Маленький танк. Обзор колесного вездехода Шерп (видео)

  • 26 февраля
  • Просмотров 8264

Ненавязчиво под конец зимы характер наших еженедельных героев поменялся: были импортные «паркетники» для города, стали нескладные вседорожники российского производства. И если у первых преимущество в дизайне и оснащении, то за вторыми явный перевес по части проходимости. Но есть, конечно, в природе и такие места, где не пройдет ни УАЗ, ни «Буханка», ни «Нива», и даже армейский «Урал» закопается под собственным весом.
Специально для таких условий различными мелкосерийными предприятиями выпускаются вездеходы, которые способны ехать, ползти, карабкаться вверх и даже плавать. Протестировать один из ярких представителей данного племени — вездеход Шерп — удалось двум нашим соотечественникам, Алексею и Алесю.

По воде, как по суше

В рамках партнерской программы два молодых белоруса побывали на производстве бренда Шерп и устроили настоящий ад на колесах по испытательному полигону в Киеве. А поскольку тест-драйв вездехода с шинами низкого давления проводится не столь часто, ребята захватили с собой видео-оператора, который все это и зафиксировал. Но одно дело — посмотреть ролик где-нибудь на просторах интернета. Совсем другое — получить живой набор впечатлений и полноценный рассказ из первых рук. Так что сразу по приезду в столицу Алесь и Алексей связались с нами, чтобы, встретившись в одном из минских кафе, поведать о своих приключениях.

«Интерес к подобной технике возник у нас еще в детстве, с велосипеда, — начинает говорить Алесь. — После осуществления давней мечты — катания на спорт-карах, нам захотелось попробовать что-то еще более экстремальное. На земле ведь есть много различного транспорта, построенного людьми. И нам стали интересны различные уникальные проекты. А Шерп, безусловно, уникальный вездеход, протестировать который нам показалось очень захватывающим приключением. Так что когда представилась такая возможность, мы не стали зря терять время».

Итак, что же из себя представляет данная техника? С первого взгляда вездеход напоминает ассиметричную (3,4х2,5х2,3 метра) алюминиевую коробчонку, водруженную на огромные колеса. Эти самые колеса и есть одна из главных особенностей вездехода: шины низкого давления позволяют как бы обтекать любые, даже самые сложные препятствия и проходить там, где любой нормальный автомобиль просто порвет резину.

«Они еще выступают и в роли подвески, — добавляет Алексей, которому довелось быть пилотом Шерпа. — Все колеса связаны в одну пневмоциркуляционную систему, и, когда одно из них наезжает на бревно или кочку, выдавливаемый из камеры воздух поступает в остальные три. Надуваются они выхлопными газами, причем весь процесс занимает не больше 30 секунд. В роли компрессора выступает двигатель. Система полностью автоматизирована, но все можно контролировать из салона».

Алесь, который во время поездки находился в штурманском кресле, добавляет: «Когда мы ехали по льду и внезапно свалились в воду, чтобы снова взобраться на плоскость, нужно было спустить колеса. Мы, по незнанию, этого не сделали, и, когда пытались влезть на лед, пришлось с машиной бороться. На самом деле выехать из воды оказалось делом элементарным».

Это действительно так: опыт других пользователей Шерп тому подтверждение. Герметичный понтонный кузов вездехода, сделанный из легкого алюминия, демонстрирует отменную плавучесть даже без гигантских колес. Водоизмещение же техники с оными составляет 3.400 литров. Что при сухом весе Шерпа в 1.3 тонны и еще 1 тонны полезной нагрузки оставляет вездеход сидеть в воде максимально высоко.

Широкий протектор колес тут выполняет функцию гребных лопастей в водной стихии, а на земле является гарантом жесткой сцепки с поверхностью. Но скорость его по воде минимальна — всего 6 км/ч. «С сильным течением Шерп вряд ли способен бороться. Это не лопастный лодочный винт, задающий направление. Поскольку работают все четыре колеса, вездеход сам с собой борется на большой воде. Для этой цели его вполне можно было бы дополнить специализированным навесным оборудованием», — утверждает испытатель.

Не каждый автомобилист был танкистом

Поскольку Шерп — техника водоплавающая, дверей в общепринятом смысле у него нет. Есть два входа/выхода: спереди и, соответственно, сзади. Принцип посадки везде одинаков: сначала поднимается вверх стекло, затем откидывается нечто, похожее на «калитку». Она же может быть и упорной площадкой при необходимости. Обе системы установлены, ясное дело, выше ватерлинии. И только преодолев их, можно попасть внутрь Шерпа.

 

А там вездеход непритязателен практически так же, как и снаружи. В кабине мест, как и положено, два. А грузовой/жилой отсек может вместить сразу четверых пассажиров. Для них там установлены лавки-полати, на которых можно растянуться в полный рост и вздремнуть. Правда, последнее лучше делать, когда машина стоит на приколе. Ведь по кочкам едучи, корму вездехода болтает похуже маятника, а закрепиться пассажирам попросту негде. Ну или Алесю с Лешей достался экземпляр без соответствующих держалок и петель для тел человеческих...

Что касается органов управления и силовых агрегатов, то здесь все просто: под водительским сиденьем расположен 1,5-литровый турбодизель Kubota V1505-t на 44 «лошади» и 120 Нм да механическая «пятиступка». Управляется оная через привычную кочергу и педаль сцепления. А вот мотор (кстати, японского происхождения) задействуется только педалью газа. Тормоза в привычном автомобилисту понимании тут нет. Вместо третьей педали — ручки «танковых» фрикционов, способные «блочить» колеса по сторонам: либо всю левую, либо правую. Как считают наши испытатели, это главный минус вездехода Шерп, поскольку не все пользователи автомобилей — бывшие танкисты.

