Редкий зверь. Опыт владения мощным купе BMW Z3M

  • 4 ноября
  • Просмотров 6823

Милая зверушка, которую нарекли Z3М Coupe, годится не столько на роль «зажигалки» на каждый день, сколько для покорения треков. Появилась модель в 1998 году и представляет собой закрытую версию родстера BMW Z3M. Того самого, что стал орудием возмездия Mazda MX-5 и усилиями инженеров превратился в настоящий маленький истребитель. Но речь сегодня пойдет именно про купе с длинным капотом, сдвинутой назад кабиной и могучими задними арками, которое выглядит стремительным, даже если автомобиль просто стоит. Ну а если вдавить газ в пол, то держись в поворотах — это безумие способна остановить только отсечка на 7600 об/мин.

Мечта — мощный и быстрый автомобиль

Сегодняшний владелец Z3M купил авто практически наобум, но его опыт владения стильным и мощным купе превзошел все ожидания. Мысль о быстром автомобиле преследовала Игоря очень давно, еще с подросткового возраста. Когда в 2010 году дело дошло до покупки, рассматривались Nissan 350Z, но попавшие под осмотр варианты находились в удручающем состоянии. Знакомые ребята вдруг подсказали глянуть BMW Z3M, хотя об этой модели он тогда еще ничего не знал.

Кроме того, смущала спорная внешность: некоторые считают, что жесткая крыша уничтожила элегантность родстера и даже изуродовала автомобиль. Но супруга Игоря развеяла все сомнения, посчитав автомобиль симпатичным, и это стало решающим фактором в пользу серебристой «зетки». «Конечно, мне было интересно соперничество само по себе, но в тот момент просто хотелось владеть мощной заднеприводной машиной, чтобы подрифтить на площадке. Она продавалась в Минске. До этого у нее было два владельца, и купе знали в кругах автогонщиков, так как ранее Z3принимала участие в драг-рейсинге», — рассказывает наш герой (прим. он известен под ником x3m_ded).

Мотор нового поколения, ходовая от других моделей BMW

В итоге Игорю досталось купе 2001 года со спортивным прошлым. В хорошем состоянии, если не считать небольшую коррозию кузова, что вполне нормально для девятилетней машины, с небольшим пробегом (чуть более 40 тысяч км), но это объясняется двухместной посадкой и трудностями эксплуатации в зимний период. Так что в такие цифры на одометре легко поверить. В хорошей по тем временам комплектации с электропакетом, кожей и продвинутой аудиосистемой.

Плюс ко всему подкупало, что последние два года до окончания выпуска модели в 2002-ом на нее ставили новые и современные моторы BMW, а именно S54. «Точно такой же двигатель, как на M3 E46 и Z4M до 2009 года. Только, видимо, из маркетинговых соображений производитель сместил ограничитель оборотов с 8000 (как у названных моделей) до 7600, в результате чего снизилась мощность до 325 "лошадей". Впоследствии, через несколько лет, я сдвинул отсечку на 8 тыс. об/мин, и отдача составила 343 л.с.», — говорит о сердечных делах купе Игорь.

Собственно, благодаря S54 объемом 3,2 литра, агрегированному 5-ступенчатой «механикой», машину можно считать конкурентной и быстрой. До 100 км/ч машина добирается за 5,3 секунды, а на полигоне, по словам владельца, разгонялась до 275 км/ч. Последние два года Z3M в основном состязалась на треках, но когда приходилось добираться за рулем купе в тот же Смоленск, то в смешанном цикле машина расходовала 13,5 литров вместо заявленных по паспорту 16,5.

С обслуживанием спортивного купе дела обстоят неплохо. Получается, мотор у него нового поколения, а ходовая позаимствована у разных моделей BMW, из-за чего большинство запчастей по подвеске, мотору и коробке (за исключением кузовных деталей) найти в продаже не составляет большого труда.

