AVтокалендарь. Вспоминаем эпохальные события и даты июня

  • 11 июня
  • Просмотров 2031

Все мы любим пятницу, и даже немножко субботу. Так уж заведено: конец рабочей недели сулит радость и приятное томление из-за грядущих выходных. В этот вечер свободный от дел автомобилист может позволить себе расслабиться и даже захмелеть. Но арсенал тостов по такому случаю традиционно небогат. В нашей новой рубрике «Автокалендарь» мы предлагаем этот запас пополнить, так как речь пойдет о событиях в истории мирового автопрома, мимо которых пройти просто нельзя.

Регистрация Chrysler Corporation, 6-го июня 1925 г.

Итак, одно из первых знаменательных летних событий в автомобильной истории произошло за океаном. 6 июня американский бизнесмен Уолтер Крайслер юридически зарегистрировал корпорацию имени себя. На тот момент в оной значилось аж два мелких бренда — Maxwell Motor и Willys-Overland. Не беда, что таких названий никто не слышал уже почти век, ведь в начале прошлого столетия американский авторынок формировался за счет мелкосерийного производства. Новые компании открывались тогда почти каждый месяц, а уже через полгода-год их ожидало банкротство или поглощение. Но Chrysler была отведена иная судьба.

Chrysler LeBaron. Образец элегантности 30-ых

Уолтер возглавлял свою корпорацию до 1935 года, причем довольно умело. Под его руководством бренд не только завоевал свою аудиторию, но и расширился, приобретя компанию Dodge, а также запустив две собственные марки — Plymouth и De Soto. В таком составе концерн начал успешно конкурировать с General Motors и Ford, образовав вместе с ними «Большую тройку» — ядро американской автопромышленности.

На сборочной линии популярное в 70-ых лакшери купе Chrysler Cordoba

В 50-ых Chrysler благоденствовал, исповедуя стиль «детройтского барокко». В 60-ых непомерные аппетиты концерна переключились на Европу, где из брендов Barreiros Diesel, Rootes Group и Simca было сформировано объединение Chrysler Europe. Проблемы на производстве начались в 70-х, когда во время нефтяного кризиса все бренды промышленной группы отметились выпуском коммерчески провальных моделей. Денег стало не хватать, что напрямую сказалось на качестве продукции. За спасение агонизирующего гиганта взялся блестящий топ-менеджер Ли Якокка, который к 1983 году добился от предприятий первой прибыли. После ухода Ли с поста президента Chrysler заключил союз с Daimler-Benz, который, правда, не пошел ни одной из сторон на пользу. Весной 2009-го концерн объявил о техническом банкротстве, а в 2014-ом контроль над ним получил FIAT.

Первый «настоящий» Porsche, 8-го июня 1948 г.

Porsche 356 Beutler Convertible 1949 г. в.

Под словом «настоящий» подразумевается «спортивный», поскольку «Ферри» Порше, как и его отец, всегда мечтал создавать быстрые автомобили. Оная модель могла бы появиться на свет на 15 лет раньше, если бы знаменитого профессора не обязали созданием «всенародного» автомобиля Германии. За свои технические достижения герр Фердинанд стал известен на весь прогрессивный мир, а также был помещен под стражу французами на долгие 22 месяца. Поэтому спортивный родстер Porsche 356 создавался лишь при его косвенном участии.

Изначально Porsche 356 планировали сделать среднемоторным, но движок съехал назад ради второго ряда сидений

Почему косвенном? Потому что оригинальными в этой модели были только кузов и трубчатая рама. Всю техническую часть пришлось позаимствовать у насекомоподобного родственника Porsche — VW Kafer. Подвеска, 4-ступенчатая трансмиссия, рулевое управление, тормозная система и даже двигатель — все это перекочевало под новый блестящий обтекаемый кузов. Кстати, автором последнего являлся Эрвин Коменда, занимавший пост главного инженера и кресло начальника отдела разработки автокузовов в компании Porsche. Это был талантливый и опытный специалист, несколько лет сотрудничавший с маркой Mercedes-Benz и сумевший добиться снижения веса тамошних моделей за счет улучшения их дизайна. Он же приложил руку и к созданию силуэта всеми любимого «Жука». Найдя его очертания оптимальными, он продолжил совершенствовать этот дизайн в 356-ой модели.

