Белорусы и техосмотр: «Оплата госпошлины раз в месяц — не совсем справедливо»

  • 19 ноября
  • Просмотров 159724

С введением 4 года назад госпошлины за дороги половина автомобилей в Беларуси ездит без техосмотра. О том, что многие автомобилисты «бойкотируют» техосмотр, говорят сухие цифры статистики, не молчали об этом и сотрудники ГАИ и УП «Белтехосмотр» во время прошлогодних рейдов. Основной лейтмотив: автовладельцы просто перестали проходить техосмотр. И никакие репрессивные меры к улучшению ситуации не приводили. Это и стало точкой отсчета для изменений порядка оплаты госпошлины и, соответственно, контроля за прохождением техосмотра, к которому привязан дорожный налог. О том, что транспортный сбор все-таки отвяжут от техосмотра, заявил в начале октября премьер-министр Беларуси Сергей Румас.

Госпошлину за дороги отвяжут от техосмотра, но «суммы такие же и останутся»

Как это отразится на ситуации повального игнорирования техосмотра, сможет ли изменить позицию водителей возможность поэтапной оплаты налога и будет ли эффективным контроль за взимание дорожного сбора через камеры фотофиксации? В минувшую субботу во время рейда с ГАИ мы проверили десятки машин и услышали много объяснений водителей. Большинство так или иначе ссылались на госпошлину, а еще рассуждали о взимании дорожного сбора по-новому.

Как не раз приходилось слышать во время рейдов с ГАИ, водители недорогих автомобилей почему-то чаще проходят техосмотр, чем владельцы иномарок стоимостью от $20.000. Последние объясняют это отсутствием денег, иногда дорожным сбором. Встречаются, конечно, и принципиальные люди, которые не верят, что уплаченные в виде госпошлины деньги используются на ремонт и содержание белорусских дорог. 

Служебная машина ГАИ останавливается возле развязки проспект Дзержинского — проспект Жукова. Домалевский Евгений, старший инспектор ДПС ОГАИ Московского района, отмечает: особое внимание мы будем уделять автомобилям, у которых на лобовом стекле нет наклейки о пройденном техосмотре либо наклейка несоответствующего цвета. Иногда наклейки нет, но ТО в наличии.  

Автомобилей с техосмотром с каждым днем все меньше..

Правда, в случае с первой тройкой машин все как раз наоборот. Водитель Toyota ссылался на «жизненные обстоятельства и дорожный налог». «Думаю, процентов 90% водителей будут за то, чтобы вообще отменить госпошлину. Понятно, что техосмотр проходить необходимо, но иногда финансовое положение не позволяет сделать это вовремя. Наверное, возможность поэтапно, допустим, за месяц, оплачивать дорожный налог упростит жизнь многим, особенно тем, кто эксплуатирует машину не круглый год», — вкратце прокомментировал он.

Напомним, за первое такое нарушение предусмотрен штраф от 1 до 3 б. в. (от 24,50 до 73,5 рублей), за повторное в течение года — от 2 до 5 б. в. (от 49 до 122,5 рублей). Обычно если водитель соглашается с нарушением, то назначают минимальное наказание.

Девушка за рулем автомобиля Kia тоже ехала без ТО. Она явно расстроена, просит не фотографировать ее, а свое нарушение объясняет примерно так же: «Да, из-за налога, да и сам техосмотр недешевый. В сумме получается 130 рублей. Я пока без работы, у меня есть ребенок-инвалид. Сами понимаете, сразу выложить эти деньги для меня очень накладно. И не совсем понятно, как это можно будут платить помесячно… Ездишь месяц — заплати за месяц: это как-то смешно…» В приватном разговоре она обещает сделать выводы, но не скрывает, что на станцию диагностики в ближайшее время ехать не собирается, опять же, из-за нехватки денег…

У водителя Honda Insight в сертификате нет соответствующей отметки. И причина не только в дорожном налоге: «У меня поврежден передний бампер. Пока не заменю его, техосмотр пройти не смогу».