Первые пробы, чемпионат в Беларуси, новая цель

Вскоре после покупки Z3 обнаружилась скрытая проблема: машина периодически входила в аварийный режим при быстром разгоне, но поскольку БК неправильно оценивал ошибку, то только спустя полгода прояснилось, что все дело в некорректно работающем расходомере. Примерно тогда же у Игоря проснулся интерес к гоночным состязаниям, и как по накатанной он узнал о чемпионате по Time-Attack, записался на курсы экстремального вождения в Центре контраварийной подготовки Овчинникова и начал принимать участие в гонках по скоростному маневрированию. Причем автомобиль продолжал оставаться в стоковом состоянии, никаких улучшений владелец не производил, разве что поставил спортивные тормозные колодки и сделал распорку передних чашек кузова. Несмотря на критику, купе показывало неплохие результаты.

А три года назад (в 2014-ом), став чемпионом Беларуси по Time-Attack в классе «Unlim», Игорю захотелось побеждать и дальше. «Впервые съездив на "Смоленское кольцо", познакомился там с ребятами и решил поучаствовать в Чемпионате России RHHCC (прим. Russian Hot Hatch Club Championship). На следующий год убрал пассажирское сиденье и начал проводить небольшие доработки, чтобы покататься на первых этапах в Смоленске и Москве. Там все-таки большее количество участников, более серьезная конкуренция. Тогда же и зародилась идея проехать весь Чемпионат», — рассказывает Игорь.

Но все могло сложиться иначе: в начале 2015 года гонщик купил BMW M6 и планировал продать Z3, а ездить на треки на «эмке». Но позже понял, что та сильно проигрывает «зетке», и все-таки решил оставить ее для гонок. В 2015-м он сделал перерыв, а в 2016 году начал готовиться к будущему чемпионату. «И если изначально я не планировал "корчевать" автомобиль, то с решением участвовать в RHHCC пришлось его улучшать», — плавно переходит к доработкам Игорь.

Доработки, программа облегчения, минус 170 кг

По мере подготовки автомобиля к соревнованиям многие детали пришлось изымать из салона, в частности штатную магнитолу, на которую вдруг обнаружился большой интерес со стороны других фанатов Z3 из РФ и Беларуси. В итоге продал ее за 350 у.е. То есть владелец максимально, насколько это возможно, разгрузил салон, убрал все обшивки, часть потолка, все колонки, сабвуфер, усилитель, кондиционер, также сделали распорку сзади, поскольку у BMW тех поколений лопался пол в багажнике, вварили распорку между задними стаканами.

Взяв курс на глобальное облегчение, поставили легкий маховик, многопоршневые передние тормоза, переделали подвеску, чтобы можно было регулировать развал, убрали задние банки выхлопа, сделав прямые трубы. В сумме это привело к тому, что машина «похудела» на 170 кг с полутора тонн, что позитивно сказалось на скорости.

А вот дремлющий под капотом S54 даже не трогали, хотя мысль отодвинуть отсечку оборотов еще чуть-чуть и сделать чип-тюнинг мотора время от времени возникали в голове владельца купе: «Я езжу на 98-ом бензине, а по заводу допускается АИ-95, поэтому разница между ними теоретически позволяет подвигать углы зажигания, чтобы машина работала только на 98 и за счет этого получить прибавку мощности. Весной 2017 года я попробовал это сделать, и по итогу родная прошивка показала максимальную мощность — 350 л.с.».

Минувшей зимой Игорь активно занимался подготовкой машины к 8 этапам Чемпионата России RHHCC, прошедшему с апреля по октябрь этого года. Прикупил заодно и три комплекта японских дисков — для дождевой, сухой и тренировочной резины. Установил легкие и прочные 17-дюймовые диски Volk Racing, просверлив ступицы и поставив проставки, а выступал на сликах Yokohama 17 диаметра.

Сезон с проблемами, сильный конкурент

Любопытно, что проблемы начали вылазить одна за другой после того, как залезли в нутро автомобиля, совершенствуя его перед гонками. После первого этапа в Рязани лопнула передняя опора амортизатора скорее всего из-за того, что плохо закрутили гайку во время развала, и на последних заездах машина буквально скакала. Кроме того, Игорь сделал «ребилд» по коробке (заменил изношенные синхронизаторы), но по прошествии двух этапов чемпионата она сломалась, хотя до этого ездила без нареканий.

