Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Кручу-верчу, заработать хочу! Чем профессиональный шиномонтаж отличается от «гаражного»

  • 25 октября 2018
  • Просмотров 13524

Ноябрь — самый холодный и горячий месяц одновременно. Самый холодный он для летних шин, которые значительно теряют в своих эксплуатационных характеристиках уже при температуре ниже +8°С, а в большинстве регионов нашей страны этот период уже гарантированно означает первые заморозки. Самый же горячий он для работников шиномонтажа, которые неустанно «переобувают» машины в преддверии зимнего сезона. Пока ноябрь еще на подходе, мы решили узнать, где лучше менять шины — в гараже у «дяди Васи» или на профессиональном шиномонтаже. Разобраться в этом вопросе нам помогли представители официального импортера легковых и грузовых шин — ОДО «Колесоплюс», признанные эксперты известных шинных брендов Michelin и Goodyear.

День сурка, чувство юмора, экономные клиенты

Компания занимается не только поставками и оптово-розничной продажей грузовых и легковых шин известных производителей, но также оказывает шиномонтажные услуги. В Минске работают несколько шинных центров, в два из которых мы лично заехали, чтобы посмотреть, как там кипит работа в канун сезона.

В первом центре, который больше специализируется на грузовом шиномонтаже, на «переобувку» прибыли и несколько легковушек. Видимо, водители решили сменить летние шины заблаговременно, чтобы не стоять длинные очереди, когда по традиции наступит «день жестянщика». Да и коммерческий директор компании Дмитрий Циуля прогнозирует, что через неделю для шинников начнется так называемый день сурка, который продлится до середины декабря. И это несмотря на то, что закон четко определил: 1 декабря на колесах всех автомобилей должна быть зимняя резина.

На удивление, обстановка у ребят за шиномонтажными станками пока веселая и непринужденная. Вот один из работников Денис, когда-то в прошлом учитель начальных классов, а теперь шиномонтажник с богатым опытом, ловко крутит гайки на кроссовере Renault Duster. Через мгновение он виртуозно катит перед собой два колеса. Не успели мы оглянуться, как крепкий мужчина уже снимает ниппель и спускает воздух из шины, после чего отжимает покрышку. И все это время он успевает шутить, широко улыбаясь во все 32 зуба. 

Правда, хватает в этой работе и рутины, и цейтнота в самый загруженный период сезона. Кажется, шинонтажники не успевают ни поесть, ни даже воды попить. Но Дмитрий тут же вносит ясность. Мол, поздней осенью шинные центры действительно загружены максимально. Зимний сезон тем и отличается, что переживает всплеск клиентов дважды — с первым снегом или гололедом и в день Х, а также в течение первой недели после него, когда водителей начинают штрафовать за летние шины по букве Закона.

При этом на шиномонтаже избегают сумасшедших очередей и стараются работать по записи. При таком раскладе в день «переобуваются» в среднем 20−25 машин, на каждую уходит примерно с полчаса, а сотрудники работают строго с 9 до 20.00. Но вывести из себя даже очень доброго и спокойного шиномонтажника очень легко. Достаточно приехать с первым снегом на сервис, где собрались такие же опоздавшие, и потребовать, чтобы тебя обслужили за две минуты.

«Чувство юмора в работе всегда помогает», — объясняет Дмитрий и проводит мини-экскурсию по площадке, где большая часть отведена под грузовой шиномонтаж. 

Но на легковушках сюда приезжают тоже. И на стареньких иномарках, которые боязно поддомкрачивать, и на премиальных внедорожниках. «Случаются парадоксы, когда владельцы стареньких машин ставят Michelin, а на BMW Х6, наоборот, просят самые дешевые шины ноу-нейм бренда. Так и хочется у них спросить: "А сколько стоит метр вашего капота?"» — вспоминает курьезные случаи представитель компании.

И это уже не говоря о тех, кто хочет «обуть» колеса» в изъезженные практически в ноль покрышки. «Зимняя шина считается непригодной при остаточной высоте протектора 4 мм или превысив зимний индикатор износа. И мы периодически отказываем клиентам в установке шин, эксплуатация которых в зимний сезон запрещена как законодательно, так и производителем. Однако ГАИ до сих пор не администрирует вопрос "профпригодности" зимней резины, если только не будет видно невооруженным глазом, что она совершенно "лысая". На гаражных шиномонтажах, напротив, "переобувают" машины в любые шины вопреки здравому смыслу и не предлагают водителю задуматься о своей безопасности. Хотя даже самая дешевая резина неизвестного бренда будет гораздо лучше изношенной покрышки именитого производителя», — рассказывает Дмитрий Циуля, плавно переходя к тому, чем отличается «правильный» шиномонтаж от «неправильного».