Возможность оплачивать транспортный сбор, который бьет по карману многих автолюбителей, поэтапно, мужчина оценивает скорее скептически, мол, было бы лучше, если бы тот включили в стоимость топлива: «По-моему, это было бы справедливо: если человек заправляется, значит, ездит и, соответственно, оплачивает сбор. О контроле через камеры фотофиксации я тоже слышал, и, думаю, сделать это в Беларуси реально, раз они уже "умеют" фиксировать превышение скорости. Нравится ли мне это — конечно, нет, так как связано с дорожным сбором».

Кто не заплатит — будет платить в двойном размере!

Когда четвертый по счету остановленный нами автомобиль не смог подтвердить пройденный техосмотр, стало уже не смешно. У водителя Hyundai Matrix более оригинальное объяснение: «Это машина тестя, а друг попросил отвезти его в университет, так как он опаздывает».

По мнению парня, если дорожный сбор отвяжут от техосмотра, автовладельцам будет от этого лучше. «Поскольку тесть ездит только летом на дачу, то идея "сколько катаешься — столько и плати" мне нравится. Но, опять же, если ты ездишь один раз в месяц, то зачем платить за весь месяц? — рассуждает автолюбитель. — Справедливее включить этот налог в бензин. Помню, раньше вводили акцизы на топливо, а потом все об этом забыли… Сейчас и налоги, и топливо, и базовая дорожают, что вызывает у людей негативную реакцию. Уверен, если убрать налог на дороги, многие поедут на станции. Наш Matrix техосмотр всегда проходил, правда, месяц назад закончился срок…»

С водителем Сhrysler в машине инспектора ДПС завязался долгий и эмоциональный разговор. И отнюдь не по теме техосмотра. У мужчины не было водительских прав. Как он пояснил инспектору, «не может сдать экзамены по теории в автошколе». С «бесправником» ситуация следующая: инспектор оформляет административный протокол, а наказание за первое такое нарушение предусматривает штраф от 5 до 20 б.в. За повторное в течение года — от 20 до 50 б.в. либо административный арест до 15 суток.

Поскольку владелец Сhrysler попался впервые и обещает оплатить штраф в течение месяца, его машину не отправляют на штрафстоянку. А дают возможность вызвать водителя, который доставит автомобиль до места назначения.

Мы же тем временем продолжаем наш рейд и тормозим хорошо подержанный автопром. Мужчина за рулем Audi  в годах объясняет, что «это машина тестя, а тот человек взрослый и ответственный», а значит, с документами и сертификатом ТО в данном случае все в порядке.

Водитель считает, что налог налогом, а техническое состояние автомобиля и безопасность на дороге превыше всего. «Оплата за месяц — тоже не совсем справедливо. Съездил два раза на дачу и остался там на сезон, когда кто-то ездит по 100 км в день регулярно. По-моему, самый оптимальный вариант — включить налог в стоимость топлива», — считает водитель «Ауди».

Еще один владелец аналогичной марки просрочил сертификат, так как не успел подготовить машину к ТО. «Осталось заменить только стекло, в остальном все сделал. Поскольку я дальнобойщик, на машине езжу редко и не считаю справедливым платить всю сумму сразу за год. Тем не менее платить раз в год лично мне удобнее, чем каждый раз отвлекаться на оплату налога», — пытается рассуждать мужчина. 

Какую-то закономерность — кто проходит техосмотр, а кто нет — уловить сложно. Инспекторы останавливали разные машины — и сильно подержанные, и относительно свежие.

Интереса ради тормозим Nissan X-Trail. Автомобиль допущен к дорожному движению, претензий к водителю нет. «Если будет помесячная оплата, то это упростит жизнь тем, кто ездит только летом на дачу, — высказывает частное мнение водитель кроссовера. — А с топливом все неоднозначно. Из чего складывается его стоимость, и так непонятно, поэтому лучше дорожный налог разграничивать».

