Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

«Торг за 5 минут, а не до слез». Откровения автомобильного перекупщика

  • 30 мая
  • Просмотров 98454

Измученные налоговыми поборами, белорусы инстинктивно не доверяют посредникам, будь то квартирный риэлтор или мелкий торговый представитель. Ну а деятельность автоперекупов в народе обросла уже десятками эпитетов (обидных и не очень). Сами себя такие люди называют «санитарами рынка». Мы, со своей стороны, воздержимся от расклейки ярлыков, тем более что один из представителей данного бизнеса согласился без купюр поведать, что сейчас происходит на белорусской автомобильной «вторичке».

Нервная работа

 

Валерия (имя изменено) вполне можно назвать перекупом со стажем. Он, к примеру, с ироничной тоской вспоминает те времена, когда на наши границы еще не навешали замков в виде таможенных пошлин и ограничений. Так, до 2011 года мужчина мог отправиться в Гродно и всего за полдня заработать 400-500 долларов лишь за перепродажу купленной утром машины на столичном рынке. И покупатель на эту машину находился быстро, потому что вложений техника почти не требовала.

Сейчас многое изменилось в худшую для перекупов сторону. Рынок перенасыщен старыми машинами, а ценовой барьер упал до $8-$10 тыс., хотя еще в 2016 году была актуальна отметка в $12-$15 тыс. За эти деньги состояние у авто может быть самое разное, от «убитого почти в хлам» до приемлемого. При этом Валерий подчеркивает, что, проходя через его руки, авто восстанавливается минимум на 90%. По необходимости проводятся и кузовные работы, и сложный технический ремонт. После таких работ чистый доход перекупа с одной машины составит в лучшем случае 300-400 у.е. Но и процесс восстановления занимает не один день. Хорошо, если через месяц машина своим ходом приедет на рынок.

«В принципе, опытный перекупщик может восстановить любое авто, все будет зависеть только от цены вопроса, — утверждает Валерий. — Владельцы продают нам свои машины по двум причинам. Во-первых, они не хотят заниматься ремонтом сами, потому что у них нет на это времени, желания и лишних денег. А "уезжают" машину, особенно водители из регионов, до такого состояния, что смотреть бывает страшно. Во-вторых, свой транспорт они в любом случае хотят продать дорого. Но я вижу, сколько она потребует вложений, и называю ту сумму, которую готов отдать за нее прямо сейчас. Обычно вид реальных денег срабатывает безотказно. Если названная мною цена устраивает — бьем по рукам. Но часто я отчаливаю еще до разговора, потому что вижу: ремонтировать в "небитом и некрашеном" "корче" уже попросту нечего».

Чего-чего, а опыта моему собеседнику хватает. Даже с избытком. К примеру, чтобы оценить стоимость предстоящих с машиной работ, Валерию надо 10-15 минут. Даже беглого осмотра бывает достаточно, чтобы понять, какие с предлагаемым экземпляром обнаружатся неприятности. «А нормального состояния в авто ниже "десятки" я, поверьте, уже давно не встречал», — утверждает мой собеседник. Торг в таком случае — непозволительная роскошь. Если владелец готов биться до слез за каждую зеленую сотню долларов, Валерий просто уезжает. Ведь цены у перекупов значительно ниже рыночных.

Про обман и специфику бизнеса

 

Правда, излишняя самоуверенность иногда подводит. Случаи, когда после покупки машины в пути «ложится» двигатель или коробка, бывают нередкими. «Если мотору хана, значит, на этом авто ты уже не заработаешь, — откровенничает Валерий. — Ремонт силовых агрегатов вместе с прочими работами может и в $2-3 тысячи встать. Тут не угадаешь. С виду вроде все еще более-менее, бывает и прокатишься — ничего не почуешь. А потом движок просто умирает. В таком случае я продавцу голову не дурю жалобами да обидами. Не увидел проблемы сразу — сам виноват».