«Правильный» шиномонтаж и гараж у дяди Васи

По мнению нашего собеседника, первая «лакмусовая бумажка» — это клиентура. Если шиномонтаж постоянно пустует, значит, скорее всего, с качеством услуг там просто беда. Интереса ради проехались по нескольким частникам, обратили внимание на неухоженные гаражи, подъезд к которым, мягко говоря, затруднен. А один из шиномонтажей, который, казалось бы, еще вчера работал, уже зарос плющом и, судя по надписи, переехал в другое место. 

«Во-первых, шиномонтажник должен быть трезвым, — улыбается Дмитрий и перечисляет, на что следует обратить внимание. — Ровная заасфальтированная площадка, качественное оборудование, проходящее техобслуживание, и многое другое». Но это всего лишь внешние маркеры. Если копнуть поглубже, то отличия между гаражниками и профмастерскими на самом деле куда серьезнее. Взять хотя бы то, что на гаражах банально могут забыть проверить затяжку колесных гаек динамометрическим ключом.

«Иногда это делают с помощью пневматического гайковерта, что недопустимо, за исключением инструмента, который позволяет установить определенный момент затяжки. Правда, в Минске я такое мало где видел, — подчеркивает наш собеседник. — В основном на хороших шиномонтажах используют балонный либо динамометрический ключ. И это показатель отношения к работе и качеству услуги».

И это еще не все. Помимо этого, в некоторых гаражных мастерских могут злоупотреблять продажей вентилей без надобности. А еще есть спорный момент, связанный с накачкой шин азотом, которую могут преподносить как дорогостоящую услугу. «То, что она не навредит резине, — это абсолютно точно. Есть утверждение, что азот предпочтительнее воздуха из-за снижения коррозии дисков (в азоте, в отличие от обычного воздуха, нет воды), правда, даже на личном опыте я не ощутил значимых преимуществ», — упоминает Дмитрий.

С ценообразованием ситуация следующая. В сезон цены на шиномонтажах соревнуются в скорости падения с прайс-листами многочисленных конкурентов. «Мы в свою очередь относим себя в средний ценовой сегмент. Поездка в так называемые "шиномонтажки", которые растут, как грибы, и исчезают по окончании сезона, в погоне за дешевой ценой чревата последствиями. Раз — вы получите некачественные услуги. Второе — возможно, испорченные диски, шины и, что еще хуже, испорченный кузов. За подобные риски хороший шиномонтаж всегда несет ответственность, — объясняет Дмитрий Циуля. — У нас каждому покупателю дадут чек, акт выполненных работ, а с юрлицами мы работаем по безналу, позволяя им включить НДС в свои затраты и по факту оказаться в выигрыше. А еще можно существенно сэкономить, приобретя комплект покрышек брендов Goodyear, Michelin, Continental, Nokian или Pirelli, и вам бесплатно "переобуют" машину. Кстати, пользуясь случаем, отмечу, что сегодня при заказе любой шины в нашем интернет-магазине kolesoplus.by каждый покупатель может принять участие в розыгрыше 1 тонны топлива и других призов. Сегодня уже определены 42 победителя, а впереди еще 84 приза и главный розыгрыш. Всю информацию можно прочитать на сайте рекламной игры».

Динамометрический ключ — ключ к успеху

К примеру, один из клиентов — водитель Skoda Rapid Андрей, приезжающий на этот шиномонтаж не первый год, — не скрывает, что качество услуг и гарантия на них лично его устраивают на все 100%. Ставить он будет новые зимние шины Pirelli 185/65 R15. Поэтому решаем понаблюдать за процессом «переобувки» своими глазами.

Перво-наперво шиномонтажник ослабляет болты и приподнимает автомобиль над землей, используя подкатной гидравлический домкрат.

«Обратите внимание, у каждого автомобиля есть штатные места для поддомкрачивания и поднимать его следует строго за них. Кроме того, чтобы исключить заломы порогов, есть специальная резиновая шайба, но она очень быстро изнашивается. Даже если использовать кусок резины в качестве подкладочного материала, этого будет достаточно», — попутно комментирует действия шиномонтажников Дмитрий.