По взмаху жезла останавливается Peugeot 405 1990 г.в., обративший на себя внимание отсутствием наклейки в правом нижнем углу лобового стекла. Молодой человек попадается повторно за месяц: пройти техосмотр он не может, так как площадь окраса авто другим цветом превышает положенные не более 30%. «Но это никак не влияет на безопасность дорожного движения. А так машина исправна, фары настроены, осталось только ее перекрасить и все», — комментирует он.

Отпускаем водителя и задаем инспектору каверзный вопрос: вот оштрафовали мы такого водителя, а проехав 200-300 метров, тот вновь попадется на глаза другим инспекторам ГАИ. Будет ли он повторно платить штраф? «Суть в том, что транспортное средство не было допущено к участию в дорожном движении, то есть на проезжей части его быть не должно, — разъясняет Домалевский Евгений. — Если водитель оплатил первый штраф на месте, то при повторной остановке в этот же день придется снова платить штраф. В случае, если составляется протокол об административном правонарушении, то обжаловать решение он может в течение 10 суток. На протяжении этого времени он должен будет платить по 1 б.в. за нарушение при каждой остановке ГАИ».

С новыми машинами ситуация более позитивная. Короткая проверка Geely Emgrand X7 и Lada Vesta показывает: техосмотр пройден, все документы имеются. Например, водитель Lada не из тех, кто экономит на техосмотре и госпошлине. Он уверен, что изменения в законодательстве, скорее всего, исправят положение дел в лучшую сторону, ну а пока экономическая ситуация не позволяет платить большие суммы единоразово в год.

BMW X5 2005 года выпуска оказался с пройденным техосмотром, а водитель не видит проблемы в том, чтобы платить налог и проходить ТО.

Финальную точку в нашем сегодняшнем рейде ставят девушки за рулем Renault Sandero и Toyota Avensis, которых мы останавливаем на улице Харьковской. Первая считает, что проходить техосмотр людей будут мотивировать более высокие штрафы, так как для некоторых они все равно дешевле, чем сумма, которую надо выложить за техосмотр и госпошлину. Владелица Toyota тоже может похвастать пройденным ТО, считая это делом личной ответственности. 

Хорощие новости: при перепродаже ТС новому владельцу повторно проходить техосмотр не потребуется

Всю информацию инспектор пробивает по «Кулону», который проверяет водительское удостоверение водителя, определяет его «штрафную историю». А вот чтобы сегодня проверить наличие техосмотра в случае отсутствия необходимого документа, который якобы «остался дома», сотруднику ГАИ придется звонить с телефона непосредственно в «Белгостехосмотр». 

«Что касается наказания за "забытые" документы, то специальная норма (статья 18.18 КоАП) была отменена. Тем не менее водитель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 5 ст. 18.22 КоАП РБ (иные нарушения), которая предусматривает предупреждение или штраф в размере до 0,5 б. в.», — отметил сотрудник ГАИ. 

**

Как показал сегодняшний рейд, нарушений, связанных с непройденным техосмотром, очень много, более половины опрошенных водителей не смогли предоставить сертификат ТО. Причины у всех разные: забыл, не успел, нет денег на ремонт, но большинство водителей ссылались на тяжелое финансовое положение и тот самый дорожный налог, из-за которого они проезжают мимо станции диагностики.

Многие автовладельцы также болезненно воспринимают необходимость оплачивать госпошлину, так как не верят, что деньги отправятся на ремонт и содержание дорог. Тем не менее новость о том, что оплату госпошлины за пользование дорогами отвяжут от прохождения техосмотра, многие белорусы восприняли позитивно. В репликах автолюбителей сквозило вопросом «А почему же этого не сделали раньше?»

Людей по-прежнему волнует тема высоких ставок дорожного сбора. Но об этом речь не идет, в правительстве говорили только о возможности оплачивать его помесячно и обещали задействовать камеры фотофиксации. Впрочем, каким будет финальный проект решения по данному вопросу, станет известно до 1 февраля 2019 года.

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите в кабинет

Из-за постановления номер 850 мы больше не публикуем комментарии неавторизованных пользователей. Извините за неудобства.

Войти...
comments powered by HyperComments

Где и каким способом Вы покупаете зимнюю резину?

Всего проголосовало: 6 166