Неизвестные паркетники. LADA XRAY - «междуклассник» в законе

  • 31 августа
  • Просмотров 8034

Городской внедорожник LADA XRAY появился в своем классе, наверное, самым последним. Но чтобы этот SUV российского производства вообще увидел свет, не говоря уже о здоровой конкуренции с зарубежными марками, генеральному директору АвтоВАЗа едва ли не в одиночку пришлось совершить локальную промышленную революцию. Его методы критиковали все, в первую очередь уволенные сотрудники тольяттинского предприятия, но итог по большей части затмил недовольства – XRAY стала второй, абсолютно новой моделью, отличавшейся от всего, что АвтоВАЗ выпускал ранее.

Вместо хрестоматийного наследия неудавшихся предыдущих проектов, эта LADA демонстрировала публике самобытность, завершенность и индивидуальность. Едва ли не впервые российский покупатель рассматривал отечественный автомобиль, как полновесного конкурента иномарке, отмечая в нем достоинства и находя выгодные отличия. А показать «Икс-Рею» было, да и есть, что.

Межклассовый перебежчик

Демонстрация LADA XRAY Concept впервые состоялась в 2012 году на Московском международном автосалоне. Хэтчбек о трех дверях выглядел свежо и современно на стенде АвтоВАЗа, чем вызвал множество кривотолков. Еще бы, ведь создавался концепт итальянской фирмой Vercarmodel Saro S.r.l. под пристальным вниманием шеф-дизайнера российской марки, Стива Маттина. Такой проект обошелся концерну в $1 млн., что вызвало резкий контраст с остальным привычно унылым тольяттинским модельным рядом. На то, впрочем, и был сделан расчет: чтобы поднять упавший престиж российского автопрома, требовалось провести убедительную демонстрацию принципиально иной машины. Но люди желали подробностей, раскрыть которые руководитель проекта, Олег Груненков, никак не мог – ведь он сам еще мало что об этом знал.

Черновые наброски, да и сам дизайн последовавшего за ними шоу-кара XRAY имели большое сходство с «замороженным» проектом LADA C-Cross. И это как раз понятно: АвтоВАЗ не был бы самим собой, если бы не использовал старые идеи в разработке новых моделей. Но в данном случае такой ход был оправдан – до премьерного показа оставалось совсем мало времени, и его никак не хватило бы для создания машины с нуля. И несмотря на то, что именно этому концепту была уготована демонстрация нового визуального стиля марки LADA, в 2014 году Московское мотор-шоу открывал уже другой, более подготовленный XRAY или Concept 2.

Пятидверный хэтчбек оказался куда более похожим на современную модель, но при этом недвусмысленно намекал на амбиции АвтоВАЗа в сегменте кроссоверов и SUV. Благодаря агрессивной внешности люди сразу окрестили модель «паркетником», хотя формально она так и осталась хэтчем, или, как говорит сам производитель, «высоким хэтчбеком».

Ради полного привода

Как ни крути, но полноценного, и даже городского внедорожника из базовой версии XRAY не получилось. Автомобиль и вправду оказался высоким хэтчем с кроссовым духом. К примеру, колеса у российского паркетника оказались слишком малы, всего 16”, чего недостаточно для перемещений по бездорожью. Производитель, правда, обул «Икс-Рей» в специальные шины, которых вполне хватает для езды по проселкам, но не более того. Явная конструктивная архаика, барабанные тормоза, прописались на задней оси на постоянной основе, так как они лучше защищены от агрессивной среды, вроде пыли да грязи, и, по-простому, дешевле. Рублем тольяттинцы проголосовали и за упразднение эффектной оптики – вместо той, что установлена на концепте, серийный XRAY получил ламповые фары попроще…

Не было в начальной версии хэтча и полного привода, хотя оный планировался производителем на всех стадиях разработки. Та же платформа В0, на которой базируется теперь эта модель, согласно планам, должна была быть более продвинутой, как на Renault Duster. Машину надеялись готовить к выпуску с двумя различными колесными формулами. Но после того, как Бу Андерсон получил отставку (весна 2016-го), концерн перешел в режим тотальной экономии, из-за чего мечтам о полном приводе в Lada XRAY не суждено было сбыться.

Однако уже летом того же года Московский автосалон вновь отметился яркими премьерами, в числе которых значились концепты спортивной и вседорожной версий: LADA XRAY Sport Concept и LADA XRAY Cross Concept. Спортивная версия получила заниженный клиренс, соответствующую настройку двигателя/ подвески, а вседорожная, наоборот, заимела увеличенный клиренс и специальный обвес (накладки на нижнюю часть дверей, пороги, колёсные арки, бамперы, защищающие эмаль кузова на лёгком бездорожье). Серийный выпуск этих спецверсий планируется в самом ближайшем будущем.