Из беседы со своим оппонентом вывод напрашивается сам собой: натянутые отношения в цепочке продавец-перекуп-покупатель возникли не на голом месте. Сам Валерий готов распространяться на этот счет бесконечно долго, снабжая свою речь эмоциональным матерком с колоритными прибаутками:

«Все говорят, что мы обманываем. Я со своей стороны скажу, что первые обманщики — сами владельцы. Никто правду про машину свою не говорит. Моя задача — все "косяки" выявить сразу и тут же прикинуть, во что обойдется их устранение. Но и сюрпризов тут не избежать. Такой бизнес. Иногда полстраны по кругу объедешь, 800 км намотаешь, фильтруя новые объявления про "авто в идеале". А там машины до самых стекол уже нет! И возвращаешься домой ни с чем. Многие думают, что из-под хозяина машина будет в отличном состоянии. Неправда! Я с 2011 года еще ни одной машины не купил, чтобы ремонт дешевле $1 000 тыс. обошелся».

По этой причине действительно хорошие предложения в Сети надолго не зависают. Перекупы реагируют молниеносно. Ведь скорость и наличный расчет с продавцом — их главные преимущества. Поэтому, если объявление появляется ночью, мой оппонент не постесняется тут же позвонить, а то и приехать на осмотр. Потому что знает: утром этой машины уже может не быть — заберут более резвые собратья по ремеслу.

«Медленный обыватель как машину привык покупать? — задает риторический вопрос Валерий и тут же сам на него отвечает. — Ему надо прицениться, посоветоваться с женой, тестем, бабушкой, подумать, денег занять… А мне достаточно 5 минут убедиться, что авто ровное, "не банан", и я готов в ГАИ ехать на переоформление. Бывало по счет-справке и ночью машины покупал, осматривая их под уличным фонарем…»

О том, какой запас наличности у перекупа должен быть все время в обороте, то есть под рукой, Валерий деликатно умолчал, заметив, что в его окружении о таком говорить не принято. Но, учитывая скорость заключаемых сделок, сумма эта немаленькая. Деньги, впрочем, имеют свойство быстро таять…

«Появилась у меня "свежая" машина, и поехал я "раздавать купоны" малярам, "мотористам", портным, шиномонтажникам. Где-то бывает диски надо заменить, резину, где-то стекло. У кого руль облазит, у кого сиденья. Салон бывает так "ушатан", что химчистка только с пятой попытки его возьмет. Вот и остается на руках две-три "сотни" от моего заработка», — невесело ухмыляется Валерий.

Про клиентов

 

Покупатели, к явному неудовольствию перекупов, тоже пошли прижимистые и хотят за «трюндель» новое авто. Они приходят на рынок с толщиномерами в обеих руках и карманным компьютером для диагностики. Поэтому диалог между двумя сторонами сразу не клеится.

«Первое, что я делаю, это лезу в мотор, — комментирует "акула" вторичного авторынка. — Если машина не едет, как ты ее продашь? Приходится деньги вкладывать. Вторым делом я отдаю авто на "облив". Иногда это сделать проще, чем платить немногим меньшие деньги за покраску выборочных элементов. Но "облитый" экземпляр покупателя настораживает, причем если его внешний вид не освежить, от сколов на крыльях и капоте тот все равно будет шарахаться, как черт от ладана».

Валерий со смехом вспоминает студента, который искренне спрашивал, красился ли Opel Corsa 1985 года. «Вот что такому ответить?» — недоумевает перекуп. Мужчина искренне сокрушается, что на его вложения всем плевать. Свою работу он считает нервной, но в чем-то даже почетной:

«Перекупщики — это санитары рынка. Мы помогаем людям избавиться от неликвида. Нормальный человек "убитую" машину задорого никогда не купит. Но благодаря нам люди еще хоть как-то обновляют свой автопарк. Мы делаем то, что не делает хозяин, то есть восстанавливаем "бэушки", на которых кто-то еще может поездить пару лет. При этом человек приходит на рынок и сразу требует скинуть ему $1 000, хотя у меня машина для своих лет вся в огне, блестит и сверкает. В таких случаях говорю, мол, едем на СТО, сколько там "косяков" насчитают, такую скидку и сделаю. Нет, буксует. Только и посылать таких остается…»

Но все мы наслышаны и о черной стороне перекупщиков — мошенниках. «На Малиновке таких, считай, что и нет, — делится соображениями Валерий. — За Ждановичи говорить не берусь, не знаю. Раньше были умельцы, кто на что горазд: и жидкий дым в мотор лили, чтобы не коптил, и "шубы" на крыльях сами шпатлевали. Но теперь клиент сам ушлый, обманывать его — только время зря терять. К тому же если мотор дымит, значит, форсунки накрылись, а это уже не скроешь, хоть мочу туда лей».

