Редкий зверь. Единственный в Беларуси Rover SD1 3500: история восстановления и владения

  • 27 августа 2018
  • Просмотров 14628

В этом году ему стукнуло 40 лет, но владелец Rover SD1 3500 оценивает его состояние как фактически восстановленное до оригинала, если не считать возрастных нюансов. Машина за всю свою жизнь проделала путь от покупки в Германии до масштабного возрождения, простояв перед этим двадцать лет в гараже. Но то, каким выглядит британский хэтчбек сегодня, заслуживает не только гордости его владельца, но и восхищения всех, кто видел, как по улицам Минска изредка проезжает единственный в Беларуси Rover SD1 1978 года выпуска.

Владелец Rover оцифровал эксклюзивное видео из семейного архива и предоставил нам в редакцию 

Автомобиль представительского класса в 5-дверном обтекаемом кузове хэтчбек выпускался британской автомобильной компанией Rover (на тот момент она входила в состав British Leyland) в период с 1976 по 1986 гг. Буквы «SD» в названии расшифровываются как «Specialist Division», а цифра «1» означает то, что это первая модель этой серии.


«Для создания этого автомобиля было сформировано даже специальное подразделение. Несколько лет на ленточных компьютерах просчитывали его подвеску, систему безопасности, обзорность стоек, удобство в салоне, формы автомобиля и аэродинамику, обдув стекол и т.д. А гоночные модификации "Ровера" неоднократно принимали участие в ралли международного уровня, нередко занимая призовые места», — презентует авто владелец.

Возвращаясь к истокам покупки, Илья вспоминает, что в 1983 году его семья проживала в Мурманске, а отец работал во флоте. Во время одной из заграничных поездок он приобрел этот автомобиль в немецком порту.

История этого Rover захватывает: был куплен в Германии в 80-е годы, 20 лет простоял в гараже, а сегодня восстановлен максимально к оригиналу

«Выбирал между BMW и Rover, но последний выигрывал за счет большего объема двигателя и просторного салона, его-то он и привез домой. Поездив примерно 10 лет, в двигателе что-то застучало, но отец не придал этому значения. Оказалось, зря — в итоге его буквально разорвало на части, машина встала на прикол. Отец надеялся отыскать другой двигатель на просторах Беларуси (прим. к тому времени семья уже переехала), но не смог найти даже аналога», — рассказывает Илья, как так случилось, что Rover был продан, а затем 20 лет простоял в гараже. Видимо, новый владелец все же пытался восстановить автомобиль, но его энтузиазм иссяк на этапе поиска двигателя...

Повзрослев, в 2013 году, Илья решил поинтересоваться судьбой машины из «детства». На удивление, рыжая болезнь пощадила кузов, варить ничего не требовалось, но поблекшее ЛКП нуждалось в обновлении. «Благодаря двусторонней оцинковке кузова, гаражному хранению и тому, что машина не ездила зимой, кузов был целый, даже пороги не сгнили. Это и сподвигло меня на то, чтобы выкупить Rover обратно. И понеслась!» — плавно переходит молодой человек к рассказу о восстановлении семейной реликвии.

Первым делом Илья решил найти оригинальный двигатель. После безуспешной попытки заказать его из Англии он нашел похожую машину в Нижнем Новгороде. Сам автомобиль уже сгнил, но двигатель был целым. А поскольку продавец ни в какую не соглашался отдавать мотор отдельно, пришлось выкупить всю машину — эта затея вместе с доставкой на лафете в Беларусь обошлась Илье в 1800 долларов.

Под капотом прописался 2-ухкарбюраторный бензиновый V8 объемом 3,5 литра и мощностью 156 л. с.

Под капотом установлен 2-ухкарбюраторный V8 объемом 3,5 литра и мощностью 156 л. с., который должен разгонять клиновидную машину до 203 км/ч, при этом ускорение до 100 км/ч по паспорту занимает 8,6 секунды. Что касается трансмиссии, то здесь 5-ступенчатая механическая коробка передач. «Можно, конечно, поставить самую простую турбину, увеличив мощность до 400 "лошадей". Но любая переделка влияет на ценность автомобиля, а он восстанавливался максимально к оригиналу», — объясняет Илья, который не планировал форсировать автомобиль, перекрашивать его в другой цвет или устанавливать спойлер ради эффектного внешнего вида.

