Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

«Прошло 50 лет, а пороги родные!» Кому нужен «Москвич-408», переживший советскую эпоху?

  • 3 октября 2018
  • Просмотров 17512

Некоторые покупают машины за их красоту, некоторые — за мощность двигателя, иные — за практичность и статусность. И много чего еще. Но есть и такие энтузиасты, которые не жалеют денег на старое авто, потому что такой раритет уже часть автомобильной истории. «Москвич-408» — как раз из таких. В далеком 1964 году, когда еще не было «Жигулей», с конвейера сошла новая модель. Сперва выпуск был налажен на МЗМА (с 1968-ого АЗЛК), а затем, спустя два года, и на Ижмаше. И хотя прошло уже более полувека, некоторые из этих машин до сих пор в строю, другие безропотно пылятся в гаражах. Но  экземпляру, который оказался у нас в руках, считай, повезло.

Конечно, сама идея заиметь 408-ой в качестве ретро-кара может показаться сомнительной, особенно для тех, кто не застал эпоху тех машин. В старомодном кузове, с четырьмя фарами и вертикальными задними фонарями, а также рычагом КПП на рулевой колонке… Кому захочется возиться с таким «старичком»? Но для Алексея Мухлаева это семейный автомобиль из детства, особая ностальгия.

На таком же "Москвиче" ездил Шеф из кинофильма "Бриллиантовая рука"

Четырехглазый Москвич

Плюс ко всему, это тот самый Москвич, на котором катался Шеф в знаменитой советской киноленте «Бриллиантовая рука». В рубиновом цвете, с таким же салоном, только с багажником на крыше. Вообще, «Москвич» в 60-х годах был единственным в СССР общедоступным семейным автомобилем. При этом и в Москве, и в Ижевске создавались спецверсии под советского и «забугорного» потребителя. Общеизвестно, что более половины выпускаемых тогда «Москвичей» продавались не для советских граждан, а шли на экспорт.

На радиаторе красуется эмблема с буквами МЗМА. С конвейера Московского завода этот автомобиль сошел в 1968 году

Сегодняшний экземпляр — это и есть та самая экспортная модификация, маркированная как 408Э и реализуемая в странах Европы под разными именами. К примеру, во Франции как Moskvitch Elite («Элит») или Elita, так как номера с нулем посередине (вроде 404, 405, 408 и т. д.) были законодательно зарезервированы фирмой «Пежо» для своих моделей. В Болгарии модель собиралась под обозначением «Рила» 1400, а в Бельгии была известна как Scaldia 1400 или Scaldia Elita.

«Считалось, что экспортная версия отличалась наличием четырехфарной системы освещения и радиолы, недоступной для советских автомобилей. С 1968 года автомобиль получил салон с раздельными передними сиденьями, мягкие накладки на торпедо, а позднее, в 412-ой модели, подрулевой переключатель коробки передач сменился напольным рычагом», — рассказывает Алексей Мухлаев, на пару с нами разглядывая «Москвич», который в 60-е годы был сконструирован в американском стиле.

Считалось, что экспортная версия 408-ой модели отличалась наличием четырех фар 

С 1968 года в салоне появились раздельные передние кресла, а на торпедо — пластиковые накладки

Рычаг КПП первое время размещался на рулевом колесе, а позднее сместился на пол 

Хвостовые кили с вертикальными фонарями, плоская крыша, решетка радиатора по мотивам Chevrolet Impala, футуристичный интерьер — при тогдашней монополии советского автопрома автомобиль имел очень современный внешний вид.

До 1969-ого 408-ая модель сохраняла кузов образца 1964 года — с круглыми фарами и вертикальными задними фонарями.

Что касается силового агрегата, то под капотом стоял «расточенный» карбюраторный двигатель от модели М-407 объемом 1,3 литра (а точнее – 1 358 куб. см) и мощностью 50 л.с. Такой агрегат-тихоход мог развивать максимальные 120 км/ч, но впоследствии, в 1967-ом, его заменили на более надежный полуторалитровый двигатель, который ставился на модернизированную модель «412». Однако версия со старым мотором тоже оставалась в производстве еще 15 лет.

Под капотом карбюраторный двигатель объемом 1,3 литра и мощностью 50 л.с.

15 лет в гараже, почти 70 тыс. км пробега

Такой же четырехглазый «Москвич», предназначенный для экспорта в страны Европы, когда-то находился в семье Алексея. Поэтому, когда он случайно увидел на одном из российских сайтов объявление о продаже 408-ой модели, не удержался. Ведь с этой машиной у него связаны теплые ностальгические воспоминания.

В семье Алексея был точно такой же "Москвич", но его продали лет 12 назад...

«Дедушка был военным. Ушел на пенсию в звании полковника и получил такой автомобиль за выслугу лет по купонам в 1968 году. Экспортный вариант в красном цвете, возвращенный по рекламации, он случайно увидел в гараже и сразу забрал. Лет 12 назад мы продали "Москвич", а вместо него купили Toyota Corolla, — с нотками сожаления в голосе говорит Алексей. — Прекрасно помню те времена, когда начали появляться "Жигули" — "копейки", "двойки", "тройки". А "Москвич" стал терять престиж, хотя в годы его производства эта модель считалась очень удачной и перспективной и пользовалась завидной популярностью как внутри Союза, так и практически по всей Европе».

