Реактивный роторный снаряд. Опыт владения Mazda RX-8

  • 30 сентября 2018
  • Просмотров 12449

Модель Mazda RX-8, выпускавшаяся с 2003 по 2012 год, за все время собрала вокруг себя армию сумасшедших фанатов. С уникальным дизайном и нетривиальными техническими решениям, этот автомобиль на «вторичке» встречается регулярно. Но таких моделей на всю Беларусь наберется десятка два, а спортивные версии R3 вообще можно пересчитать на пальцах одной руки. Одним из таких экземпляров владеет парень из Минска Юрий, который не только накатывает «боевые» километры на гонках, но и уверяет, что «в быту» автомобиль вполне покладист, поражая не только сексапильной внешностью, но и практичностью внутри.

Задний привод, японская душа

К началу 2000-х стало очевидно, что легендарной Mazda RX-7 третьего поколения пора уступить свое место следующей генерации. Называясь RX-8, та имела четырехдверный кузов, задний привод и оснащалась атмосферным роторно-поршневым двигателем объемом 1,3 литра.

В 2008 году появилась рестайлинговая версия автомобиля. В 2010-ом из-за снижающегося спроса и невозможности вписать роторный двигатель в современные эконормы RX-8 пришлось покинуть рынок США. А через год было объявлено о прекращении производства модели. «К сожалению, они перестали выпускать заднеприводные машины с японской душой. Этот экземпляр сделан по всем канонам старой школы: идеальная, близкая к 50/50 развесовка по осям, высокооборотистый мотор с отсечкой на 10.000, блокировка дифференциала, легкий вес», — говорит молодой владелец машины, представителя славного роторного семейства.

Mazda RX-8 с задним приводом, роторным мотором и в красном цвете сразу понравилась Юрию

Эту Mazda RX-8 Юрий купил в 2014 году, когда искал автомобиль для участия в любительских гоночных заездах. «Выбирал из заднеприводных автомобилей, чтобы попрактиковаться в управляемом заносе и принять участие в соревнованиях Time-Attack. И рассматривал только атмосферный двигатель, так как хотелось тратить время на тренировки, а не на бесконечный процесс тюнинга и ремонта турбированных агрегатов. В общем, сделал выбор в пользу роторного автомобиля и не прогадал», — рассказывает Юрий.

Прежде роторное купе 2009 г.в., некогда импортируемое из США, находилось во владении такого же энтузиаста из Гомеля, у которого было целых три таких Mazda. Из них Юрий выбрал самую лучшую, поддавшись обаянию японской экзотики в эффектно красном цвете. И парня понять легко. Ведь модель RX-8, которая так часто мелькает в кольцевых автогонках и дрифте, очень стильно выглядит и невероятно интересна с точки зрения технических характеристик.

Рестайлинговая Mazda в редкой комплектации R3 — таких машин в Беларуси единицы!

А к тому же ему досталась версия R3, которая отличалась, например, спортивной подвеской с амортизаторами Bilstein, ковшеобразными сиденьями Recaro, индивидуальным R3-обвесом и подрамниками, заполненными пенополиуретаном для дополнительной жесткости. «Во всем мире было выпущено 4 тысячи RX-8 в такой комплектации, и одна из них у меня. Такая рестайлинговая машина в заводском состоянии и исполнении R3 будет стоить около $12 тысяч. А ее заводской подготовки вполне достаточно, чтобы успешно участвовать в соревнованиях», — уверяет молодой человек и перечисляет некоторые из своих побед.

Принимать участие в гонках парень начал сразу, а с 2015 года стал побеждать, с ходу заняв второе место в Чемпионате РБ по Time-Attack. Затем второе и третье места в последующие годы. В 2017-ом он взял первенство в классе Street Pro, принимал участие в белорусской «джимхане», становившись чемпионом и там. Так что роторная Mazda готова похвастать солидным гоночным пробегом и списком спортивных достижений.

Юрий не раз соревновался на роторной Mazda, становившись чемпионом как в Time-Attack, так и в белорусской "джимхане"

Двигатель не простой, а роторный

Рабочий объем двигателя всего 1 300 «кубиков». Но «кубики» тут непростые: двигатель в машине не обычный, а роторно-поршневой. Такие моторы, известные также как двигатели Ванкеля, появились на машинах NSU еще в 60-е годы, и тогда это считалось очень прогрессивной технологией. Отдача 1.3-литрового двигателя RX-8 составляет от 192 до 235 л.с., у Юрия — самый мощный экземпляр. «На самом деле в Японии указывали 250 л.с. в соответствии с их стандартами замеров мощности, что аналогично нашим 235», — подчеркнул молодой человек. 