Сила слова и стиля

Что касается внешних атрибутов стиля, то обновление LADA своего визуального стиля начала с мелочей. Знаменитый логотип с ладьей до сего момента был переработан уже дважды. Потому и на нейминге АвтоВАЗ экономить не стал. Труднопроизносимое для кого-то словечко «XRAY» под завязку наполнено ассоциациями, большая часть которых вращается вокруг сафари, погонь, нелегальных гонок. На самом деле XRAY – это хитроумная аббревиатура, где «X» – это обозначение пересечения (англ. crossover, как кроссовер, то есть тип кузова авто), «R» – «Recreation» («отдых»), «A» – «Activity» («активность»), «Y» – «Your» («твой»), или «Young» («молодой»). Так-то…

Ну а по поводу внешнего вида XRAY мы приведем несколько фраз создателя дизайна этой модели, Стива Маттина: «В облике LADA XRAY собраны все ключевые особенности внедорожных авто. В то же время он олицетворяет собой новый язык дизайна компании. Несомненно, это будущее автомобилей LADA. Одним из базовых аспектов модели является ее передняя часть. Очень важно было создать эту часть динамичной, спортивной, целостной. Она должна обладать собственным характером и в то же время выглядеть легко узнаваемой. Основная идея здесь завязана на контрасте яркой графики. Новая решетка радиатора как раз выполняет данную функцию. Она стала более объемной и лучше соответствует дизайнерским пропорциям. Хромированные вставки выгодно связывают ее Х-форму. Эта тема находит отражение и в графике передних фар, что тоже визуально расширяет автомобиль. Боковины отличаются скульптурной пластикой. Их линия плавно переходит в задний бампер. Мы приложили немало усилий, чтобы добиться гармонии в облике этого автомобиля».

Технические характеристики

Итак, параметры серийного «Икс-Рея» таковы: длина – 4 164 мм, ширина – 1 764 мм, высота – 1 570 мм, размер колёсной базы – 2 592 мм. Не самые скромные показатели, тем более что о конкурентов оные и того меньше. Например, Renault Sandero Stepway уступает нашему герою 84 мм габаритной длины. При этом француз еще и уже его на 7 мм, но также и на 48 мм выше. Разница по колёсной базе – 3 мм в пользу XRAY. Помимо того, российский хэтчбек крупнее по всем габаритам, чем Hyundai Solaris и Kia Rio. Вот только багажник у XRAY скромный: при объёме в 324 литра он на 4 литра больше, чем у Sandero, но на 65 л меньше, чем у Rio и на 46 л меньше, чем у Solaris. При сложенных спинках задних сидений багажник увеличивается до 770 литров.

Что касается силовой передачи, таковых для LADA XRAY было предусмотрено три варианта исполнения. Наиболее хорошо себя зарекомендовала комбинация 1,6-литрового двигателя HR16 разработки Nissan мощностью 110 л.с. и пятиступенчатой МКПП серии JH разработки Renault. Менее трети от производственного тиража «Икс-Реев» оснащены вазовскими агрегатами: 1,8-литровым двигателем 21179 мощностью 122 л.с. и «косячным» пятиступенчатым «роботом» АМТ. Ну а для базовой версии хэтчбека предусмотрен 1,6-литровый мотор 21129 разработки АвтоВАЗа мощностью 106 л.с. и французская пятиступенчатая «механика» JH.

Еще на старте проекта Бу Андерсон обещал хорошее оснащение даже базовой комплектации LADA XRAY. Как ни странно, обещания эти сбылись. С начальным пакетом Optima 1 покупатель получает мультируль, центральный замок с дистанционным управлением, бортовой компьютер, аудиосистему, две подушки безопасности и целый ворох электронных помощников (система курсовой устойчивости ESC, противобуксовочная система TSC, система помощи в трогании на подъеме HSA). Рангом повыше идет комплектация с кондиционером и подогревом сидений. Ну а топовые версии, общим числом четыре, отличаются сервоприводами, электропакетом, материалом обивки, навигатором и умной оптикой.

 **

Кроме того, в число неоспоримых достоинств Lada XRAY стоит внести ее пассивную безопасность: по рейтингу ARCAP (это российский «доработанный» аналог Euro NCAP) модель набрала четыре звезды, что превысило оценку самих производителей. Чаще всего покупателей привлекает низкая стоимость данной модели (от 550 тыс. рос. руб.) а также ее внешность вкупе с высоким для рядового хэтчбека клиренсом. Поклонники внедорожных путешествий этот автомобиль забраковали из-за слабой проходимости, но с нетерпением ждут кроссовую и спортивную его версии. В настоящий момент Lada XRAY входит в ТОП-15 российского автомобильного рейтинга продаж. Напомним, что в Беларуси цены на такое авто начинаются с 21.500 руб.

Читайте также:

Максим Козлов

Фото: из открытых источников

av.by

Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments

Зима близко. А вы уже переобулись?

Всего проголосовало: 4 329