Редкий зверь. Спорткар из прошлого: опыт владения Mitsubishi 3000GT

  • 2 июля
  • Просмотров 10264

О Mitsubishi 3000GT знают не все. На заре 90-х, в момент своего рождения, это был один из самых сложных и высокотехнологичных спорткаров в мире, а его внешность и сегодня заставляет сердца некоторых фанатов модели биться сильнее при одном лишь взгляде на летящий над дорогой клиновидный силуэт из прошлого. Не удивительно, что зачастую владельцами этих машин становятся, просто влюбившись в их внешний вид. И герой нашей сегодняшней статьи, Виталий, тоже не исключение. Впервые увидев авто живьем на одной из минских улиц, он сразу же захотел стать обладателем такой машины. И совершенно не важно, что модель с атмосферным мотором, внешне похожая на Porsche или Ferrari, едет, как заурядный трехлитровый седан, а треть её цены покрывает лишь внешний дизайн.

История самого дорогого на данный момент спорткара от Mitsubishi началась в 1989 году с презентации концепта HSX, который был запущен в серию уже на следующий год. Версия с правым рулем называлась GTO, а чтобы творение Mitsubishi не путали с широко известными в США Pontiac GTO, а в Европе — с Ferrari 288 GTO, японцы приняли решение продавать автомобили в этих регионах под названием Mitsubishi 3000GT. Производство модели пришлось на период с 1990 по 1999 год (выпуск GTO продолжался до 2001 года) в нескольких модификациях.

Синица в руках

Первое знакомство со спорткаром из прошлого у Виталия произошло еще в студенческие годы. Случайно замеченный на минских улицах, один из лучших экземпляров, имевшихся тогда в Беларуси, произвел на молодого человека вау-эффект. «Красная двухдверка с невероятным клиновидным дизайном и серебристыми дисками а-ля Ferrari стояла на склоне, как замершая на стартовой площадке ракета. От этого зрелища у меня перехватило дыхание. В тот же вечер я перерыл весь интернет, чтобы узнать, что это за модель, и был очень разочарован от того факта, что на тот момент ее не производили уже как восемь лет», — вспоминает Виталий.

Однако мечта не имеет срока годности и в 2015-ом году он наконец-то стал владельцем хэтчбека 3000GT, привезенном в Беларусь из США несколько лет назад. Помимо повреждений задней части, у машины были биты и восстановлены все крылья и водительская дверь, а передний бампер был реанимирован, наверное, уже немыслимое количество раз. В Беларуси приключения этой Mitsubishi продолжились: один из предыдущих владельцев, похоже, вылетел с дороги и повредил подвеску, стойки, а также погнул подрамник.

В каком состоянии Виталию достался 3000GT 1997 года с пробегом 72 тыс. миль, он красочно описывает на своей страничке в БЖ: «Основная проблема — текло масло из АКПП и повсюду из мотора. Из-под клапанной крышки оно вообще било, как из фонтана Треви в Риме. Даже ноги российской сборной по футболу были в тот момент прямее, чем все четыре моих колесных диска. Передняя подвеска была разбита, как немцы под Сталинградом, а правая задняя ступица из последних сил выстукивала SOS уже при 10 км/ч. Машина ужасно тряслась, гремела, еле-еле ехала и все время тянулась в сторону обочины, чтобы в последнем рывке убиться об ближайший столб и оборвать столь позорное существование».

Конечно, изначально молодому человеку хотелось заполучить 3000GT в красном цвете и топовой версии, которая оснащалась полным приводом и 3,0-литровым мотором V6 с двумя турбинами (280-320 л.с.), но в итоге ему досталась синяя переднеприводная модель с атмосферным двигателем того же объёма и в самом бюджетном исполнении.

Как отмечает Виталий, полноприводные модели 3000GT VR-4 с живым твин-турбо V6 под капотом на 320 сил встречаются редко. Когда-то они стоили поистине космических денег, и, похоже, эта черта сохранилась у них даже спустя годы. Чтобы сделать автомобиль более доступным для покупателей, с 1997 года, параллельно с выпуском топовой 320-сильной VR-4, на самую бюджетную версию модели Mitsubishi 3000GT Base стали устанавливать атмосферную 12-клапанную SOHC версию двигателя 6G72 от Mitsubishi Sigma мощностью всего... 166 л.с. «В паре с АКПП она разгоняется только до 200 км/ч, а затем упирается в отсечку по оборотам. До "сотни" c места такой автомобиль добирается за 9 секунд», — отмечает владелец.