«Не хватает машине привычной "баранки", — говорит Алексей, будто жалея чудную технику. — Конечно, может это технически невыполнимая задача, но и купить вездеход на каких-то рычагах не каждый согласится. Клиент, мне кажется, даже среди вездеходов будет выбирать самый удобный...».

Максимальная скорость у вездехода тоже не впечатляет, если смотреть на сухие цифры — лишь 60 км/ч. Но, учитывая, по какой местности обычно пробирается Шерп, сразу становится ясно, что этого более чем достаточно. Даже цепкий в грязи и на скалах протектор имеет мягкую структуру и не предназначен для асфальта — износится быстро.

Зато благодаря особенностям управления Шерп способен войти в поворот на максимальной скорости и развернуться даже на пятаке. А еще у него феноменально низкий аппетит — аж 2-3 литра в час (в зависимости от сложности рельефа)! У иной малолитражки в городских условиях расход и того больше… Топливные баки на 58 литров каждый расположены, кстати, в ступицах колес и легко демонтируются.

Цена свободы от природных условий

 

Главным плюсом вездехода Шерп Алексей и Алесь считают, конечно, его проходимость. «Само это ощущение, что ты можешь проехать по прямой везде, не меняя курса, дорогого стоит. Вот ты ползешь по камням острым, потом по снегу, льду, оказываешься в реке, а потом опять выбираешься на берег. Это ни с чем не сравнимый опыт. Мы даже на лодке у рыбаков побывали, перекинулись парой слов. Мужики обалдели, когда увидели, что какой-то грузовик взял и с берега в Днепр полез», — комментирует фоторяд Леша.

«А еще машина довольно живучая, — утверждает Алесь. — Даже на двух колесах может ехать и плыть, хотя и без них она не утонет. Чтобы открутить бензобак или поставить новую камеру, достаточно заехать на какой-нибудь пень — вездеход сам вывешивает нужное колесо, а чтобы открутить его, достаточно снять пять болтов».

Перевернуть кургузый вездеход тоже непросто. С клиренсом в 600 мм и низким центром тяжести из-за стратегически расположенных агрегатов, вездеход способен карабкаться под уклон больше 35º! А если вдруг перегазовать и таки кульнуться «на спину», то вернуть Шерпу исходное положение четверым мужчинам вполне по силам.

Из недостатков Шерпа наши герои выделяют непродуманную эргономику задних сидений и минимум пользовательских удобств. Хотя в машине можно провести более пяти суток при стандартном запасе топлива, даже розетки под ноутбук в салоне может не оказаться! Буквально каждую мелочь нужно заранее оговаривать с производителем.

К слову, оный может оснастить Шерп любым оборудованием, которое только может пожелать заказчик. За доплату, разумеется. Например, для клиентов из Эмиратов инженеры планируют в будущем разработать систему кондиционирования. Хотя уже сейчас бренд готов внедрить в основное производство более комфортные сиденья.

«В любом случае, когда оказываешься в кабине этого вездехода, эмоции просто зашкаливают! — вспоминает недавно пережитый опыт Алесь. — Это ощущение чистого ребячества, когда хочется заехать буквально всюду и ты понимаешь, что никакие преграды машине не страшны».

Вот только ребячливая улыбка меркнет сама собой, когда ненароком узнаешь про стоимость данной техники. Вряд ли у заурядного любителя острых ощущений найдется лишних $100 тыс. ($95.500 без дополнительных опций), чтобы проверить белорусскую опушку на прочность. И, тем не менее, спрос на Шерп есть. За 5 лет отделение компании, расквартированное в Украине, выпустило около 500 вездеходов. А в России таких вездеходов было произведено гораздо больше.

Как рассказали нам наши гости, Шерп очень популярен на канадском рынке. В странах бывшего СНГ его покупают в основном опытные охотники и рыбаки либо состоятельные люди, которые хотят видеть у себя в гараже новую игрушку. Еще одним минусом такой техники является и тот факт, что после покупки она сразу теряет половину стоимости. К тому же различный экспедиционный обвес, понятное дело, потянет за собой дополнительные траты…

«Сейчас кузов Шерпа сделан из алюминия. А раньше для него использовалась сталь толщиной 0,5 мм. Вездеход тогда стоил на треть дешевле. Но железо при этом было сильно подвержено коррозии, и от его использования пришлось отказаться. Алюминия, соответственно, нужно больше (1,5 мм), потому что он мягче. Но даже теперь пробить кузов не так-то легко, потому что геометрия вездехода тщательно выверена. Отсюда и такой ценник», — резюмирует политику ценообразования Алексей.

**

Под потолком у Шерпа неспроста установлен счетчик моточасов — проводит ТО вездеходу положено каждые 50! При этом одно колесо низкого давления  на начало 2017 года стоило около $1000. Дополнительные топливные баки, устанавливаемые, опять же, в колёса, колебались в цене по $200 за штуку. А генератор повышенной мощности (какой-никакой, а расходник), соответственно, стоил около $800. В настоящее время ценообразование производителем пересматривается, и возможно, обслуживать вездеход станет дешевле…

С другой стороны, стоять Шерпу под окнами каждой многоэтажки явно на роду не писано. В соседней России этот вездеход охотно берут на вооружение МЧС и различные поисково-спасательные службы. А в Беларуси такая спецтехника могла бы пригодиться, например, пограничникам на заболоченной местности. Или тем же лесным хозяйствам. В общем, области применения для вездехода имеются, был бы только резон их осваивать…

От погрузчика до вездехода — спецтехника в каталоге av.by

Читайте также:

Фото: из архива героев

Максим Козлов
av.by
Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments

Обманываете ли Вы при продаже автомобиля?

Всего проголосовало: 8 579