Под капотом Mazda — роторно-поршневой мотор на 1,3 литра (235 л.с.), известный также как двигатель Ванкеля

 

«У него переднесреднемоторная компоновка, а это значит, что маздовский агрегат глубоко расположен в базе и, следовательно, хорошая развесовка и низкий центр тяжести этой машине обеспечены. Причем здесь ротор, кардинально отличающийся от моторов, что используются как в спорте, так и в гражданской эксплуатации. Он начисто лишен поршней, шатунов, а также коленчатого и распределительных валов, — объясняет парень. — Развивая высокую мощность для атмосферного двигателя, он превосходит поршневые двигатели по таким показателям, как удельная мощность с литра объема мотора, скорость реакции (отклика) на педаль газа, линейность нарастания мощности с ростом оборотов, более высокие максимальные обороты. Машина действительно быстрая, резкая и отзывчивая. Главное — научиться на ней ездить». 

Основная страшилка, которой пугают всех, кто интересуется покупкой RX-8 — малый ресурс двигателя, якобы редко выдерживающего свыше 100 000 км пробега. Но это справедливо в отношении дорестайлинговых машин. У Mazda RX-8 после обновления, случившегося в 2008 году, надежность и ресурс роторного мотора повысились, что подтверждает и владелец авто личным примером.

Обслуживание и доработки: громче и жестче

Считается, что этот автомобиль в возрасте можно купить за недорого, но вот обслуживание и ремонт способны разорить даже богатого автовладельца. Юрий с этим согласен отчасти, но денег на содержание авто не жалеет. «Роторный двигатель оброс байками и слухами, мол, он ненадежный и дорог в обслуживании. Скажу так: достаточно следить за машиной, — рассказывает владелец роторного купе. — Учитывая особенности нашего климата, качество смазочных материалов, а также эксплуатацию машины в гонках, интервал замены масла (примерно $50 за 5 литров оригинала) сокращен до 5 000, расходники меняются в два разе чаще, чем по регламенту. В исправности содержатся свечи (раз в 15 тысяч км, около 100 долларов), провода и катушки зажигания, а в бак попадает исключительно АИ-98 или "сотый". Если все это делать, то двигатель будет жить долго и счастливо». 

Интервал замены масла —  раз в 5 тыс. км, свечи —  каждые 15 тысяч 

Будучи девяти лет от роду, RX-8 пока не потребовала серьезных ремонтов. Рынок запчастей на эту модель в России обширный, в Беларуси их тоже можно найти по приемлемым ценам, а трудности возникают разве что с рестайлинговыми кузовными элементами, которые если и есть в наличии, то стоят немалых денег.

За счет некоторых доработок, а именно выхлопа, впуска и системы зажигания, табун под капотом увеличился с 235 заводских л.с. до 247,8, что подтвердилось во время замера мощности на диностенде.

Замеры мощности на диностенде Auto-Diagnostic показали прибавку "лошадей": 247,8 вместо 235 заводских л.с.


Из основных изменений титановый выхлоп, сделанный на компонентах от компании R-Magic и Revolution, которые специализируются на доработках только роторных RX-8 и RX-7, впускная система Racing Beat, когда забор холодного воздуха происходит прямо с улицы.

Система зажигания Revolution перекочевала с японской кольцевой машины, койловеры Blitz, регулируемые по жесткости, высоте и преднатягу пружины. В машине установлено максимальное количество распорок Mazdaspeed и GT-Spec. Ведь жесткость кузова очень важна — чтобы машина не разваливалась от перегрузок в поворотах и была более собранной.

Mazda "похудела" примерно на 60 кг благодаря карбоновым багажнику и капоту, мотоциклетному АКБ и выхлопу из сплава титана


Спойлер здесь регулируемый Mazdaspeed


Также установлены облегченный маховик ACT и диск сцепления Exedy. На снижение веса машины в основном повлияли поставленные карбоновые капот и багажник, титановый выхлоп, мотоциклетный аккумулятор от чоппера Honda весом 7 кг. В итоге Mazda существенно «похудела», по сравнению с заводом — примерно 60 кило разницы. 

Диски 19-е кованые (специальные для версии R3), но для спорта владелец перешел на 17-ый размер, тогда и шины обходятся ему дешевле. Покрышки здесь Hankook RS3 ($500-600) — на спортивный сезон необходимо два комплекта, но может хватить и одного.

