Высота 3,5 метра, вес — до 3,5 тонн. Как Belshina «выпекает» покрышки для Caterpillar и БелАЗов

  • 24 мая
  • Просмотров 4352

Покрышки под маркой Belshina знакомы каждому белорусскому автовладельцу. Другой вопрос, кто и как часто отдает предпочтение отечественной продукции. Побывав в прошлом году в Бобруйске на заводе по производству массовых шин, команда AV.by своими глазами увидела: производство «Белшины» налажено по последнему слову техники и практически не уступает по качеству таким ведущим производителям, как, например, Continental.
Хотя на самом заводе говорят, что выпуск легковых шин — это так себе, игрушки. Бесценные инновации и дорогущие технологии скрыты в недрах ЗСКГШ и ЗКГШ, где производятся настоящие гиганты — крупногабаритные покрышки для сверхтяжелых карьерных самосвалов Caterpillar, Komatsu и, конечно же, жодинского БелАЗа.

Вес такой покрышки около 3,5 тонн. Стоимость — порядка 16 000$

В преддверии Дня химика, который отмечается в последнее воскресенье мая, AV.by предложили принять участие в пресс-туре по цехам завода сверхгабаритных шин ОАО «Белшина». Мы не могли отказаться, ведь показать обещали производство новой шины с посадочным диаметром 57 дюймов, предназначенной для карьерных самосвалов грузоподъемностью 350 тонн. Вы только представьте себе такое вот колесико высотой 3,5 метра и массой около 3,5 тонн! А ведь еще будет покрышка и на 63 дюйма... Но обо всем по порядку.
Прежде чем отправиться в недра ЗСКГШ , коротко о главном. Три года назад на заводе начался процесс материально-технического переоснащения. В рамках инвестпроекта было потрачено 136 млн. долларов, закуплены новые станки, сборочные линии, обучен персонал. К слову, разработка одного типоразмера шины обходится предприятию примерно в 100 тысяч долларов.

Генеральный директор предприятия Яковлев Алексей Викторович безоговорочно верит в целесообразность модернизации

— Деньги большие, но эти затраты себя полностью оправдывают, — по пути к подготовительному цеху рассказывает генеральный директор ОАО «Белшина» Алексей Яковлев. — Арифметика тут простая. Одна шина с посадочным диаметром 57 дюймов стоит порядка 16 тысяч долларов. Для «переобувки» одного самосвала требуется 6-8 таких шин плюс «запаска». А производственные мощности нового оборудования СКГШ рассчитаны на выпуск 1700 шин в год. Вот и считайте.
По словам руководителя, такая дорогая модернизация окупится не раньше, чем через 10 лет. Но овчинка стоит выделки: только один ЗСКГШ обеспечивает порядка 50% прибыли всего предприятия. Для примера, ЗМШ приносит лишь единичные проценты от общего дохода ОАО «Белшина». Образно говоря, сущие копейки на фоне многомиллионной прибыли. 

Руководитель ОАО «Белшина» не скрывает, что сегодня новая продукция в основном ориентирована на потребности жодинского «БелАЗа».

— Основной потребитель такой продукции — наши отечественные сверхтяжелые самосвалы, — говорит Алексей Яковлев. — Однако не стоит забывать про вторичный рынок, когда сверхгабаритные покрышки отправляются не на завод-изготовитель, а непосредственно к владельцам такой техники. К примеру, первые образцы новой продукции, выпущенные на новом оборудовании, уже проходят тестирование в Казахстане.

