Что мне снег, что мне зной.. Что могут «уазики» на бездорожье?

  • 19 февраля
  • Просмотров 11105

Ознакомившись с техническими характеристиками УАЗ Патриот разных модельных лет и с различным опытом эксплуатации и даже сравнив мощность их силовых агрегатов, в нашем восприятии автомобиля остался бы огромный пробел, не отправь мы его в родную стихию — на бездорожье. Так что милости просим читателей на карьерный полигон под Липками, где Патриоты раскрылись с лучшей своей стороны.

Городская эксплуатация

 

Итак, взяв курс на Липки после продолжительной диагностики (какой бы информативной она ни была), глаза обоих владельцев Патриотов победно заблестели. Все же, сколько бы производитель не адаптировал свой внедорожник к условиям города, своим турбодизельным сердцем тот так и остался в лесной глуши да на диких просторах. А в столичных пробках ему тесновато. Даже среди собратьев-паркетников Патриот выглядит белой вороной, громоздкой и нескладной. Не хватает ему дизайнерского лоска и модных коммерческих наворотов. Сразу видно: не этим машина берет.

 

«В городском потоке очевидное преимущество Патриота — это посадка, — говорит Дима, вклиниваясь в череду автомобилей, едущих в сторону кольцевой. — Так называемая активная безопасность в действии. Смотришь поверх крыш соседей по потоку и любой косяк на дороге замечаешь первым, успеваешь вовремя перестроиться. Но есть, конечно, и свои нюансы в управлении. К примеру, эффективность задних барабанных тормозов надо учитывать при маневре или обгоне».

Несмотря на то, что по трассе мы движемся двумя экипажами, Павел перманентно участвует в беседе. Все благодаря радиостанциям, которыми оба владельца снабдили свои авто. «Да, по городу на Патриоте комфортно передвигаться хотя бы потому, что видно далеко, — соглашается орнитолог. — А что касается топливного расхода, то в среднем оный составляет 8,6-литра на 100 км пути по трассе. В городе показатель увеличивается максимум до 10,1-литра. Мой опыт показывает, что оптимальная крейсерская скорость для Патриота — 94 км/ч. Тогда расход минимальный. Можно, конечно, ехать и 110 км/ч, но в этом случае аппетит машины возрастает».

В плане динамики оба УАЗовода признают, что к машине надо привыкнуть. «Если вы пересели на Патриот с какого-нибудь Honda Civic, то данный автомобиль вам покажется неповоротливым. Хотя меня пытался однажды такой лихач обогнать… В итоге я его чудом не переехал. УАЗ только кажется тяжеловесным, и соседи по потоку очень удивляются, когда узнают, что и он может разгоняться», — утверждает Павел.

По части дополнительного оборудования оба наших героя подстраивали внедорожники под себя. Помимо усиления ходовой, Патриот орнитолога обзавелся экспедиционным обвесом. Кроме металлического багажника на крыше в нем особенно выделяется люстра. «Штатного головного света мне не хватает, — комментирует молодой человек. — Когда ночью едешь по лесу, надо, чтобы освещались ветки деревьев и все, что над линией обзора находится. Эту люстру мне делал знакомый в Воронеже».

Также в обеих машинах есть камера заднего вида и система навигации с лицензионными ПО Navitel, включающим карты Беларуси, России, Казахстана и Украины. В моделях с 2013 года эта опция стандартная для дорогих комплектаций. Но за небольшие деньги можно докупить полный заводской комплект с камерой и антенной.

Но если о прокачке своей бортовой системы Дмитрий озаботился сразу, то Павел, наоборот, камерой обзавелся сравнительно недавно: «До 2016 года я вообще ездил со тарой магнитолой, без камеры и свободно парковался. Патриот со стороны кажется большим, а внутри – вполне компактным. У него честная прямоугольная геометрия и ты знаешь, что сзади, кроме пятого колеса, которое видно в зеркало, нет лишних выступающих деталей».

«При этом у твоих зеркал лучше обзор, — парирует его товарищ. — В пострестайлинговой версии лопухи Патриота стали больше, но в них я задние колеса не вижу. А у тебя видно даже бордюр. Но, опять же, за 1.000 российских рублей можно купить зеркала с нормальной отражающей сферой и забыть об этой разнице».

Издержки профессии

О том, что гражданский Патриот — наследник того самого военного вседорожника, говорит не только высокий клиренс (210 мм), но и двойные топливные баки. В машине Павла установлены емкости по 42 литра с каждой стороны. У Дмитрия оные рассчитаны на 36 литров, но вмещаются туда «честные 40 литров». В милитаристском Патриоте баки также были оборудованы системой кранов, чтобы в случае пробоя перекрыть один из них и ехать на другом.

Как выяснилось, военное наследие Патриота передает водителям некоторые армейские обычаи. Один из них — клясть командира и службу при любом удобном случае. Поэтому Дима не забывает в который раз упомянуть о фирменном сервисе:

«На своем горьком опыте я убедился, что, если эту машину обслуживать самому, с ней все будет в порядке. Однако даже в таком случае не избежать неприятных сюрпризов. Если заметили, передние тормозные диски здесь стоят вентилируемые. Это не заводские детали — я их менял, когда Патриот еще и 30 тыс. км не проездил. Уже тогда диски погнулись, и педаль тормоза било сильно. Как выяснилось, для УАЗа это нормально, такой рабочий ресурс… У меня еще колодки были в нормальном состоянии, а дискам пришел конец! Дилер тогда сказал, что негарантийный случай. Менять их на такой же штатный комплект я не стал. Поставил детали от частного производителя».

«Что касается мотора, то он однозначно не миллионник, — продолжает мужчина. — Не факт, что те же 300 тысяч км каждый агрегат одолеет. Все зависит от обслуживания. Серьезный минус дизелей — это заборная сетка в топливном баке. Тут она такая же, как и в бензиновом агрегате. Когда температура прошлой зимой упала до -28º, солярка загустела, и сетка моментально забилась. Чтобы устранить проблему, мне пришлось лезть в бак, снимать эту сетку. Хорошо еще, что в этих машинах просто туда залезть: достаточно снять сиденья и открыть лючок. А в Пашином УАЗе все делается еще быстрее: там под ковриком есть соответствующее отверстие».

«Плохо, что после длительной поездки приходится охлаждать турбину, — соглашается Павел. — Часто бывает, что мне нужно попасть в одно место, а через 10-15 минут уже следовать на другое. Тогда приходится надеяться, что рабочий ресурс турбодизеля не истощился. Но пока движок меня серьезно не подводил».

На гребенке

Перед тем, как съехать туда, где заканчивается асфальт и местность изобилует гребнистым рельефом, мы останавливаемся, чтобы обсудить маршрут. Помимо прочего, владельцы Патриотов рассказывают, каким бывает настоящий УАЗовский. Оказывается, тот делится на два направления: экспедиционный и внедорожный. Первый вариант — самый сдержанный и наиболее «правильный». Владелец держит золотую середину между проходимостью и грузоподъемностью, скрупулезно высчитывая КПД любого дополнительного обвеса. Исходя из подобных расчетов, Павел, к примеру, не стал устанавливать на свой внедорожник лебедку: чтобы та эффективно работала, ему пришлось бы усиливать бампер, а это, в свою очередь, негативно отразилось бы на расходе топлива.

«Как правило, мне нужно проехать 1000 км, чтобы только добраться до места, которое предстоит исследовать, — говорит орнитолог. — В Карелии, например, мы 600 км ехали, не встретив ни одной заправки, только на своем запасе топлива. Пересеченная местность при этом может быть усеяна буреломом и тянуться на 5 км либо на 20. Тут мне важно проехать и не сломаться, и дополнительный обвес будет казаться камнем на шее».

Что касается внедорожного тюнинга, то УАЗоводы называют такие машины «боевая котлета». И понятно почему. Любители ставят на такие авто пружинную подвеску сзади, меняют размер колес. Соответственно, за расходом топлива после того, как он вырастает за отметку 20 литров на 100 км, владельцы уже не следят. Покатушки на таких котлетах, как правило, заканчиваются какой-нибудь поломкой. Потому что владельцы лезут туда, где автомобиль пройти в принципе не способен.

«Когда мы отправились в экспедицию в Хибины (горы на Кольском полуострове), нам нужно было проехать к водопаду, местной достопримечательности. Спросив у местных маршрут, поворачиваем, как и было сказано: на развилке налево. Но никакой дороги слева от развилки не было, только русло реки. Оказалось, его все и считают дорогой. Так что мы просто поехали по нему (а это камни, ухабы и ямы) и без проблем добрались до места», — вспоминает Павел.

В подтверждение своих слов молодой человек садится в машину и начинает карабкаться на ухабистый холм. Вместо обещанной синоптиками оттепели на дворе зимняя сказка: снег искрится на солнце, земля схвачена легким морозцем. Уклон препятствия при этом намного превышает «безопасные» 30º. Однако Патриот абсолютно не реагирует на такие условия — машина весело пролетает окрестности, а ее пилот азартно высматривает горку побольше.

В глазах Дмитрия, едущего следом, тоже виден этот охотничий блеск, а с лица не сползает улыбка. «Устал я в городе, хорошо, что сегодня домой», — говорит он, глядя как искрится снег, выбрасываемый колесами впереди идущего Патриота. Обутые во всесезонку, те демонстрируют удивительную цепкость. А ведь мы уже раскатали кое-где колею, на которой можно и поскользнуться.

«Когда я покупал эту машину, с дизельным мотором была только одна комплектация — Limited, — вспоминает мужчина. — Причем в 2015 году производитель оснастил эту комплектацию 18-дюймовыми колесами на низкопрофильной резине. Но мне этот вариант не понравился — все-таки подо мной внедорожник. Поэтому я купил комплект 16-дюймовых дисков с резиной большего профиля. К тому же на дисках большего радиуса машину приходилось ловить на дороге, особенно там, где есть колейность. Как только поставил резину с большим выносом, эта проблема ушла. А Паша о такой проблеме даже не знал, потому что никогда большие диски не ставил».

Во время озорных маневров пытаемся найти подходящий пригорок, чтобы продемонстрировать диагональное вывешивание на Патриотах. Находим. Мосты с аппетитом поглощают неровность, но не поддаются.  Во всяком случае внедорожник Павла несколько раз показывал части обнажившейся подвески, но даже одним колесом в воздухе грести постеснялся.

Патриоту Дмитрия, оснащенному задним стабилизатором, с …надцатой попытки сделать это удалось, хотя и ненадолго: пригорок уже стал скользким, а ходы подвески у автомобиля и правда оказались большими.

«Радует, что устаревшую трехканальную ABS в новых моделях исправили, — комментирует Павел, наблюдая за стараниями товарища. — Мне, к примеру, на ледяном склоне тормозить бесполезно — машина будет трещать, но все равно едет. Из-за этого я в березу и впилился (про погнутый бампер мы уже рассказывали). Зато полный привод решает. Прошлой зимой я на своем УАЗе вытаскивал фургон буксующий. Так, мимоходом…»

На очереди у наших Патриотов внушительного вида горка, на которую ванильный Geely Atlas вряд ли бы сам взгромоздился бы (во всяком случае дилеры бы ему это сделать точно не дали). Владельцы только улыбаются и с ходу штурмуют препятствие. Потом еще раз. И еще. Во время очередного съезда Павел решает эмпирическим путем узнать клиренс своего внедорожника и пускает между колес немаленькое такое бревно. В ответ оно царапнула Патриот суками по днищу, но катастрофы не случилось. Все же, чем выше клиренс авто, тем лучше ему на бездорожье. А у Патриота он — один из лучших в классе.

«Мне всегда нравился Патриот своим техническим развитием. Нельзя сказать, что за 13 лет машина не выросла, не изменилась. Понятно, что всем по сердцу быть она по определению не может, но среди российского автопрома это, пожалуй, единственный удачный пример», — делится мнением Дмитрий.

«Невзирая на еще большую адаптацию для города, я бы купил себе новую версию Патриота, если бы вдруг захотел поменять автомобиль. Жаль только, пока нет дизельной версии. У меня до этого было много разных машин, в основном иномарок (короткая Нива 21213, Honda Legend, Citroen Saxo, VW T4), и признаюсь честно, ни одну из них мне не хотелось назвать каким-то особенным именем. А у Патриота имя есть — Горыныч», — отмечает Дима во время финального фотосета. Что же, пора закругляться, к тому же и световой день не располагает к длительным экспериментам. Зима ведь еще, февраль. Вот когда начнется смена сезонов, тогда и настанет пора принимать российскому Патриоту грязевые ванны. Но об этом мы расскажем в следующий раз.

Читайте также:

Максим Козлов
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments

Обманываете ли Вы при продаже автомобиля?

Всего проголосовало: 8 579