«Еще одна статья расходов — бензин. За этап на "Смоленском кольце" получается 70 литров. Плюс дорога туда-обратно, 500 км в одну сторону. Ну и, естественно, стартовый взнос. В среднем выходит 300 долларов, — подсчитывает гонщик. — Для тех, кому эти суммы кажутся неподъемными, команда Uracing организует тренировки в Липках. Стоимость заезда варьируется в пределах 40-50 рублей. К автоспорту ведь нужно готовиться постепенно». 

Хорош и на гонках, и «в быту»

Несмотря на то, что RX-8 считается спортивной машиной от Mazda, это вполне пригодный к ежедневной эксплуатации автомобиль, не утомляющий излишней жесткостью. Оттого он немного тяжелее своего предшественника, но самое главное это четырехдверное купе, которое поражает своей практичностью. Кузов без центральной стойки с распашными дверями, причем задние открываются против хода, стоит потянуть за рычажок, и только при открытых передних.

Распашные двери (задние открываются только при открытых передних и против хода) — особая гордость Mazda

Простор на задних сиденьях, разделенных высоким центральным тоннелем, — это тоже плюс.

В салоне есть два ковшеобразных сиденья с жесткой боковой поддержкой, «музыка» Bose, кондиционер, электрические стеклоподъемники, круиз-контроль и система стабилизации. А большего и не надо. Кожаный трехспицевый руль и часть фурнитуры позаимствованы от массовых «Мазд», но скомпоновано все с выдумкой и оригинально.

А тема «ротора» находит свое продолжение и в салоне в виде отреуголеных рычага КПП и сидений. Интерьер в полностью стоковом состоянии, только потолок перешит в черную алькантару.

«А в пепельнице находится прибор Dashhawk MSD, который отражает все важные показатели работы двигателя: температуру антифриза, масла, температуру на впуске и пропорцию топливовоздушной смеси», — упоминает также Юрий.

Специальный прибор отражает важные показатели работы двигателя

Конечно, представить приземистый изящный силуэт на разбитом асфальте или в заснеженном дворе очень трудно, но Юрий уверяет, что машина одинакова хороша как на кольцевых дорогах, так и в городской эксплуатации.

Слегка расстраивает только расход: «В смешанном цикле выходит 12-13 литров, если передвигаться в спокойном режиме. По городу она потребляет в среднем 14 литров, по трассе — 10-11. Ну а если жать педаль газа слишком активно, то может легко выйти все 20. На гоночном треке за сессию она "съела" рекордные 10 литров».

Роторная "Мазда" потребляет в городе в среднем 14 литров (максимум — 20). На треке рекорд — 10 литров за сессию. Бензин заливается АИ-98 или "сотый"  


И хотя машина эксплуатируется и вне гоночных треков, она не видела ни одной зимы, зато в теплый сезон получает большую долю внимания. «Если RX-7 считался чисто спортивной машиной, то в RX-8 полно гражданской атрибутики, но за счет моих доработок и тюнинга она превратилась в своего предшественника, только без турбины. Стала более бескомпромиссной, дерзкой, с более линейной и точной реакцией на руль. А благодаря прибавке в мощности и снижению веса Mazda ощутимо быстрее машины в заводском исполнении. На сегодня до "сотни" она добирается за 5,9 секунд, а квотер проходит за 13,9 сек. По сути, это универсальный "боец", приспособленный для участия в Time-Attack фактически по заводу.

RX-8 принимает участие в гонках, но владелец не хочет дорабатывать двигатель, сохраняя верность ротору

Если говорить о дрифте, то к нему нужно готовить все машины, будь то Mazda RX-8 или Nissan Silvia, — рассуждает парень. — Но в заводском состоянии роторный автомобиль готов к участию в любительских соревнованиях и тренировках в данной дисциплине. Для достижения каких-либо серьезных результатов в драге, скорее всего, уже придется дорабатывать двигатель, например, путем установки компрессора или турбонагнетателя».

**

Несмотря на богатое прошлое в автоспорте, автомобиль в идеальном состоянии. Единственный нюанс — требуется покраска переднего бампера. Машина регулярно участвует в гонках, но Юрий не планирует ее «корчевать» до состояния «спорта» (устанавливать каркас безопасности, турбировать двигатель и т.д.), сохраняя верность ротору. «Здесь задний привод, близкая к идеальной развесовка и отточенная ходовая вкупе с грамотно настроенным рулевым управлением. Автомобиль идет по дороге великолепно, четко прописывая повороты. Управлять им — одно удовольствие», — говорит напоследок Юрий, не строя планов на будущий сезон. 

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments

Весна идет — пора менять резину?

Всего проголосовало: 2 848