К слову, тут проясняется интересный момент. Оказывается, тестирование новых «свергабариток» происходит вовсе не на безвозмездной основе. Сегодня деньги, завтра — шины. По другому никак. За экспериментальную партию из 36 штук уже полностью расплатились. А уже в ходе эксплуатации в заготовительных карьерах могут проявиться недоработки, появиться рекомендации, которые на заводе примут к сведению и обязательно модернизируют новую партию шин.
У нас хоть и не солнечный Казахстан, но солнце нынче жарит нещадно. Ветер играет в молодых кронах деревьев, вовсю зеленеющих на заводской территории, пытаясь ухватить случайную бумажку или еще смолистую почку. Тщетно. Вокруг царит образцовый порядок и чистота, кое-где видны росчерки белил на щербатых кирпичах советских зданий. Видно, что стены подкрашивались, но такая поверхностная модернизация слабо скрывает от любопытных глаз обрывки советских лозунгов, которые местами уже вовсю пытаются соответствовать нашему времени: "Президент сказал — мы поддерживаем!"
Слегка покосившиеся железные ворота цеха переработки с протяжным скрипом давно требуют омологации, но их почему-то забыли подмазать и подкрасить. Не суть. Огромные станки и современные линии просто так не вынесешь и не вывезешь. Посему смело шагаю в полумрак помещения.
Заводы на предприятии работают все 24 часа в сутки, рабочие трудятся в 4 смены, поочередно сменяя напарников в наушниках, — в цехе переработки шум стоит неимоверный. Но я пытаюсь докричаться до рабочего персонала.

В цехе переработки используются 4 новые линии «H&F», которые полностью покрывают потребности нескольких заводов


— Здесь мы используем четыре новые линии «H&F». Как видите, все они расположены в первой половине цеха, во второй находятся бездействующие 4 линии старого образца, —
перекрикивая гул машин, рассказывает старший мастер участка резиносмешения Сенюк Михаил. — Производительность новых линий порядка 100 тысяч тонн готовой продукции в сутки. Это покрывает потребности не только нашего завода, еще ЗМШ и ЗКГШ успеваем помогать. В целом новое оборудование перекрывает производство 8 старых линий. При этом качество готовой продукции значительно улучшилось.

Уже готовое сырье для производства «свергабариток» далее отправляется в цеха-смежники. Весь процесс производства смеси и сборки больших покрышек очень схож с тем, что мы описывали ранее, посещая завод массовых шин. Естественно, в других, более серьезных масштабах. Поэтому заострять внимание на нем не будем. Сконцентрируемся на новом оборудовании и, разумеется, огромных шинах для сверхтяжелых машин.

В каландровом цехе установлены самые современные на сегодняшний день линии



Так, в каландровом цехе установлены самые современные на сегодняшний день линии для раскроя полотна обрезиненного металлокорда, как каркаса, так и бреккера шин. На каждой из них задействовано всего 3 оператора, все остальные процессы автоматизированы. К слову, именно здесь вовсю используется продукция белорусских предприятий. Это к вопросу о том, насколько "Белшина" сегодня белорусская.

Молодежь на преприятии есть, но ее не много. Средний возраст сотрудников — 41 год

— Все синтетические каучуки, технический углерод, различные химические компоненты и добавки завозятся из России или стран Азии, — прокомментировал ситуацию гендиректор Алексей Яковлев. — Что касается доли белорусского сырья в конечной продукции, то она не превышает 10%. Из отечественных компонентов в производстве покрышек используется металлокорд (5%) и текстильный корд (5%).

Металлокорд и текстильный корд — то немногое отечественное, что используется в производстве белорусских покрышек

Звучит не слишком оптимистично, но надо понимать, что в силу естественных причин производсво того же каучука в нашей стране попросту невозможно. Хотя те же цинковые белила ранее «Белшина» производила сама, а теперь закупает в Челябинске. Почему — вопрос открытый.

Цех сборки крупногабаритных шин 


Роботизированный комплекс VMI также используется для сборки шин и для тяжелой техники


Средняя зарплата на предприятии — 770 рублей. В цехе вулканизации получают  больше — до 1100 рублей

Радует, что хоть лица рабочих везде все свои — трудятся белорусы, и условия работы для наших людей повсеместно комфортные. Мы даже попросили показать бытовку для обычного рабочего класса, памятуя, какой бардак увидел в похожем помещении Презединт, посещая крупное деревообрабатывающее предприятие «Ивацевичдрев» несколько лет назад.

