеспечения электрического соединения с контактами свечи и катушки зажигания, а также колпачки на них. На старых двигателях есть еще такой элемент, как трамблер, или распределитель зажигания. Он распределяет зажигание по цилиндрам ДВС и определяет момент появления импульсов.

Высоковольтные провода передают напряжение от катушки или модуля зажигания до свечей

Принцип действия катушки зажигания основан на электромагнитной индукции, и там, где протекает ток, возникают электромагнитные поля. Они могут вызвать помехи в электронных приборах — радио, приборах управления двигателя и коробки передач. Одна из функций проводов — подавлять радиопомехи, создаваемые системой зажигания.

— Каким нагрузкам подвергаются провода? Есть ли у них регламент замены?

— Раньше для подачи разряда от катушки к свечам применялись традиционные ВВ провода с медным многожильным сердечником. Затем стали использовать кабели, сделанные из стекловолокна с углеродной пропиткой. Конечно, свечные провода могут различаться по строению и типу материала, но функционально они схожи. Чаще всего внешняя изоляционная оболочка изготовлена из силикона, чтобы выдерживать резкие перепады температур, вибрационного воздействие, агрессивную среду подкапотного пространства и другие внешние факторы.

В отличие от свечей зажигания, у ВВ проводов нет конкретного интервала замены, все зависит от условий эксплуатации

Естественно, свечные провода не вечны — в процессе эксплуатации они изнашиваются и приходят в негодность. По истечении определенного времени провод может задубеть или у него повредится внешняя оболочка, что приведет к утечке напряжения зажигания на массу. Как последствия — перебой в зажигании и неспокойный ход двигателя. Как правило, как такового регламента замены у проводов нет, срок их службы зависит от условий эксплуатации.

Длина проводов составляет в среднем до метра; диапазон цен — от 30 до 250 рублей и выше

Обычно в комплект входят 4 (прим. если это 4-ех цилиндровый двигатель) или 6 проводов. В зависимости от устройства системы зажигания может предлагаться провод, идущий к катушке зажигания от трамблера (прим. прерыватель-распределитель зажигания). Длина проводов составляет в среднем до метра, каждый из них предназначен для конкретной свечи зажигания. Их выбор зависит от марки автомобиля, года выпуска, типа двигателя. Как правило, кабели меняются комплектами, стоимость которых колеблется от 30 до 250 рублей и выше.

— Какие неисправности свечных проводов встречаются чаще всего? И каковы их последствия?

Кабель надорвался из-за того, что его неправильно извлекали

— По большему счету, может случиться повреждение внешней изоляции провода, если он под капотом проложен неправильно или касается горячих деталей мотора. Утечка тока может возникать также из-за неисправности катушки зажигания или надлома в местах соединения наконечников с клеммами свечей и катушек высокого напряжения. Из-за попадающей влаги могут окисляться и коррозировать контактные части кабеля, что приводит к увеличению сопротивления. Часто провода теряют токопроводящие свойства в результате механических воздействий.

По причине неплотной посадки комплекта ВВ провода окислились контакты штекера

Старение наружной оболочки может привести к образованию трещин

Одной из причин «слабой» искры (со всеми вытекающими моторными проблемами) могут быть как сами свечи, изначально некачественные или загрязненные, отработавшие свой ресурс, так и неисправности в системе зажигания двигателя. Из-за коррозии и нарушения контакта у высоковольтных проводов и катушек происходят микропробои, напряжение утекает и его не хватает для образования искры достаточной мощности. А это чревато тем, что нарушится синхронная работа цилиндров двигателя, что приведет к его вибрации и перебоям в процессе работы.

— Какие способы диагностики существуют для проверки высоковольтных проводов зажигания?

— Поскольку провода высокого напряжения подвергаются высоким нагрузкам, их необходимо регулярно контролировать и заменять при первых признаках старения. По сути, способов диагностики два. Во-первых, это внешний осмотр оболочки проводов на предмет разрывов, трещин, сильных потертостей.

