Форвардер едет — щепки летят! Какую технику показали на выставке «Лесдревтех-2018»

  • 26 мая
  • Просмотров 10884

Признаюсь честно: еще с детства я знал всего два инструмента по добыче древесины — это топор и ручная пила. В годы студенческой юности, правда, ближе познакомился с их автоматизированным аналогом, то есть цепной «шведкой». А еще в памяти отпечатался монструозный агрегат из фильма «Сибирский цирюльник», на который нас водили в старших классах. Но то, как мне казалось, была лишь авторская фантазия. И вот, посетив международную специализированную выставку «Лесдревтех-2018», я понял, что Никита Михалков не так уж сильно ошибался. Ведь агрегаты, представленные там, действительно потрясали воображение своими размерами и внешним видом…

Флагман отечественной лесопромышленности

 

 

На самом деле главным действующим лицом данного мероприятия стал белорусский холдинг «АМКОДОР», чей лесопромышленный комплекс оказался представлен максимально широко. Международный статус «Лесдревтех-2018» принесли несколько форвардеров Ponsse, ютившиеся где-то с краю по причине своей дороговизны в сравнении с белорусскими аналогами. Правда, на последних тоже активно применяются импортные агрегаты (моторы Perkins, тандемные мосты NAF и различные гидравлические системы). Но, как мне сообщил Горбатенко Сергей Михайлович, начальник управления реализации специальной техники маркетинг-центра холдинга, «импортозамещение идет полным ходом».

Вообще, предприятию моего оппонента есть чем гордиться. Впервые на рынок лесозаготовительной техники «АМКОДОР» с современной техникой для сортиментной заготовки вышел в 2006 году, представив всего две модели. Сейчас в прайс-листе холдинга значится более шестнадцати позиций. Уже за 10 лет своего существования белорусское предприятие изготовило 700 машин лесопромышленного комплекса. Впечатляет! Ведь, например, один всемирно известный финский производитель аналогичной техники шел к такому показателю 20 лет.

«В этом году мы планируем серийно запустить еще пять единиц новой техники различной направленности. Нашей главной задачей является полный охват рынка лесной промышленности. Мы проводим маркетинговые исследования, анализируем спрос и уже на основе полученных данных можем предложить конкретную модель харвестра, форвардера или универсального погрузчика», — говорит представитель холдинга.

Канадский и скандинавский методы заготовки

 

Однако стоит пристальнее взглянуть на всю эту многоколесную технику, ощетинившуюся ковшами, стрелами, траками и пилами. На проверку для восприятия все оказывается не так уж и сложно. Итак, из беседы с Сергеем Горбатенко узнаю, что данная техника делится по технологии заготовки. Есть сортиментая, или скандинавская, один комплекс которой состоит из харвестра, предназначенного для валки деревьев, обрезки сучьев да раскряжевки сложных участков рельефа на сортименты заданной длины, и форвардера, который выполняет погрузку и транспортировку древесины сортимента по лесовозным дорогам.

В хлыстовой, или канадской, технологии заготовки применяется три единицы различного назначения. Кроме валочно-пакетирующей машины и тягача-скидера есть еще универсальный процессор с поворотной платформой. Производительность у такой линии больше, как и проблем с транспортировкой 12-метровых хлыстов. Данный метод используют крупнодобывающие предприятия-миллионники. Все остальные заготавливают древесину по скандинавскому методу. Это и проще, и дешевле.

«Если рассматривать обширные территории постсоветского пространства, то здесь еще превалируют устаревшие технологии по добыче леса, — рассказывает Сергей Горбатенко. — Но поскольку технологии стремительно развиваются, предприятия заказывают более производительную технику, которая быстрее окупится и начнет приносить доход. В итоге от ручной лесозаготовки мы переходим к сортиментной. В некоторых регионах России хлыстовая технология вообще запрещена. Для европейских стран это тоже очень дорогостоящий метод. Объемы там не самые большие, и купить лесозаготовительный комплекс стоимостью $1 млн., чтобы войти в этот бизнес, не каждому по силам».

Согласно общемировой практике, чтобы затраты на сортиментную технику окупились, предприятие должно заготавливать минимум 80 тыс. кубометров древесины в год. Если таких объемов достичь нереально, то, конечно, остается использовать ручной труд. Но даже если предприятие заготавливает всего 30 тыс. кубометров сырья, оно может позволить себе технику «АМКОДОР», которая дешевле импортных аналогов, и уже с ней выйти на недосягаемый ранее объем. Производительность ведь у белорусских аппаратов в сравнении с импортными та же. Потому на нее и столь устойчивый спрос.