Так выглядит бытовка рабочих "Белшины"

Не тут-то было! В помещении все аккуратно. Как-будто пять минут назад все помыли-убрали. Полы блестят, рабочие в чистых робах трудятся у блестящих станков, разлитого масла и разбросанных по цеху компанентов или частей бракованной продукции не видно. Красота! В общем, поговорку «Чистота — залог здоровья. Порядок — прежде всего!» на «Белшине» знают и строго ей следуют.

Внутри царит образцовый порядок. На стене — кондиционер


— Модернизация всегда подразумевает и оптимизицию производства. То есть на некоторых старых линиях у нас работало 9-12 человек, а сейчас задействовано всего 3-4 сотрудника. Но это не значит, что рабочих ждет сокращение, — рассказывает Алексей Яковлев. — Я вообще противник любого рода сокращений. Сегодня мы подошли к тому этапу, когда многие опытные специалисты находятся в предпенсионном возрасте. И вот тут мы должны принять взвешенное решение: оставить их передавать опыт или же довериться молодым специалистам. Спешить тут не стоит.

По словам руководителя, средняя зарплата по предприятию балансирует у отметки в 770 рублей. Как видим, до президентских "по пятьсот" дотянуть пока не удалось. Но в некоторых цехах и эта цифра вполне реальна.
— В этом, так называемом элитном цехе вулканизации, работаю уже давно. В моей смене 7 человек, все получают больше 1000 рублей, а раньше на новые деньги и по 1800 рублей выходило, — делится тайнами заработков на «Белшине» старший мастер 7-го разряда, но фотографировать себя не разрешает. Но я и так охотно ему верю, глядя на огромные покрышки, стоимость которых варьируется от 3,5 до 16 тысяч американских долларов.

Шины выдерживают на стабилизации до 8 часов


Две половины одной формы. Процесс вулканизации полностью повторяет процедуру, аналогичную в цехе ЗМШ. Только длится до 12 часов


В цеху вулканизации установлены два новых китайских пресса (автоклавы) для сверкрупногабаритных покрышек R57-R63, которые могут произвести только 4 огромных колеса за 24 часа. Процесс вулканизации проходит на глубине 6 метров и длится до 12 часов. И все это время давление внутри шины достигает 30 атмосфер.

В цехе вулканизации установлены 2 новейших пресса для сверхгабаритных шин

Диафрагма для покрышек с посадочным диаметром — 57-63 дюйма

Остальные 14 прессов (для загрузки трех-четырех шин) задействованы для шин с меньшим посадочным диаметром. При максимальной загрузке цех вулканизации способен выдавать до 26 разных покрышек в сутки.

Гарантия на покрышки зависит от региона поставки. В среднем такая шина должна пройти не менее 100 000 км 

Далее новенькую шину с помощью крана транспортируют на линию контроля качества, где уже специалисты проводят все нужные замеры и тесты. В том числе с помощью ножа обрезая внушительного вида выпрессовки. 

**
К концу лета на заводе обещают выпустить экспериментальную партию «сверхгабариток» с пасадочным диаметром 63 дюйма для карьерной техники грузоподъемностью 450 тонн. Отмечу, что на территории СНГ ни один шинный завод не может похвастать продукцией такого калибра, что делает ее своего рода уникальной на рынке. Из известных шинников только Michelin и Bridgestone на сегодняшний день освоили выпуск покрышек такого посадочного диаметра. Отрадно видеть, что и белорусская Belshina со своей новой продукцией вышла на мировой уровень, а за счет конкурентоспособной цены и высокого качества может даже потеснить тяжеловесов на этом рынке. Главное, не упустить момент — и все получится.

Дмитрий Макаревич
Автомалиновка

Фото: автора

Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments

Быстро продать автомобиль это..

Всего проголосовало: 6 675