Если гвоздь в колесо.. Ремонт покрышки у обочины, или запаска одна, и ту спустило

  • 14 ноября
  • Просмотров 14810

Свой первый прокол покрышки я поймал лет восемь назад где-то в окрестностях Ярославля. Ситуация была каноническая: тихий вечер, безлюдный проселок и обреченные попытки вызвать помощь по мобильнику. Запаской мой видавший виды Fiat уже пожертвовал парой сотней километров ранее, и, чтобы ехать дальше, нужно было найти еще одно целое колесо...

Специфическую помощь нам оказали в ближайшем поселке: веселый механизатор влил в поврежденное колесо четыре баллона монтажной пены, после чего пригласил меня с товарищем на свадьбу своей племянницы. Мол, пена все равно должна застыть. К моему удивлению, спустя сутки ехать на этом оказалось очень даже возможно. Сегодня вместе с коммерческим директором сети шинных центров Мишлен – ОДО «Колесоплюс» Дмитрием Циулей мы разберем подобные нештатные ситуации, которые случаются с колесами в дороге, а заодно обсудим методы и оборудование, необходимое для их устранения.

Как дотянуть до шиномонтажа 

Моего собеседника история, рассказанная вначале, хоть и позабавила, но не удивила. Опытный специалист, не один год проработавший с колесами, он сам видел подобных ситуаций без счета. И пусть мой первый вопрос кому-то покажется банальным, задать его все-таки надо:

— Дмитрий, как водителю определить, что он пробил колесо, если на борту нет датчиков давления и подобных приборов?

Практически все современные автопроизводители оснащают машины датчиком давления шин, — отвечает специалист. — Он будет сигнализировать, если какое-либо колесо начнет «травить» (спускать воздух). Но в машинах, где их нет, ответственность целиком ложится на водителя. Опытный автомобилист знает, что прокол переднего колеса всегда будет тянуть руль в свою сторону, потому что сопротивление качению у спущенной шины намного больше. Только почувствовали это — лучше сразу же съехать на обочину, остановиться и все проверить. А вот прокол задних колес определить сложнее. Машина в этом случае начинает вилять задом только на сильно спущенных шинах, поэтому и сжигают их намного чаще.

За годы своей работы Дмитрий научился с ходу определять такие вот моменты даже со стороны. Каждую неделю он встречает на дороге 5-6 водителей, терпящих бедствие и не подозревающих об этом. К сожалению, не все адекватно реагируют, если им об этом сигнализировать: многие поднимают палец вверх и едут дальше… Но есть и те, кто останавливается, пытается предпринять какие-то меры.

— Что же делать водителю, обнаружившему прокол?

В идеале нужно поставить запаску и двигаться в сторону ближайшего шиномонтажа, — повторяет прописную истину мой собеседник. — Но ведь за раз проколоть можно и два колеса, а может и запаски не быть. В таких ситуациях спасает «полевой ремкомплект», или «набор жгутов». Он и сейчас весьма популярен среди водителей мусоровозов и строительного транспорта, чьи колеса часто ловят гвозди, саморезы и проволоку. Если бы они с каждым своим проколом ездили на шиномонтаж, то времени на работу у них просто бы не оставалось.

Дмитрий Циуля авторитетно заявляет, что польза от такого ремкомплекта огромная. Благодаря двум видам шила, паре-тройке жгутов и специальному клею отремонтировать прокол шины в полевых условиях сможет даже хрупкая девушка (хотя в подобной ситуации ей практически всегда помогут мужчины). Самым сложным на этом этапе является точное определение места прокола вашего колеса. Если отверстие, которое травит воздух, небольшое, велик риск проделать еще одно. Как же его найти?

— Почти всегда это можно услышать, надо только отъехать в тихое место и заглушить двигатель, — советует Циуля. — Если колесо уже сильно спустило, то подкачали его насосом или компрессором и снова прислушались. Раз шипит, провели рукой, почувствовали, откуда бьет струя воздуха. Если ничего не происходит, значит, колесо обращено проколом к земле. Надо чуть проехать вперед, повторить процедуру. В пасмурную погоду это сделать еще проще: двинулись к луже, облили колесо водичкой, увидели пузыри на поврежденном участке резины. Для этого можно еще использовать омывайку — пузыри будут лучше видны.

Как только место прокола удалось установить, нужно расширить его винтовым шилом — оно подравняет края отверстия и оборвет нити корда, мешающие загнать в него жгут. Потом резиновая полоска захватывается «усатым» шилом. Дальнейший процесс можно уложить в три слова: вставил/провернул/достал. Даже если снаружи колеса после этого останется торчать хвост — не беда, дорога все отшлифует. А сам жгут загерметизирует прокол наподобие пробки.