«На сегодня мы производим практически все необходимые в лесном хозяйстве машины, — комментирует специалист. — И теперь наша задача более точечно заполнить рынок недостающими моделями. К примеру, заказчику нужен форвардер грузоподъемностью в 10 тонн. А у нас есть 9-тонный АМКОДОР 2631 (120 л.с.) и 12-тонный АМКОДОР 2661-01. Ну или 18-тонный форвардер. Поэтому над модельным рядом нужно продолжать еще работать».

Купляйце беларускае

В пользу этого избитого выражения действует значительный аргумент — «беларускае» дешевле. «Есть, к примеру, финский форвардер Ponsse грузоподъемностью 18 тонн. У нашего АМКОДОР 2682-01 загрузка 15 тонн. Но две единицы такой техники стоят, как одна финская машина! А выгода почти вдвое больше. Вот и смысл экономических расчетов. Со временем и мы придем к 18-тоннику, но будет он стоить гораздо дешевле, чем у конкурентов», — улыбается мой собеседник.

Как ни странно, не всякое детище «АМКОДОР» полностью родом из Беларуси. Некоторые технологические узлы наши предприятия все еще не производят. Например, такой специфический для лесозаготовительной техники орган, как тандемный мост в Европе, выпускает только один бренд — немецкая компания NAF.

«Зато передние мы делаем сами, — тут же находит аргумент С. Горбатенко. — Если мы выйдем на большие объемы продаж, то сможем наладить и свое производство тандемных мостов — тогда это будет экономически оправдано. Вот фронтальные погрузчики и так на 90% белорусского производства. Одна из наших компаний производит гидрокомпоненты, но пока лишь для маломощных машин. В крупнотоннажных машинах применяется импортная гидравлика. Но это вопрос времени».

Не все гладко и с европейскими заказами. Обычно силовые агрегаты для техники АМКОДОР родом из «Минского моторного завода». Эти двигатели неприхотливы и легки в обслуживании. Но для рынка Европы такая продукция сертификацию не пройдет. Приходится устанавливать импортный двигатель. В нашем случае — это Perkins, удовлетворяющий европейцев по уровню шума и экологичности выбросов. По стандартам Euro-4 такой мотор работает на смеси дизтоплива и мочевины.

**

Что касается самой экспозиции, то каждая ее единица достойна отдельной статьи. Так, применяемые в лесопромышленности Беларуси, это уже упомянутые модели АМКОДОР 2662-01 либо АМКОДОР 2631. Они в большом ходу и в Европе, на «тележном рынке». Кроме сплошной рубки такая техника еще может делать просеки, так называемую рубку ухода, по которой может проехать малогабаритная погрузочно-транспортная техника. В большом ходу также харвестры АМКОДОР 2531 (120 л.с., ширина — 2,3 м) и АМКОДОР 2541 (180 л.с., ширина — 2,7 м).

Не обошлось и без громких презентаций. Одним из флагманов выставки стал мульчирователь АМКОДОР 2021 с 280-сильным двигателем, одобренный лично В.И. Семашко. Данная техника предназначена для обслуживания линий электропередач, трубопроводов и прочего, ликвидируя порубочные остатки и подрост. Одна такая машина может заменить целый рабочий подряд и функционирует более эффективно, выпиливая колею в 2,5 метра шириной. При этом техника от белорусского производителя стоит ощутимо дешевле импортных аналогов (€400-€500 тыс.).

Представитель «АМКОДОР» уверен, что своего потребителя она найдет не только на традиционных рынках Беларуси и России, но и на других рынках стран ближнего и дальнего зарубежья. В ближайшие годы в планах холдинга выйти на производство 400-500 единиц техники для лесопромышленного комплекса. А пока в холдинге готовятся к выставке "Белагро-2018", которая пройдет 5-9 июня, и там также готовы показать новейшие свои разработки.

Максим Козлов
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите в кабинет

Из-за постановления номер 850 мы больше не публикуем комментарии неавторизованных пользователей. Извините за неудобства.

Войти...
comments powered by HyperComments

Где и каким способом Вы покупаете зимнюю резину?

Всего проголосовало: 5 892