Когда нужно менять свечи зажигания в авто? Рекомендации эксперта

  • 21 ноября
  • Просмотров 66958

Подготовка автомобиля к зимнему сезону — вопрос ответственный. Кому охота стоять в поле в 20-ти градусный мороз или под тоскливый и безжизненный стук стартера осознавать, что пора пересаживаться с «железного коня» на железный автобус? Если шины в порядке, аккумулятор надежен, а двигатель нет-нет да и чихнет — не забудьте проверить свечи зажигания! Уделив этому процессу от силы полчаса времени, вы обезопасите себя от неприятных сюрпризов, а порой и дорогостоящего ремонта мотора. На каких свечах можно смело мотать километры, а какие срочно менять, будем разбираться сегодня.

Тем же, кто не уверен в своих силах, лучше обратиться за консультацией к профессионалам, как это сделали мы. Встретившись с Андреем Траско, экспертом по компонентам системы зажигания, мы получили подробный ликбез по своевременной замене свечей зажигания в ДВС и тому, к каким последствиям может привести их неправильная эксплуатация.

— Андрей, давайте начнем с простого. Расскажите, зачем нужны свечи зажигания, какие их типы бывают и чем они отличаются друг от друга?

— Свеча зажигания играет важную роль в двигателе с принудительным зажиганием. Она осуществляет воспламенение смеси воздуха и топлива, которое происходит от искры. Одна свеча зажигания, установленная в цилиндр двигателя, должна выдавать эту искру от 500 до 3500 раз в минуту. Отсюда очевидна и важность данного элемента в устройстве ДВС.

Классифицируются свечи зажигания преимущественно по тем материалам, из которых производится их электрод. В обычных, самых дешевых свечах он выполнен из сплава никеля. Электрод иридиевой или платиновой свечи, соответственно, изготовлен из более дорогого, тугоплавкого металла, лучше переносящего перегрузки.

Основное отличие среди свечей зажигания кроется в сроках эксплуатации. Простая свеча при адекватной работе двигателя ходит по 30-40 тыс. км. Иридиевые и платиновые — вдвое-втрое больше (80-100 тыс. км). Но и стоимость таких свечей будет значительно выше. Если никелевую свечу можно купить за 10-15 рублей, то иридиевая обойдется уже около 30 руб.

— Получается, чем дороже — тем лучше?

— Однозначный ответ тут будет некорректным. Лучше всего придерживаться регламента, установленного заводом-изготовителем. Ведь у каждого двигателя свои особенности, на которые и опираются инженеры-конструкторы, когда пишут свои рекомендации. Я уверен, что их мнению стоит доверять, поэтому, например, в своем BMW использую только оригинальные свечи, соответствующие регламенту. Свечи зажигания — это такой же расходный материал, как и моторное масло, фильтры и прочее. Поэтому стоит обращать внимание на периодичность их замены.

Но есть тут один нюанс. Бывает, что двигатель, например V6, имеет поперечное расположение. И если владелец сам обслуживает автомобиль, легко заменить он сможет только половину свечей. Чтобы добраться до другой, в иных случаях приходится разобрать половину переда машины. Желая делать это как можно реже, люди пользуются более долговечными свечами зажигания, стараясь подобрать их среди взаимозаменяемых с оригинальными. Страшного в этом ничего нет, но стоит помнить о корректном подборе СЗ в таком случае.

— Давайте представим свечу зажигания в разрезе. Из каких частей она состоит и в чем их назначение?

— Конструктивно свеча состоит из основного электрода, который, как стержень, проходит по ее центру. Также есть боковой электрод. В классическом варианте исполнения свечи он один, но бывают версии с двумя, тремя и даже четырьмя боковыми электродами. Вот между основным и боковым электродом от подачи напряжения возникает искра, которая и поджигает топливную смесь в цилиндре мотора.

 Свеча зажигания должна выдавать искру от 500 до 3500 раз в минуту

Корпус самой свечи тоже металлический и предназначен для отвода тепла от электродов, так как они особенно чувствительны к экстремальным температурам, в которых работают. В свече есть еще керамический изолятор. А за ним следует контактный вывод, на который одевается провод от катушки зажигания. По сути, все СЗ имеют схожую конструкцию и не слишком отличаются между собой. Встречается многообразие форм, размеров, но основные компоненты, которые я назвал, есть у любой свечи.

— Какие элементы свечи зажигания наиболее уязвимы для неправильной эксплуатации?