Наравне с ними также производилась переднеприводная модель Mitsubishi 3000GT SL, которая оснащалась атмосферным двигателем мощностью 220 л.с. «По сути, "атмосферные" модели и "заряженная" полноприводная VR-4, несмотря на колоссальное различие в динамических характеристиках, внешне практически не отличались друг от друга, хотя их разница в цене составляла примерно в 2 раза. Поэтому в золотые годы дешевой растаможки турбо-версий этой машины было привезено к нам намного меньше, чем более доступных переднеприводных моделей», — поясняет молодой человек.

«Естественно, когда я приобрёл себе 3000GT, мне захотелось найти других белорусских владельцев и познакомиться с ними. Оказалось, что есть белорусы, которые передвигаются на этих машинах уже более 20 лет. Всего в Беларуси было замечено около 30 автомобилей: часть из них на белорусских номерах находились в России, часть пропала. На встречи нашего клуба приезжает в лучшем случае 15 машин, но в основном собирается до 7», — рассказывает Виталий.

Ремонт и доработки

Как ни странно, найти любую модификацию 3000GT в живых на просторах Беларуси крайне сложно, ведь некоторые владельцы укатывают их до состояния «хлама», а потом продают, понимая, что восстановление будет стоить немалых денег. Автомобиль Виталия пребывал далеко в не самом досмотренном состоянии, поэтому сразу после покупки парень приступил к ремонту. Началось все с двигателя. Чтобы привести атмосферный мотор в порядок, пришлось потратить 500-600 долларов. Заменили многое от ремня, роликов ГРМ, свечей, всех сальников и прокладок до подушек двигателя, маслосъемных колпачков и помпы системы охлаждения.

Атмосферная «шестерка» стыкуется с 4-ехступенчатым АКПП, из которой при покупке упорно текло масло. Пришлось заменить сальник первичного вала, сальники полуосей, масло и фильтр, а также промыть гидроблок. Под замену попали также шаровые опоры, рулевые тяги, наконечники, сайлентблоки и пыльники. Были восстановлены рулевая рейка, стартер, генератор и проводка. Кроме того, владелец выправил, отпескоструил и покрыл полимером передний подрамник и рычаги подвески. Убрал имевшуюся ржавчину, установил подкрылки, а затем частично покрыл антикором кузов и опорные стаканы. В общем, пришлось немного потрудиться.

«После ремонта поведение машины изменилось разительно. Наконец-то почувствовал, что под капотом каких-никаких 3 литра, пусть и атмосферных, пусть и SOHC. Но машина действительно стала более-менее бодрая. Если раньше она просыпалась только после 3000 оборотов, куда стрелка тахометра заползала лениво и с некоторым запозданием, то после всех замен двигатель стал увереннее реагировать на педаль газа и без провалов следовал за её нажатием. Управление стало острее, машина намного лучше держала дорогу и больше не стремилась самоубиться в придорожной канаве», — говорит Виталий, который возит обслуживать автомобиль к одному из владельцев такой же модели, можно сказать, в почти что клубный сервис.

Не обошли стороной и дырявую выхлопную систему. Чтобы сделать выхлоп из нержавейки, были куплены и поставлены банки и резонатор от Nissan GT-R35. Машина стала звучать получше, но, когда треснул сварочный шов в выхлопе, тот заработал слишком громко и начал доставлять дискомфорт.

Спереди стояли заводские двухпоршневые тормоза, которые вполне годятся для обычной езды, но легко перегреваются. «В 99% случаях при покупке 3000GT будут порваны подушки двигателя и перегреты тормозные диски. По этой причине были куплены тормоза от турбо-версии VR-4: спереди — четырехпоршневые, сзади — однопоршневые».

Машина приехала из Штатов на неоригинальных 18-дюймовых дисках JWC, их отпескоструили и покрасили. Еще при включении ближнего света загорались только две крайние лампочки, да и сам ближний свет был очень тусклый, поэтому Виталий поставил светодиодные Bi-LED линзы. В целом внешность автомобиля за все время осталась нетронутой, и нынешний владелец постарался выдержать заводское исполнение. «Конечно, некоторые люди ставят расширители крыльев, обвесы, спойлеры и ламбо-двери. Но, на мой взгляд, вряд ли ее можно сделать красивее, чем она есть в стоковом виде, и на сегодня она выглядит необычно», — считает хозяин авто, чего не скажешь об интерьере, которого, напротив, коснулся серьезный «апгрейд».

Климат-контроль, магнитола, приборная панель в стиле "Gran Turismo"

Длинная дверь распахивается неожиданно легко и гостеприимно, позволяя усесться внутри по-царски, но на тесной парковке, чтобы проникнуть в салон и выйти из машины, нужно проделать целый ряд гимнастических упражнений. Передние кресла с электрорегулировкой, боковыми поддержками и валиком перекочевали из японской праворульной машины и были перешиты в другую кожу. В принципе это практичный автомобиль с полноценным салоном 2+2, что в переводе на человеческий язык означает, что спереди просторно, а сзади есть два полноценных места, но только для багажа.