Замена двигателя, а впоследствии и его «капитальный» ремонт оказались первым серьезным испытанием на пути к восстановлению английской легенды. Настоящей проблемой стал не только поиск запчастей, но и мастеров, которые со знанием дела возьмутся за некоторые работы: «Например, долго искал человека, который смог бы синхронизировать карбюраторы между собой. Этим занялся один дедушка-полковник из Могилевского района, который где-то достал техническую литературу по этим редким немецким карбюраторам и смог настроить и синхронизировать их, предварительно залив в них специальную жидкость. После этого автомобиль поехал в несколько раз лучше, но возвращаться на заднеприводном хэтчбеке на 35-летней "лысой" резине зимой было действительно страшно».

В основном ремонтом машины Илья занимался сам в Осиповичах, где проживают его родители. Машина перебиралась полностью, восстанавливались все элементы, проверка коснулась каждой системы. Машина пережила не только ревизию мотора, но и масштабное обновление экстерьера с полной перекраской кузова, пошив нового салона, восстанавливались даже отражатели фар. «Опять же, пришлось поискать в Минске мастера, который методом вакуумного напыления алюминия вернет им былой зеркальный вид изнутри», — отмечает Илья.

Некоторые детали подвески восстанавливались из полиуретана, некоторые приехали прямиком с завода. Электрику Илья перебирал тоже сам, так как все лампочки и контакты окислились за 20 лет простоя.

Многие детали и запчасти на Rover владелец заказывал в Англии, как и этот заводской спортивный выхлоп 

В возрождение английской машины молодой человек ушел с головой, поэтому, когда случайно узнал, что заводской спортивный выхлоп на распродаже в Англии стоил всего 250 долларов, не удержался и приобрел. Кроме того, под заказ по форме старого ему изготовили атермальное лобовое стекло с напылением серебра, благодаря которому солнечные лучи, проходя сквозь стекло, не нагревают его. А на родные 14-дюймовые литые диски нанесли порошковую краску.

Еще в советские годы ремонтировались задние арки, их сделали просто прямыми. Когда автомобиль перекрашивали, мастера заодно восстановили их оригинальную форму. На памяти молодого владельца хэтчбек несколько раз ударяли в одно и то же место заднего бампера, и некоторое время Rover передвигался с вмятиной, пока Илья его не заменил.

Фото из архива Ильи: так автомобиль выглядел до восстановления


На первых фотографиях на фарах стояли самодельные решетки, так как отец боялся, если не дай бог повредится оптика, ее будет трудно найти и заменить. Однако если в 80-е годы поиск запчастей мог стать реальной проблемой, то сегодня Илья заказывает детали напрямую с английского завода. Доставка выходит дорого, но некоторые запчасти обходятся дешевле, чем на современные автомобили: «Допустим, амортизатор в сборе на Rover стоит 35 долларов, тогда как на Lada — 100, а на BMW — 200 у.е. Или поршни, которые стоили по 18 долларов за штуку. В целом где-то 80% запчастей на Rover и другие английские машины можно заказать с завода».

Если проанализировать весь объем проделанных работ, то самым сложным Илья называет восстановление давления масла: «Согласно технической спецификации необходимо залаживать в масляные трубопроводы технический вазелин, предварительно разобрав немалую часть мотора, что очень трудоемко и долго. Но белорусская техническая смекалка нашла более простой путь, явно не предусмотренный производителем. Но даже он не так прост... Нужно как минимум три человека, знающих, что и как делать. Один прокручивает коленвал в обратную сторону, второй шприцом давит масло в одно из отверстий фильтра, а третий пытается все это завести. Зимой давление масла снова пропало, поскольку машину не заводили более полугода. Так что пришлось по хитрой технологии повторно все восстанавливать».