Как разновидность визуального осмотра, наблюдение за их работой в темное время суток. Необходимо ночью открыть капот машины, завести двигатель, выключить фары и понаблюдать за высоковольтными проводами. Если в них имеются сильные пробои изоляции, в темноте будет видно искрение и слышны характерные щелчки.

Если провод внешне в порядке, его функцию можно проверить мультиметром. Для этого необходимо переключить тестер в режим измерения сопротивления на предел 20 кОм. Далее подсоединить щупы прибора к противоположным выводам провода. Для ВВ проводов существуют фиксированные значения сопротивления. Показатель может варьироваться в зависимости от типа провода и его длины.

Средний параметр сопротивления такой: у медных проводов — 1-6,5 кОм; на проводнике из стекловолокна — 2,2-8 кОм

На проводе с медным сердечником средний параметр составляет 1-6,5 кОм, на стекловолоконном проводнике — от 2,2 до 8 кОм. При увеличении длины провода возрастает и значение сопротивления. Если оно превышает 23 кОм, то кабель будет считаться уже нерабочим. И, наоборот, при повреждение медной сердцевины будет наблюдаться разрыв цепи, а сопротивление покажет нулевое значение. Опять же, если диагностика проводится на снятых ВВ проводах, то есть возможность внимательно их осмотреть на наличие явных механических деформаций (прим. резких изгибов, трещин и т.д.) или окислившихся контактов.

При увеличении длины провода возрастает сопротивление

— Возможен ли ремонт проводов? Что делать, если неисправность случилась в пути и рядом нет ни магазинов, ни автосервисов?

— На самом деле ремонтировать высоковольтные провода крайне нежелательно — проще и безопаснее их заменить. Ремонт допустить можно только в том случае, если поломка случилась где-нибудь вдали от цивилизации и требуется временная мера. В таких экстренных ситуациях можно попробовать восстановить повреждение внешней изоляции провода с помощью изоленты или любого другого изолирующего материала. Запрещено применять кусочек жестяной ленты или проволоку, пытаясь обмотать ими поверхность поверх оголенного провода.

Если поврежден сам медный сердечник, то никакой ремонт уже ничего не исправит. В случае с высоковольтными проводами ремонт не слишком уместен. Как я и говорил, лучше менять их комплектом, не забывая про процесс старения.

— Какие вы можете дать советы по монтажу высоковольтных проводов?

— Самое главное, устанавливая свечные провода следует обращать внимание на то, чтобы они прокладывались правильно, не перекручивались, не заламывались. Важно, чтобы они не соприкасались с горячими и вибрирующими деталями двигателя. Прежде чем снять свечной наконечник, рекомендуется повернуть его на четверть оборота. Наконечник следует извлекать из свечи прямо, не перекручивать, иначе повредится керамика свечи зажигания. Монтаж следует выполнять путем тяги или нажима на свечной наконечник. Если тянуть за сам кабель, то он может повредиться или оторваться. Все электрические соединения системы зажигания можно устанавливать или демонтировать только при отключенном зажигании.

Я бы рекомендовал проверять не только систему зажигания, но и работу всех систем автомобиля, так как зимняя эксплуатация менее щадящая по сравнению с летней. Если возвращаться к тем же проводам, то при наличии у них надломов и трещин и при низких температурах материал изоляции рискует задубеть, трещина разрастись и спровоцировать искрение, а также поломку свечи зажигания. Вообще, причинами пропуска зажигания могут быть пробой высоковольтных проводов, катушки (или катушек) зажигания, выход из строя свечи, так что необходимо периодически их диагностировать независимо от поры года.

**

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите в кабинет

Из-за постановления номер 850 мы больше не публикуем комментарии неавторизованных пользователей. Извините за неудобства.

Войти...
comments powered by HyperComments

Где и каким способом Вы покупаете зимнюю резину?

Всего проголосовало: 6 169