В Подмосковье за этот "Москвич-408" с пробегом почти 70 тыс. км просили 1200 у.е. 

«Четыреста восьмой» настолько сильно запал в его душу, что спустя многие годы Алексей вынашивал в мыслях идею восстановить модель родом из СССР. В итоге ему достался аппарат полувековой давности с пробегом почти 70 тысяч км и оригинальным салоном. «Почти все время эта машина находилась в Мытищах, под Москвой. Последние 15 лет она вообще не эксплуатировалась, даже не заводилась. После смерти владельца его наследники выставили "Москвич" на продажу за 1200 долларов», — пересказывает историю конкретно этого экземпляра Алексей.

По правде сказать, она смахивает на классическую байку о гараже мифического дедушки, в котором хранится никем не тронутый раритет стоимостью в несколько сотен тысяч долларов. Однако, пообщавшись с внуком бывшего владельца, стало понятно, что здесь совершенно реальная история и вполне подъемная цена..

Конечно, на фотографиях автомобиль выглядел куда более обнадеживающе, а вот при личном осмотре вид кузова вызывал у Алексея двоякие впечатления: на двери и крыле с правой стороны отслаивалась шпаклевка после некачественного ремонта. Однако при более детальном осмотре кузова состояние этого 408-го поразило его в лучшем смысле этого слова.

Ну а когда поставили аккумулятор и завели «Москвич», который пылился в гараже 15 лет, Алексей чуть было не потерял дар речи! Невероятно, но факт: мотор заработал ровно, выпустив из выхлопной трубы сизое облачко дыма..

Невероятно, но факт: "Москвич" сразу завелся после 15 лет простоя в гараже

«Единственное, снять с учета 50-летний автомобиль в Москве оказалось не так-то просто. Якобы нужно было пройти экспертизу, чтобы увезти его за границу. А вот в минском МРЭО этот "Москвич" произвел фурор, но прошел регистрацию без особых проблем: все вин-номера кузова, шасси и двигателя соответствовали заводским и не были тронуты коррозией», — с гордостью отмечает Алексей, уже получив номера с цифрами «1968» (по аналогии с годом выпуска) под заказ.

Родной цвет кузова — рубиновый

Проводя ревизию кузова, директор центра попутно рассказывает, что «Москвичей» в хорошем состоянии сейчас не слишком много — без должной антикоррозийной защиты и при ежедневной эксплуатации они сгнивают моментально. А по заводу эти машины не обрабатывались вообще никак. «К счастью, этот экземпляр оказался целым, с родными порогами и крыльями. Хотя никаких следов защитного состава мы не обнаружили. В 70-х годах его перекрасили, обратите внимание, в морковный цвет, хотя родной у него — рубиновый. Аналогичная ситуация была и с тем "Москвичем", что находился в нашей семье. Видимо, другой краски в то время и не было», — предполагает Алексей.

Особенности и технические новшества прошлого века

На авто установлены заводские 13-дюймовые колеса

Обходя машину кругом, обращаем внимание на многие вещи, которые способны удивить современников в 50-летнем автомобиле. Стекла закаленные, родные. Оригинальные 13-дюймовые колеса, ставившиеся по требованиям автоэкспорта. Подкапотное пространство с петлями в родной рубиновой краске, что косвенно указывает на отсутствие аварийного прошлого. Капот открывается вперед от лобового стекла, что тоже продиктовано требованиями безопасности Европы того времени.

В наследство от прежнего владельца остался переносной фонарь с вилкой, которую можно подключить в розетку под капотом. Из особенностей — железные жалюзи, закрывающие (зимой) и открывающие (летом) радиаторы.

Жалюзи, которые открывают и закрывают радиаторы

Среди технических новшеств «Москвича-408» следует отметить автоматическую регулировку тормозов, педали подвесного типа (опробованные еще на «Москвиче-403»), двухкамерный карбюратор К126-П с пусковым полуавтоматом прогрева. Кроме того, на эту модель устанавливали механическую четырехступенчатую коробку передач с синхронизаторами на высших передачах (однако первое время рычаг управления располагался на рулевой колонке) и контактную систему зажигания.

А отсутствие кондиционера компенсировалось наличием в остеклении передних дверей больших «форточек», которые открывались под нужным углом и обдували водителя и пассажира. В салоне есть отдельные рычаги управления: крутелка оборотов печки, рычажки открытия капота, жалюзей радиатора и омывателя лобового стекла помпового типа.

Кондиционера не было, зато спасали форточки в передних дверях

Кстати, омывающая жидкость находилась в пластиковом бачке с надписью «для пищевых продуктов», который тоже сохранился до наших дней.