Болты могут откручиваться с помощью пневматического гайковерта или обычным балонным ключом. «В любом случае в процессе откручивания болтов есть вибрация и можно поцарапать внутреннюю поверхность литых дисков, поэтому лучше всего использовать пластиковую накладку», — разъясняет наш собеседник.

После снятия колеса его нужно обязательно почистить или помыть от грязи. Поскольку диски в большинстве своем алюминиевые, то они коррозируют в местах соприкосновения со сталью, особенно под влиянием дорожных реагентов и нагревания ступицы в процессе торможения. Иногда приходится ставить водителей перед фактом, что диск окислился и его следует заменить. Дальнейшая эксплуатация диска в таком состоянии крайне не рекомендуется.
Также необходимо обращать внимание на состояние и высоту посадочных полок легкосплавных дисков, т.к. они зачастую изнашиваются и могут повредить покрышку. И следует помнить: при недостаточной высоте борта всегда есть риск, что шина может сойти с диска. Последствия — мгновенная разгерметизация шины, которая может привести к ДТП.

Если же он прошел визуальный контроль, то уже в цеху колесо укладывают на монтажный стенд, спускают его и поддевают специальной лапкой один край покрышки, а когда колесо раскручивается, шина снимается с обода по всей окружности. «Посмотрите, съем шины с диска проводится на шиномонтажном станке, где есть защитные пластиковые накладки в зажимах диска», — обращает наше внимание на важные нюансы Дмитрий.

После зачистки обод покрывают защитным герметиком с целью предотвращения коррозии и утечки воздуха в постмонтажный период. Чтобы проверить диск на биение обода, его без шины устанавливают в балансировочный станок: если биение есть, то нужно править или заменить диск — иначе балансировка бессмысленна, и об этом тоже информируют автовладельца.

Монтаж резины — это обратный процесс. Покрышку смазывают специальной монтажной пастой, действующей наподобие герметика и создающей благоприятные условия для процесса монтажа резины. Потом покрышка накачивается, расправляясь с характерным хлопком. Давление, которое надо поддерживать в колёсах, указано в инструкции по эксплуатации автомобиля и (обычно) на наклейке в дверном проёме. А, к примеру, в Skoda на лючке бензобака. И в основном шиномонтажники спрашивают об этом у водителя.

Перед установкой колеса есть еще этап балансировки. Колесо надевается на станок, а работник вводит значения — диаметр диска и его ширину. Колесо раскручивается, и компьютер сам определяет, где должен быть установлен дополнительный грузик и какой он должен быть по весу. Они подбираются в соответствии с ГОСТом, иначе грузики могут потеряться во время движения и возникнет дисбаланс колеса.

«По-моему, нехватка 100-граммового груза равносильно биению по колесу килограммовым молотком с частотой 2000 ударов в минуту. Так что в первую очередь в случае дисбаланса страдает подвеска, также это влияет на неравномерный износ покрышки, а в особо запущенных случаях при езде ощущается дискомфорт, когда бьет в руль. На топливной экономичности дисбаланс если и сказывается, то в крайне малой степени», — разъясняет Дмитрий.

А вот камешки, застревающие в прорезях блоков протектора шин, по мнению специалиста, мало влияют на качество балансировки колеса. Другое дело, если камень плотно засел в канавке протектора, то с каждым оборотом колеса во время движения тот может разрушать каркас резины, но никак не спровоцирует дисбаланс. «Польза в том, чтобы педантично выковыривать эти камешки из протектора, действительно есть: водитель досконально осмотрит шину и, возможно, найдет в ней гвоздь», — с улыбкой комментирует Дмитрий.

На финише колесо устанавливается, вручную наживляется крепеж. Далее он затягивается динамометрическим ключом, установленным на определенный момент затяжки. По сути, в базовый комплекс шиномонтажных услуг входят монтаж, демонтаж, накачка, балансировка, снятие и установка колеса на ступицу.

Проехал на спущенном колесе — в гарантии откажут

Потребительский экстремизм в шинной сфере, увы, тоже имеет место быть. Если говорить о гарантии, то обычно производитель дает ее на 5 лет начиная с даты производства покрышки, а шинники с момента продажи — не менее года.

«Но мы всегда идем навстречу клиенту и принимаем рекламацию даже по двух-трехлетней шине, — отмечает Дмитрий и припоминает недавний случай. — По гарантии привезли четыре шины Goodyear R20. Владелец сказал, что они стали трескаться сами по себе. Понятно, что предстоит экспертиза, хотя и невооруженным опытным глазом видно, что водитель ездил с явной проблемой в рулевом управлении. Следовательно, случай признают негарантийным. Как правило, в 99,9% случаях шины выходят из строя вследствие неправильной эксплуатации».