Вся семья в сборе. Слева направо — Эрвин Коменда, Ферри, Фердинанд Порше и модель 356

Удельный вес машины составил всего 585 кг, а потому расточенный до 40 «лошадей» (против родных 25) 1,1-литровый оппозитный двигатель о четырех цилиндрах сумел разогнать ее до 135 км/ч на пробном заезде. Это был просто эксперимент, собранный чуть ли не «на коленке» для личного пользования Ферри. Но вскоре такую машину захотели иметь все его друзья, отчего наследнику компании пришлось организовать мелкосерийное производство. Так, в местечке Цюффенхаузен было собрано и тут же продано 20 экземпляров, чьи кузова оказались алюминиевыми, да еще и отформованными вручную: конвейерами Porsche еще не располагали, а сталь оказалась тогда в большом дефиците. На вырученные деньги Ферри удалось выкупить из плена отца, и уже с ним во главе клан Порше начал отлаживать свой первый спортивный проект.

В кузове купе 356-я выпускалась уже в родном для Porsche Штутгарте

Через 2 года о 356-ой модели говорили уже по обе стороны Атлантики. Люди хвалили купе за выдающуюся аэродинамику, отличную маневренность и высокое качество сборки. Автомобиль одинаково хорошо чувствовал себя и на гоночных треках, и на городских улицах. Заказы на него сыпались как из рога изобилия, обеспечив выживаемость компании и ее технологическое развитие. Производство купе прекратилось только в 1965 году. Общий тираж модели превысил 76 тысяч экземпляров.

Марка Jeep выходит на рынок, 13 июня 1950 г.

Сегодня слово «джип» старательно вымывается маркетологами из сознания автомобилистов. Продавцы заменяют его безликой аббревиатурой SUV, чтобы лишний раз не поминать конкурента. Ведь нарицательное слово «джип», обозначающее автомобиль повышенной проходимости, и название производителя таких машин — синонимы.

 Jeep WILLYS MB Military 1941 г. в.

Регистрация торговой марки Jeep состоялась через судебное разбирательство. Согласно зафиксированным данным, тот самый армейский автомобиль с открытым кузовом типа Ранебаут, который поставлялся в СССР по ленд-лизу и помог выиграть Вторую Мировую войну, был спроектирован не Willys-Overland или Ford Motor Company, а сторонним инженером Карлом Пробстом, трудившимся в компании American Bantam. Конструкция, разработанная им в рамках тендера, просто была отдана более крупным производителям на реализацию. Само же название Jeep произошло от слияния двух букв в индексе модели. Ford GPW (джи-пи) звучал почти как JP (джей-пи), а потом и вовсе стал «джипом». Причем этим словом называли и «классический» Willys MB.

Jeep Grand Cherokee 5.9 Limited

Начиная с 50-ых годов компания Willys-Overland, подобно переходящему знамени, часто меняла хозяев. Сперва ее купила формация Kaiser-Fraizer (1953 г.), затем бренд вошел в состав American Motors Corporation (1969 г.), которая, в свою очередь, была поглощена Chrysler (1987 г.). Последнему марка Jeep обязана глубоким рестайлингом своего модельного ряда: Wrangler, Wagoneer, Jeep-CJ7, а также его пополнением в виде (барабанная дробь) культового внедорожника Grand Cherokee. Вскоре все конструктивные и стилистические особенности этой модели, вроде Uni Frame, системы Command-Trac, полного привода и семи ощеренных зубов на передке, сформировали образ каноничного джипа. А сама марка Jeep до сих пор считается одной из лучших в своем сегменте.

Презентация BMW 328, 14 июня 1936 г. 

BMW 328. Победоносный германский спортмобиль 1936 г. в.

