«Тактика по копейке в неделю продолжится». Что дальше будет с ценами на топливо в Беларуси?

  • 24 марта
  • Просмотров 11878

Последние два подорожания топлива — 11 и 18 марта «на копейку» — не на шутку встревожили автомобилистов. Да, изменение цены скорее символическое, чем пугающее, но людей беспокоит такая еженедельная практика, когда ровно в полночь цена на белорусских заправках волшебным образом меняется всего чуть-чуть. Как долго по копейке будут расти цены на автомобильное топливо дальше и чего ожидать автомобилистам в ближайшем будущем — об этом говорим со старшим аналитиком «Альпари» в Минске Вадимом Иосубом.
— С момента последнего нашего разговора прошло 4 месяца. Помнится, тогда вы высказали мысль, что предугадать ближайшие изменения цен на АЗС очень сложно, но, какое бы ни было принято решение, оно будет носить политический, а не экономический характер. Как считаете, в последних двух подорожаниях промежутком в неделю есть политический подтекст?


— Очевидно, что присутствует. В частности, политический характер демонстрирует такое незначительное подорожание — всего лишь на одну копейку. То есть любое резкое повышение цен вызвало бы очевидное недовольство в обществе, а по поводу 1 копейки вроде как и возмущаться неудобно.
— На ваш взгляд, почему белорусские власти так долго выдерживали паузу и не решились поднять цены на топливо в конце прошлого года?

— Думаю, власти просто опасались вызвать какие-либо волнения в обществе. Последние несколько лет снижалось общее благосостояние народа, цены повсеместно подросли, зарплаты за ними не успевают. Настроение населения явно демонстрирует неудовлетворение в сложившейся ситуации, поэтому лишний раз тревожить людей не хотелось. И тут кто-то предложил очень простой выход: незначительное, но регулярное изменение цен на топливо на внутреннем рынке.

— Действительно, последние два подорожания прежде всего характерны незначительными изменениями в цене — всего 1 копейка с литра. Почему взамен шоковой терапии прошлых лет власти пришли к плановому символическому росту?

— Резкое подорожание топлива тут же вызвало бы негативную реакцию автомобилистов. На фоне шумихи вокруг Декрета №3 акции протеста со стороны автолюбителей крайне нежелательны. По опыту нескольких предыдущих подорожаний топлива власти наперед знают, какой ждать реакции от них. Сознательно добавить в ряды протестующих безработных обозленную армию автомобилистов никто не хочет.
— Как думаете, подорожание бензина — это жесткая необходимость, продиктованная непростой экономической ситуацией в стране, либо превентивная мера, направленная на сохранение рентабельности белорусских НПЗ?


— Прежде всего, это наиболее компромиссное решение в сложившейся ситуации. С одной стороны, цены поднимать надо в целях восстановления рентабельности НПЗ. С другой — важно это сделать максимально безболезненно. Так что продемонстрированная практика по копейке в неделю — не самое плохое в сложившейся ситуации.

— Как известно, в этом году белорусские НПЗ недополучат из России 5 млн. тонн нефти (прим. 18 вместо 23 млн. тонн). Скажется ли это в текущем году на внутренних ценах на топливо?

— По последним данным, белорусская сторона недополучит еще больше нефти. Россия обязалась поставлять нам не больше 4 млн. тонн в квартал или 16 млн. тонн в год. Следовательно, Беларусь вынужденно уменьшит экспорт нефтепродуктов, что серьезно ударит по экономике нефтеперерабатывающих предприятий. Можно предположить, что возмещение убытков решат отыграть за счет внутреннего рынка. Но не забываем, что любая корреляция цен на топливо внутри страны полностью зависит от жестких административных решений. Так что желание НПЗ поднять цены должно будет найти поддержку в высших эшелонах власти.

— По некоторым данным, годовое потребление нефти на внутреннем рынке РБ не превышает 7 млн. тонн. Получается, все остальное в переработанном виде идет на экспорт, делая нашу экономику серьезно зависимой от поставок российской нефти?

— Безусловно, несколько последних лет экспорт нефтепродуктов — это основной источник притока валюты в страну. На втором месте находится экспорт калийных удобрений. Поэтому экономика всей страны очень зависима от коньюнктуры цен на нефтепродукты и, естественно, от объемов поставок сырой нефти из России.

— В недавнем интервью председатель концерна Виталий Павлов затруднился ответить, когда произойдет очередное плановое подорожание топлива. На ваш взгляд, милосердная тактика «Белнефтехима» продолжится, либо автомобилистам следует готовиться к очередному более серьезному подорожанию?

— Думаю, в ближайшее время концерн продолжит плановое подорожание топлива по уже проверенному методу. То есть сценарий «по копейке в неделю» вполне жизнеспособен и может повторяться в ближайшие несколько месяцев. А вот резкие изменения стоимости бензина маловероятны — возможные негативные последствия власти давно просчитали. Риск здесь неуместен.
— Рассуждая о ценах внутри страны, руководство того же «Белнефтехима» частенько просит обратить внимание на стоимость топлива в соседних Литве, Польше и Латвии. Мол, там цена доходит до полутора евро! Как думаете, реальная цена литра бензина в РБ близка к этой цифре либо находится на своем средневзвешенном уровне?

— На самом деле только рынок может дать ответ на вопрос "Сколько что-то стоит?". Есть спрос, есть предложения, и они балансируются с помощью рыночной цены. Очевидно, что у нас цена на нефтепродукты внутри страны нерыночная и регулируется административно. Поэтому ответить точно, сколько должен стоить бензин в Беларуси, в принципе невозможно при отсутствии свободного рынка. С точки зрения производителя, он должен стоить дороже, учитывая себестоимость, затраты на сложный процесс производства, транспортные и иные издержки. А с точки зрения потребителя, чем меньше цена — тем лучше! Но, повторюсь, правильный ответ на этот вопрос может дать только рынок, которого у нас нет.
— Существует ли вероятность того, что власти могут вернуться к проверенным ранее методам: привязать стоимость бензина к курсу доллара?


— Здесь могу уверенно сказать, что этого не произойдет. Нацбанк в настоящее время уверенно проводит последовательную программу дедолларизации. И один из пунктов этой программы — отвязывание цен и тарифов от иностранной валюты. Поэтому я практически полностью исключаю привязку к любой иностранной валюте.

— По вашим прогнозам, на сколько увеличится стоимость топлива в Беларуси к концу года?

— Не возьмусь прогнозировать на долгосрочную перспективу, так как на конечную стоимость топлива влияет множество факторов. Например, мы не знаем, как дальше будет развиваться динамика поставок той же нефти из России. Еще до конца неизвестно, получит ли Беларусь кредит от МВФ. Однако точно могу сказать, что дешеветь топливо не будет. Вполне вероятно, что практика по 1 копейке в неделю продолжится и дальше. А вот как долго продлится такое подорожание — сказать сложно. Думаю, ближайший месяц точно.

**
На сегодняшний день стоимость 1 литра дизельного топлива (К5) составляет 1.25 рублей, бензина АИ-95-К5 — 1.21 рублей, АИ-92-К5 — 1.13 рублей, ГАЗ ПБА — 0,65 рублей. Сколько эти цифры будут оставаться неизменными — узнаем уже завтра.

Дмитрий Макаревич
Автомалиновка

Фото: автора

Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments

Зима близко. А вы уже переобулись?

Всего проголосовало: 4 257