Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Глава БАА об электронных ПТС: «Государство будет компенсировать свои расходы за счет граждан»

  • 21 июня
  • Просмотров 9976

Еще в конце 2014 года в СМИ появилась информация о том, что на территории Таможенного союза будет действовать единый стандарт ПТС (в том числе в электронном виде). Предполагалось, что электронный ПТС обезопасит граждан от темных схем при покупке или продаже машины, а в перспективе проект сделает регистрацию и учет автомобиля полностью цифровыми. Напомним, на электронные ПТС страны-члены Евразийской экономической комиссии должны были перейти еще с 1 июля 2017 года, но из-за технических несостыковок нововведение отложили ровно на год. То есть с 1 июля текущего года должна была прекратиться выдача ПТС на бумажных носителях, но снова что-то пошло не так и сроки сместили.

Когда мы созванивались с Сергеем Михневичем, председателем правления «БАА», он подтвердил, что Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) было принято решение о переносе даты перехода на электронные ПТС на 1 ноября 2019 года.

Председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Михневич

— В России подготовка к внедрению новых документов уже завершена, и выдача электронных паспортов будет обязательной. Что касается Беларуси, Кыргызстана, Казахстана и Армении, электронные ПТС там тоже могут начать свое хождение одновременно с текущей регистрацией транспорта для того, чтобы за полтора года подготовиться к обязательной замене бумажных ПТС на электронные.

Введение электронных ПТС переносилось уже несколько раз. С чем связан очередной перенос этой даты?

— Да, это очередное смещение сроков из-за неготовности государств-членов Таможенного союза переходить на новую систему регистрации транспортных средств. За исключение России, у них введение ЭПТС вступает в силу с 1 июля, и все производители, а также импортеры, которые будут ввозить автомобиль на территорию страны, обязаны будут получать электронные аналоги бумажных ПТС. Каким образом будут поступать с машинами белорусского производства, пока неизвестно. Будут ли белорусские предприятия оформлять ЭПТС в российской базе, тоже непонятно.

— Останется ли бумажный техпаспорт?

— Единый «таможенно-союзный» ПТС и белорусский техпаспорт будут существовать параллельно. По крайней мере, до 1 ноября 2019 года. Если с этой даты электронный ПТС станет обязательным, то без него, возможно, тоже будет использоваться бумажный документ, но без ЭПТС регистрация не будет возможна точно. Пока не знаю, будет ли параллельно поддерживаться бумажный паспорт. Наверняка, на все машины, которые уже зарегистрированы, тоже каким-то образом заведут ЭПТС. Ведь оборот автомобилей внутри Таможенного Союза не будет возможен без функционирования электронного паспорта. Кто и как будет это проводить, неизвестно. Логично, что в единой электронной базе должны быть все автомобили, иначе она будет «ущербной».

Что известно на сегодняшний день? Кто, где и как будет оформлять и выдавать ЭПТС? Какая информация будет доступна для потенциального покупателя?

— Насколько я знаю, чтобы создать электронный носитель паспорта, нужно заполнить более 150 записей. При этом они разноплановые, что создает проблемы как для производителей, так и импортеров. Речь идет не только о вин-номере, типе транспортного средства, но и задаются параметры размеров, грузоподъемности, веса. Кто и как будет вносить эти данные — вопросов много. Как импортер, мы тоже обязаны будем составлять эти ЭПТС, и откуда нам брать эти данные, мы сейчас узнаем. Кроме того, в них будет видна цепочка пребывания автомобиля на территории страны и отражаться информация о предыдущих владельцах. При перерегистрации и перепродаже машины все фиксируется в Госавтоинспекции, данные будут вноситься в электронную базу. Это значит, что наличие более полной и детальной информации о ТС в электронном паспорте позволит обезопасить участников рынка. Плюс ко всему электронное оформление упростит процедуру регистрации транспорта.

Как вы считаете, зачем нам нужна система электронных паспортов и что она даст гражданам и государству?

— Теоретически замысел этой системы в том, чтобы исключить бумажный носитель и документооборот, которые являются более затратными, чем электронный носитель. Естественно, процедура оформления ЭПТС трудозатратна, IT-продукт стоит денег, поэтому, вероятно, получение электронного документа будет обходиться налогоплательщику в какую-то сумму. Государство будет компенсировать свои расходы за счет выплат граждан, и в этом есть негативный момент. Но вряд ли за получение электронного паспорта потребуют большие деньги, никто не пойдет на удорожание, ведь сегодня регистрация ТС происходит и так не бесплатно.

А важным «плюсом» является возможность создания максимально полной истории ТС, которая будет включать в себя информацию о производителе или поставщике, о страховании и страховых случаях, о ДТП, ремонте и своевременности прохождения ТО. В глобальном смысле цифровизация в этом вопросе однозначно движение вперед. Другое дело, какими средствами и ресурсами это будет продвигаться.

Выходит, история автомобиля будет прозрачной, т. к. вся информация о машине будет храниться в защищенной базе данных. Туда будут заноситься сведения о техосмотре, пробеге, страховых случаях, авариях и др. Кто будет иметь доступ к цифровому паспорту машины?

— Госавтоинспекция, таможенные органы, производители, импортеры, собственник транспортного средства.

Хотелось бы еще уточнить про локализацию производства, о чем мы недавно интересовались у белорусских дилеров. Чтобы продолжать экспортировать автомобили на рынки ЕАЭС, производители иномарок в Таможенном союзе должны предоставить уровень локализации производства не менее 50% к 1 июля 2018 года. Все ли к этому готовы?

— Все производители, находящиеся в Таможенном союзе, знают про это требование, и каждый из них готовился, чтобы с 1 июля производимый модельный ряд мог свободно перемещаться на рынки соседних стран ТС. Предполагаю, что все, кто планирует экспорт на рынки ЕАЭС, уже предпринял все меры для достижения 50%-ой локализации. Допустим, у Volkswagen она достигнута, все автомобили, поступающие из России, соответствуют новым требованиям. Не могу сказать за другие марки, которые будут импортировать машины из РФ во втором полугодии. Возможно, какие-то автопроизводители прекратят поставки некоторых моделей. В целом требование локализации производства — это очередной виток протекционистского решения, которое будет стимулировать производителей создавать производство в Таможенном Союзе, усиливая выгоду инвестиций в него.

**

В МРЭО ГАИ Минска, куда мы обращались с вопросами по поводу введения ЭПТС, только пожали плечами, ответив, что, когда централизованно будет решено о переходе на новый формат, тогда вместо бумажного бланка появится электронный. В ведомство, которое курирует введение ЭПТС в нашей стране, мы тоже отправили запрос, но уже прошла неделя, как мы пытаемся до них дозвониться.. Очевидно одно, что к 1 июля никто не готов экстренно перейти на ЭПТС, а значит, коллапс не случится. Эксперты считают, что за полтора года Беларусь подготовится к переходу на новую систему, электронный стандарт вступит в силу не ранее ноября 2019 года. А пока на сегодня вопросов остается больше, чем ответов.

Фото: архив av.by

Читайте также:

Алина Вислоус
av.by
Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments

Где и каким способом Вы покупаете зимнюю резину?

Всего проголосовало: 3 898