Премьера автомобиля, который подавляющее число экспертов считает лучшим за всю историю баварского бренда, произошла на кольцевых гонках Нюрбургринга. Невзирая на давность события, в этой модели отразились все стилистические и инженерные решения, характерные для BMW в будущем: простая геометрия кузова, инновационный силовой агрегат и узнаваемая решетка радиатора. Те самые ноздри, по которым современных «баварцев» можно выделить из любого потока, в 1936 году были намного больше. Такой стилистический ход производитель тогда применил впервые.

Таких купе для участия в гонке Mille Miglia было построено всего пять. Сегодня уцелевшие экземпляры оцениваются в 300 тыс. евро

Основой для BMW 328 являлась стальная А-образная рама, на которой располагался деревянный каркас. Алюминиевые панели обшивки крепились поверх него. Сердцем болида являлся рядный шестицилиндровый двигатель объемом 1.971 см³ с алюминиевой головкой блока цилиндров и полусферическими камерами сгорания. Его мощность составляла 80 л. с., которых вполне хватало, чтобы разогнать 780-килограммовый родстер до «сотни» за 9,5 секунды.

В 1999-ом BMW 328 вошел в список финалистов конкурса «Автомобиль века»

Максимальная скорость авто составляла 155 км/ч. И с каждой новой гонкой этот показатель все улучшался. Так, из 172 заездов родстер опередил соперников в 141! При этом тщательно выверенные абрисы кузова этого BMW создавались вовсе не отделом дизайна, а рядовыми инженерами, т.к. баварцы не видели смысла в содержании собственной дизайн-студии. Таковая появилась у них лишь спустя два года после триумфальной спортивной премьеры болида. В 1999-ом BMW 328 даже вошел в список финалистов конкурса «Автомобиль века».

Основание Ford Motor Company, 16 июня 1903 г.

Ford Motor Company 1903 г.

Дата знаменательна не только самим этим фактом. Ее также можно считать успешным примером борьбы с узаконенной коррупцией. Ведь когда Генри Форд сподобился найти инвесторов и открыть компанию с уставным капиталом в $28.000, синдикат автомобилестроителей, фактически монополизировавший американский рынок, подал на новичков иск за нарушение патентного права. Вскоре почти все компаньоны Форда разбежались, оставив его сражаться с врагами в одиночку. На свой страх и риск главный инженер, а затем и президент Ford Motor Company вызов принял. Тяжба растянулась на 8 лет.

Ford T на конвейерной ленте

За это время Генри Форд вплотную приблизился в своей мечте и создал автомобиль для всех. Ford T, или «Жестянка Лиззи», как его прозвали в народе, стал самым востребованным и легкодоступным индустриальным продуктом начала ХХ века. Эта машина стоила на треть дешевле, чем любое авто конкурентов, и технически не слишком им уступала. Переведя производственный процесс на конвейерный метод сборки, Форд повысил производительность своих заводов на 60%. Кроме того, он решил кадровый вопрос легко и просто, внедрив восьмичасовую рабочую смену и удвоив зарплату рабочим.

Генри Форд, помнится, сказал, что лучший автомобиль — это новый автомобиль. Так прав был старина Форд?

В итоге модель Ford T к 1917 году разошлась в количестве более 785 тысяч единиц, совершив настоящую революцию в автомобильной промышленности. Так что звание «Автомобиль века», которое Жестянке Лиззи в 1999 году присудили независимые эксперты, вполне справедливо. В наши дни Ford Motor Company входит в десятку крупнейших публичных компаний США и в тридцатку наиболее влиятельных корпораций мира.

**
Это лишь малая часть важнейших для автомобильноый истории событий, имевших место в июне разных лет. Но будет и вторая часть — слишком много в этом месяце поводов, чтобы охватить их в одном материале. Мы решили июньский «AVтокадендарь» разделить на две части. Ведь нам важно рассказать что-то интересное, а не просто перечислить даты.

Максим Козлов
av.by

Фото: из открытых источников

Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments

Быстро продать автомобиль это..

Всего проголосовало: 6 763