Прошлой зимой гонщик поставил мягкие пружины на заднюю ось, чтобы машина управлялась получше, но третий этап в Нижнем Новгороде принес не только второе место, но и новую неисправность: на поребрике или любой неровности автомобиль заносило из-за проблем с подвеской.

На четвертом этапе на уже знакомом «Смоленском кольце» лопнул демпфер коленвала — возможно, на это повлияли облегченный маховик или смещенная отсечка оборотов, что, впрочем, не помешало одержать победу. Это повторилось и на 5 этапе, а вдобавок сломалось сцепление. Но несмотря на все проблемы, которые преследовали Игоря от этапа к этапу, исход чемпионата сложился очень успешно, а например, в развязку пятого этапа гонок вмешался непредвиденный случай.

Победа, продажа машины, новый план

«Так получилось, что в нынешнем сезоне главным моим конкурентом стал прошлогодний чемпион и постоянный участник на подготовленной Honda Civic. После 4 этапа у нас с соперником счет был 1/3 в его пользу. Если бы я проиграл еще один этап, то это означало бы, что я не займу первое место по итогам года, т.к. этапов всего 8. Так вот к 5 этапу он купил новый комплект шин, чтобы окончательно оформить свое чемпионство в 2017 году. Я же был на старых. После 3 заезда (прим. из 5) я был впереди где-то на 0.5 секунды. Новые шины дают минимум 1 секунду, на 4 заезд соперник "обул" новые покрышки, но после старта у него вдруг открылась крышка багажника. Находясь в шлеме и без салонного зеркала, он этого не заметил и проехал все 4 быстрых круга, пытаясь улучшить время и не понимая, что же не так. Поскольку шины были уже прилично изношены, то следующий заезд не принес ему лучшего результата и на этом этапе победа была за мной», — улыбается Игорь, вспоминая прошедший сезон.

В результате упорной и честной борьбы белорус одержал победу по итогам всех этапов Чемпионата RHHCC. Для участия в классе Hot race Z3M Coupe подошел идеально, показал свою конкурентоспособность, хотя по времени от главного соперника на Honda Civic их разделяли десятые доли секунды. «Есть ли призовые выплаты в соревнованиях? Нет, это хобби. Так что все за свой счёт, запчасти предоставили zap.by, спасибо им за помощь! Хотя я знаю, что в этом году в чемпионате RHHCC предусмотрен приз за первое место в зачете Yokohama Trophy — 100 тыс. российских рублей», — признается гонщик.

Но поскольку белорус завоевал первенство в российском чемпионате, как и хотел, предварительный план пришлось перекраивать заново, в связи с чем продавать купе. «Сперва я думал продолжать переделывать его и дальше, ставить каркас безопасности, менять подвеску, постепенно превращая Z3M в гоночный автомобиль. Но так получилось, что основные цели, которые возможно достигнуть с ним, уже достигнуты», — заключает Игорь.

**

Плюс ко всему в этот момент ему предложили купить гоночный SEAT Leon SuperCopa Мк2, и гонщик решил попробовать. За неделю нашелся покупатель на Z3M, который тоже фанател от этой модели. А ведь автомобиль действительно очень редкий. В свое время было собрано всего 6318 таких купе. Европейская модель с левым рулем и двигателем S54 (325 л.с.) выпущена в 281 экземпляре. Цена соответствующая: семь лет назад она досталась Игорю за 16,5 тысяч долларов, а сегодня стоимость праворульной версии с таким мотором в Германии начинается от 30 тысяч евро.

Теперь планы у белоруса нарисовались другие, тем более сама жизнь подсказывает, что можно развиваться и реализовывать новые цели. Да и с новой машиной нет состояния «что делать дальше?» «Первый год учиться, понять, как ездить на переднем приводе и без ABS. Второй — ускоряться, участвовать в соревнованиях, ставить рекорды», — звучат перспективы на два года вперед. Ведь мальчишеские грезы о мощной машине сбылись, цель на поприще гоночных состязаний достигнута. Настало время двигаться дальше. И пожелаем Игорю в этом удачи.

Читайте также:

Алина Вислоус 
av.by

Фото: Алиса Зацаринная, личный архив Игоря

Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments

Зима близко. А вы уже переобулись?

Всего проголосовало: 4 087