— Самой уязвимой частью свечи зажигания является изолятор. Керамическую часть легко повредить, поэтому нужно обращаться с ней очень аккуратно. По этой причине не стоит пользоваться свечами, на которых есть деформация либо которые вы уронили. Впоследствии все это может негативно сказаться на их работе.

Важно понимать, что система зажигания любого двигателя довольно тонко настроена. При этом износ свечи все равно будет происходить — это физическое свойство любого металла. Поэтому зазор, выставленный между электродами СЗ, со временем будет увеличиваться, а сами электроды — выгорать. Чем больше зазор, тем слабее искра, а значит, и пропуск зажигания в цилиндре. Я слышал, некоторые умельцы пробуют поджать выгоревшие электроды пассатижами, чтобы вернуть искру. На некоторое время это дает результат, но, выжимая последние соки из "уставшей" свечи, можно высушить ее до состояния песка. Если она начнет разваливаться, выкрутить ее из свечного колодца уже будет проблематично.

Визуально "холодную" от "горячей" свечи отличить можно. У второй тепловой конус (белая керамическая часть по центру) будет глубже утоплен в свечу зажигания 

Чем выше калильное число в индексе обозначения (8), тем «холоднее» свеча 

Также не стоит забывать о калильном числе — очень важной характеристике для свечей зажигания. Это число дает информацию о предельно допустимой температурной нагрузке СЗ, ведь разные свечи по-разному отводят тепло. Так называемые «горячие» свечи предназначены для моторов небольшого объема, которые редко подвергаются повышенным нагрузкам. Такая свеча склонна к перегреву, и если ее по ошибке установить на мощный мотор, она очень быстро выйдет из строя. «Холодная» свеча, наоборот, не должна попадать в маломощный двигатель, иначе она не достигнет своей рабочей температуры, будет чахнуть в нагаре и тоже выйдет из строя быстрее, чем нужно. Современные свечи самоочищаются, если работают в заданном диапазоне температур. А рабочая температура свечи должна попадать в диапазон от 450 Сº до 900 Сº. Если калильное число подобрано правильно, то никаких проблем в эксплуатации СЗ не возникнет.

— Давайте пройдемся по основным моментам правильной установки свечи зажигания. Какой порядок действий автомобилист должен соблюдать, когда обслуживает машину самостоятельно, и чего лучше избегать?

Несмотря на остатки топливных присадок, исправная свеча зажигания будет выглядеть именно так 

А вот сильные отложения образуются из-за плохого качества топлива либо высокого расхода масла

— В первую очередь я бы порекомендовал использовать динамометрический ключ. Для каждого двигателя есть определенный параметр степени затяжки — он прописан во всех документах по эксплуатации автомобиля. Этот момент нужно соблюдать и вкручивать свечу с определенным усилием. Когда момент затяжки слишком низкий, возможна потеря компрессии, что ведет к перегреву двигателя. Если свеча, наоборот, зажата слишком сильно, она может деформироваться, сломаться, что затруднит ее последующую замену.

Разрушенный изолятор СЗ может стать причиной перегрева двигателя

Оплавленные электроды — результат неправильной эксплуатации "горячей" свечи

Опять же, если не придерживаться срока эксплуатации свечей, установленных заводом, можно увидеть на СЗ оплавленные электроды, нагар, раскрошенный изолятор. В последнем случае выкрутить свечу из свечного колодца самому не получится — придется высверливать. Кстати, частое количество повторений вкручивания/выкручивания СЗ приводит к засорению свечного колодца. Если его не чистить, свечу зажигания, опять же, можно заломить.

Копоть возникает и в случае, если СЗ эксплуатируется ниже температуры самоочищения 450 Сº

Еще раз повторю: четкое соблюдение интервала замены свечей зажигания обеспечит оптимальную работу всего ДВС. Важно, чтобы свеча работала. Поэтому периодически под капот стоит заглядывать. Даже некачественное топливо может привести к образованию нагара на СЗ — этот момент тоже нужно вовремя увидеть. Ну и всегда следует пользоваться качественными комплектующими. Тогда и проблем удастся избежать как в работе системы зажигания, так и самого мотора.

**

Фото: Дмитрий Сочивко, архив NGK

Читайте также:

Максим Козлов
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите в кабинет

Из-за постановления номер 850 мы больше не публикуем комментарии неавторизованных пользователей. Извините за неудобства.

Войти...
comments powered by HyperComments

Где и каким способом Вы покупаете зимнюю резину?

Всего проголосовало: 6 168