Про народный выбор и личную неприязнь к российским авто

 

По части покупательских предпочтений мало что изменилось. Как правило, люди стремятся приобрести машину родом из Европы в «живом» состоянии. С таковыми критическая масса перекупов, включая Валерия, и работает. До уже озвученной им «десятки» белорус сегодня может приобрести седаны Toyota Corolla и Avensis середины нулевых и даже десятых годов. В ходу Audi A6, Citroen C4 и C5. Среди паркетников особо популярны Toyota RAV4 и Ford Kuga. А минивэны вроде Opel Zafira Н, Ford Galaxy и C-MAX 2006-2008 годов вообще в диком почете. При этом автомобилисты из регионов по старинке предпочитают «механику», а горожане — преимущественно «автомат».

«Избегают наши люди и больших моторов. Агрегаты объемом 4,2-, 5,2- 6,0 литров не берут. Максимум, что могут взять, это 3,2-литровый. Смысл больше? У кого денег много, тот и новую такую тачку себе из салона купит. "Понтовое железо" покупают только представители "поколения сникерсов", которые все еще хотят "рамсануть". Но заправлять, а тем более чинить такую машину у них денег, как правило, нет, поэтому "понтов" хватает лишь на то, чтобы сидеть в машине у заправки и громко слушать музыку. На рынке они острые на язык, всё знают, а в карманах при этом ветер гуляет», — делится наблюдениями оппонент.

«После 2010 года иномарки заметно сдали в качестве, — отмечает Валерий. — Это легко проверить на ветеранах рынка. Сейчас, конечно, нормальных Ford Scorpio да Sierra уже практически нет, сгнили. Но VW Golf II еще встречается. А с ними и VW Passat В3 и В4 — за $2-$3 тысячи эти крепенькие дизеля 1995 года выпуска в регионы "на ура" уходят. Да, хлопот они доставляют, где-то даже пороги и нижние лонжероны приходится подваривать, но затраты эти авто вполне отбивают».

Тут же Валерий посылает шпильку современному VW Polo, восстановить который после аварии нереально, так как седан складывается домиком. По той же причине перекуп избегает всех китайских авто. Мол, новые, из салона, они еще туда-сюда, но по прошествии нескольких лет уже гремят и сыплются. Опытный перекупщик рискнет такую машину купить только «за малый рубль» и то ради эксперимента. Не будет он связываться и с «ноу-нэйм» марками, вроде Buick, Plymouth, Pontiac, Saturn, — их в Беларуси не знают и вряд ли купят. А к автомобильной продукции российского происхождения у Валерия отношение и вовсе резко отрицательное:

«С 2016 года в Беларусь хлынул неконтролируемый поток залоговых авто, — говорит он. — Какие-то пробить можно, а у каких-то VIN-номера уже "отмыты", не отследишь. Свяжешься с таким — гарантированно попадешь на деньги. Поэтому на вопрос "Откуда авто?" мне хватает просто ответа. Если из России, то до свидания, катайтесь сами. Этот вариант для халявщиков меня не устраивает. С пригнанными машинами из Европы гораздо проще работать».

А вот к иномаркам российской сборки у Валерия особое отношение. «Люди и с новых таких машин, я заметил, тоже быстро спрыгивают, — сообщает перекуп. — Через год-два они опять садятся на старого европейца. Могу рассказать на личном примере. Знаю я одного человека, он ездил на подержанном VW Sharan. Потом его продал и купил новый французский кроссовер из салона за $17 500. Захотелось ему новую машину. И все, пошли жалобы. Даже обкатки не выдержал на этом кроссовере. Спустя 10 тыс. км пробега еле продал его за $15 000. И на что, думаете, пересел? На европейскую Opel Zafira 2014 года! То есть с новой опять на старую. И за что, спрашивается, такие деньги отдал? Я бы на эти деньги дизельный BMW Х5 (Е70) купил бы и горя бы не знал, катался».

**

Напоследок задаю Валерию вопрос, который подводит жирную черту под деятельностью перекупа: а какой у него самого автомобиль? «А зачем он мне? — искренне  удивляется собеседник. — У меня нужды в личном транспорте нет. Какая-то машина всегда есть под боком. Меняются они быстро, поэтому автомобиль у меня всегда разный».

Фото: из архива 

Максим Козлов
av.by
Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments

Где и каким способом Вы покупаете зимнюю резину?

Всего проголосовало: 1 227