Внутри находилась омывающая жидкость

Имелся также и механический подсос — устройство для дополнительной подачи бензина в двигатель автомобиля во время его разогревания. Но не было на машине зеркал заднего вида, хотя одно Алексей все же думает установить, определив площадку крепления к двери в зоне поясной линии.

Зеркал заднего вида тоже не было, но одно Алексей планирует все-таки поставить

Еще одна конструктивная особенность — горловина топливного бака размещалась посередине под задней рамкой номера. Лючок бензобака открывался из салона и был прикрыт номерным знаком.

А это горловина топливного бака

Без заводской зашиты, но с целыми порогами и лонжеронами

Когда 50-летний «Москвич» на специальных опорах взмывает вверх, заныриваем под днище с большим нетерпением. Обращаем внимание, что на него устанавливали независимую переднюю и зависимую заднюю подвески (пружинная на поперечных рычагах спереди и рессорная сзади).

Но спустя пару секунд осмотра звучит похвальная реплика из уст директора центра антикоррозийной защиты Krown: «Не каждая современная машина может похвастать такими целыми лонжеронами. Видно, что пороги родные, никогда не варились. Крепление домкрата тоже заводское. Конечно, местами по днищу есть существенные очаги коррозии, но состояние далеко не критичное».

На удивление, в 50-летней машине целые лонжероны и пороги, которые никогда не варились

У "Москвича" цельнометаллический кузов с лонжеронными подрамниками. Заводской защиты не было и в помине

Замечаем, что с одной стороны сорвано крепление брызговика, а оно сгнивает в первую очередь. Но есть ощущение, что Geely спустя 10 лет выглядел намного хуже, чем «Москвич», который был произведен полвека назад.

«Теперь вы понимаете, почему я приобрел эту машину? — риторически спрашивает Алексей. — Днище восстанавливать мы не будем, просто обработаем его нашим составом. Не хочется ничего пескоструить, ведь машине 50 лет, а она неплохо сохранилась и сама себя защищает от коррозии, пусть и с учетом того, что "Москвич" не ездил зимой и много времени простоял в гараже. Наша задача на сегодня — законсервировать автомобиль, чтобы он оставался в таком же состоянии, как сейчас. Возможно, на это уйдет несколько лет, поскольку в некоторых местах наблюдается достаточно серьезная коррозия».

На состоянии авто сказалось и то, что машина не ездила зимой, а последние 15 лет простояла в гараже

И такое решение специалист автоцентра считает оправданным, так как через консервацию у них на станции прошли и «Волга», и «Запорожец», и время показало, что такая антикоррозийная обработка возымела задуманный эффект. А вот технически советский автомобиль предстоит еще довести до ума.

Алексей планирует законсервировать автомобиль и восстановить его в техническом плане

Родом из детства, реставрация, выставки

Так как машина старая, она непредсказуема. После того, как «Москвич» завели после 15-лет простоя, потекли все манжеты и сальники, что могли. «Необходимо разобрать двигатель, достать прокладку из-под головки блока цилилиндров, чтобы уменьшить камеру сгорания и перевести автомобиль на 92-ой бензин. Естественно, поменять все расходники. Внешне перекрасить машину в родной рубиновый цвет, чтобы она выглядела, как киношный автомобиль у Шефа. Потом перешить салон, заменить пластиковые панели. На удивление, электроника здесь рабочая, а свечи и провода 1968 года! Успел заменить главный цилиндр гидравлического привода сцепления. Новый нашел без проблем в одном магазине, и он стоил 23 рубля», — рассказывает вкратце Алексей о том, что уже сделали по машине, которая недавно прибыла из России.

«Автомобиль приобрели под проект, чтобы восстановить и поездить по ретро-выставкам. Почем бы и нет? — с легкостью рассуждает Алексей, приготовившись пережить эпопею с реставрацией, которая ожидает «Москвич» в ближайшем будущем. Понятно, что восстановленные до заводского состояния автомобили ценятся больше всего, но он планирует сделать для этого все возможное. «И вопрос стоит не в деньгах, а в том, кто быстрее добежит до запчасти. Однажды нашел оригинальную новую дверь в заводском грунте, так продавец готов был отдать ее за 25 рублей и даже сам привезти из Речицы в Минск», — предвосхищает будущие сложности реставрации Алексей.

**

Настроив одну из радиостанций, под ностальгический саундтрек директор центра совершает небольшую поездку по прилегающей к центру парковке, невольно пробуждая ассоциации с детством.

На фотографии: дедушка, бабушка и брат Алексея

«Всей семьей на "Москвиче" мы ездили на Украину, в горы, на пикники, за грибами. На этой фотографии бабушка с дедушкой и мой брат Сергей. Это 1972 год, меня еще не было. Я родился в 80-м и проездил на этой машине все свое детство, даже больше, чем на "Волге"», — вспоминает вдруг Алексей, лишь по прошествии времени осознавая, насколько этот автомобиль вообще «другой», из другой эпохи...

av.by выражает благодарность авторизованному центру антикоррозийной защиты KROWN за помощь в подготовке материала

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments