Сказка закончилась. Узнаем мнения водителей о бесправниках, «лихачах» и дорожном налоге

  • 4 января
  • Просмотров 62704

Январь встретил белорусских автолюбителей повышением базовой величины (прим. до 24 руб. 50 коп.), а значит — новыми суммами штрафов. Кроме того, последние месяцы уходящего года на страницах интернета активно обсуждали грядущие поправки в КоАП. Бывает, инициативы и предложения депутатов и МВД расходятся с интересами автомобилистов: некоторые из водителей считают, что нельзя действовать лишь административными рычагами, а в отношении отдельных нарушений ПДД уместны послабления либо, напротив, более серьезные наказания.

Недавний законопроект о внесении изменений в КоАП не остался незамеченным для большинства белорусов, в чем мы убедились во время нашего репортажа совместно с ГАИ Московского района. Надо сказать, что во второй день нового года, когда еще слышны отголоски бурного веселья, водители уже пришли в себя, улицы немножко ожили. Да и мы вышли не на поиски пьяных за рулем, а чтобы узнать мнения людей о некоторых «водительских» статьях, которые претерпят изменения.

Первым высказался водитель VW, который сразу вспомнил про ст.18.18 из КоАП, которая предусматривает применение штрафных санкций за отсутствие у водителя документов. Благо этот пункт исключается, учитывая, что сотрудник ГАИ может проверить их наличие по соответствующим базам данных. «Если человек просто забыл удостоверение дома, то за что штрафовать?» — безоговорочно заявляет мужчина.

«Две базовые — это было серьезное наказание. Да и у инспекторов ГАИ есть базы, чтобы все проверить», — вторит ему водитель Camry.

О лишении прав за повторное в течение года превышение скорости владелец VW рассуждает не так категорично, утверждая, что многое зависит от «тяжести» нарушения: «Если дорожная ситуация позволяет немножко ускориться, то ничего страшного в этом не вижу». То есть можно обойтись и малой кровью. Так же мыслит и водитель BMW в случае превышения скорости до 40 км/ч, хотя сам оценивает себя в целом как спокойного водителя, а вот бесправников и пьяных за рулем он не жалует.

Многим запомнилась и возможная поправка касательно бесправников, которых в Беларуси планируют наказывать административным арестом за повторное нарушение. Речь идет о ст.18.19 КоАП, санкции которой на данный момент предусматривают штрафы от 5 до 50 базовых величин. «Если прав лишили не за ерунду, тогда с такими водителями нужно построже», — четко рапортует один из минчан.

Вдруг тормозим VW Jetta. Водитель чуть не расплакался от того, что впервые за 30 лет вождения его остановили и даже вручили символический подарок. С документами все в порядке, на вопросы он отвечает охотно и уверен, что на дороге должна действовать строгая дисциплина. И никаких поблажек! В частности, тех, кто превышает скорость на 30-40 км/ч или управляет авто без прав, жалеть однозначно не нужно. В отличие от столичных водителей, которых не устраивает уплата дорожного сбора или строгое наказание «лихачей», владелец «Джетты» полагает, что за год каждый в состоянии насобирать необходимую сумму на дорожный налог.

Жалуется лишь на то, что столица встретила его не слишком радушно, и говорит за культуру вождения. «В Гродненской области ведут себя на дороге получше, чем в Минске. А эту машину в столице вообще не признают за транспортное средство, — кивает в сторону почти 30-летнего раритета мужчина. — Всем почему-то нужно меня обогнать и тут же резко затормозить…»

У владельца остановленной нами Alfa Romeo минувший год выдался не таким образцовым, как у предыдущего собеседника. Число нарушений сосчитать он затрудняется, но вспоминает, что его штрафовали за неоплаченную страховку, непройденный техосмотр, переход дороги в неположенном месте. Вот вроде бы и все.

О поправках в КоАП водитель наслышан, его все устраивает. Смущает другое: какие изменения случатся в новом году в отношении уплаты дорожного сбора? «В год платить сразу большую сумму — это накладно, у меня все-таки двое детей. А вот вариант с привязкой госпошлины к стоимости топлива — по-моему, это разумно», — говорит водитель, обещая в следующем году обойтись без нарушений ПДД.

Девушки на Kia Rio и Nissan Primera не прочь порассуждать об изменениях в КоАП. 

Первая думает, что по всей строгости нужно обходиться только с выпившими водителями, а вот за незначительные нарушения скорости можно наказывать более «мягко». «Не помню, то ли в прошлом, то ли в позапрошлом году только однажды "словила" камеру фотофиксации, в остальном — без нарушений», — высказывается девушка. И в процессе разговора вспоминает случай ДТП, когда ее автомобиль пострадал из-за пешехода, перебегавшего перекресток не по правилам: «Сама долгое время была пешеходом, все можно понять. Но я считаю, что наказание за переход в неположенном месте можно было бы и ужесточить (прим. сегодня это от 1 до 3 б.в.)».

Вторая девушка уверена, что лишение прав за повторное в течение года превышение скорости служит в качестве «тормоза» для любителей постоянно ездить в режиме форсажа. Что касается дорожного сбора, то платить его она готова, если бы не одно веское «но». «Возможно, белорусы платили бы этот сбор более сознательно, если бы знали, на что он тратится. Получается, платим, а улучшения дорог не видно», — говорит девушка, которая может похвастать «чистым» талоном за 2017 год.

А вот водитель Toyota, похоже, сбавил скорость, чтобы пообщаться с нами. По крайней мере, высказывается он открыто и сразу комментирует норму «за скорость лишать», и во время беседы станет понятно что к чему. «На мой взгляд, наказание должно быть неотвратимым, но не жестоким. Допустим, чаще штрафовать за небольшое превышение скорости, чтобы до человека наконец-то дошло, что так делать нельзя. А так выходит, что нарушил два раза в течение года и у тебя забрали права, как-то несправедливо. Арест за повторную езду без прав — это уже без вопросов», — рассуждает владелец Camry, который не раз «засветился» под камерами со слегка превышенной скоростью.

«Я съездил в Мозырь, туда-обратно, и мои расходы на штрафы превысили расходы на топливо. На дороге в 600 км сразу 4-5 камеры, поэтому я уже призадумался», — сознается мужчина.

Водитель Subaru с почти 40-летним стажем без ложной скромности говорит про то, что на дороге ведет себя крайне дисциплинированно. Его мнение таково: с «лихачами» нужно бороться так же, как и с бесправниками, у которых забрали удостоверения за серьезные нарушения, а они утверждают, что «забыли» их дома. «Меня раздражают "лихачи", которые обгоняют и подрезают без надобности. Они торопятся жить, забывая, что жизнь за рулем может быть краткосрочной в одно мгновение. На дороге нужно вести себя адекватно и с пониманием», — добродушно глаголит истину он. 

Коснулись мы и наболевшего для многих водителей вопроса уплаты дорожного налога при прохождении ТО. Пока примерно одна треть белорусских водителей дружно игнорируют техосмотр, другие рассчитывают на то, что механизм уплаты «дорожного сбора» пересмотрят в интересах людей. Тем более что разработан проект указа по изменению системы взимания госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Заметим, что никто не высказывался слишком радикально вплоть до полной ее отмены: раз надо — так надо, но привязка уплаты «дорожного сбора» к прохождению техосмотра делает хорошую брешь в бюджете многих водителей.

Одни предлагают привязать ее к цене на топливо. Единицы решают оставить все как есть. Но одна из версий вызвала наибольшее одобрение у большинства белорусов: сделать оплату помесячной и контролировать ее через камеры фотофиксации. «Фактически 11 месяцев в году моя машина стоит в гараже, поэтому платить за нее наравне с теми, кто ездит каждый день, — это несправедливо. Не ездишь — не платишь. На мой взгляд, контролировать оплату дорожного сбора не составит большого труда», — делится частным мнением водитель VW.

Хозяину BMW X5 импонируют варианты с привязкой дорожного налога к стоимости топлива (больше ездишь — больше платишь) и частичной уплатой, к примеру, за месяц или полгода. Единоразово платить 200 долларов во время техосмотра не слишком удобно даже для владельцев премиальных моделей. Один из водителей упомянул и про бесполезную уплату сбора при смене собственника.

Видно, не знал, что с 1 января 2018 года при продаже автомобиля с действующим сертификатом техосмотра новому владельцу ТС повторно проходить данную процедуру не потребуется до истечения срока ранее выданного разрешения. Это предусмотрено постановлением Совета Министров №933 от 6 декабря 2017 года.

Как показал наш полевой опрос, большинство водителей высказались за ужесточение наказания за езду в нетрезвом виде. А вот либерализацию ответственности за мелкие правонарушения по «уму» находят скорее благим делом, мол, зачем за любую провинность сразу же штрафовать. «За те нарушения, которые напрямую не влияют на безопасность движения, можно смягчить наказания. Например, за те же забытые документы. В цивилизованных государствах все проверяют по базам, главное, чтобы была страховка. А вот бесправников и пьяных за рулем нужно по-любому лишать прав, эти люди недостойны водить автомобиль», — смело высказывается молодой водитель Almera, у которого при себе не имелось сертификата ТО.

**

Какие изменения в КоАП примут окончательно, пока говорить рано. Но у многих белорусов сама идея изменить административное законодательство вызвала некоторый резонанс. Кто-то считает, что лишение прав за повторное превышение скорости слишком жесткая мера наказания, другие уверены, что послабления для любителей полихачить ни к чему хорошему не приведут, а арест для бесправников — санкция в самый раз. Зато за «забытые» документы можно простить, так единогласно решили все из опрошенных нами водителей. «Сказка закончилась, — словами одного из автолюбителей звучит напутствие на будущее. — Но все-таки хочется верить, что перемены будут и, возможно, 2018-й станет исключением».

Читайте также:

 

Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments

Обманываете ли Вы при продаже автомобиля?

Всего проголосовало: 7 904