Желая добавить автомобилю комфорта, Виталий заменил штатный кондиционер на климат-контроль, а все детали приобрел от Mitsubishi 3000GT SL первого поколения. Не хватало подогрева сидений и зеркал — установили. Поскольку заводская шумоизоляция в машине оказалась очень слабой, была сделана вибро и шумоизоляция салона. Войдя во вкус, Виталий затянул белый потолок в чёрную алькантару и модифицировал аудиосистему, так как ранее из-за испорченной заводской двухдиновой магнитолы и неработающих динамиков в салоне ощущения от автомобиля портились моментально.

«Мы заменили все динамики и установили усилитель. Саму аудиосистему я установил на базе планшета Nexus 7 2012 года со специальной прошивкой. Вдохновившись внешним видом магнитолы Infinity, я за пару часов нарисовал похожий на неё интерфейс. Для большего удобства была установлена клавиатура. Теперь в машине есть навигатор, можно выходить в интернет, читать ошибки со штатного мозга машины и подключать камеру заднего вида», — демонстрирует владелец авто, которому со временем захотелось изменить подсветку на синий цвет, а также улучшить дизайн заводских шкал приборной панели.

«Заводские шкалы были с ужасной жёлтой подсветкой и страшным шрифтом, поэтому я скачал в интернете шаблон шкал приборной панели Mitsubishi 3000GT VR-4, нарисовал на нём цифры нужным шрифтом, добавил силуэт своей машины и логотип одной из любимых серий игр "Gran Turismo", а затем изготовил эти шкалы под заказ и оставил разметку на тахометре до 10 000 (в базовой версии до 8000 оборотов в минуту). Как напоминание о том, к чему мне нужно стремиться. Возможно, когда-нибудь у меня появится турбо-версия этой машины», — отмечает Виталий, опционально осовременив машину до неузнаваемости.

Не такой, как все

Обращает внимание Виталий и на такую особенность, как более высокое расположение передней арки, в отличие от задней. Если подойти поближе и присмотреться, то машина выглядит более высокой, поэтому многие владельцы опускают кузов за счет установки других пружин или койловеров, что в свою очередь сказывается на характере езды. Во внешнем облике 3000GT немало элементов, напоминающих суперкар, так как дизайн кузова был разработан компанией Pininfarina, которая подарила миру великолепные формы Ferrari. В наследство от такого «дальнего родственника» 3000GT достались некоторые внешние «фишки», которые не несут функционального значения. Например, боковые воздухозаборники, которые выглядят красиво, но на деле только собирают грязь.

А вот турбированная версия оснащалась пакетом Active Aero, включающим в себя спойлер, автоматически выдвигающийся из-под переднего бампера, и антикрыло с изменяемым углом атаки на крышке багажника. К сожалению, популярность спортивных автомобилей в США на протяжении 1990-х годов уменьшалась в пользу огромных внедорожников, а цены ползли вверх, потому многие технически сложные решения, бывшие изюминкой Mitsubishi 3000GT и отличавшие её от конкурентов, перестали применяться ради удешевления модели. Так, помимо Active Aero, со временем инженеры убрали подвеску с электронной регулировкой жёсткости, управляемую выпускную систему и систему подруливания задних колёс.

Но атмосферная версия этой машины изначально имела привод только на передние колеса и более простую комплектацию. Интересной особенностью 3000GT является то, что коэффициент аэродинамического сопротивления Сх у этого автомобиля составляет 0.39, как у Land Rover Freelander или Dodge Durango. Однако из-за тонкой проработки аэродинамики кузова в целом автомобиль на высоких скоростях неплохо держит дорогу и управляется.

Выступы на капоте появились из-за наличия электроуправляемых стоек на первых версиях этих машин. «Когда японцы поставили эти стойки на "слепую" версию автомобиля, капот попросту не закрылся. Поэтому на первой версии на нем просто проделаны треугольные отверстия, сверху прикрытые пластиковыми заглушками. Когда в 1994 году случился "ребилд", линии капота изменили, чтобы помещалась проводка, выступающая из стоек. Что интересно, они прекратили ставить такие стойки с 1996 года, но сам капот остался с выступами до конца выпуска этого автомобиля», — вводит в курс дела Виталий.

Быть или казаться?

Как бы Виталий ни любил эти машины, но на его взгляд, в данный момент цена на них неоправданно высокая. Сегодня, как и три года назад, за атмосферные модификации Mitsubishi 3000GT некоторые владельцы хотят в районе $8 тысяч.