— Стоит такой ремкоплект не таких уж больших денег, — говорит Дмитрий, собирая по розничному прейскуранту шинную аптечку. — Если не хотите, чтобы шило обломилось при контакте с колесом, не стоит покупать инструмент из порошковой стали. Профессиональные шила, с которыми работаем мы, обойдутся в 8 и 9 рублей. Самые дешевые жгуты — рыжие, по 50 копеек штука. Они сделаны из вспененной резины с текстильным кордом внутри. Клеить такую пробку не нужно, но она временная и со временем может отвалиться. Синий жгут более качественный, со стальным кордом, стоит по 2,5 рубля. Он более плотный, и перед применением его необходимо обмакнуть в особый клей (4-6 рублей за тюбик), зато такой ремонт избавит вас от внепланового посещения сервиса.

 

— Продаются также специальные герметики для проколов. Но у них есть неприятная особенность — они не переносят температуры хранения ниже 0Сº. Если возить этот герметик все время в багажнике, он переживает очень много циклов охлаждения/нагрева и быстро приходит в негодность. К тому же этот вариант недешёвый: качественный герметик потянет от 20 до 60 рублей,добавляет специалист.

Все это, конечно, любопытно. Но все мы люди, а значит, уверены, что все плохое случается с другими, только не с нами. Поэтому о различных ремкомплектах, герметиках и прочих важных штуках вспоминаем, оказавшись посреди дороги со включенной аварийкой и проколотым колесом. А то и вообще где-нибудь в поле. Как помочь себе в такой ситуации, если под рукой из инструментов только домкрат и балонник?

— Тут важно место прокола загерметизировать, — отвечает Дмитрий Циуля. — Бывалые водители грузовиков всегда на такой случай возят с собой жменю болтов-саморезов. Главное, опять же, попасть этим болтом в место прокола, а не проделать в колесе другое отверстие. Такая езда шину заметно ослабит, но что еще делать, если едешь из Казахстана в Россию и на 1000 км вокруг нет вообще ничего…

Помянув мою историю с монтажной пеной, Дмитрий рассказал, что тоже проводил такой опыт. На случай прокола те же мусоровозы используют специальную полиуретановую пену. В отличие от простой монтажной, эта, затвердев, не сжимается. Но и держать давление может только при очень низкой скорости движения. К тому же ей надо время, чтобы застыть.

 Некоторые диванные эксперты на интернет-форумах советуют залепить прокол обычной жвачкой и вроде бы даже не шутят…

— В своей практике с подобным я еще не сталкивался, — улыбается мой оппонент. — Допускаю, что это может сработать лишь в том случае, если ее нанесли на внутреннюю поверхность колеса и нагрели. Тогда она затечет в прокол и загерметизирует его. Но разбортировать колесо без спецоборудования довольно сложно. К тому же водителей, которые возят с собой монтировку в машине, почти не осталось. А тот, у кого она при себе, почти всегда и запаску исправную имеет. Так что этот способ «ремонта» точно не для них.

Старая запаска, дырявый вентиль 

Если читатель гордо расправляет плечи, довольный собой от того, что в его машине запасное колесо имеется, пусть подумает дважды. Не всегда и оно сможет ему помочь в критический момент. И дело не только в возрасте резины, но и вообще в ее соответствии данной модели авто.

Опросите 100 человек, когда они последний раз проверяли давление в запасном колесе своего автомобиля, и 99 из них ответят, что никогда, — заявляет Дмитрий Циуля. — Я сам начал это делать только после того, как на чужой машине прокололось колесо, а заменить его было нечем. А если вы покупали машину на вторичном рынке, скорее всего, запаска в ней будет не заводская, а случайная. Тут нужно убедиться, что она соответствует вашему типоразмеру, накинуть ее на ось и посмотреть, садится ли диск на ступицу. Если все хорошо, то просто не забывайте ее подкачивать время от времени.

 А как часто следует вообще проверять давление в шинах? И где?

— Одного раза в месяц будет достаточно. Если много ездите, то лучше сделать это дважды. Дешевым манометром делать это не советую, потому что каждый раз он будет показывать разные данные. Нелицензированный шиномонтаж здесь тоже не поможет — на таких точках обычно используют самое бюджетное оборудование. Лучше сделать это аппаратно, на заправочной станции. Там внутри колонки стоят качественные датчики. Ну или купить хороший манометр за $20-40. Потому что плохим манометром вы рискуете перекачать либо недокачать свои шины.

— И чем же это вообще чревато?

— Когда колесо нормально накачано, оно касается поверхности дороги всей площадью рисунка протектора, — говорит специалист, прижимая для наглядности к столу кусок покрышки. — А если мы недокачиваем колесо, его середина больше не касается дорожного полотна, а боковины начинают играть из-за усиленной деформации корда. В результате выгорает весь внутренний герметизирующий слой, который не даёт колесу выпускать воздух.

— Если же шина перекачена, — продолжает Дмитрий Циуля, загибая края образца, — то она, наоборот, едет только на внутренней части. Это сказывается на экономии топлива (все участники экоралли сознательно перекачивают колеса, чтобы уменьшить сопротивление качению), но это существенно сказывается на управляемости. Ведь колесо едет в лучшем случае лишь на 50% протектора. К тому же рисунок протектора большинства современных шин ассиметричен, и те «плечи», которые отвечают за сопротивление в повороте, могут быть вообще не загружены. В итоге колесо не едет, как нужно, хотя водитель на это рассчитывает.

