Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

«Суды идут, комментарии — позже». Российский банк взял паузу на полгода по вопросам залоговых авто в Беларуси

  • 16 мая
  • Просмотров 14459

В конце прошлого года новость о появлении в Беларуси кредитных машин, числящихся в залоге у российских банков, прогремела настоящей сенсацией на всю страну. Массовая атака новыми машины из РФ не прошла бесследно для нашего рынка. То и дело в разных уголках Беларуси до сих пор всплывают российские автомобили с темным прошлым, а растерянные автовладельцы не знают, что с ними делать. Ольга, жительница Бреста, тоже оказалась в числе белорусов, которые случайно узнали о залоге после покупки автомобиля. В октябре прошлого года она купила Nissan Qashqai на рынке в Малиновке.

«Автомобиль 2017 года выпуска с пробегом всего 60 км продавался на площадке авторынка в Малиновке за $21.300. Думала сначала покупать в салоне, но то цвет был не тот, то комплектация не та. И, конечно, разница со стоимостью у дилера составляла примерно 3 тыс. у.е. Поскольку я из другого города, то заранее созвонилась с продавцом. Он сказал, что его на рынке не будет, но человек из киоска покажет машину, с ним же можно будет и расплатиться. Тот представился работником авторынка, мол, владелец авто — богатый человек и тут практически никогда не появляется. Меня это ничуть не смутило, более того, я даже представить не могла, что могут быть такие нюансы с новой машиной! В итоге быстро выписали счет-справку, а когда я спросила, не будет ли с этим проблем, меня заверили, что машина была поставлена на белорусский учет и с него же снята. Ну раз, думаю, через ГАИ, значит, опасаться нечего», — вспоминает Ольга.

На следующий день девушка поехала в Брест, поставила авто на учет и прошла техосмотр. Через три месяца ей позвонила знакомая и рассказала, что вокруг машин из России поднялась шумиха и предложила проверить VIN. Когда белоруска проверила свой Nissan через реестр и узнала, что на ее авто претендует «третье лицо» — ПАО "Совкомбанк", который по решению суда может его изъять, то жутко запаниковала.

«У меня был шок! Как такое возможно, что машина зарегистрирована в ГАИ и при этом числится в залоге? Я обратилась к юристу, но тот меня успокоил, что в нашей стране никто не будет этим заниматься, автомобиль никто не заберет. В общем, меня отговорили идти в прокуратуру, потому что доказать ничего невозможно», — рассказывает девушка. Естественно, ее беспокит: что делать дальше? Затаиться, рассчитывая на то, что после попадания автомобиля на территорию Беларуси с ним уже ничего не случится, а единственное неудобство — нельзя будет выехать за границу или в Россию? А может обратиться в банк или ждать, когда банк сам обратится в суд РБ?

Ольга не планирует избавляться от залогового авто, не желая подставлять других белорусов. В лучшем случае она сможет ездить на машине без права продажи, и ее это не сильно расстраивает, в худшем — Nissan действительно заберут. «Меня волнует больше то, чтобы его не забрали в ближайшее время, поскольку не хочется вкладывать деньги в другую машину. А если дело дойдет до изъятия, даже не знаю, буду ли оспаривать право собственности на этот Nissan. Есть ли в этом смысл?» — задается вопросом Ольга.

В январе этого года российский банк определился с позицией насчет авто белорусов и решил их изымать. Более того, проблему с залоговыми машинами сейчас вынесли на межгосударственный уровень в рамках Таможенного союза и поставили задачей максимально затруднить мошенникам возможность сбыта фактически украденных машин в Беларуси. Также стало известно, что банк, минуя органы внутренних дел, может сразу обратиться в суд с требованием об истребовании чужого имущества в гражданском порядке и белорус рискует остаться без автомобиля. Как известно, механизм взаимного признания подобных судебных решений существует и успешно реализуется в силу действующей между Беларусью и Россией Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

В ней предусмотрено, что суды Беларуси и России принимают и исполняют решения судов по вопросам, связанным с трансграничными отношениями. Однако написано, что договаривающиеся стороны МОГУТ оказывать взаимную помощь, но не ОБЯЗАНЫ. Значит ли это, что белорусская сторона может отказать в помощи? Адвокат, кандидат юридических наук Улахович Илья отмечает, что «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (заключена в г. Минске 22.01.1993 г.) обязывает договорившиеся стороны (Россия и Беларусь в их числе) осуществлять правовую помощь по гражданским и уголовным делам. «Конечно, могут быть препятствия для исполнения того или иного решения на территории сопредельного государства, но в абсолютном большинстве случаев конвенция работоспособна», — утверждает он.