Невзирая на то, что машина выглядит дороже и быстрее, чем есть на самом деле, во многом владельцев все же подкупает её эффектный внешний вид. «Когда ты садишься за руль, атмосферный "трехтысячник" едет совершенно не так, как выглядит — он не рулится так же остро, как, например, Honda S2000, не выстреливает с места, как Lancer Evo. У машины более "ватное" управление по сравнению с типичным спорткаром. За эти деньги можно купить более быструю машину или построить ее с нуля. Если хочется купе, то в этот бюджет реально выбрать вариант на десять лет моложе. Уверен, многие из 3000GT не стоят тех денег, которые за них хотят. На мой взгляд, реальная цена атмосферной версии с точки зрения технического оснащения — 5 тысяч долларов. Ещё 3 хотят "содрать" только за внешний вид. Например, в США атмосферная версия 3000GT стоит от 800 до 2000 долларов в зависимости от состояния. В связи с тем, что привезти сегодня такой экземпляр из Штатов очень дорого, а те, что встречаются на просторах СНГ, могут не обрадовать вас своим состоянием, многие продавцы устанавливают высокие цены на машину в надежде продать её как "редкую гонку"», — рассуждает Виталий, когда дело касается стоимости модели на рынке РБ.

В плане обслуживания, если брать в расчет расходники (а на них немало заменителей), то оно не считается слишком дорогим. Например, затратными могут оказаться стекла и кузовные элементы, которые приходится заказывать прямиком из Японии. Со слов владельца, сама по себе машина не требовательна, и регламент её обслуживания точно такой же, как на обычных иномарках. Фактически это большой хэтчбек, к тому же прожорливый.

Расход топлива может слегка демотивировать владельца: «При спокойной езде по городу он расходует примерно 12-13 литров 95-го бензина. Заметил, что в жаркую погоду аппетит у машины повышается. Если же ехать по трассе строго 90 км/ч, расход получится около 9,5 литров. Но, учитывая, что обычно я передвигаюсь быстрее, то выходит в районе 11 литров».

С момента покупки этой машины Виталия не покидала мысль — купить такую же модель, только турбированную. «Вроде бы атмосферный 3000GT как-то разгоняется, но нет такого подрыва, чтобы буквально вдавливало в сиденье. Да, она достаточно комфортная, ощущаешь себя за рулем большого седана из 90-х. У нее в меру мягкая подвеска. Стихия этой машины — езда на дальние расстояния по загородным трассам. Учитывая, что у нее передний привод и большой вес, это однозначно не драговый автомобиль. В поворотах она не сильно кренится, а из-за широкой колеи у нее нет ожидаемого сноса передней оси, характерного для переднеприводных автомобилей. Но это только до определенного момента. Например, стоит вам затормозить в повороте, и ее моментально унесёт на обочину», — делится впечатлениями от эксплуатации редкой машиной молодой человек.

Несмотря на то, что за всё время владения машиной Виталий ездил на ней только одну зиму, по его мнению, для холодной поры года она подходит идеально благодаря переднему приводу и высокой подвеске. «К тому же термоядерная печка быстро прогревает салон, а трехлитровый бензиновый мотор не боится морозов», — добавляет Виталий.

Можно подумать, что в случае с этим атмосферным Mitsubishi работает знаменитая формула «казаться, а не быть», когда бюджетная модель рассчитана на любителей пустить пыль в глаза, но Виталий рассуждает немного в другом ключе: «Когда люди видят "гонку", а потом узнают, что она едет, как Lada Granta Sport, они вправе спросить: "А за что ты заплатил эти деньги?" Однако куда более важен вопрос, не почему ты ее купил, а почему ты оставил себе эту машину? Очень многие люди сегодня могут позволить себе покупку подобной Mitsubishi, но, поездив на ней какое-то время, побуксовав передними колёсами на светофорах и познав боль ремонта 25-летней машины, они спешат избавить себя от "радости" владения этим спорткаром». 

**

Сегодня Mitsubishi 3000GT воспринимается у многих как автомобиль для гурманов, практически исчезающий вид. Владение олдскульным хэтчбеком определенно дарит парню только положительные эмоции, а уходя от нее, он всегда оборачивается. «Покупка  атмосферной 3000GT оправдана только в том случае, если вам интересен японский автопром 90-х и вы хотите обладать необычным автомобилем для повседневной езды, а не для гонок. При этом у вас есть возможность восстановить машину до нормального технического состояния, а затем поддерживать его в будущем. А поэтому, оставив авто где-нибудь на парковке, вам наверняка, как и мне, захочется отходить от него спиной вперёд, пока машина не скроется из вида», — резюмирует Виталий.  

 

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments

Обманываете ли Вы при продаже автомобиля?

Всего проголосовало: 6 055