 А как часто нужно менять вентили на колесах?

— По состоянию. В зависимости от качества. На сервисе «Колесоплюс» вам будут рекомендовать менять дешевый китайский вентиль каждый сезон. Большинство из них резиновые, и старятся они соответственно. Можете ради интереса взять свой на излом и убедиться — там будет сеть микротрещин! А ведь герметизирует вентиль именно своей "юбкой". Качественный прослужит 3-4 сезона. А металлический разборный легко отходит и 5-7 лет. Единственное, что можно посоветовать владельцам таких вентилей, — это ставить пластмассовые колпачки вместо латунных. Дело в том, что при контакте стали с латунью образуется гальваническая пара, вследствие чего, металл подвергается коррозии, которая, в свою очередь, уничтожает сам вентиль. Беда в том, что в таких местах часто установлен датчик давления. Предпочитаете колпачки из латуни – что ж будьте готовы заменить и его через пару сезонов. Поломка происходит в тот момент, когда пытаешься открутить хромированный колпачок. Золотник остается у в руках, а вместе с ним и перспективы покупки нового вентиля с датчиком, а это $40-$120 дополнительных затрат.

— К тому же красивые колпачки могут просто украсть, — развивает тему Дмитрий. — Если вы не сразу это заметите, а обычно именно так и происходит, то в процессе езды внутрь обязательно попадет песок. Одной песчинки достаточно, чтобы золотник начал медленно стравливать воздух. К нам часто приезжают люди с такими проблемами. А зимой, когда попавшая внутрь вода замерзает и расширяется, колесо может полностью спустить за ночь.

Полноценный ремонт

 

После того, как вы все же доехали до шиномонтажа, специалисты оценят уровень повреждения и сразу определят, нужно ли ремонтировать шину или дешевле будет приобрести новую. Ведь помимо прокола колесо можно еще разрезать или разрубить.

— Здесь все зависит от того, как именно разрублена шина, — рассказывает специалист, нанося мелом возможные повреждения для наглядности. — Порез поперек колеса, то есть по радиали, без проблем лечится. Но травма вдоль шины, по аксиали, критична даже на 15 мм. Ведь суть в том, что повреждается сразу 10-12 нитей каркаса, а не 3-4, как по радиали, а это почти всегда фатально. Такие шины мы называем "трупами". 

— Самая ремонтопригодная зона — это протектор, — продолжает ликбез Дмитрий. — «Плечо» — это часть шины, отходящая на пару сантиметров в обе стороны от края протектора. Боковина самая тонкая часть шины, и имеет всего 1-2 нити жесткости, в отличие от протекторной части, где их количество может составлять 4-5.

Конечно, для грузовой или спецтехники, где стоимость одной шины может превышать несколько тысяч долларов, любой возможный ремонт годится. С ними проводится и вулканизация, и укрепление силовыми элементами. А вот для легковой шины зона в 5 см от бортового кольца считается не ремонтопригодной  там очень плотный массив резины и металла, который очень сложно ужать. Это наверняка значит, что вулканизация пройдет неправильно.

— Пластырь — это ремонтный элемент, который представляет собой кусок резины с кордом, — сообщает Дмитрий, демонстрируя вовсе не медицинский кусок пластыря размером с половину ладони. — Он закрывает поврежденный участок и принимает на себя его функции. Чтобы правильно его установить, надо зачистить шлифовальной машиной зону повреждения, обработать ее клеем и нанести ремонтный элемент. С ним колесо прослужит столько же, сколько и целое.

— Безусловно, оценивать необходимость ремонта колеса следует через призму его целесообразности, если это не мелкий прокол протектора. Хочу отметить, что правильный выбор производителя и модели шин может и вовсе нивелировать те неприятности, которые случаются на дороге. Например, при покупке шин Goodyear в нашем интернет-магазине вы получаете расширенную гарантию. Это значит, что случись прокол, порез, вздутие колеса в период гарантийного срока — вам его бесплатно заменят или отремонтируют, даже если колесо вышло из строя по вине водителя. А если повезет — можете еще и призы выиграть! Как раз сейчас у нас проходит рекламная игра среди всех покупателей интернет-гипермаркета шин kolesoplus.by. Каждый желающий может принять участие в ней, а при покупке шин премиум-брендов вдобавок гарантированно получить профессиональный шиномонтаж в подарок! 

Помните — от шин во многом зависит ваша безопасность. Случилась неприятность — не стесняйтесь попросить совета наших экспертов! Будьте внимательны на дорогах. Берегите себя! И, как говорится, «ни гвоздя, ни жезла»!

Фото: Дмитрий Сочивко

Читайте также:

Максим Козлов
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите в кабинет

Из-за постановления номер 850 мы больше не публикуем комментарии неавторизованных пользователей. Извините за неудобства.

Войти...
comments powered by HyperComments

Где и каким способом Вы покупаете зимнюю резину?

Всего проголосовало: 6 169