Многие возмущаются тем, что в преступной цепочке есть ответственное лицо (заемщик), которое взяло кредит и каким-то образом сняло залоговый авто с российского учета? Понесет ли он ответственность? Ведь страдает добросовестный покупатель, теряющий и деньги, и автомобиль! Насколько сложно найти в РФ заемщика и привлечь его к ответственности? «Понятно, что данная схема, используя пробел российского и международного законодательства, не позволяет покупателю своевременно узнать о проблемном автомобиле. Обезопасить себя в данной ситуации на 100 процентов практически невозможно. И потери добросовестного приобретателя, к сожалению, не редкость. Насколько сложно найти заемщика и привлечь его к ответственности? Полагаю, что сложно, и даже если найдут, то вряд ли с него можно будет что-то взыскать», — считает Улахович Илья.

«Если удастся разобраться с вопросом "кто виноват?", то с вопросом "что делать?" сложнее. Как уже было отмечено, перепродажа проблемного автомобиля, при определенных обстоятельствах, может повлечь уголовно-правовые проблемы для продавца, а гражданско-правовые гарантированы. Решать данный вопрос нужно индивидуально в каждом конкретном случае. Ну а решить его кардинально можно только корректировкой законодательства», — добавил юрист.

В свою очередь ПАО «Совкомбанк» ранее уже комментировал ситуацию с залоговыми автомобилями, попавшими в Беларусь. В частности, Сергей Хотимский, первый заместитель председателя правления ПАО «Совкомбанк», отмечал, что банк планирует инициировать вопрос об изъятии этих автомобилей у белорусов. С его слов, на тот момент прецедент изъятия авто у гражданина РБ другим банком уже имелся, но поскольку мошенники разработали эту схему совсем недавно, то конкретно у них судебные процессы по нескольким случаям были только начаты. Вместе с тем он заверил, что «банк со своей стороны уже обеспечил условия, чтобы покупатель мог без проблем узнать о наличии залога посредством единой базы залогов. И покупатели даже если не знают, то могут и должны проверять автомобиль, если он из России, на залоговый реестр».

Напомним, что касается вопроса, как поступить гражданину РБ, если он обнаружил свое авто в списке залоговых ТС "Совкомбанка" на сайте Нотариальной палаты РФ, то Сергей Хотимский комментировал: «Можно сообщить о таком автомобиле в ПАО "Совкомбанк", и если это первый звонок, то мы выплачиваем вознаграждение — 350 белорусских рублей. Информацию (прежде всего, VIN-номер) о залоговых авто Совкомбанка, находящихся в продаже на территории Республики Беларусь, просьба присылать на адрес электронной почты пресс-службы Совкомбанка — smi@sovcombank.ru с обязательным указанием контактных данных для дальнейшего взаимодействия. А самым надёжным способом исключить вероятность покупки находящегося в залоге у российского банка автомобиля в данный момент является покупка машины у официального дилера или сертифицированного автосалона. Но если все же выбор сделан в пользу авто физлица, мы настоятельно рекомендуем не принимать поспешных решений, несколько раз проверить VIN-номер в российской базе нотариата, так как информация в базу поступает с некоторой задержкой после оформления залога на авто в банке, убедиться в наличии у продавца оригиналов всех документов на автомобиль».

Нашу героиню Ольгу отчасти успокаивает то, что наглядных случаев изъятия авто у белорусов еще не было. Спустя полгода мы решили поинтересоваться непосредственно у представителей ПАО «Совкомбанк», есть ли уже реальные прецеденты изъятия залоговых авто у белорусов. Сколько их находится в Беларуси? Завершились ли судебные процессы и как? Также мы затронули и многие другие вопросы, волнующие белорусов. Однако из банка вскоре пришел краткий ответ:

— Пока не готовы комментировать эту ситуацию, потому что все суды еще в процессе. Новых случаев с залоговыми авто в Беларуси мы не фиксируем. Давайте вернемся к этому вопросу через полгода.

**

Понятно, что процесс этот небыстрый и разбирательства могут затянуться на годы. Кто-то за прошедшее время успел продать авто на запчасти или просто по-быстрому сбыть его с рук, чтобы не остаться ни с чем. Но многим остается только ездить на купленной из России машине и ждать, что однажды придет повестка в суд, так как автомобиль решат изъять, а значит, придется бороться и заявлять о своих правах на собственность.

Проверить недавно купленный автомобиль с помощью VIN-кода можно на сайте Федеральной нотариальной палаты РФ. Если вы столкнулись с залоговым авто и, возможно, уже взаимодействуете с российскими судебными инстанциями, просьба связаться с редакцией, выслав письмо на news@av.by. Мы же продолжим следить за темой.

Читайте также:

 Фото: из архива, Ольги

Алина Вислоус
av.by
Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments

Как Вы относитесь к отмене счет-справки?

Всего проголосовало: 6 020