Салон перетянули полностью в кожу, сохранив прежние формы и стиль, обновили потолок и торпедо. Как модель бизнес-класса, Rover отличался невероятным удобством по тем временам и весьма неплохой комплектацией: вместительный салон, люк, электрические стеклоподъемники. Сам по себе уровень оснащения у экземпляра Ильи выше среднего, но в машины уже 1979 года выпуска поставили электролюк, кондиционер, круиз-контроль, задние щетки, омыватели фар и т.д. У парня была возможность установить в свой хэтчбек люк с электроприводом от «донора», но заниматься переделками он изначально не хотел.

Из опций, способных удивить современных автомобилистов, здесь имеются датчик ремня безопасности, самодиагностика электроники (на приборной панели отображается, если вдруг перегорит габарит или лампочка), автоматическое отключение топливного насоса при попадании в ДТП, диагностический разъем для двигателя.

Еще один любопытный нюанс — открывается капот из бардачка пассажира, о чем догадаться достаточно сложно, а лючок бензобака оснащен штатным замком.

Вдобавок к этому вместо обычных лампочек подсветки центральной нижней панели (печка, потоки воздуха) в «Ровере» предусмотрены оптоволоконные каналы, передающие свет. Для обдува стекол передних дверей имеется специальное отверстие. А узнать реальный пробег никак невозможно — он обнуляется каждые 100 тысяч км. 

Еще одна особенность: пробег обнуляется каждые 100 тысяч км


«Можно считать, что после капитального ремонта двигателя, когда большая часть деталей были заменены на новые, он составляет 5-10 тысяч км», — предполагает Илья и еще обращает наше внимание на «поддомкратники», в одном блоке с которыми спереди расположены буксировочные проушины. Поддомкратники также есть и сзади с обеих сторон кузова.

Машина сегодня хранится на одном из столичных паркингов, раз в месяц в летний сезон выбирается в город, когда выдается погожий денек, а у владельца хорошее настроение.

Садиться за руль для молодого парня — одно удовольствие: «Подвеска здесь мягкая, а плавность хода потрясающая. Под капотом 3,5 литра, мощности вполне хватает, и машина отлично едет! Если передвигаться по трассе со скоростью 90-100 км/ч, то расход составляет 7 литров, но в городе выходит 12-13 литров. Правда, если ехать в более интересном режиме и получать удовольствие, то формула примерно такая: один раз нажал на газ — литр ушел. Маркировка здесь Super, это значит, что по заводу рекомендован АИ-95 или АИ-98, но я заливаю 98-ой».

Rover SD1 3500 ежегодно приезжает на Sunday и Ретро-Минск 


Rover SD1 3500 ежегодно бывает на фестивалях Sunday и Ретро-Минск. Чтобы попасть на эти мероприятия, мало того, чтобы с момента выпуска автомобиля прошло более 40 лет, ему необходимо также быть эксклюзивным и качественно восстановленным. «Белорусских участников на ретро-автомобилях, по моим наблюдениям, больше не становится. Во многом это связано с финансовой стороной. Признаться, если бы знал, сколько времени, финансов и сил потребуется на восстановление "Ровера", то, наверное, не брался бы за этот проект. Бывало и такое, что весь отпуск не вылазил из гаража, а если говорить о деньгах, то я перестал считать после $15 тысяч», — говорит молодой человек.

**

В модной нынче «Песочнице» автомобиль смотрится кинематографически и привлекает внимание как детей, так и взрослых. Но Илье, напротив, очень нравится, когда машина «становится интерактивной».

Rover выглядит очень серьезно в стиле "Карты, деньги, два ствола", тем не менее привлекает внимание и детей, и взрослых 


Как азартный игрок, парень исполнил миссию по восстановлению семейной машины, ремонтируя ее в гараже как сам, так и вместе с отцом в четыре руки. «Я загорелся идеей восстановить машину детства и, уверен, этой цели достиг, если не считать мелких нюансов, возникающих в силу возраста. Когда автомобиль возродили, отец сел за руль с удовольствием. Ну а главным козырем этого Rover, наверное, как написал один из форумчан, можно считать его серьезный внешний вид в стиле "Карты, деньги, два ствола"», — резюмирует Илья.

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments

Где и каким способом Вы покупаете зимнюю резину?

Всего проголосовало: 8 188