По словам Дмитрия Циули, в месяц по рекламации к ним обращаются в среднем 40-50 человек. Однозначно отказывают тем, кто ездил на спущенных колесах — как следствие, по всей наружности боковины образовались трещины и появились явные следы от перегрева, а также в случаях с порезами шин и дефектами резины из-за перегруза авто.

«А еще на шины Goodyear размерности от R17 у нас действует расширенная гарантия: это значит, что автовладелец застрахован от любых повреждений покрышки этого бренда, даже если они произошли по вине водителя. Как бонус — бесплатный ремонт или замена шины в течение года», — напоминает представитель компании.

Однако бывают ситуации, когда шины по гарантии все-таки меняют. «Вот сейчас у нас есть шина с пятнышком — видимо, мусор или сгусток резины попал в пресс-форму, и в этом месте она не пропеклась. Или крайне редко, но из-за нехватки нитей корда каркаса вследствие сбоя на производстве на боковине образуется "булка". В год мы меняем где-то 50-70 шин по самым разным причинам», — комментирует Дмитрий.

Шины можно испортить и после поездки в гараж «дяди Васи». Допустим, если колесо не садится на борт, ни в коем случае нельзя накачивать его бензином либо эфиром, так как любые нефтепродукты разрушают внутренний слой покрышки, который герметизирует колесо. И пусть такая взрывная накачка шин однозначно запрещена, тем не менее ее повсеместно используют на некоторых шиномонтажах.

«Иногда пытаются без станка монтировать колесо, что, конечно, возможно при наличии сноровки и специальных инструментов. Но чаще всего происходит повреждение борта и внутренних частей шины. С такими последствиями, увы, к нам приезжали клиенты, и это, естественно, негарантийные случаи», — говорит о наболевшем наш собеседник.

Ремонт шин: «заштопать» многое можно, но не все 

А вот повреждения шин сегодня далеко не приговор. Если они находятся в ремонтной зоне в рамках технологии, то хорошие шиномонтажи предложат восстановление. «Многие боятся боковых порезов, хотя на самом деле многое зависит от того, насколько глубоко и под каким углом разрезана боковина. Если шина повреждена вдоль, от борта к протектору, зачастую она легко ремонтируется. Если поперек, то крайне мало шансов на выживание покрышки. В целом любые повреждения, превышающие ремонтный размер в зависимости от типоразмера, являются фатальными. Самая ремонтопригодная часть — это протектор. Сроки эксплуатации восстановленной шины не изменяются, разве что она "слетает" с гарантии, — поясняет специалист. — Бывает водитель попадает в яму, в результате чего образуется вздутие. По технологии такая шина должна утилизироваться. Правда, иногда владельцы просят отремонтировать ее, чтобы доездить сезон и выбросить. Тогда ставится грузовой ремонтный элемент, укрепляется проблемная часть шины. И в таком случае предпочтительно поставить такую покрышку на заднюю ось, если автомобиль переднеприводный».

Если с шиной все в порядке, то она нуждается только в правильном хранении в межсезонье. «Специальные полироли, конечно, продлят жизнь покрышке, но важнее содержать шины подальше от прямых солнечных лучей и там, где прохладно и сухо. И шины все же не так "боятся" перепада температур, сколько ультрафиолета. Колёса в сборе лучше хранить подвешенными, а без дисков — стопкой. Также следует поддерживать правильное давление, — просвещает Дмитрий Циуля. — И, как ни странно, хорошее техническое состояние автомобиля — это тоже забота о шинах. Ведь из-за неправильной настройки развал-схождения получается неравномерный износ покрышек, а вследствие неисправности подвески покрышка испытывает перегрузку от ударов на кочках, что способствует образованию на ней вмятин и бугорков».

**

В завершение разговора хотелось бы еще раз оговориться о некоторых нюансах. Если по утрам трава хрустит от инея, а среднесуточная температура опустилась ниже 8 градусов по Цельсию, значит, пришло время менять резину на зимнюю. Наличие грыжи, пореза, прокола — всё это должно вовремя находиться и устраняться. Ну и следите за износом. Индикаторы износа на любых шинах имеют стандартную высоту в 1,6 мм, в то время как зимняя шина считается непригодной при остаточной высоте протектора 4 мм. Помните, безопасность начинается с колес. Поэтому позаботьтесь, чтобы они были максимально цепкими и надежными. 

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments